Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Понятие «язык». Понятие «речь». Основные единицы языка

Поиск

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык и культура речи»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

 

Идентификационный номер ¾ ДСМК-2.4 ОГСЭДВ 02

 

       
  Номер копии:    
       
  Место хранения: Кафедра РУС  
       
 

 

 

Ярославль 2012 г.

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры Русского языка и литературы

Протокол № ___ от «» 2012 г.

Руководитель кафедры:

_____________ Н.В.Капранова

 

 

Составитель:

преподаватель Осипова И.В.

 

Аннотация

 

 

Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» содержит теоретический материал по разделам: «Введение», «Психология и технология делового общения» (темы: «Национальные особенности делового общения», «Деловой этикет», «Невербальные средства в деловом общении», «Устная деловая речь, её особенности»), «Письменная деловая речь».

Работа предназначена для студентов заочной формы обучения по всем специальностям.

 

 

Раздел 1. Язык и речь

Язык как знаковая система

 

Русский язык, как и любой другой язык, представляет собой систему. Система - (от греческого «systema» - целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

∙ Состоит из множества элементов;

∙ Элементы находятся в связи друг с другом;

∙ Элементы образуют единство, одно целое.

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется их единство.

Язык состоит из единиц:

∙ Звук;

∙ Морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

∙ Слово;

∙ Фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

∙ Свободное словосочетание;

∙ Предложение (простое, сложное);

∙ Текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

 

Разделы Единицы языка Уровни
Звуки, морфемы Фонетический Фонетика
Морфемы Морфемный Морфемика
Слова Лексический Лексикология
Формы и классы слов Морфологический Морфология
предложение синтаксический Синтаксис

 

 

Язык - знаковая система. Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.

Существует два типа знаков:

1. естественные (знаки- препинания)

2. искусственные(знаки- информанты).

Например, на дереве появились желтые листья. Это естественный знак. Он - часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из лиц интенсивное движение транспорта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.

Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть.

Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.

Информативные знаки - это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл - означаемое, а способ выражения - означающее. Например, раздается вой сирены (означающее - звуковой сигнал, означаемое - опасность); на флаге черная лента (означающее- цвет, означаемое- траур).

Языковые знаки - самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (морфема, слово) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой- то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак- слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст - составные знаки разной степени сложности.

 

Основные функции языка

Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу). В результате этого язык по своей природе полифункционален.

 

Функции языка:

1. Коммуникативная

2. Познавательная

3. Аккумулятивная

4. Эмоциональная

5. Магическая

6. Поэтическая

 

1. Коммуникативная функция: язык служит средством общения, позволяет говорящему (индивиду) выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь ответственно реагировать (принимать к сведенью, соглашаться, возражать). Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности.

2. Познавательная функция: язык служит средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида (общественное сознание) и мышления общества (общественное сознание).

Развитие языка и мышления - взаимообусловленный процесс. Развитие языка и мышления способствует обогащению языка, новые понятия требуют новых наименований; совершенствование языка влечет за собой совершенствование мышления.

3. Аккумулятивная функция: язык помогает сохранять ( аккумулировать) и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка.

4. Эмоциональная функция:(выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства) и волюнтативная (функция воздействия на слушателей).

5. Магическая функция языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой, прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий.

7. Поэтической функции языка.

Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.

 

