Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «система» и «структура»

Поиск

Что такое система? «Система – множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность» [16, с.584-585]. Значит, знаки существуют в целостной системе.

Существуют различные определения терминов «система» и «структура», и нет единой точки зрения на соподчинение этих двух понятий.

Всякая система обладает своей внутренней организацией, т.е. своей структурой. Структура не может существовать вне системы. Всякая система, поскольку в ней выделяются элементы, дискретна, (т.е. состоит из отдельных частей). Дискретность – важное свойство всякой системы.

Типы знаковых систем

С точки зрения природы элементов, составляющих систему, можно выделить два основных вида систем: материальные и идеальные.

Материальной системой можно считать сооружения из любого материала, состоящего из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Материальные системы, элементы которых представляют в системе самих себя, называют первичными материальными системами.

В отличие от материальных систем, идеальные системы это такие системы, элементы которых – понятия или идеи, т.е. идеальные объекты, связанные с определенными взаимоотношениями (например, система того или иного произведения является идеальной системой).

Материальные системы, в которых материальные элементы значимы для системы не столько в силу своих субстанциональных свойств, сколько в силу того, что они обозначают другие предметы, называются вторичными материальными системами. Они возникают только благодаря деятельности людей как средство закрепления и выражения семантической информации и тем самым используются как средство передачи этих идей от человека к человеку, т.е. как средство общения людей. Такие системы называют знаковыми, или семиотическими. К их числу принадлежит и язык.

Особенности языковых знаков

Совокупность языковых единиц (фонем, морфем и предложений) обладает известной структурой и образует единство своих элементов как единая знаковая система. Но все ли элементы языка являются знаками? В том, что основные единицы языка, морфемы и слова, есть знаки, ученые едины. Основной спор ведется вокруг фонемы. Одни ученые (А.А. Реформатский) [11, с.31] относят фонемы к знакам языка, а другие ученые (Ю.С. Маслов, В.М. Солнцев, Л. Ельмслев) не считают их знаками [1, 5, 12, 13]. По мнению Ю.С. Маслова, фонемы служат строительным материалом для языковых знаков и не могут быть отнесены к знакам, т.к. являются единицами односторонними [1, с.28].

Языковые знаки обладают всеми свойствами знаков. Однако они не ограничиваются только этими признаками. Знаки языка – особенные знаки.

А.А Белецкий считает, что три особенности языковых знаков (произвольность, изменчивость, непрерывность), названные Ф. де Соссюром, недостаточными для того, чтобы отделить языковые знаки от знаков прочих знаковых систем и добавляет следующие отличительные признаки языковых знаков:

Они социальные, а не индивидуальные.

Они специальные (т.е. существуют в данном определенном языке, а не во всех языках).

Они могут сочетаться друг с другом из простых, образуя сложные.

Они структурны, т.е. в каждом из них можно выделить компоненты.

Они неоднородны.

Они являются первичными для многих других систем.

Они легко воспроизводимы.

Они заменимы (устная речь и письменная).

Они относительно диффузны, т.е. не всегда четко отделяются друг от друга.

Они одновременно могут передавать логическую и эстетическую информацию.

Они в своем наиболее распространенном виде являются звуками.

Они в своих отношениях друг к другу не вполне регламентированы (не точно определены) [3].

Особенности языка как знаковой системы

Человеческий язык неизмеримо сложнее, универсальнее и динамичнее любой иной системы условных знаков. Сам Соссюр, положивший начало рассмотрению языка как системы, писал: «Язык есть система знаков, выражающих понятия, а следовательно, его можно сравнивать с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. и т.п. Он только наиважнейшая из этих систем» Определяя язык как систему знаков, исследователи отмечают своеобразие языковой системы.

• Язык – универсальная знаковая система. Он обслуживает человека во всех сферах его жизни и деятельности и потому должен быть способен выразить любое новое содержание.

• С функциональной точки зрения специфической особенностью языка является воплощение единства коммуникативной и познавательной функций. Для искусственных языков эти две функции могут оказаться разделенными: одни (например, эсперанто) служат средством коммуникации, а другие (например, формализованные языки науки отдельных областей) являются средством познавательной деятельности. Причем они выполняют строго фиксированные функции.

• Специфической особенностью человеческого языка является его способность к самоописанию и описанию других знаковых систем.

• Естественный язык представляет собой ту единственно универсальную систему, которая способна стать основой для создания других знаковых систем, т.е. все используемые человеком знаковые системы формируются и интерпретируются на основе языка.

• В отличие от искусственных систем количество содержаний, передаваемых средствами языка, в принципе безгранично. Эта безграничность создается, во-первых, очень широкой способностью языковых знаков получать по мере надобности новые значения, не утрачивая при этом старые значения.

• Ошибки в понимании смысла многозначных слов исключаются жизненной ситуацией. Контекст позволяет всегда произвести соответствующие уточнения и добиться полного понимания между людьми.

• Многоярусность языковой структуры, состоящая чаще из фонематического, морфематического, лексического и синтаксического уровней, обеспечивает существенную экономию языковых средств при выражении разнообразного мыслительного содержания.

 

Язык как важнейшее средство общения. (Общение языковое и неязыковое. Природа, сущность языка. Функции языка. Язык и речь)

Общение языковое и неязыковое

Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе, но и в животном мире. У животных общение основывается главным образом на врожденных, передаваемых по наследству реакциях на определенные стимулы. Человеческое общение – феномен, глубоко отличный от того, что мы наблюдаем в мире животных, качественно более сложный. Человеческое общение осуществляется главным образом с помощью звукового языка. Вместе с тем заметную роль в общении людей играют и невербальные (неязыковые) формы, в своих истоках общие у человека и животного.

