Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификационной выпускной работы бакалавра

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

ПО ПСИХОЛОГИИ

 

Севастополь

 


УДК 159.9

ВВК 88

М 748

К

Ш 19

 

Методические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ предназначены студентам и слушателям выпускных курсов психолого-педагогического факультета специальности ПСИХОЛОГИЯ

 

Методические рекомендации подготовили: кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Моисеев; кандидат психологических наук О. Н. Кажарская, преподаватель кафедры общей психологии Н.В. Шамилова

Рецензенты:

Ø проректор по научной работе СГГУ, доцент, кандидат психологических наук И.Н. Авдеева

Ø зав. кафедрой общей психологии СГГУ, доцент, кандидат психологических наук Л.В. Скрипко

 

 

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры общей психологии 30 августа 2011 года, Протокол № 1.

 

© Печатается по решению Редакционно-издательского Совета Севастопольского гуманитарного университета

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Квалификационная работа бакалавра, это актуальная научная работа, направленная на теоретическое и экспериментальное исследование определенного психологического явления. Данное исследование является итоговой учебно-исследовательской работой выпускника по одному из направлений практической деятельности бакалавра.

Цели квалификационной работы:

- расширение и углубление теоретических знаний студентов выпускных курсов;

- формирование у студентов умения выбирать экспериментальные психологические методы и методики, адекватные практическим задачам исследования;

- развитие навыков исследовательской работы и привитие интереса к ней;

- совершенствование навыков математико-статистической обработки эмпирического материала;

- проверка готовности выпускника к самостоятельной деятельности по выбранной специальности.

- умение разрабатывать коррекционно-развивающие, психопрофилактические программы.

Тематика квалификационных работ определяется выпускающей кафедрой университета и должна отвечать следующим требованиям:

- соответствовать профилю подготовки бакалавров;

- учитывать актуальность и проблематику исследований в фундаментальной и практической психологии;

- способствовать приобщению студентов к научно-исследовательской работе университета и кафедр.

Студент может предложить свою тему квалификационной работы, представив на кафедру обоснование ее актуальности и практическую значимость в письменном виде. Решение об утверждении данной темы принимается на заседании выпускающей кафедры.

Формулировка темы квалификационной работы с указанием научного руководителя и рецензента утверждается по предложению выпускающей кафедры Ученым советом университета и изменению не подлежит.

Руководство квалификационной работой осуществляется сотрудниками кафедры путем систематического консультирования студентов с момента закрепления за ними темы исследования.

Квалификационная работа должна иметь полный объем не более 40-50 страниц машинописного текста, включая табличный и иллюстративный материал. Работа должна быть написана грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка и научного стиля изложения. Ответственность за полноту и достоверность данных, содержащихся в работе, и за соответствие ее требованиям методических рекомендаций несет исполнитель.

Черновой вариант квалификационной работы представляется для проверки научному руководителю за 1,5 месяца до защиты. В этот период по решению кафедры может проводиться предварительная защита.

Отзыв научного руководителя и рецензия оформляются после анализа чистового варианта дипломной работы.

Защита квалификационной работы является формой аттестации выпускника в соответствии с требованиями государственных стандартов подготовки бакалавра. Защита квалификационных работ осуществляется на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Оценка выставляется в экзаменационную ведомость и приложение к диплому.

Квалификационные работы хранятся на выпускающей кафедре в течение пяти лет. Их материалы могут быть рекомендованы к опубликованию в сборнике творческих работ студентов и слушателей университета, а также в виде докладов на научно-практических конференциях.