Типы норм

ТЕМА 1. ЯЗЫКОВАЯ НОРМА, ЕЕ РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. ТИПЫ НОРМ. §1. Понятие "культура речи" Наша дисциплина называется "Русский язык и культура речи". На русском языке мы говорим с детства. А что такое культура речи? Понятие "культура речи" емкое и многоаспектное. В общем плане его можно определить как умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить гра­мотно, способность не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи – это своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей, занимающихся самыми различными видами деятельности: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов и т.д. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина имеет свое научное определение: это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм. Как следует из данного определения, культура речи включает три составляющих компонента: j языковой, k коммуникативный и l этический. Рассмотрим их. §2. Языковой компонент культуры речи Языковой компонент культуры речи предусматривает прежде всего ее нормативность, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые вос­принимаются его носителями в качестве "идеала" или правильного образца. Языковая норма – центральное понятие речевой культуры, а языковой компонент культуры речи считается главным. Вопрос о норме возникает тогда, когда есть два и более претендента на нее, например: нормативное киломéтр или ненормативное[*] * килóметр, нормативное договóр и ненормативное * дóговор и т.д. §2.1. Понятие языковой нормы Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные. Письменные языковые нормы – это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове тружеНик, и НН в слове имениННик подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении Москва – столица России объясняется пунктуационными нормами современного русского языка. Устные нормы подразделяются на j грамматические, k лексические и l орфоэпические. · Грамматические нормы – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения. Наиболее часто встречаются грамматические ошибки, связанные с упот­реблением рода имен существительных: * железнодорожная рельса, *французская шампунь, *большой мозоль, *заказной бандероль, *лакированный туфель. Однако рельс, шампунь – это существительное мужского рода, а мозоль, бандероль, туфля – женского, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский шампунь и большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля. · Лексические нормы – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола * ложить вместо класть. Несмотря на то что глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литера­турное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: * Я ложу книгу на место, * Он ложит папку на стол и т.д. В этих предложениях нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место, Он кладет папку на стол. · Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – ор­фоэпия (от греч. orthos – "правильный" и epos – "речь"). Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Орфоэпические ошибки * катáлог, *звóнит, *средствá и др. всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается и высказывание во всей своей полноте не воспринимается Об ударениях в словах следует справляться в "Орфоэпическом словаре". Произнесение слова фиксируется также в орфографических и толковых словарях. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах. Ниже на схеме представлены различные типы норм.  
 
 

 


Функции норм

Языковые нормы не придумываются учеными. Они отра­жают закономерные процессы и явления, которые происходили и происходят в языке и поддерживаются речевой практикой носителей литературного языка. К основным источ­никам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и некоторых современных писателей, язык дикторов Центрального телевидения, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Норма указывает на их коммуникативную целесообразность.

В чем заключаются функции норм?

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм – функция защиты языка.

Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, – это функция отражения истории языка.

Говоря о сущности нормы, следует помнить о том, что норма не является законом (хотя сходство этих двух понятий очевидно). Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть. Сопоставим такие примеры: 1. Камень, брошенный вверх, должен упасть потом вниз (это закон природы); 2. Человек, живущий в обществе, должен соблюдать правила общежития, например не стучать молотком в стенку после 23 часов (это социальные нормы); 3. Человек в процессе речевого общения должен ставить ударения правильно (это языковые нормы). Итак, норма только указывает, как должно быть, – это функция предписания.

Идеальная языковая норма

Идеальной языковой нормой можно было бы считать такую норму, которая отвечает, по крайней мере, двум требованиям: 1) не меняется на протяжении нескольких веков; 2) существует в речи абсолютно всех носителей языка (без исключений для социальных, профессиональных групп, а также для групп населения, выделяемых по территориальному принципу). Однако норма с названными параметрами является "труднодостижимой" или "совсем недостижимой" в реальной языковой действительности. Рассмотрим подробнее причины этого.

Историческое развитие норм

Может ли норма оставаться неизменной? Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. То, что было нормой в прошлом столетии, и даже 15–20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Так, например, слово банкр о т было заимствовано в XVIII в. из голландского языка и первоначально в рус­ском языке звучало как банкр у т. Аналогичное произношение име­ли и его производные: банкр у тство, банкр у тский, обанкр у титься. Во времена Пушкина появляется произносительный вари­ант с "о" наряду с "у". Можно было говорить банкр у т и банкр о т. К концу XIX в. окончательно победило банкр о т, банкр о тство, банкр о тский, обанкр о титься. Это стало нормой. Еще пример. В современном русском языке поезд в именительном падеже множественного числа имеет окончание -а, в то время как в XIX в. нормой было -ы. "Поезд ы на железной дороге останавливаются по причине больших выпавших снегов на чет­веро суток", – писал Н.Г. Чернышев­ский (1855).

Меняются и нормы ударений. Так, в конце 90-х годов допустимыми были оба варианта произнесения: мышл é ние и м ы шление. В современном же словаре (2005) дается только одна форма - мышл é ние. Или другойпример. Сравним произнесение в 40-е гг. XX в. и в наши дни следующих слов:

Орфоэпический словарь 1935–40-х гг. Современный орфоэпический словарь
сливо[шн]ый [чн]
порядо[шн]ый [чн/шн]
ябло[шн]ый [чн]
игруше[шн]ый [чн]
закусо[шн]ая [чн]
було[шн]ая [чн/шн]

 

Итак, историческая смена норм литературного языка – законо­мерное, объективное явление. Она не зависит от воли и жела­ния отдельных носителей языка. Развитие общества, измене­ние социального уклада жизни, возникновение новых тради­ций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоян­ному обновлению литературного языка и его норм.

