Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение морфемной структуры словаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Морфемный состав слова с течением времени может изменяться, когда аффиксы и внешне, и внутренне тесно спаиваются с корнями и друг с другом. В составе этих сращений прежние границы между аффиксами исчезают, а значения аффиксов стираются. Взаимопроникновение морфем в составе слова, их частичное наложение друг на друга присуще языкам флективного строя (например, славянским языкам), и в меньшей степени оно затрагивает языки агглютинативные (от лат. agglutinatio - приклеивание) - тюркские, финно-угорские и др. Конец страницы 99 ¯ Начало страницы 100 ¯ Агглютинативным языкам свойственен неизменный в фонемном составе корень, однозначные, то есть выражающие одно грамматическое значение, стандартные аффиксы. Соединение аффиксов с корнями носит характер механического приклеивания, когда границы морфем четко отделены. При агглютинации слово образуется цепочкой самостоятельных, сохраняющих всегда свою значимость, морфем. У флективных языков сам корень может изменяться в фонемном составе, а соединение аффиксов с корнями характеризуется тесным сплетением конечных фонем корня с начальными фонемами аффикса или, напротив, конечных фонем аффикса с начальными фонемами корня. При этом сами аффиксы могут выступать в своих различных вариантах, модификациях и одновременно выражать несколько грамматических значений. Такие большие степени свободы морфем с течением времени могут привести к изменению морфемной структуры слова. Различают три основных типа исторических изменений в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение и осложнение, или усложнение. Под опрощением чаще всего понимают переход слова от более сложного морфемного состава к более простому в результате объединения двух морфем в одну. Например, в слове рубаха древний корень руб- теперь не осознается, корень и древний суффикс -ах- слились в новую корневую морфему рубах-; слово окорок было образовано с помощью приставки о- от существительного корокъ — нога, утраченного в русском языке; слово вкус в современном русском языке не распадается на в+кус (ср. кус-ать, кус-ок); слово кольцо, ранее являвшееся уменьшительным образованием от коло в значении колесо, утратило свою уменьшительность, а вместе с нею и двусоставность. Основными причинами опрощения выступают семантические и фонетические изменения слов, а также архаизация родственных слов, иногда с полным выпадением их из употребления: ср. неряха (диалектное ряхая -красивая, нарядная), ненастье (от утраченного настье) и т.д. Переразложение - это перемещение границы между морфемами. В результате этого процесса, часто сопровождаемого опрощением, границы морфем в слове исторически могут перемещаться, при этом слово, продолжая быть составным, начинает Конец страницы 100 ¯ Начало страницы 101 ¯ члениться по-другому, не так, как оно делилось раньше. Так, в древности в падежных формах множественного числа рекамъ, реками, рекахъ выделялась основа река- и окончания -мъ, -ми, -хъ, теперь же выделяется основа рек-; слово убожество делилось на морфемы у-бож-ьств(о) (до опрощения прилагательного убогий; от богъ - богатство, имущество и отрицательной приставки у-), сейчас на корень убож- и суффикс -еств(о). Переразложение может привести к появлению новых морфем, когда происходит поглощение одной служебной морфемы другой, их слияние (например, суффиксы -ниj-, -енuj- возникли в результате слияния суффиксов страдательных причастий -н-, -ен- и суффикса абстрактных существительных -uj-). Осложнение, или усложнение, противоположно процессу опрощения. Если в результате опрощения две или несколько морфем объединяются в одну, то осложнение приводит к появлению границы между морфемами там, где ее не было, к членению одной морфемы на две. Например, заимствованное из голландского языка слово Zonnedek - зонтик было разделено в русском языке на две морфемы - зонт-ик под влиянием домик, листик и т.п. Часто в процессе заимствования рядом с тем или иным иноязычным словом появляется родственное ему с такой же основой, что приводит к процессу осложнения. Например, заимствованное из немецкого языка слово агитация под влиянием появившегося однокоренного слова агитатор стало члениться на корень агит- и суффикс -ацuj-; французское гравюра под влиянием одноко-ренных слов гравировать и гравер стало делиться на корень грав- и суффикс -юр-. Среди других морфологических процессов, приводящих к изменению морфемной структуры слова, выделяют аналогию и агглютинацию. Аналогия, которую иногда рассматривают как разновидность переразложения, приводит к изменению морфемного состава слова или словоформы под влиянием сходных слов с более простыми по составу морфемами (как правило, эти морфемы и более продуктивны в системе языка), например: слово диалектальный трансформировалось в диалектный под влиянием прилагательных с суффиксом -н-, как более соответствующее словообразовательной природе русского языка (при этом некото- Конец страницы 101 ¯ Начало страницы 102 ¯ рые прилагательные сохранили суффикс -алън-: гениальный, театральный); в словах певчий и вожатый суффиксы -чий и - атый распались на -ч-, -am- и окончания -ий, -ый под влиянием прилагательных волчий, крылатый и т.