СТРУКТУРА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

  Примерный объем
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 1 страница
АВТОРЕФЕРАТ 1 – 2 страницы
ОГЛАВЛЕНИЕ 1 страница
ВВЕДЕНИЕ 2 – 3 страницы
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 15 – 18 страниц
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 17 – 19 страниц
ВЫВОДЫ 1 страница
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 – 2 страницы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 2 – 3 страницы
ПРИЛОЖЕНИЯ По мере необходимости
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ  

 

СОДЕРЖАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Титульный лист квалификационной работы содержит наименование высшего учебного заведения и выпускающей кафедры; научную степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество заведующего выпускающей кафедрой и декана факультета; название квалификационной работы; образовательно-квалификационный уровень работы, специальность и группу, фамилию, имя, отчество выпускника – автора работы; научную степень, ученое звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя и рецензента, город и год (Образец оформления титульного листа квалификационной работы дан в Приложении А).

АВТОРЕФЕРАТ содержит в кратком виде основные положения, отражающие методологический аппарат квалификационной работы и полученные выводы (Приложение Б).

Оглавлениеотражает основные структурные элементы дипломной работы, приводится после автореферата и содержит наименование и номера начальных страниц всех глав, параграфов и пунктов (если они имеют название), а также номера страниц, на которых расположены: выводы, заключение, список использованных источников, приложения (Образец оглавления дан в Приложении В).

Введение раскрывает актуальность научной проблемы, избранной для исследования в квалификационной работе.

Существование проблемы является исходным моментом любого научного исследования. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основания для проведения научного исследования. Постановка научной проблемы предполагает:

- обнаружение дефицита знаний, информации;

- осознание потребности в устранении выявленного дефицита;

- описание проблемной ситуации;

- формулирование проблемы в научных терминах.

Доказать, что проблема существует можно, опираясь на литературный обзор. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности проблемы: насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты; особо выделить не изученные и мало изученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие:

- необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;

- потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;

- потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

- потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде;

- потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного их использования.

После обоснования актуальности работы необходимо охарактеризовать объект, предмет, гипотезу, цель, задачи исследования.

Объект исследования – это фрагмент изучаемой реальности: процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей. Объектом исследования в практической психологии являются социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия в совместной деятельности.

Предмет исследования содержится в пределах объекта. Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Предмет исследования определяет тему квалификационной работы.

Формулируется рабочая гипотеза, цель квалификационной работы и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения исследуемой проблемы и требующее проверки на практике и теоретического обоснования.

Исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений необязательно должна быть схожа с теорией. Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты.

В качестве гипотезы вполне достаточно предположить существование или отсутствие какого-либо феномена, взаимосвязь двух или нескольких свойств, степень их выраженности, условия возникновения или проявления.

Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее предположения, то более ясной будет схема дальнейшего изучения психического явления или процесса.

Цель исследования – желаемый конечный результат: описание характеристик психического явления, выявление или уточнение взаимосвязей психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение научных представлений, сведений, создание классификации, типологии.

Например:

1. Изучение и описание психического явления или его структуры.

2. Выявление взаимосвязей психических явлений и процессов у испытуемых.

3. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств и состояний.

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования: построить модель изучаемого явления, получить характеристики, провести анализ полученных в ходе экспериментальной работы данных, разработать и обосновать психокоррекционный комплекс или программу, направленную на развитие изучаемого феномена.

В исследовательских задачах должны быть отражены следующие аспекты:

- провести анализ существующих подходов в теории и практике, посвященных изучаемой проблеме, и их отражение в психологической литературе;

- что предстоит сделать с предметом исследования (модифицировать, адаптировать, построить модель, получить новые характеристики, составить характеристику, изучить динамику и т.п.).

В работе рекомендуется формулировать не более 3 – 4 задач.

Далее во введении приводится перечень методов и методик исследования для достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Количество методик исследования определяется по согласованию с научным руководителем в зависимости от замысла констатирующего эксперимента.

Объем выборки испытуемых должен составлять не менее 20 человек. В конце введения дается краткая характеристика базы исследования: учреждение, предприятие, группы испытуемых (количественный состав, возраст и др.).

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

 

Общие требования

Оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Текст печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4.

