Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I. Морфема и морфемная структура слова

Поиск

 

ОЛ: Кодухов: 211-214, 219-222 (235-239, 250 + стр. 1-го издания)

Реформатский: 263-270 (263-270; 270-275)

ДЛ: Баранникова: 181-190

Головин 90-94

Вендина: 195-200

 

Основные термины: морфема, нулевая морфема, алломорф, корень, вещественное значение, аффикс, аффиксоид, деривационное значение, реляционное значение, префикс, постфикс (в широком и узком значении), флексия (окончание), интерфикс, инфикс, трансфикс, прилепа (агглютинативный аффикс), конфикс, словообразующая (производящая) основа, формообразующая основа, опрóщение, переразложение (= 21). При составлении карточек используйте ОС, блок V-2.

Вопросы и задания

 

№ 1. В слове «дáма» две одинаковые гласные фонемы. Что позволяет считать вторую фонему <а> внешним выражением (экспонентом) морфемы? Дайте определение понятия «морфема».

 

№ 2. Выполнив задание № 26 РТ, сделайте вывод о двустороннем или одностороннем характере морфемы как единицы языка. Как этот вывод соотносится с определением морфемы?

 

№ 3. По данным «Словаря морфем русского языка» корень -вод- выступает в семи вариантах (алломорфах). Подберите пример слова или формы слова к каждому из них (см. задание № 27 РТ).

 

№ 4. Чем различаются вещественное, деривационное и реляционное значение морфем? Каким типам морфем соответствует каждое из них? Приведите примеры.

 

№ 5. Что позволяет некоторым ученым рассматривать флексию как особый тип морфем, исключая ее из числа аффиксов?

 

№ 6. Выполнив задание № 28 РТ, сравните типовую морфемную структуру русского и английского (немецкого, французского) слова.

 

№ 7. Какие виды аффиксов типичны для русского языка, а какие в нем не встречаются или встречаются редко? Приведите примеры слов с инфиксом.

№ 8. Чем различается морфемная структура и способ образования следующих пар слов и словоформ:

рус. подсказка – подснежник

понравиться – разбежаться

нем. auslachen – gelacht (Partizip II в ряду форм lachen/lachte/gelacht)

(высмеивать – от lachen)

• В каких случаях можно говорить о конфиксе?

 

№ 9. Укажите признаки, различающие флексию (окончание) и прилепу-аффикс агглютинативных языков. Подтвердите это языковыми фактами.

 

 

№ 10. Покажите на примерах и обозначьте термином особенность морфемной структуры слова арабского и других семитских языков.

• Как это отразилось в арабской письменности? (см.: Реформатский: 359-360).

 

№ 11. Слова сутки и стык имеют один этимологический корень. Какой именно?

• Дайте современное морфемное членение этих слов. Какой морфологический процесс произошел в первом слове?

• Какие еще морфологические процессы вам известны?

 

№ 12. Сформулируйте правила выделения формообразующей и словообразующей основ, выполнив задание № 29 РТ, и дайте определение каждого из двух типов основ.

 

Тема II. Грамматическое значение,

Грамматическая форма

 

Грамматическое значение

ОЛ: Кодухов: 208-211 (212-234)

Реформатский: 243-252 (243-253)

Головин: 99-101

ДЛ: Маслов: 111, 158-159

Баранникова: 193-196

 

Основные термины: грамматическое значение (ГЗ) (= 1).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Определите (с помощью словаря) лексическое значение выделенных слов и укажите все сопровождающие его грамматические признаки, заполнив таблицу в задании № 30 РТ.

«Годы, посвящаемые человеком ученью, драгоценные годы» (Н. Г. Чернышевский).

«Еще раз посоветую: обратите внимание на язык, добивайтесь от него точности, что даст ему силу и красоту» (А.М. Горький).

«Без знания языков чувствуешь себя как без паспорта» (А. П. Чехов).

• В чем вы видите различие многозначности лексической («язык» – «языков») и многозначности грамматической?

 

№ 2. Можно ли включить в последнюю графу таблицы задания 29 РТ соответствующие слова и формы других языков:

англ. precious, language, get; нем. die Sprache, der Sprachen (р.п. мн. ч.), kostbaren, Imp. erlangtе (ср. erlangen); франц. langage, précieux, impér. obtenez! (inf. obtenir)?

Сформулируйте вывод о степени близости (сходства) лексических и ГЗ разных языков.

 

№ 3. Определите ГЗ, объединяющие ряды слов:

фонема, морфема, лексема, грамматика, форма;

артикль, флексия, предложение, аффриката, аффикс, дифтонг, ударение;

транскрибируйте, аргументируйте, докажите, объясните, определите, укажите, приведите.

• Какие свойства ГЗ можно увидеть на этих примерах?

 

№ 4. Выполнив задание № 31 РТ, покажите на одном примере характер зависимости ГЗ от лексического.

• Касается ли эта зависимость отдельного слова или распространяется на группы (классы) слов?

 

№ 5. Приведите пример изменения грамматической характеристики слова, вызванной изменением его лексического значения. Оцените с этой точки зрения структуру словарной статьи в словарях английского и русского языков, сравнив пары англ. to stand (стоять) – the stand (остановка, стенд); нем. lesen (читать) – das Lesen (чтение); рус. печь (пеку) – печь (печка), блестящий (действ. прич. от блестеть) – блестящий (великолепный. роскошный; выдающийся).

 

№ 6. Обобщите полученные сведения о ГЗ в таблице задания № 32 РТ и сформулируйте определение этого понятия.

 

Грамматическая форма

ОЛ: Кодухов: 208-209 (232-233)

ДЛ: Реформатский: 255-261 (256-263)

Головин: 108-109

Баранникова: 196-197

 

Основные термины: грамматическая форма (ГФ), словоформа, лексема (= 3).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Имя существительное в русском языке может иметь 6 или 12 ГФ падежа и числа в зависимости от его способности/неспособности изменяться по числам. За счет чего увеличивается количество грамматических форм у русских имен прилагательных и глаголов разных грамматических разрядов (см. задание № 33 РТ)?

 

№ 2. Приведите пример различия количества ГФ у слов одной и той же части речи русского и изучаемого вами иностранного языка.

 

№ 3. Можно ли считать «бесформенными» (термин Ф.Ф. Фортунатова) неизменяемые слова русского языка: несклоняемые существительные, наречия, служебные слова?

 

Доп. № 4. В английском, французском, болгарском языках существительные не склоняются. Как, на ваш взгляд, правильнее охарактеризовать эту ситуацию (выберите предпочтительный вариант ответа):

а) английские (французские, болгарские) существительные не имеют грамматической формы падежа;

б) форма падежа образуется в английском (французском, болгарском) языке аналитически;

в) падежные значения передаются в английском (французском, болгарском) языке аналитическим способом?

 

№ 5. Проведите на материале, предлагаемом в задании № 34 РТ, разграничение лексем, ГФ и словоформ.

• Каково отношение каждого из трех понятий к языку и речи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.008 с.)