Аббревиатуры-исключения

Некоторые аббревиатуры при длительном употреблении получили форму рода не по роду главного слова, а по своему внешнему облику, т.е. аббревиатуры, оканчивающиеся на согласный, стали мужского рода. Так произошло со следующими аббревиатурами, которые можно считать исключениями из правил:

вуз – муж. род: Вуз принял студентов (хотя по правилу: вузвысшее учебное заведение ср. род);

ЖЭК – муж. род: ЖЭК собрал жильцов (хотя по правилу: ЖЭК жилищно-эксплуатационная контора жен. род);

ВАК – муж. род: ВАК утвердил данную кандидатуру (хотя по правилу: ВАК высшая аттестационная комиссия жен. род).

Вариантные аббревиатуры

Как вариантные рассматриваются сегодня следующие формы:

ТАСС (агентство) сообщило / ТАССсообщил ("ТАСС уполномочен сообщить" – название художественного фильма)

ЮНЕСКО (организация) возникла / ЮНЕСКОвозникло.


Образец

Задание. Выберите один правильный ответ.

"Нью-Йорк Таймс" … статью. (газета)

а) опубликовал;

б) опубликовала.

"Труд" … статью. (газета)

а) опубликовал;

б) опубликовала.

Газета "Труд" … статью.

а) опубликовал;

б) опубликовала.

Алгоритм наших действий следующий:

1) определяем, данное имя является склоняемым или несклоняемым:

"Нью-Йорк Таймс" – несклон.

"Труд" – склон.

2) для определения рода несклоняемого иноязычного слова "Нью-Йорк Таймс" используем родовое слово газета – жен. род.;

3) при выборе рода глагола для имени " Труд " и словосочетания г азета "Труд" помним о том, что глагол-сказуемое всегда согласуется с именем-подлежащим.

Итак: "Нью-Йорк Таймс" опубликовала.

"Труд" опубликовал.

Газета "Труд" опубликовала.

Вопросы и задания

Аббревиатуры

 

Тип Род
мужской женский средний
Аббревиатуры, подчиняющиеся правилу (род по главному слову) МГУ (университет) МВФ (фонд) ЦБ (банк) КАМАЗ (завод) ТЮЗ (театр) ЦДРИ (дом) НИИ (институт) ФА (академия) ООН (организация) ГЭС (станция) ГИБДД (инспекция) БСЭ (энциклопедия) ОРТ(телевидение) МИД(министерство) МВД (министерство) АПН (агентство) ЦРУ (управление)
  МГУ принял студентов ООН постановила ОРТ передало известия
Аббревиатуры, не подчиняющиеся правилу Вуз Нэп ЖЭК ВАК    
  Вуз провел конференцию. ВАК утвердил кандидатуру.    
Двуродовые (вариантные) аббревиатуры ТАСС   ТАСС (агентство)
    ЮНЕСКО (организация ЮНЕСКО
  ТАСС сообщил   ТАСС сообщило

Внимание! Аббревиатуры с главным словом во множественном числе не имеют рода. Сказуемое при них также получает форму множественного числа: США выступил и с заявлением; СМИ опубликовал и статью.


Таблица 5

Названия средств массовой информации (СМИ)

 

Тип названия Род названия Число названий
мужской женский средний множ.
Склоняемые СМИ "Коммерсант", "Труд", "Московский комсомолец", "Караван историй", "Центр плюс", "Вестник Европы" "Российская газета" "Здоровье", "Литературное наследие", "Октябрь­ское поле" "Известия", "Московские новости", "Аргументы и факты", "Деньги"
а) без родового слова "Коммерсант" опубликовал "Правда" опубликовала "Здоровье" опубликовало "Деньги" опубликовали
б) с родовым словом но: Газета "Коммерсант" опубликовала но: Газета "Правда" опубликовала но: Журнал "Здоровье" напечатал но: Журнал "Деньги" напечатал
Несклоняемые (зарубежные) СМИ "Фигаро Литерер" (журнал) "Дейли экспресс" (газета), "Джорно" (газета), "Москоу Ньюс" (газета)    
а) без родового слова "Фигаро Литерер" вышел "Москоу Ньюс" опубликовала    
б) с родовым словом Журнал "Фигаро Литерер" вышел Газета "Москоу Ньюс" опубликовала    

 

 

 

 