Параметры страницы: левое поле -30 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм;

шрифт текстового редактора Word: Times New Roman, кегль 14; интервал - 1,5.

Текст на иностранных языках может быть целиком впечатан или вписан от руки. Сочетание напечатанных и частично вписанных от руки букв или цифр не допускается.

Формулы должны быть напечатаны в специальном редакторе или вписаны в текст тщательно и разборчиво, обязательно черными чернилами или тушью. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие:

- прописные буквы 7-8 мм,

- строчные - 4 мм,

- показатели степени и индексы - не менее 2 мм.

Текст работы, рисунки, фотографии, схемы не должны иметь пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка букв на букву и дорисовка букв не допускается.

При выявлении ошибок, опечаток и неточностей их необходимо аккуратно выправить с помощью черной ручки и специального средства «Штрих». Допускается не более двух исправлений на странице. В случае трех и более исправлений страница должна быть перепечатана полностью.

Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах А4 или аккуратно наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны.

Текст работы делится на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей печатают прописными буквами симметрично относительно текста: АВТОРЕФЕРАТ, ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ. Точка в конце заголовка не ставится. Каждую структурную часть необходимо начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов печатают без специального знака (§), с первой прописной буквы, с красной строки. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки пунктов и подпунктов печатают с первой прописной буквы, с красной строки в подбор к тексту (разрядкой). В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точка.

Расстояние между заголовком (кроме пунктов и подпунктов) и текстом должно составлять 3-4 интервала.

Нумерация

Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2 и т.д. Порядковый номер печатается в правом верхнем углу без точки в конце.

Такие структурные части работы как АВТОРЕФЕРАТ, ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ не имеют порядкового номера, нумеруются страницы, на которых они расположены.

Главы нумеруются римскими цифрами в пределах всей работы и начинаются с новой страницы.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая - непосредственно номер самого параграфа (например, 2.3. - так обозначается третий параграф второй главы, знак параграфа не используется).

Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы.

Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя.

Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.) обозначаются единым наименованием «Рисунок». В работе проставляется общая порядковая нумерация всего иллюстрированного материала независимо от его характера в пределах главы. Номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: Рисунок 1.2. (второй рисунок первой главы). Все надписи на иллюстрированном материале пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки в конце. Надпись располагается под рисунком.

Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы сверху с правой стороны. Номер таблицы состоит из номера главы и номера таблицы, между которыми ставится точка (например, таблица 1.2 – вторая таблица первой главы). В тексте, где это уместно по содержанию, делаются ссылки на таблицу (например: «Данные... приведены в таблице 2.3»). Если в работе приводится таблица из какого-либо литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник.

В случае если таблица большая или для нее требуется много места, то после ссылки на таблицу должен следовать текст до конца страницы, а таблицу помещают на следующей странице. В таблицы не следует включать цифровой материал, который с достаточной краткостью может быть изложен в самом тексте. Комментарий к таблицам не должен их дублировать. В тексте следует давать лишь анализ и объяснение таблиц.

Обычно диаграммы, схемы, графики выполняются на основе данных, вошедших в таблицы. В этом случае иллюстрированный материал должен в работе заменить соответствующие таблицы, а не дублировать их.

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ

 

Чистовой вариант в сброшюрованном виде и электронный вариант работы представляется на выпускающую кафедру (методисту) не позднее, чем за месяц до защиты. После регистрации работа передается научному руководителю. Научный руководитель проверяет и дает письменный отзыв со своей оценкой и направляет работу рецензенту.

В рецензии отмечается актуальность исследования, насколько успешно студент справился с рассмотрением теоретических и практических задач, указываются положительные стороны работы и ее недостатки. Рецензент также делает заключение об общем уровне и качестве работы.

Работа, отзыв и рецензия анализируются и подписываются зав. кафедрой и деканом факультета.