п. При агглютинации происходит слияние двух слов, основ или словоформ в одно слово или словоформу, например, слияние в далеком прошлом глагольной основы и местоимения в личной форме глагола: ходи+мъ > ходим, ходи+те > ходите; возникновение полных (местоименных) прилагательных путем присоединения местоимений и, е, я к именной (краткой) форме прилагательного: синь+и > синий, си-не+е > синее, синя+я > синяя. В русской грамматике выделяют и иные морфологические процессы - декорреляцию, диффузию, замещение. При декорре-ляции слово продолжает члениться так же, как и ранее, но составляющие его морфемы оказываются иными по значению и своим связям друг с другом. Например, суффикс -к- в слове заморозки стал выступать как словообразующий элемент, хотя вначале он был уменьшительно-ласкательным (от заморозы - первые морозы). При диффузии происходит взаимопроникновение морфем, которые в то же время сохраняют свою самостоятельность и особенности значимых частей слова, например, слияние в одном звуковом комплексе [ск] корневого ск- и суффикса прилагательных — ск-: Витебск+ ск+ий — витебский, Томск+ск+ий - томский и т.д. В результате действия процесса замещения происходит замена одной морфемы другой. Так, в слове солянка (от соль) корень сел'- был заменен на сол'- (солянка < селянка < селянская еда). Все эти процессы тесно связаны с опрощением и переразложением и иногда рассматриваются как их разновидности.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Словарный состав любого языка находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого является пополнение лексики языка новыми словами. Пополнение лексики происходит двумя основными путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Конец страницы 102 ¯ Начало страницы 103 ¯ Решающую роль в развитии и обогащении словарного состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих в языке, то есть словообразование. Термин словообразование употребляют в двух значениях: для обозначения словообразовательного строя языка и для обозначения раздела языкознания, изучающего создание, функционирование и строение производных слов. Словообразование иногда именуют также деривацией (от лат. derivatio - отклонение, отведение), имея в виду чаще всего в этом случае образование новых слов с помощью формальных средств. Сами образованные слова обозначают тогда термином дериваты, а раздел науки о них - дериватологией. Если морфемика изучает морфемный состав слова безотносительно к тому, как это слово было образовано, то словообразование в первую очередь интересует именно это. Важную роль в понимании словообразовательной структуры слова играет понятие основы слова. Производная и непроизводная основа. Основа - это часть слова без окончания. По своей структуре основы делятся на производные и непроизводные. Вновь образованные в языке слова — это чаще всего слова с производной основой. Непроизводные основы не делятся на структурно более мелкие части, их значение чаще всего не мотивировано, то есть не может быть объяснено современными связями между семантикой слова и обозначением предмета или явления именно этим словом. Так, в обозначении руки словом рука, земли - словом земля, отца - словом отец и т.д. мотивированную связь обнаружить нельзя. Иногда это не удается сделать даже с помощью глубокого этимологического анализа. Поэтому значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, оно не выводится из какого-нибудь более простого по значению и структуре слова. Непроизводная основа, как правило, совпадает с корнем, например: лес, рук-а, белый, вод-а, дом и т.д. Производная основа со структурной точки зрения состоит из отдельных значимых частей, то есть делится на более мелкие части — морфемы. Каждая производная основа необходимо предполагает наличие непроизводной, от которой она образована и состоит в семантико-грамматических отношениях. Значение производной основы как бы вырастает из значений составляющих ее Конец страницы 103 ¯ Начало страницы 104 ¯ отдельных морфем. Обозначение предметов и явлений производными основами является известным образом мотивированным, то есть словообразовательно мотивированным: домик образовано от дом, занести от нести, речной от река; нем. umubersetzbar (непереводимый) от ubersetzbar (переводимый), Berichterstatten (сделать сообщение) от Bericht (доклад); бел. сонейка от сонца, ка-ханне (любовь) от кахацъ (любить) и т.