§1.2. Падежные окончания имен существительных Окончания именительного падежа множественного числа имен существительных Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Как сказать: договоры или договора? В разговорной речи все чаще и чаще мы слышим форму договора. Но это, к сожалению, ошибка! Выбор типа окончания (-ы/-и или -а/-я) определяется рядом факторов. Рассмотрим их. Количество слогов в слове и место ударения а) Односложные слова чаще образуют формы на -а/-я: снег – снега, дом – дома, лес – леса, сорт – сорта. б) Односложные слова могут иметь также окончания -ы/-и: суд – суды, суп – супы, нож – ножи, кот – коты. Частые речевые ошибки вызывает слово торт. Множественное число у этого слова – торты. в) Двусложные слова с ударением на 1-м слоге, как правило, имеют окончание -а/-я: вечер – вечера, паспорт – паспорта, голос – голоса, вексель – векселя. г) Многосложные слова с ударением на 2-м, 3-м и т.д. слоге обычно образуют формы на -ы/-и: аптекарь – аптекари, библиотекарь – библиотекари, компьютер – компьютеры, инженер – инженеры. Обратите внимание на то, что ударение в данных формах единственного и множественного числа сохраняется на одном и том же месте. Исключения: обшлаг – обшлага, рукав – рукава. Происхождение слова и его структурные элементы а) Слова с элементами - ер/-ёр имеют окончание - ы/-и: актёр – актёры, шофёр – шофёры, режиссёр – режиссёры, дирижёр – дирижёры и др. Это слова французского происхождения. Для того чтобы рассмотреть слова следующей группы нам понадобится вспомнить о понятии одушевленности/неодушевленности. б) Слова латинского происхождения с элементом -тор – неодушевленные (предметы) имеют окончание : рефлекторы, детекторы, рефрижераторы, конденсаторы. в) Слова с -тор одушевленные (лица) имеют окончание : авторы, лекторы, ректоры, конструкторы и окончание - а: доктора, директора, профессора. Почему же мы говорим лекторы, но профессора? Выбор объясняется традицией. Запомните, что просторечные формы бухгалтера, инженера, выбора, договора, приговора, должностя, шофера, почерка, крема, супа и подобные рассматриваются как грубое нарушение языковой нормы. Различие в значении слов В ряде случаев окончания и - а служат для различения смысла слова: образы (художественные) – образа (иконы); проводы (при отъезде) – провода (электрические); цветы (растения) – цвета (окраска); пропуски (недосмотры) – пропуска (документы); поясы (географические) – пояса (одежды) и др. Подобных пар в русском языке достаточно: листы – листья, зубы – зубья и др. Существуют нормативные вариантные формы (т.е. обе формы являются правильными). Вот эти они: бункеры – бункера годы – года инструкторы – инструктора клапаны – клапана (технический термин) кители – кителя прожекторы – прожектора секторы – сектора цехи – цеха Выбор некоторых форм закрепляется традицией. Так, мы говорим: Прошли годы. Мои года – мое богатство. Но: Так бегут года! В ее годы! Давайте запомним наиболее часто употребляемые слова с тем и другим типом окончания. Формы на -и/-ы
авторы должности приговоры
актёры запчасти редакторы
аптекари инженеры режиссёры
библиотекари компьютеры ректоры
бухгалтеры кондукторы стажёры
векторы конденсаторы супы
вояжёры кремы торты
выборы лекторы циркули
детекторы офицеры шофёры
договоры почерки  

Формы на -а/-я

адреса жернова повара
века катера профессора
векселья колокола сорта
директора купола сторожа
доктора округа тополя
жемчуга паспорта штемпеля

Мужской род

1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц.

Исключение: носк ов.

2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:

а) слова с основой на - н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.

Исключение: негр ов.

б) слова с основой на другие буквы имеют окончание - ов: киргиз ов, калмык ов, таджик ов, узбек ов, монгол ов, якут ов.

Исключение: турок, бурят.

3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:

а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;

б) прежние рода войск с числительными имеют окончания - ов: 10 гусар ов, 5 гардемарин ов, 6 гусар ов, 7 улан ов.

4. Названия единиц измерений вариативны:

а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон;

б) ампер ов, ватт ов, грамм ов, килограмм ов, рентген ов, кулон ов.

Усеченные формы (ампер, грамм) характерны для разговорной речи.

5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания - ов: апельсин ов, мандарин ов, банан ов, помидор ов, баклажан ов.

Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор) характерны для разговорной речи.

Женский род

1. Существительные на - ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь.