Выпускающая кафедра не позднее, чем за 7 дней до защиты, представляет в Государственную экзаменационную комиссию:

- КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ, оформленную в соответствии с перечисленными требованиями и сброшюрованную в специальной папке для квалификационных работ;

- ОТЗЫВ научного руководителя;

- РЕЦЕНЗИЮ.

ЗАЩИТА квалификационной работы проводится на открытом заседании ГЭК. Весь необходимый иллюстрированный материал студент заранее вывешивает на стендах или представляет в виде мультимедийной презентации. Для доклада о выполненной работе студенту (слушателю) отводится 8-10 минут.

Общий план выступления студента на защите работы

1. Тема, объект, предмет, цель и задачи исследования.

2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь перечислить).

3. Выборка (испытуемых, обследованных, респондентов): количество, состав по возрасту и полу, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

4. Процедура исследования (в общих чертах).

5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались и анализировались.

6. Основные результаты исследования. Этот раздел целесообразно структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.

7. Выводы, их практическая значимость.

Студенту полезно помнить, что во время доклада:

Обстоятельно доказывать актуальность исследования не стоит, она должна быть прописана во введении квалификационной работы.

Пространно характеризовать современное состояние обсуждаемой в работе проблемы не следует, достаточно оценить ее состояние.

Следует избегать противоречивой информации. Содержание доклада должно быть четким, ясным, понятным.

Необходимо продемонстрировать умение отвечать на вопросы, анализировать результаты, давать их психологическую интерпретацию.

Если у вас много количественных данных или вы предложили классификацию, типологию и т.д., рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, графиков, диаграмм, таблиц.

Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов для размещения на стенде или размножен на листах формата А-4 (по количеству членов ГЭК), а также может быть представлен в виде мультимедийной презентации (программа PowerPoint Microsoft Office 2003).

 

По окончании доклада члены ГЭК задают студенту вопросы по содержанию работы и доклада. Затем на заседании ГЭК зачитывается основное содержание отзыва и рецензии.

Оценка содержания, теоретического и методического уровня выполнения работы дается на закрытом заседании ГЭК.

Критерии оценки квалификационной работы:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы ее названию;

- постановка проблемы и ее обоснование;

- логическая согласованность объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования;

- соответствие выбранных методов исследования поставленным задачам;

- характеристика выборки и адекватность методов математической обработки результатов;

- четкость, логическая последовательность и структурированность текста;

- грамотность, стиль изложения;

- знание достижений науки, монографической и периодической литературы по теме работы;

- информативность представленных результатов в таблицах, графиках, диаграммах или мультимедийной презентации, правильность их оформления;

- представленность результатов работы в выводах и рекомендациях, их соответствие поставленным задачам;

- оригинальность и новизна проведенного исследования;

- степень самостоятельности в работе,

- четкость изложения доклада на защите работы;

- правильность ответов на вопросы;

- оценка работы научным руководителем и рецензентом.

 

Оценка объявляется одновременно всем студентам, защищавшим работу, в день защиты. Оценка за квалификационную работу вносится в приложение к диплому.

 


Приложение А

Образец оформления титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Зав. кафедрой Декан факультета
доцент доцент
СКРИПКО Л.В._____________ СВАРКОВСКАЯ Л.А.___________

 

 

ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

 

 

  Квалификационная работа образовательно-квалификационного уровня БАКАЛАВР
  студентки группы _______
  специальности ПСИХОЛОГИЯ
  ИВАНОВОЙ ЛАРИСЫ ПЕТРОВНЫ  
Рецензент Научный руководитель
ПЕТРОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА СТЕПАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ
кандидат психологических наук, доцент   кандидат психологических наук, доцент  

 

 

Севастополь


Приложение Б

 

Автореферат квалификационной работы

 