д. Производная основа может перейти в разряд непроизводных, если последняя исчезает из языка или перестает соотноситься с производной. Так, с уходом из литературного языка слова жужелъ в слово с непроизводной основой превратилось существительное жужелица. Словообразовательное значение. Каждое производное слово имеет свое производящее слово (то есть однокоренное слово, более простое по значению и структуре), от которого оно образовано. Слово, содержащее производящую основу, называется производящим, а слово с производной основой - производным. Формальное средство, с помощью которого образуется новое слово, именуется словообразовательным формантом. Например, в словах дом и домик слово дом содержит производящую основу — это производящее слово, а домик — производную от него основу, то есть выступает производным словом. Образовано существительное домик с помощью словообразовательного форманта -ик. Производные слова обладают словообразовательным значением. Словообразовательное значение - это семантическое отношение производного слова к производящему, имеющее формальное выражение внутри слова. Словообразовательное значение чаще всего представляет собой один и тот же формально выраженный тип значения в целой серии мотивированных слов, например: учитель, читатель, писатель, руководитель, где словообразовательное значение 'лицо, совершающее действие, названное производящим словом' выражено суффиксом -телъ; синеть, зеленеть, белеть, чернеть, где словообразовательное значение 'становиться по цвету, обозначенному производящим словом' выражено глагольным формантом -еть и т.д. Словообразовательное значение может быть связано с приобретением производным словом значения той части речи, в которую оно входит при образовании, например, предметности при Конец страницы 104 ¯ Начало страницы 105 ¯ образовании существительных (бегать - бег, играть- игра, ходить - ходьба, косить - косьба), процессуальности при образовании глаголов (красный - краснеть, руль - рулить, ох - охать), признаковости при образовании прилагательных (лес - лесной, утро - утренний, день - дневной) и т.д. Среди словообразовательных значений выделяют также значения уменьшительности (лист -листик, хвост - хвостик, синий - синенький), увеличительности (дом - домище, голос - голосище, большой - большущий), ласка-тельности (хозяюшка, соседушка, Олюшка) и под. Словообразовательное значение занимает промежуточное положение между лексическим и грамматическим значениями слова. В отличие от лексического то или иное словообразовательное значение выступает не индивидуальным значением отдельного слова, а присуще ряду слов, с общим для них формальным средством выражения. Словообразовательное значение, в отличие от грамматического, свойственно не всем словам какой-то части речи, а лишь некоторым словам. Словообразовательный тип. Под словообразовательным типом обычно понимают схему строения производных слов, объединяемых одной и той же частью речи производящей основы, одним и тем же словообразовательным средством и одним и тем же словообразовательным значением. Например, слова с суффиксом -телъ можно распределить, по крайней мере, на два словообразовательных типа: 1) слова со значением лица учитель, писатель, деятель, читатель, руководитель, где этот формант имеет словообразовательное значение лица; 2) слова со значением предмета подогреватель, взрыватель, выключатель, проигрыватель, усилитель, где суффикс -телъ обозначает предмет. В этом случае совпадают часть речи, от которой образованы данные слова (глаголы), и словообразовательное средство, однако при формальном сходстве суффикс имеет разные словообразовательные значения. Производные слова могут отличаться и словообразовательным средством, а совпадать по другим признакам, тогда это также различные словообразовательные типы, например: существительные кривизна, смелость, теплота образованы от прилагательных (кривой, смелый, теплый), совпадают в словообразовательном значении (обозначают признак), но различаются суффиксами, то есть относятся к разным словообразовательным ти- Конец страницы 105 ¯ Начало страницы 106 ¯ пам. Классификация слов по словообразовательным типам не совпадает у разных авторов, что объясняется различием критериев и принципов описания этого явления. Словообразовательные типы могут различаться по степени продуктивности - способности служить моделью для производства слов. Продуктивным является словообразовательный тип, по образцу которого в современном языке образуются слова. Это тесно связано с продуктивностью самих аффиксов. Например, в русском языке продуктивен словообразовательный тип отглагольных существительных с суффиксами -нuj(e), -к(а): чтение, объявление, финансирование, пение, умение, катапулътирование, разноска, прибавка, заправка, добавка и т.