2. Некоторые существительные имеют окончание - ей: свеч ей, грабл ей, простын ей.

Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свеч ей. Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).

3. Существительные на - ия имеют окончание - ий: аудитор ий, академ ий, консерватор ий.

Средний род

1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.

Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч!)

2. Нормативными являются формы на - ий: побереж ий, захолуст ий, снадоб ий.

3. Существуют также формы на - ев:усть ев, болотц ев, верховь ев, низовь ев.

А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:

нулевого: сумерек; суток;

-ов: заморозк ов;

-ей: будн ей, ясл ей, сан ей.

Вопросы и задания

1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.

2. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?

3. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а служат для различия слов по значению.

4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?

5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?

6. Как образуют родительный падеж существительные, которые употребляются только во множественном числе: заморозки, сумерки, ясли?


Таблицы к теме 1.2.1.2.

Числительные 40, 90, 100

Числительные сорок, девяносто и сто отличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание -а:

 

Падеж      
Им. сорок студентов девяносто дней сто машин
Род. сорока студентов девяноста дней ста машин
Дат. сорока студентам девяноста дням ста машинам
Вин. сорок студентов девяносто дней сто машин
Тв. сорока студентами девяноста днями ста машинами
Предл. о сорока студентах о девяноста днях о ста машинах

 

Просклоняем количественное числительное 5348, содержащее слово "сорок":

Падеж  
Им. пять тысяч триста сорок восемь человек
Род. пяти тысяч трехсот сорока восьми человек
Дат. пяти тысячам тремстам сорока восьми человекам
Вин. пять тысяч триста сорок восемь человек
Тв. пятью тысячами тремястами сорока восемью человеками
Предл. о пяти тысячах трехстах сорока восьми человеках

Дробные числа

При употреблении числительных, обозначающих дробные числа, существительное всегда стоит в родительном падеже единственного числа, а все части числительного изменяются по падежам: им. – три целых и шесть десятых процента, род. – трех целых шести десятых процента и т.д. (неправильно: * процентов). Например:

 

Падеж 5,9
Им. пять целых девять десятых гектара
Род. пяти целых девяти десятых гектара
Дат. пяти целым девяти десятым гектара
Вин. пять целых девять десятыхгектара
Тв. пятью целыми девятью десятыми гектара
Предл. о пяти целых девяти десятых гектара

 

При использовании во второй части числительного слов с половиной, с четвертью существительное в начальной форме (именительный падеж) имеет окончание родительного падежа единственного или множественного числа, в косвенных падежах – соответствующие падежные окончания: им. – шесть с половиной процентов, дат. – шести с половиной процентам (неправильно * шести с половиной процентов) и т.д. Например:

 

Падеж
Им. десять с четвертью литров три с четвертью килограмма
Род. десяти с четвертью литров трех с четвертью килограммов
Дат. десяти с четвертью литрам трех с четвертью килограммам
Вин. десять с четвертью литров три с четвертью килограмма
Тв. десятью с четвертью литрами тремя с четвертью килограммами
Предл. о десяти с четвертью литрах о трех с четвертью килограммах

Порядковые числительные

Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?

Запомним следующее правило! В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственного числа). Например:

 

Падеж 1250-й 1257-й
Им. тысяча двести пятидесятый образец тысяча двести пятьдесят седьмой образец
Род. тысяча двести пятидесятого образца тысяча двести пятьдесят седьмого образца
Дат. тысяча двести пятидесятому образцу тысяча двести пятьдесят седьмому образцу
Вин. тысяча двести пятидесятый образец тысяча двести пятьдесят седьмой образец
Тв. тысяча двести пятидесятым образцом тысяча двести пятьдесят седьмым образцом
Предл. о тысяча двести пятидесятом образце о тысяча двести пятьдесят седьмом образце

 

В соответствии с этим правилом числительное, обозначающее год, изменяется следующим образом:

 

Падеж 2000-й 2003-й
Им. двухтысячный год две тысячи третий год
Род. двухтысячного года две тысячи третьего года
Дат. двухтысячному году две тысячи третьему году
Вин. двухтысячный год две тысячи третий год
Тв. двухтысячным годом две тысячи третьим годом
Предл. о двухтысячном годе или: в двухтысячном году о две тысячи третьем годе или: в две тысячи третьем году

Собирательные числительные

Как правильно сказать: двое девушек или две девушки? около трех суток или около троих суток? об обоих реках или об обеих реках?

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро можно использовать только в определенных случаях:

1) с существительными, называющими люде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.011 с.)