Выполнил(а) студент(ка) Фамилия Имя Отчество
Тема:
Научный руководитель: Фамилия Имя Отчество
Объект:
Предмет:  
Цель:  
Задачи:
Гипотеза:  
Методики 1. 2. 3. 4. 5…
Использование математических методов обработки данных: 1. 2. 3.
Аннотация к работе. (Кратко указывается, что сделано в ходе выполнения исследования). Примечание: С описанием системы коррекционных (профилактических, реабилитационных) мероприятий (что включает в себя разработанная система мероприятий). Например: На основе анализа полученных данных, предложена (разработана) коррекционно-развивающая программа эколого-психологического тренинга для старшеклассников с целью развития экологического мышления. Тренинг включает в себя 10 занятий по 1,5 часа и направлен на развитие: - мотивационно-потребностной сферы; - навыков саморегуляции; - интеллекта и креативности. В программу тренинговых занятий включены интерактивные методы обучения и развития: ролевые игры, мозговой штурм, психогимнастические упражнения по развитию сензитивности и рефлексии.
Краткие выводы по работе: 1. 2. 3. 4. 5.
Количество использованных источников – (указывается в соответствии со списком использованных источников, не менее 40).

 

 


Приложение В

Образец оформления оглавления

 

оглавление

  ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ………………………… 1.1. Феномен эмоционального выгорания ……………………………... 1.2. Личностные факторы эмоционального выгорания ……………….. Глава II. Экспериментально-психологическое изучение синдрома эмоционального выгорания у ПЕДАГОГОВ …………………………………………………………………….. 2.1. Диагностика синдрома эмоционального выгорания ……………... 2.2. Взаимосвязь личностных особенностей и выраженности синдрома эмоционального выгорания ……………………………………………… ВЫВОДЫ…………………………………………………………………... Заключение ……………………………………………………….….. Список использованных источников ……………………. Приложение …………………………………………………………..              

 


Приложение Г

 

Краткая классификация задач и методов их статистического решения

 

Задачи Условия Методы
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака     а) 2 выборки испытуемых (несвязанные)   серийный критерий S Т-критерий Уайта Q-критерий Розенбаума Х-критерий Ван-дер-Вардена φ-критерий (угловое преобразование Фишера) t-критерий Стьюдента F-критерий Фишера
6) 3 и больше выборок испытуемых S-критерий Джонкира; Н-критерий Крускала-Уоллиса
2. Оценка сдвига (изменений) значений исследуемого признака     а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых Z-критерий знаков G критерий знаков Т-критерий Вилкоксона t-критерий Стьюдента М-критерий Макнамары (для дихотомических шкал) φ-критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых L критерий тенденций Пейджа    
3. Выявление различий в распределении признака     а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим χ2 -критерий Пирсона t-критерий Стьюдента
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений χ2-- критерий Пирсона φ-критерий (угловое пре­образование Фишера)    
4. Выявление степени согласованности изменений     а) двух признаков r-коэффициент корреляции Пирсона τ-коэффициент корреляции Кендалла R-бисериальный коэффициент корреляции ρ-коэффициент ранговой корреляции Спирмена φ-коэффициент ассоциации Пирсона Линейная и криволинейная регрессии
б) трех или большего числа признаков р коэффициент ранговой корреляции Спирмена г коэффициент корреляции Пирсона Множественная и частная корреляции Линейная, криволинейная и множественная регрессия Факторный и кластерный анализ
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий   а) под влиянием одного фактора L критерий тенденций Пейджа Однофакторный дисперсионный анализ Множественное сравнение независимых выборок
б) под влиянием двух факторов одновременно Двухфакторный дисперсионный анализ  
       

 

Рекомендации по выбору математических методов анализа данных

 

При разработке программы экспериментального исследования необходимо запланировать характеристики сопоставляемых выборок и вид используемого статистического критерия. Решение этой задачи можно осуществить, следуя такому алгоритму:

1.Определить типы измерительных шкал, сопоставимость единиц измерения.

2.Определить, являются ли выборки зависимыми (связанными) или независимыми (несвязанными).

3.Определить однородность – неоднородность выборки.