д. К непродуктивным словообразовательным типам относится такой, по образцу которого в современном языке слова не образуются или образуются редко, что также связано с продуктивностью аффиксов. Например, в русском языке непродуктивно отсубстантивное образование существительных с аффиксами -вор-, -амт, -уз, -еч, -их: дети - детвора, почта - почтамт, Франция - француз, свет -светоч, жена - жених; также непродуктивно отглагольное образование существительных с суффиксом -с(а), обозначающих лицо по действию: плакать - плакса, хныкать - хныкса и т.д. Между этими двумя типами продуктивности - продуктивный и непродуктивный - находится множество промежуточных случаев дробных степеней продуктивности: типы высоко-, средне-, малопродуктивные. Если учесть, что четких критериев степени продуктивности словообразовательного типа не выработано, то многие попытки в этом направлении оказываются достаточно субъективными. Способы словообразования. Более крупной единицей словообразования, чем словообразовательный тип, выступает способ словообразования, объединяющий в себе ряд словообразовательных типов. С учетом исторических особенностей образования слов выделяют четыре основных общих способа словообразования: морфологический, морфолого-синтаксический, лекси-ко-семантический и лексико-синтаксический. Каждый из них в свою очередь может дробиться на различные развновидности, которые в лингвистике традиционно именуют также способами. Конец страницы 106 ¯ Начало страницы 107 ¯ При морфологическом способе слова образуются с помощью аффиксов, присоединяемых к производящей основе или к слову в целом, а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом словообразования. Аффиксальный способ имеет свои разновидности: суффиксальное словообразование, префиксальное и префиксально-суффиксальное словообразование. При суффиксальном словообразовании к производящей основе слова присоединяется тот или иной суффикс. Суффиксальное словообразование в русском и белорусском языках является наиболее продуктивной разновидностью аффиксального способа, что выражается в широком наборе суффиксов и их вариантов, в распространении суффиксальной деривации на все части речи. Например, в русском языке с помощью суффиксов могут образовываться: существительные - от существительных (лес -лесник, переплет - переплетчик), от прилагательных (красный -краснота, старый - старость), от глаголов (учить - ученик, возить - возчик) и т.д.; прилагательные - от существительных (мама - мамин, глаз - глазастый), от прилагательных (белый - беловатый, зеленый - зелененький), от глаголов (разрезать - разрезной, гореть - горючий) и т.д.; глаголы - от глаголов (залить - заливать, полить - поливать), от существительных (бездельник -бездельничать, хозяин — хозяйничать), от прилагательных (белый —белеть, черный — чернить) и т.д. Префиксальное словообразование характеризуется присоединением приставки к целому слову. При этом, как правило, принадлежность слова к той или иной части речи не меняется. В русском и белорусском языках префиксальное словообразование охватывает в большей степени глаголы и прилагательные, в меньшей - существительные, например: читать - перечитать, идти -зайти, нести - вынести, строить - построить, умный - пре-умный, прочный - сверхпрочный, высокий - невысокий, военный -антивоенный, удар - контрудар, фашист - антифашист и т.д. При префиксально-суффиксальном способе словообразования оба аффикса - префикс и суффикс - участвуют в образовании слова одновременно, например: пере -нос- иц -а, при -бреж- н -ый, со -курс- ник, пере -стрел- ива-ть-ся. Конец страницы 107 ¯ Начало страницы 108 ¯ Среди других разновидностей морфологического способа словообразования выделяют безаффиксный способ, когда производное слово образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков, например: синь от синий, сушь от сухой, гниль от гнилой, бег от бегать, вывоз от вывозить и т.д. К морфологическому способу словообразования относят также словосложение. Словосложение, или сложение, представляет собой способ образования новых слов путем сложения двух или более основ в одну, например: древнерусский, теплоизоляция, научно-технический, золотисто-желтый, нем. Bildhauer (Bild - картина + Hauer — забойщик) — скульптор, gutmachen (gut — хороший + machen — делать) — поправлять, emporfliegen (empor — вверх + fliegen - летать) - взлетать и т.