Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Понятие «язык». Понятие «речь». Основные единицы языка↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Русский язык и культура речи» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Ярославль 2012 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Русского языка и литературы Протокол № ___ от «» 2012 г. Руководитель кафедры: _____________ Н.В.Капранова
Составитель: преподаватель Осипова И.В.
Аннотация
Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит теоретический материал по разделам: «Введение», «Психология и технология делового общения» (темы: «Национальные особенности делового общения», «Деловой этикет», «Невербальные средства в деловом общении», «Устная деловая речь, её особенности»), «Письменная деловая речь». Работа предназначена для студентов заочной формы обучения по всем специальностям.
Раздел 1. Язык и речь Язык как знаковая система
Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого «systema» - целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система: ∙ Состоит из множества элементов; ∙ Элементы находятся в связи друг с другом; ∙ Элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство. Язык состоит из единиц: ∙ Звук; ∙ Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание); ∙ Слово; ∙ Фразеологическая единица (устойчивое словосочетание); ∙ Свободное словосочетание; ∙ Предложение (простое, сложное); ∙ Текст. Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.
Язык - знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина. Существует два типа знаков: 1. естественные (знаки- препинания) 2. искусственные(знаки- информанты). Например, на дереве появились желтые листья. Это естественный знак. Он - часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из лиц интенсивное движение транспорта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить. Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными. Информативные знаки - это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл - означаемое, а способ выражения - означающее. Например, раздается вой сирены (означающее - звуковой сигнал, означаемое - опасность); на флаге черная лента (означающее- цвет, означаемое- траур). Языковые знаки - самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (морфема, слово) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой- то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак- слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст - составные знаки разной степени сложности.
Основные функции языка Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.
Функции языка: 1. Коммуникативная 2. Познавательная 3. Аккумулятивная 4. Эмоциональная 5. Магическая 6. Поэтическая
1. Коммуникативная функция: язык служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь ответственно реагировать (принимать к сведенью, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности. 2. Познавательная функция: язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (общественное сознание) и мышления общества (общественное сознание). Развитие языка и мышления - взаимообусловленный процесс. Развитие языка и мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления. 3. Аккумулятивная функция: язык помогает сохранять ( аккумулировать) и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка. 4. Эмоциональная функция:(выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства) и волюнтативная (функция воздействия на слушателей). 5. Магическая функция языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой, прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий. 7. Поэтической функции языка. Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.
Типы норм
Функции норм Языковые нормы не придумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, которые происходили и происходят в языке и поддерживаются речевой практикой носителей литературного языка. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и некоторых современных писателей, язык дикторов Центрального телевидения, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма указывает на их коммуникативную целесообразность. В чем заключаются функции норм? Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка. Говоря о сущности нормы, следует помнить о том, что норма не является законом (хотя сходство этих двух понятий очевидно). Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть. Сопоставим такие примеры: 1. Камень, брошенный вверх, должен упасть потом вниз (это закон природы); 2. Человек, живущий в обществе, должен соблюдать правила общежития, например не стучать молотком в стенку после 23 часов (это социальные нормы); 3. Человек в процессе речевого общения должен ставить ударения правильно (это языковые нормы). Итак, норма только указывает, как должно быть, – это функция предписания. Идеальная языковая норма Идеальной языковой нормой можно было бы считать такую норму, которая отвечает, по крайней мере, двум требованиям: 1) не меняется на протяжении нескольких веков; 2) существует в речи абсолютно всех носителей языка (без исключений для социальных, профессиональных групп, а также для групп населения, выделяемых по территориальному принципу). Однако норма с названными параметрами является "труднодостижимой" или "совсем недостижимой" в реальной языковой действительности. Рассмотрим подробнее причины этого. Историческое развитие норм Может ли норма оставаться неизменной? Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии, и даже 15–20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Так, например, слово банкр о т было заимствовано в XVIII в. из голландского языка и первоначально в русском языке звучало как банкр у т. Аналогичное произношение имели и его производные: банкр у тство, банкр у тский, обанкр у титься. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с "о" наряду с "у". Можно было говорить банкр у т и банкр о т. К концу XIX в. окончательно победило банкр о т, банкр о тство, банкр о тский, обанкр о титься. Это стало нормой. Еще пример. В современном русском языке поезд в именительном падеже множественного числа имеет окончание -а, в то время как в XIX в. нормой было -ы. "Поезд ы на железной дороге останавливаются по причине больших выпавших снегов на четверо суток", – писал Н.Г. Чернышевский (1855). Меняются и нормы ударений. Так, в конце 90-х годов допустимыми были оба варианта произнесения: мышл é ние и м ы шление. В современном же словаре (2005) дается только одна форма - мышл é ние. Или другойпример. Сравним произнесение в 40-е гг. XX в. и в наши дни следующих слов:
Итак, историческая смена норм литературного языка – закономерное, объективное явление. Она не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм. Аббревиатуры-исключения Некоторые аббревиатуры при длительном употреблении получили форму рода не по роду главного слова, а по своему внешнему облику, т.е. аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, стали мужского рода. Так произошло со следующими аббревиатурами, которые можно считать исключениями из правил: вуз – муж. род: Вуз принял студентов (хотя по правилу: вузвысшее учебное заведение ср. род); ЖЭК – муж. род: ЖЭК собрал жильцов (хотя по правилу: ЖЭК жилищно-эксплуатационная контора жен. род); ВАК – муж. род: ВАК утвердил данную кандидатуру (хотя по правилу: ВАК высшая аттестационная комиссия жен. род). Вариантные аббревиатуры Как вариантные рассматриваются сегодня следующие формы: ТАСС (агентство) сообщило / ТАССсообщил ("ТАСС уполномочен сообщить" – название художественного фильма) ЮНЕСКО (организация) возникла / ЮНЕСКОвозникло. Образец Задание. Выберите один правильный ответ. "Нью-Йорк Таймс" … статью. (газета) а) опубликовал; б) опубликовала. "Труд" … статью. (газета) а) опубликовал; б) опубликовала. Газета "Труд" … статью. а) опубликовал; б) опубликовала. Алгоритм наших действий следующий: 1) определяем, данное имя является склоняемым или несклоняемым: "Нью-Йорк Таймс" – несклон. "Труд" – склон. 2) для определения рода несклоняемого иноязычного слова "Нью-Йорк Таймс" используем родовое слово газета – жен. род.; 3) при выборе рода глагола для имени " Труд " и словосочетания г азета "Труд" помним о том, что глагол-сказуемое всегда согласуется с именем-подлежащим. Итак: "Нью-Йорк Таймс" опубликовала. "Труд" опубликовал. Газета "Труд" опубликовала. Вопросы и задания Аббревиатуры
Внимание! Аббревиатуры с главным словом во множественном числе не имеют рода. Сказуемое при них также получает форму множественного числа: США выступил и с заявлением; СМИ опубликовал и статью. Таблица 5 Названия средств массовой информации (СМИ)
|
§1.2. Падежные окончания имен существительных
Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных
Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Как сказать: договоры или договора? В разговорной речи все чаще и чаще мы слышим форму договора. Но это, к сожалению, ошибка!
Выбор типа окончания (-ы/-и или -а/-я) определяется рядом факторов. Рассмотрим их.
Количество слогов в слове и место ударения
а) Односложные слова чаще образуют формы на -а/-я: снег – снега, дом – дома, лес – леса, сорт – сорта.
б) Односложные слова могут иметь также окончания -ы/-и: суд – суды, суп – супы, нож – ножи, кот – коты. Частые речевые ошибки вызывает слово торт. Множественное число у этого слова – торты.
в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер – вечера, паспорт – паспорта, голос – голоса, вексель – векселя.