4.Оценить объем выборки (выборок) и, зная ограничения каждого критерия по объему, выбрать соответствующий критерий.

5.Оценить уровень сложности и доступности статистического критерия, наличие соответствующих таблиц.

 

Работать с таблицей рекомендуется следующим образом:

1. По первому столбцу таблицы, выбирается задача, стоящая в исследовании.

2. По второму столбцу таблицы определяются условия реше­ния задачи, например, сколько выборок обследовано или на какое количество групп может быть разбита обследо­ванная выборка.

3. Выбирается соответствующий статистический метод.

 


Приложение Д

Образец оформления библиографического списка

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности //Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С.172 – 176.

2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1995. – №1. – С. 54 – 55.

3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Смысл, 1996. – 496 с.

4. Величковский Б.М. Автоматизмы памяти //Исследование памяти. – М.: Наука, 1990. – 642 с.

5. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001. – 184 с.

6. Семиченко В.А. Психология общения. – К.: Магистр-S, 1997. – 152 с.

7. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учеб­ных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология», 2002. – 208с. Доступный с < http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads>

 

 


 

Приложение Е

Контрольные точки исследования (по В. С. Безруковой)

 

Операции Дата выполнения
  Выбор темы +  
  Первичное ознакомление с научными источниками +  
  Определение возможностей исследования темы +  
  Первичное ознакомление с экспериментальной базой +  
  Корректировка и утверждение темы +  
  Разработка научного аппарата исследования +  
  Разработка программы исследования +  
  Разработка примерного плана написания работы +  
  Изучение литературы, конспектирование +  
  Анализ теоретических подходов +  
  Разработка программы эксперимента +  
  Подготовка экспериментального материала +  
  Обработка теоретического материала +  
  Написание теоретической главы работы +  
  Обсуждение главы с научным руководителем +  
  Проведение констатирующего эксперимента +  
  Обработка экспериментального материала +  
  Описание эксперимента +  
  Написание эмпирической главы +  
  Написание практических рекомендаций +  
  Подготовка приложения +  
  Согласование глав +  
  Разработка выводов и заключения +  
  Составление списка использованных источников +  
  Обработка и литературная правка всего текста +  
  Чтение работы научным руководителем +  
  Доработка по замечаниям +  
  Предзащита +  
  Оформление работы +  
  Представление к защите +  
  Оформление документов (отзывы, рецензии) +  
  Подготовка выступления к защите +  
  Публичная защита работы +  

 

Этой таблицей можно воспользоваться для более четкой организации и последовательного выполнения квалификационной работы. Сроки поэтапного выполнения работы и представления результатов согласовываются с научным руководителем.

 

Приложение Ж

Оценка квалификационной работы студента

Критерии оценки:

5 (отлично) - соответствует требованиям (все необходимое сделано), существенных замечаний нет;

4 (хорошо) - соответствует требованиям, но есть существенные замечания и недочеты;

3 (удовлетворительно) - требования выполнены недостаточно;

2 (неудовлетворительно) - отсутствует или не соответствует требованиям (необходимое не сделано).

Оценка Руководитель Рецензент
Пункты 1 – 16 оцениваются научным руководителем и рецензентом    
ВВЕДЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Обоснование актуальности темы    
2. Формулировка цели, объекта, предмета, задач исследования    
3. Формулировка гипотезы исследования    
4. Оригинальность идеи, новизна    
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5. Проведение анализа литературы по теме исследования (не менее 40 источников; использование литературы на иностранных языках; наличие журнальных статей)        
6. Логика и системность изложения    
7. Формулировка проблемы и лежащего в ее основе противоречия    
8. Непротиворечивость понятийного аппарата исследования    
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
9. Выбор и обоснование методов и методик исследования    
10. Корректность применения используемых методик    
11. Организация исследования, базы исследования, проведения эксперимента    
12. Правильность составления методики эксперимента, и разработки на основе анализа по


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.125 (0.02 с.)