Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонема как основная единица фонетико-фонологического уровняСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Единицей фонетико-фонологического уровня является фонема, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица языка. Фонема как абстракция существует в своих вариантах (так называемых аллофонемах), как общее существует в отдельном. Конкретные экземпляры реализации фонемы (и ее вариантов), экземпляры звуков, употребленные в миллионах и миллиардах высказываниях тысячами или миллионами носителей соответствующего языка называют фонами. Морфема как основная единица морфемно-морфологического уровня Морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блумфильд), «мельчайшая значимая часть слова» (И.А. Бодуэн де Куртене), грамматическое средство, «выражающее отношения между идеями» (Ж. Вандриес). Морфема – это минимальная двусторонняя единица языка, т.е. такая единица, «в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством» [9, с.131]. Когда мы говорим о морфематическом уровне языка, мы сталкиваемся с такими понятиями как «морф», «морфема», «алломорф», «словоформа». В словах ленинград-ец и ленинград-ц-а различные морфы -ец и -ц представляют одну и ту же суффиксальную морфему. Таким образом, морфема – это обобщенная единица, тогда как морфы – это, конкретные представители морфемы, обнаруживаемые при членении слова. Функции морфемы – словообразующая (образует новые слова) и формообразующая (образует грамматическую форму слова). Классификация морфем По роли в слове морфемы делятся на корневые и аффиксальные, а по роли в структуре языка – на словообразовательные и формообразовательные (словоизменительные). Аффиксальные морфемы, в свою очередь, делятся на префиксальные, суффиксальные, флексийные, интерфиксальные и постфиксальные. Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению рода, числа, падежа, лица, например: стен-а, стен-ы, стен-е. Флексийные морфы обычно занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут выступать только морфы: -ся, -съ, -те, называемые постфиксалъными. Интерфиксалъными (соединительными) называются морфемы, находящиеся между двумя корневыми морфами, например: молок-о-воз. Аффиксальныеморфы, находящиеся в составе основы перед корневым морфом, называются префиксальными, а находящиеся между корневым и флексийным морфами – суффиксальными. Слово как центральная единица лексико-семантического уровня языка Слово – это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических, грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Характерные признаки слова – цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи. В слове различаются следующие структуры: фонетическая (организованная совокупность звуковых явлений, образующих звуковую оболочку слова), морфологическая (совокупность морфем), семантическая (совокупность значений слова). Различаются лексическое значение и грамматическое значение слова (соответственно значащая и формальная его часть). Совокупность грамматических значений, выраженных определенными языковыми средствами, образует грамматическую форму слова. В плане выражения в слове выделяется лексема, в плане содержания – семантема (семема). В слове выделяется основная и производная формы (например, именительный и косвенные падежи у существительных), основные и производные значения, связанные определенными отношениями. Слово – носитель комплекса значений разной степени обобщенности, принадлежащих разным уровням языка. На основании своих семантических и грамматических признаков слово относится к определенной части речи, выражает в своем составе предопределенные системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значение рода, числа, падежа). В значении слова закрепляются результаты познавательной деятельности людей. В структурном отношении слово может состоять из ряда морфем. Слово представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого, не выражает сообщения. По способу номинации различаются четыре типа слов: самостоятельные, с лужебные, местоименные, м еждометия. Слова дифференцируются по исторической перспективе (неологизмы, архаизмы), по сфере использования (термины, профессионализмы, поэтизмы). По словообразовательным связям выделяются однокоренные слова, по семантической соотносительности – антонимы, синонимы, гиперонимы и гипонимы, по звуковому и семантическому признаку – паронимы. Синтаксический уровень. Предложение Синтаксический уровень языка характеризуется набором своих единиц, к которым относятся словосочетание и предложение. «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющих собой сложные наименования явления объективной действительности, например: студенческое собрание, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц» [4, c. 209]. Предложение – одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. Предложение может быть простым или сложным. Основными характеристиками простого предложения являются: его синтаксическая структура, семантическая структура, порядок слов и интонация по законам данного языка, члены предложения. Специфическая функция предложения – коммуникативная (служит для общения, установления связи между явлениями и передачи информации). В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными. Сложное предложение – это объединение двух (или более) простых предложений средствами союзов, союзных слов или союзных частиц в некое новое синтаксическое образование, части которого вступают друг с другом в определенные синтаксические отношения. Они делятся на сложносочиненные (с формально независимыми друг от друга частями) и сложноподчиненные (с главной и придаточной частью). 11. Словосочетание (Синтагмы и синтаксические отношения. Порядок слов и интонация как средства синтаксической связи. Модели словосочетания. Виды синтаксических отношений. Внешняя и внутренняя синтагма.) Синтагмы и синтаксические отношения. Синтагма — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматической сочетаемости, единица синтагматики. Объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности. Минимальной длиной синтагмы следует считать простые словосочетания. Отсюда видно, что понятие «синтагма» и «словосочетание» не всегда совпадают. Кроме того, несколько другое понимание термина обнаруживается в фонетике, где синтагмой именуется относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи, границы которого определяются только просодическими средствами. Интонация. Напомним, что интонация - это система ритмнко-мелоднческнх средств, включающая мелодику (повышение и понижение тона), длительность, интенсивность, темп, тембр. Вместе с ударением интонация составляет просодическую систему языка. Интонация является одним из важных средств синтаксиса. По-настоящему научный подход к интонации разработан Е.А. Брызгуновой. которая выделила и определила особую интонационную единицу — интонационную конструкцию (ИК) н типы интонационных конструкции в русском языке. ИК - это формальная единица, не имеющая значения сама по себе, но использующаяся для выражения различных значений во взаимодействии с синтаксической структурой и лексическим составом высказывания. Рассмотрим синтаксические функции интонации. Коммуникативно-синтаксические функции. 1) Интонация оформляет высказывание как единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы, синтагмы. 2) Оформляет коммуникативные типы высказываний: повествовательные, вопросительные, побудительные и др. Например: Я забыл, какой сегодня день. (ИК-1), Какой сегодня день? (ИК-3), Какой сегодня день! (ИК-5). 3) Различает части высказывания по смысловой значимости, выражает актуальное членение: В октябре (ИК-3 тема) он уезжает в командировку (ИК-1 рема). В октябре (ИК-2 рема) он уезжает в командировку? (ИК-3 тема). Кроме названных коммуникативно-синтаксических функций, интонация выполняет функции речевые, коммуникативно-прагматические - выражает отношения к ситуации, к адресату и др. Например: Сдал зачет? — Сдал! (радость), или: Сда-ал...(неудовольствие, самоирония). Конструктивно-синтаксические функции. Особую роль приобретает интонация в бессоюзных построениях простого и сложного предложения (однородные члены предложения без союзов, обособленные члены предложения, бессоюзные сложные предложения). Приведем примеры: Успокоенная сестра ушла. — Успокоенная, сестра ушла. Чем эти предложения различаются? Отсутствием или наличием обособления, интонационного выделения компонента «успокоенная». Что это значит? При обособлении, интонационном выделении, меняются синтаксические связи и синтаксическая роль словоформы «успокоенная»: она приобретает двойную связь (с существительным-подлежащим и глаголом-сказуемым) и выполняет функцию полупредикативного члена предложения. Синтаксические различия выражаются интонацией: в первом предложении ИК-1 (одна синтагма), во втором предложении ИК-3, ИК-1 (две синтагмы)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.76.209 (0.006 с.) |