г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь – аптекари, библиотекарь – библиотекари, компьютер – компьютеры, инженер – инженеры.
Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте.
Исключения: обшлаг – обшлага, рукав – рукава.
Происхождение слова и его структурные элементы
а) Слова с элементами - ер/-ёр имеют окончание - ы/-и: актёр – актёры, шофёр – шофёры, режиссёр – режиссёры, дирижёр – дирижёры и др. Это слова французского происхождения.
Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности.
б) Слова латинского происхождения с элементом -тор – неодушевленные (предметы) имеют окончание -ы: рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы.
в) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание -ы: авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание - а: доктора, директора, профессора. Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией.
Запомните, что просторечные формы бухгалтера, инженера, выбора, договора, приговора, должностя, шофера, почерка, крема, супа и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы.
Различие в значении слов
В ряде случаев окончания -ы и - а служат для различения смысла слова:
образы (художественные) – образа (иконы);
проводы (при отъезде) – провода (электрические);
цветы (растения) – цвета (окраска);
пропуски (недосмотры) – пропуска (документы);
поясы (географические) – пояса (одежды) и др.
Подобных пар в русском языке достаточно: листы – листья, зубы – зубья и др.
Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными). Вот эти они:
бункеры – бункера
годы – года
инструкторы – инструктора
клапаны – клапана (технический термин)
кители – кителя
прожекторы – прожектора
секторы – сектора
цехи – цеха
Выбор некоторых форм закрепляется традицией. Так, мы говорим: Прошли годы. Мои года – мое богатство. Но: Так бегут года! В ее годы!
Давайте запомним наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания.
Формы на -и/-ы
Формы на -а/-я
Мужской род 1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц. Исключение: носк ов. 2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам: а) слова с основой на - н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар. Исключение: негр ов. б) слова с основой на другие буквы имеют окончание - ов: киргиз ов, калмык ов, таджик ов, узбек ов, монгол ов, якут ов. Исключение: турок, бурят. 3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний: а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан; б) прежние рода войск с числительными имеют окончания - ов: 10 гусар ов, 5 гардемарин ов, 6 гусар ов, 7 улан ов. 4. Названия единиц измерений вариативны: а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон; б) ампер ов, ватт ов, грамм ов, килограмм ов, рентген ов, кулон ов. Усеченные формы (ампер, грамм) характерны для разговорной речи. 5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания - ов: апельсин ов, мандарин ов, банан ов, помидор ов, баклажан ов. Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор) характерны для разговорной речи. Женский род 1. Существительные на - ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь. 2. Некоторые существительные имеют окончание - ей: свеч ей, грабл ей, простын ей. Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей. Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое). 3. Существительные на - ия имеют окончание - ий: аудитор ий, академ ий, консерватор ий. Средний род 1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал. Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!) 2. Нормативными являются формы на - ий: побереж ий, захолуст ий, снадоб ий. 3. Существуют также формы на - ев:усть ев, болотц ев, верховь ев, низовь ев. А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний: нулевого: сумерек; суток; -ов: заморозк ов; -ей: будн ей, ясл ей, сан ей. Вопросы и задания 1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их. 2. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова? 3. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а служат для различия слов по значению. 4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков? 5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин? 6. Как образуют родительный падеж существительные, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли? Таблицы к теме 1.2.1.2. Числительные 40, 90, 100 Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:
Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":
Дробные числа При употреблении числительных, обозначающих дробные числа, существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: * процентов). Например:
При использовании во второй части числительного слов с половиной, с четвертью существительное в начальной форме (именительный падеж) имеет окончание родительного падежа единственного или множественного числа, в косвенных падежах – соответствующие падежные окончания: им. – шесть с половиной процентов, дат. – шести с половиной процентам (неправильно * шести с половиной процентов) и т.д. Например:
Порядковые числительные Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году? Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:
В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:
Собирательные числительные Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках? Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях: 1) с существительными, называющими люде
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.011 с.) |