Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль за усвоением знаний, умений и навыков по русскому языку: организационные формы, критерии орфографической и пунктуационной грамотности, условные обозначения ошибок.



Контроль за усв знаний и формир ум - важнейш этап учеб процесса, кот позволяет констатировать объективный уровень ЗУН после изучения темы, выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе изучения.

организационные формы: текущий, тематический, итоговый.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки Условн обознач ошибки В чем заключается ошибка Как исправить ошибку
1.Ошибки в Содержании С 1. Есть что-то лишнее. [ ] 2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово/ фраза/ предложение. V 3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении. 4. Мысли излагаются непоследоват, наруш логика. Л 5. Искажен факт текста. Ф 1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания. 2. Оценка за сочинение снижается. 3. Переписать предложение, добавив необходимое слово, фразу/предложение. 4. Переписать предложение, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет Р 1. Употреблено не то слово. 2. Употреблено лишнее слово [ ] 3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). 4. Использ. однообраз. по структуре предл. 1. Переписать предложение, употребив необходимое слово/ убрав лишнее слово. 2. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало граммат.правильно. 3. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки. Г Неправ. образовано слово /словосочет/ построено предл. Переписать слово /словосочетание/предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки. I Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуацион ошибки. V Неправильно поставлен/отсутств знак препин в предложен. Переписать предл в исправлен. виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему, объясняющ постановку знака.
           

Оценка сочинений и изложений

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1. умение раскрывать тему;

2. умение использовать язык. средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3. соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается 2 оценками: первая - за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность - соблюдение орфографич, пунктуац. и язык норм.

Содержание сочинения и изложения оценивается по критериям:

· Соответствие работы ученика теме и основной мысли;

· Полнота раскрытия темы;

· Правильность фактического материала;

· Последовательность изложения.

· При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

· Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

· Стилевое единство и выразительность речи;

· Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.

критерии Оценка «5» Оценка «4»   Оценка «3»   Оценка «2»   Оценка «1»  
1.Соответствие содержания работы теме.   полностью в основном(незначит отклонен от темы) существенные отклонения от темы не соответствует теме  
2. Фактические ошибки.   отсутствуют Единичн фактическ неточности.   имеются отдельные фактические неточности много фактических неточностей  
3. Последовательное изл-ие содержания. излагается последоват Незначит. нарушения отдельные нарушения Нарушена последовательность во всех частях работы, отсутств. связь между ними, работа не соответствует плану.  
4. Лексический и грамматический строй речи.   Богатство словаря, разнообр. синтакс констр, точность словоупотребления. Достаточное разнообразие Беден словарь, однообраз синтакс констр, встреч-ся неправильное словоупотр Крайне беден словарь, короткие однотипн предложен со слабо выраженной связью между ними, часто неправильное словоупотребление.  
5. стилевое единство и выразительность текста Достигнуто. единство и достаточная выразит-сть Стиль не отличается единством, речь недостат выразит.   Нарушено  
  допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.   допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.   допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.   допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 реч недочетов
Грамотность: допускается 1 орфографич/ 1 пунктуацион/1 грам ошибка. допускаются 2 орфограф и 2 пунктуац ош/ 1 орфографич и 3 пунктуац / 4 пунктуац при отсутствии орфограф ош + 2 грамматич допускаются 4 орфогр и 4 пунктуац/3 орфограф и 5 пунктуацион/ 7 пунктуац при отсутствии орфограф+ 4 грамматич.   допускают 7 орфограф и 7 пунктуац/ 6 орфограф и 8 пунктуацион/5 орфограф и 9 пунктуацион/ 8 орфограф и 6 пунктуацион, а также 7 грамматических ошибок.   более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.  

 

34. Диктант как средство контроля орфографической и пунктуационной грамотности учащихся: место в системе письменных работ по русскому языку, типология диктантов, методика проведения, требования к тексту.

Диктант – вид работы, сущность которого в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

контрольный д. – контроль за усвоением знаний уч-ся по к.-л. теме, разделу. проводится в соответствии с тематич. планированием.

обучающие д. – проводят на этапе обобщения, закрепления, повторения знаний. Особенность- сопровождаются рассуждением – применением правила вслух.Это способствует осознанному овладению теор. понятиями, развитию монол. речи. Виды:

- Предупредительный диктант - в целях отработки приёмов применения правил; цель - овладение алгоритмом действий. Перед записью текста/в процессе учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

- Выборочный диктант - это письменная работа, в процессе которой школьники из продиктованного текста выбирают и записывают слова, словосочетания или – реже - предложения на закрепляемое правило.

- Распределительный диктант – это письменная работа, в процессе которой ученики записывают весь диктуемый текст, распределяя его по группам по указанию учителя.

- Выборочно-распределительный диктант.

-Творческий диктант – запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию.

- Объяснительный диктант – док-во написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

- Свободный диктант – это промежуточная работа между диктантом и изложением, при которой текст, прослушанный учащимися, не записывается под диктовку, а пересказывается свободно.

- Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.

- Зрительно-слуховые диктанты начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм.

Методика проведения. Обучающие д. мог. проводиться на каждом ур.Проверку след. осущ-ть сразу после написания. Приемы проверок: -самопроверка; -взаимопроверка.

Требования к тексту. Диктанты проводятся по связному тексту. Текст дб понятен уч-ся, интересен по содержанию и форме изложения, должен давать новую информацию об окружающем мире, воспитывать.

35. Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.

Программа основного курса ря для 5-9 и 10-11 классов отражает обязат. для всех шк‒ков часть образования, которая обеспеч. часами, включ в федеральный компонент федерального базисного учебного плана. Обязат. курс подкрепляется системой элективных и факультативных курсов — учебными предметами по выбору уч-ся. Они им. большое значение в системе предпрофил. и профильной подготовки уч-ся.

Факультативы и элективы – общее: курсы по выбору. Но в отличие от факультативов элективные курсы обязательны для учащихся.

Эл (факультативные) курсы связаны, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Это важнейш средство построения индивидуал образоват программ-связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Эл (ф) курсы «компенсируют» ограничен возможности основных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей уч-ся.

Элективные (ф) курсы могут использоваться в 7—9 классах основной школы в рамках предпрофильной подготовки и оказывать влияние на выбор профильного направления обучения в старшей школе.

В старшей школе элективные (факультативные) курсы по русскому языку могут быть востребованы в классах любого профиля: курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письмен. речи (например, «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения»). В классах филологического профиля – программы повышения лингвистич компетенции уч-ся на основе расширения теорет знаний по всему курсу; программы, углубл к-л аспект основного курса ря,предлагающие интеграцию предметов филологического (/гуманитарного) цикла.

Виды элективов (факультативов) по русскому языку: - на совершенств. важнейших практич умения и навыков на основе углубления знаний и организации активной комму-никативной деятельности на занятиях. – на расшир. и углубление одного из разделов базового учебного предмета «Русский язык». - элективы (ф), интегрир. предметы филологического цикла (ря и литература)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.051 с.)