Языковое общение составляет, по И.П. Павлову, «вторую сигнальную систему действительности», надстраивающуюся над первой, общей у человека с животными. Языковое общение всегда основывается на усвоении (стихийном или сознательном) данного языка участниками общения, не на врожденном, а на приобретенном знании. За редкими исключениями языковое общение носит преднамеренный, осознанный характер и, что очень важно, осуществляется не только как прямая реакция на непосредственно наличный стимул. Содержание информации, передаваемой языком, в принципе безгранично, как безгранично само человеческое познание.

Иной характер носит невербальное общение людей, представленное, прежде всего непроизвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений, а далее – уже сознательной имитацией подобных проявлений и условными или ставшими во многом условными (и разными у разных народов) мимикой и жестикуляцией.

Природа и сущность языка

Понимание природы языка предполагает ответ, по крайней мере, на два вопроса: 1) Нужно ли считать язык явлением психологическим, социологическим или биологическим? 2) Идеален или материален язык?

Некоторые учёные считают язык явлением биологическим. Таким образом, получается, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека. Такой взгляд на природу языка не мог выдержать критики фактов и научных знаний. Теперь хорошо известно, что язык не наследуется, подобно признаку расы. Ребёнок начинает говорить на языке окружающих его людей, а не на языке родителей. Очень показательно, что дети, оказавшиеся «на воспитании» у животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать так, как человек.

Другие учёные сочли язык явлением психологическим (индивидуальным) – выражением или обнаружением «духа божьего или человечьего». Этот взгляд на язык также противоречит науке. Если бы это было так, то он бы развивался и возникал у каждого человека в отдельности, независимо от речевого влияния окружающих людей, но этого не бывает.

Язык отдельного человека возникает и развивается только в коллективе под влиянием его речи в силу общественной потребности в средстве общения. Это и приводит к мысли о социальной (общественной) природе языка. Человек не может быть изолирован от общества, индивидуум вольно или невольно отражает общественные отношения. Язык тем более связан с обществом. Таким образом, язык (исключительно человеческое свойство) социален по происхождению и по природе.

Общественная природа языка проявляется, прежде всего, в его связи с народом – творцом и носителем данного языка, его нормы, в частности литературно-письменной. Наличие общенародного языка – высшее проявление социальности языка. Социальность языка проявляется в наличии диалектов – территориальных и социальных.

В последнее время ученые все чаще начали говорить о многокачественной природе языка, т.е. о том, что сущность языка в плане его возникновения и с точки зрения функционирования определяется тесным сплетением биологических, психологических и социальных факторов.

Язык отличается как от орудий производства, так и от форм производственного объединения людей. Самостоятельность языка как общественного явления проявляется в несовпадении государственного и языкового объединения людей, деления людей по религиозному и языковому признаку.

Язык является материальной системой. Единство знакового (материального) элемента и значения (идеального элемента) образует специфическую единицу или элемент языковой единицы.

Функции языка

B языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле «назначение, роль».

Первейшая функция языка – коммуникативная (общение). Назначение языка – служить орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. Но язык не только средство передачи готовой мысли. Он – средство самого формирования мысли. Таким образом, с коммуникативной функцией языка тесно связана его вторая центральная функция – мыслеформирующая,которая условно делится на когнитивную, при которой язык выступает как элемент мышления и участвует в формировании мысли, в выражении деятельности сознания и на познавательную, служащую средством познания окружающего мира.

Коммуникативная функция языка подразделяется на ряд более частных: констатирующую (служить для простого нейтрального сообщения о факте), вопросительную (служить для запроса о факте), аппелятивную (служить средством призыва, побуждения к действию), контактоустанавливающую (служить для создания и поддержания контакта между собеседниками), волюнтативную (служить для воздействия, связанную с волеизъявлением говорящего).

Кроме основных функций языка, выделяют экспрессивную функцию(выражать подбором слов или интонацией настроение и эмоции говорящего), эстетическую (функцию эстетического воздействия).

В конкретных высказываниях частные функции языка обычно выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально.

Органичное единство двух центральных функций языка и непрерывность его существования в обществе делают язык хранителем и сокровищницей общественно-исторического опыта поколений.

Язык и речь

Разграничение понятий язык и речь впервые было выдвинуто и обосновано швейцарским учёным Фердинандом де Соссюром (1857 – 1913). Затем понятия язык иречьбыли глубже разработаны другими учёными, в частности в нашей стране Л.В. Щербой (1880 – 1944) и его учениками. Заметим, что под речью современное языкознание понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле слова в понятие речьвключается и так называемая «внутренняя речь», т.е. мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое про себя, без произнесения вслух. Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. Речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента: говорение (писание), восприятие и понимание речи (текста). Речевая деятельность предполагает общественных говорящих, знающих единый язык общения, общую культуру. Соотношение языка и речи и их отдельных аспектов иллюстрирует следующий рисунок:

Речь есть форма существования языка. Язык функционирует в речи.

Язык – это средство общения, речь – это воплощение и реализация языка, который через речь выполняет свою коммуникативную функцию.

Язык стабилен, пассивен и статичен, речь же активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность.

Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа, тогда как речь индивидуальна, она отражает лишь опыт индивидуума.

Язык и речь имеют разную организацию: для языка характерна уровневая организация, для речи – линейная, речь представляет собой последовательность слов, связанных в потоке, язык же вносит в эту последовательность иерархические отношения.

Язык независим от ситуации и обстановки общения, речь же контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет.

9. Язык, мышление, и культура.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.012 с.)