Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема I. Морфема и морфемная структура словаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания) Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275) ДЛ: Баранникова: 181-190 Головин 90-94 Вендина: 195-200
Основные термины: морфема, нулевая морфема, алломорф, корень, вещественное значение, аффикс, аффиксоид, деривационное значение, реляционное значение, префикс, постфикс (в широком и узком значении), флексия (окончание), интерфикс, инфикс, трансфикс, прилепа (агглютинативный аффикс), конфикс, словообразующая (производящая) основа, формообразующая основа, опрóщение, переразложение (= 21). При составлении карточек используйте ОС, блок V-2. Вопросы и задания
№ 1. В слове «дáма» две одинаковые гласные фонемы. Что позволяет считать вторую фонему <а> внешним выражением (экспонентом) морфемы? Дайте определение понятия «морфема».
№ 2. Выполнив задание № 26 РТ, сделайте вывод о двустороннем или одностороннем характере морфемы как единицы языка. Как этот вывод соотносится с определением морфемы?
№ 3. По данным «Словаря морфем русского языка» корень -вод- выступает в семи вариантах (алломорфах). Подберите пример слова или формы слова к каждому из них (см. задание № 27 РТ).
№ 4. Чем различаются вещественное, деривационное и реляционное значение морфем? Каким типам морфем соответствует каждое из них? Приведите примеры.
№ 5. Что позволяет некоторым ученым рассматривать флексию как особый тип морфем, исключая ее из числа аффиксов?
№ 6. Выполнив задание № 28 РТ, сравните типовую морфемную структуру русского и английского (немецкого, французского) слова.
№ 7. Какие виды аффиксов типичны для русского языка, а какие в нем не встречаются или встречаются редко? Приведите примеры слов с инфиксом. № 8. Чем различается морфемная структура и способ образования следующих пар слов и словоформ: рус. подсказка – подснежник понравиться – разбежаться нем. auslachen – gelacht (Partizip II в ряду форм lachen/lachte/gelacht) (высмеивать – от lachen) • В каких случаях можно говорить о конфиксе?
№ 9. Укажите признаки, различающие флексию (окончание) и прилепу-аффикс агглютинативных языков. Подтвердите это языковыми фактами.
№ 10. Покажите на примерах и обозначьте термином особенность морфемной структуры слова арабского и других семитских языков. • Как это отразилось в арабской письменности? (см.: Реформатский: 359-360).
№ 11. Слова сутки и стык имеют один этимологический корень. Какой именно? • Дайте современное морфемное членение этих слов. Какой морфологический процесс произошел в первом слове? • Какие еще морфологические процессы вам известны?
№ 12. Сформулируйте правила выделения формообразующей и словообразующей основ, выполнив задание № 29 РТ, и дайте определение каждого из двух типов основ.
Тема II. Грамматическое значение, Грамматическая форма
Грамматическое значение ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234) Реформатский: 243-252 (243-253) Головин: 99-101 ДЛ: Маслов: 111, 158-159 Баранникова: 193-196
Основные термины: грамматическое значение (ГЗ) (= 1).
Вопросы и задания
№ 1. Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки, заполнив таблицу в задании № 30 РТ. «Годы, посвящаемые человеком ученью, драгоценные годы» (Н. Г. Чернышевский). «Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький). «Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов). • В чем вы видите различие многозначности лексической («язык» – «языков») и многозначности грамматической?
№ 2. Можно ли включить в последнюю графу таблицы задания 29 РТ соответствующие слова и формы других языков: англ. precious, language, get; нем. die Sprache, der Sprachen (р.п. мн. ч.), kostbaren, Imp. erlangtе (ср. erlangen); франц. langage, précieux, impér. obtenez! (inf. obtenir)? Сформулируйте вывод о степени близости (сходства) лексических и ГЗ разных языков.
№ 3. Определите ГЗ, объединяющие ряды слов: фонема, морфема, лексема, грамматика, форма; артикль, флексия, предложение, аффриката, аффикс, дифтонг, ударение; транскрибируйте, аргументируйте, докажите, объясните, определите, укажите, приведите. • Какие свойства ГЗ можно увидеть на этих примерах?
№ 4. Выполнив задание № 31 РТ, покажите на одном примере характер зависимости ГЗ от лексического. • Касается ли эта зависимость отдельного слова или распространяется на группы (классы) слов?
№ 5. Приведите пример изменения грамматической характеристики слова, вызванной изменением его лексического значения. Оцените с этой точки зрения структуру словарной статьи в словарях английского и русского языков, сравнив пары англ. to stand (стоять) – the stand (остановка, стенд); нем. lesen (читать) – das Lesen (чтение); рус. печь (пеку) – печь (печка), блестящий (действ. прич. от блестеть) – блестящий (великолепный. роскошный; выдающийся).
№ 6. Обобщите полученные сведения о ГЗ в таблице задания № 32 РТ и сформулируйте определение этого понятия.
Грамматическая форма ОЛ: Кодухов: 208-209 (232-233) ДЛ: Реформатский: 255-261 (256-263) Головин: 108-109 Баранникова: 196-197
Основные термины: грамматическая форма (ГФ), словоформа, лексема (= 3).
Вопросы и задания
№ 1. Имя существительное в русском языке может иметь 6 или 12 ГФ падежа и числа в зависимости от его способности/неспособности изменяться по числам. За счет чего увеличивается количество грамматических форм у русских имен прилагательных и глаголов разных грамматических разрядов (см. задание № 33 РТ)?
№ 2. Приведите пример различия количества ГФ у слов одной и той же части речи русского и изучаемого вами иностранного языка.
№ 3. Можно ли считать «бесформенными» (термин Ф.Ф. Фортунатова) неизменяемые слова русского языка: несклоняемые существительные, наречия, служебные слова?
Доп. № 4. В английском, французском, болгарском языках существительные не склоняются. Как, на ваш взгляд, правильнее охарактеризовать эту ситуацию (выберите предпочтительный вариант ответа): а) английские (французские, болгарские) существительные не имеют грамматической формы падежа; б) форма падежа образуется в английском (французском, болгарском) языке аналитически; в) падежные значения передаются в английском (французском, болгарском) языке аналитическим способом?
№ 5. Проведите на материале, предлагаемом в задании № 34 РТ, разграничение лексем, ГФ и словоформ. • Каково отношение каждого из трех понятий к языку и речи?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.008 с.) |