д. Образующие слова основы могут быть усеченными или состоять из начальных букв складываемых слов, тогда говорят об аббревиации, а сами сложносокращенные слова называют аббревиатурами (от лат. brevis -краткий), например: леспромхоз, госхоз, профбилет, неуд, АТС (автоматическая телефонная станция), ООН (Организация Объединенных Наций), UNESCO (United Nations Educational Scientific and Cultural Organization), BRD (Bundesrepublik Deutsch-land) и т.д. Морфолого-синтаксический способ образования слов определяют как переход слова или словоформы из одной части речи в другую, его называют также конверсией (от лат. conversio -превращение, изменение), например: прилагательные ванная, аппаратная, учительская, ученый, мороженое, спиртное и др. перешли в разряд существительных, как и причастия трудящиеся, командующий, отдыхающие и др.; из формы множественного числа существительного возникло междометие батюшки!; из формы деепричастия благодаря образовался предлог и тому подобное. Лексико-семантический способ словообразования представляет собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего возникают слова-омонимы, например: кулак как кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами и кулак - богатый крестьянин; ладья в значении лодка и ладья в значении шахматная фигура; в белорусском языке гасцінец в значении дорога и гасцінец в значении подарок и т.д. Расщепление Конец страницы 108 ¯ Начало страницы 109 ¯ слова на два слова-омонима происходит постепенно. Существующее в языке слово какое-то время употребляется и в своем старом, и в переносном значениях, которые затем расходятся. Возникшее на базе переносного употребления и расщепления значения новое слово с течением времени воспринимается как самостоятельное. В ряде случаев только этимологический анализ дает возможность установить их родство. Лексико-синтаксический способ словообразования - это создание нового слова из словосочетания путем объединения двух или более слов, например, сегодня из сего дня, триста из три ста, сумасшедший из с ума сшедший и т.д. В языках мира соотношение способов словообразования и их продуктивности неодинаково, оно зависит от специфики структуры того или иного языка, его истории. Так, в русском и белорусском языках продуктивен способ аффиксации, в немецком - словосложения, в английском - конверсии. Словообразование как отрасль языкознания делят обычно на две области - синхроническое словообразование и диахроническое словообразование. Синхроническое словообразование изучает словообразовательный строй языка на определенном этапе его развития, например, современном. Диахроническое словообразование исследует историческую последовательность образования слов, структурные изменения производных слов в процессе развития языка и т.д. Часто оба подхода к словообразовательной системе языка используются в равной степени, что дает более объемное представление о языке как феномене. Конец страницы 109 ¯ Начало страницы 110 ¯
Глава VI. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И СЕМАСИОЛОГИЯ
Основной единицей языка является слово. Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов. Уже в древности люди смотрели на слово как на великую тайну, как на явление, требующее особенно внимательного отношения к себе. Слово, по мнению античных мыслителей, создает разумность отдельного человека, гармоническую целесообразность общества и мировой порядок одновременно, поэтому его нужно правильно создавать и применять. Хотя язык состоит из разных единиц, слово оказывается его самой "естественной" категорией, так как именно оно что-то называет или выражает. Для массового сознания язык - это прежде всего слова. Слова родного языка кажутся "очевидными", "прозрачными", "естественными", хотя в действительности их природа очень сложна и многообразна. Словарный состав языка, взятый в его совокупности, называют лексикой (от греч. lexis - слово). Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией (lexis - слово + logos - учение), то есть лексикология - это слово о слове, или наука о словах. Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией (от греч. semasia - значение, смысл + logos). Лексикология и семасиология тесно между собой связаны, так как значение слова выступает "душой" самого слова. Поскольку слово образует тесное формальное и смысловое единство, то его описание целесообразно вести в двух аспектах - лексикологическом и семасиологическом, не отрывая их друг от друга. Конец страницы 110 ¯ Начало страницы 111 ¯
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.27 (0.013 с.) |