Фонема как основная единица фонетико-фонологического уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонема как основная единица фонетико-фонологического уровня



Единицей фонетико-фонологического уровня является фонема, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица языка. Фонема как абстракция существует в своих вариантах (так называемых аллофонемах), как общее существует в отдельном.

Конкретные экземпляры реализации фонемы (и ее вариантов), экземпляры звуков, употребленные в миллионах и миллиардах высказываниях тысячами или миллионами носителей соответствующего языка называют фонами.

Морфема как основная единица морфемно-морфологического уровня

Морфема рассматривается как «мельчайшая единица языка» (Л. Блумфильд), «мельчайшая значимая часть слова» (И.А. Бодуэн де Куртене), грамматическое средство, «выражающее отношения между идеями» (Ж. Вандриес). Морфема – это минимальная двусторонняя единица языка, т.е. такая единица, «в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством» [9, с.131].

Когда мы говорим о морфематическом уровне языка, мы сталкиваемся с такими понятиями как «морф», «морфема», «алломорф», «словоформа». В словах ленинград-ец и ленинград-ц-а различные морфы -ец и представляют одну и ту же суффиксальную морфему. Таким образом, морфема – это обобщенная единица, тогда как морфы – это, конкретные представители морфемы, обнаруживаемые при членении слова. Функции морфемы – словообразующая (образует новые слова) и формообразующая (образует грамматическую форму слова).

Классификация морфем

По роли в слове морфемы делятся на корневые и аффиксальные, а по роли в структуре языка – на словообразовательные и формообразовательные (словоизменительные). Аффиксальные морфемы, в свою очередь, делятся на префиксальные, суффиксальные, флексийные, интерфиксальные и постфиксальные. Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению рода, числа, падежа, лица, например: стен-а, стен-ы, стен-е. Флексийные морфы обычно занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут выступать только морфы: -ся, -съ, -те, называемые постфиксалъными. Интерфиксалъными (соединительными) называются морфемы, находящиеся между двумя корневыми морфами, например: молок-о-воз. Аффиксальныеморфы, находящиеся в составе основы перед корневым морфом, называются префиксальными, а находящиеся между корневым и флексийным морфами – суффиксальными.

Слово как центральная единица лексико-семантического уровня языка

Слово это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических, грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Характерные признаки слова – цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи. В слове различаются следующие структуры: фонетическая (организованная совокупность звуковых явлений, образующих звуковую оболочку слова), морфологическая (совокупность морфем), семантическая (совокупность значений слова). Различаются лексическое значение и грамматическое значение слова (соответственно значащая и формальная его часть). Совокупность грамматических значений, выраженных определенными языковыми средствами, образует грамматическую форму слова. В плане выражения в слове выделяется лексема, в плане содержания – семантема (семема). В слове выделяется основная и производная формы (например, именительный и косвенные падежи у существительных), основные и производные значения, связанные определенными отношениями. Слово – носитель комплекса значений разной степени обобщенности, принадлежащих разным уровням языка. На основании своих семантических и грамматических признаков слово относится к определенной части речи, выражает в своем составе предопределенные системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значение рода, числа, падежа). В значении слова закрепляются результаты познавательной деятельности людей. В структурном отношении слово может состоять из ряда морфем. Слово представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого, не выражает сообщения.

По способу номинации различаются четыре типа слов: самостоятельные, с лужебные, местоименные, м еждометия.

Слова дифференцируются по исторической перспективе (неологизмы, архаизмы), по сфере использования (термины, профессионализмы, поэтизмы). По словообразовательным связям выделяются однокоренные слова, по семантической соотносительности – антонимы, синонимы, гиперонимы и гипонимы, по звуковому и семантическому признаку – паронимы.

Синтаксический уровень. Предложение

Синтаксический уровень языка характеризуется набором своих единиц, к которым относятся словосочетание и предложение.

«Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющих собой сложные наименования явления объективной действительности, например: студенческое собрание, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц» [4, c. 209].

Предложение одна из основных грамматических категорий синтаксиса, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. Предложение может быть простым или сложным.

Основными характеристиками простого предложения являются: его синтаксическая структура, семантическая структура, порядок слов и интонация по законам данного языка, члены предложения.

Специфическая функция предложения – коммуникативная (служит для общения, установления связи между явлениями и передачи информации).

В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.

Сложное предложение это объединение двух (или более) простых предложений средствами союзов, союзных слов или союзных частиц в некое новое синтаксическое образование, части которого вступают друг с другом в определенные синтаксические отношения. Они делятся на сложносочиненные (с формально независимыми друг от друга частями) и сложноподчиненные (с главной и придаточной частью).

11. Словосочетание (Синтагмы и синтаксические отношения. Порядок слов и интонация как средства синтаксической связи. Модели словосочетания. Виды синтаксических отношений. Внешняя и внутренняя синтагма.)

Синтагмы и синтаксические отношения.

Синтагма — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматической сочетаемости, единица синтагматики. Объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности. Минимальной длиной синтагмы следует считать простые словосочетания. Отсюда видно, что понятие «синтагма» и «словосочетание» не всегда совпадают. Кроме того, несколько другое понимание термина обнаруживается в фонетике, где синтагмой именуется относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи, границы которого определяются только просодическими средствами.

Интонация.

Напомним, что интонация - это система ритмнко-мелоднческнх средств, включающая мелодику (повышение и понижение тона), длительность, интенсивность, темп, тембр. Вместе с ударением интонация составляет просодическую систему языка. Интонация является одним из важных средств синтаксиса. По-настоящему научный подход к интонации разработан Е.А. Брызгуновой. которая выделила и определила особую интонационную единицу — интонационную конструкцию (ИК) н типы интонационных конструкции в русском языке. ИК - это формальная единица, не имеющая значения сама по себе, но использующаяся для выражения различных значений во взаимодействии с синтаксической структурой и лексическим составом высказывания. Рассмотрим синтаксические функции интонации. Коммуникативно-синтаксические функции.

1) Интонация оформляет высказывание как единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы, синтагмы.

2) Оформляет коммуникативные типы высказываний: повествовательные, вопросительные, побудительные и др. Например: Я забыл, какой сегодня день. (ИК-1), Какой сегодня день? (ИК-3), Какой сегодня день! (ИК-5).

3) Различает части высказывания по смысловой значимости, выражает актуальное членение: В октябре (ИК-3 тема) он уезжает в командировку (ИК-1 рема). В октябре (ИК-2 рема) он уезжает в командировку? (ИК-3 тема).

Кроме названных коммуникативно-синтаксических функций, интонация выполняет функции речевые, коммуникативно-прагматические - выражает отношения к ситуации, к адресату и др. Например: Сдал зачет? — Сдал! (радость), или: Сда-ал...(неудовольствие, самоирония).

Конструктивно-синтаксические функции.

Особую роль приобретает интонация в бессоюзных построениях простого и сложного предложения (однородные члены предложения без союзов, обособленные члены предложения, бессоюзные сложные предложения). Приведем примеры:

Успокоенная сестра ушла. — Успокоенная, сестра ушла. Чем эти предложения различаются? Отсутствием или наличием обособления, интонационного выделения компонента «успокоенная». Что это значит? При обособлении, интонационном выделении, меняются синтаксические связи и синтаксическая роль словоформы «успокоенная»: она приобретает двойную связь (с существительным-подлежащим и глаголом-сказуемым) и выполняет функцию полупредикативного члена предложения. Синтаксические различия выражаются интонацией: в первом предложении ИК-1 (одна синтагма), во втором предложении ИК-3, ИК-1 (две синтагмы)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.012 с.)