Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по разделу «Грамматика»

Поиск

 

1. Анализ словоформ, извлекаемых из русского текста (см. задание 37 РТ).

2. Термины по разделу.

3. Сопоставление параллельных текстов (по схеме. предложенной в задании 41 РТ).

 

 

Раздел III. ЛЕКСика

Тема I. СЛОВО КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА

С НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИЕЙ

 

1. Центральное положение слова (лексемы) в языковой структуре;

Его отличие от других единиц языка и связь с ними

ОЛ: Кодухов: 159, 177, 214-215, 232, 239 (184-185, 203-204, 239-242, 265, 276)

Маслов: 104-111

ДЛ: Баранникова: 101-103

Будагов: 9-10

 

Основные термины: слово, лексема, номинативная функция, знаменательное слово, служебное слово, имя собственное, имя нарицательное, антропоним, топоним, зооним (= 10).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Докажите на уровневой схеме языковой структуры, что слово – центральная единица языка:

? предложение

слово (лексема)

? морфема

? фонема

• Можно ли ограничить изучение слова только лексикологией? Свой ответ обоснуйте.

 

№ 2. В книге Ю.С. Маслова «Введение в языкознание» сформулировано следующее рабочее определение слова как языковой единицы:

«Слово – минимальная относительно самостоятельная значимая единица языка: относительная самостоятельность слова – бóльшая, чем у морфемы – последовательнее всего проявляется в отсутствии у него жесткой линейной связи с соседними словами (при наличии, как правило, жесткой связи между частями слов), а, кроме того, еще и в способности многих (хотя и не всех) слов функционировать в качестве минимального (однословного) предложения, либо в качестве члена предложения» (с. 111).

• Докажите, исходя из этого определения, что «а» (союз) и «А?» (междометие) – одноморфемные слова языка.

 

№ 3. Сравните русский оригинал и чешский перевод некоторых фраз из сказок В. Сутеева:

 

Муравей задумалcя. – Mravenec se zadumal.

«Хочу идти выкупаться», – сказал утенок. – «Chci se jít vykoupat», – řeklo

Kachňátko.

Три котенка увидели мышь и бросились за ней. – Tři kot’ata uviděla myš a vrhla

se na ní.

 

• Чем является показатель возвратности в современном русском языке и в современном чешском языке: словом или морфемой? Почему вы так думаете?

 

№ 4. В списке обязательных терминов к этой теме наряду с терминами-словами есть термины-словосочетания. Что их объединяет со словом и что отличает от него?

 

№ 5. Ориентируясь на ОС (блок V-д), дайте определение основным типам слов-названий (см. задание № 42 РТ).

 

 

Внутренняя форма слова

 

ОЛ: Кодухов: 161-163, 167-168 (188-190, 192-194)

ДЛ: Будагов: 71-88

Баранникова: 103-105, 119-122

Маслов: 135-143 (гл. «Мотивировка как возможный компонент содержания слова»)

 

Основныетермины: (при составлении карточек используйте определения из ОС – блок IV): внутренняя форма слова, деэтимологизация, мотивированное слово, народная этимология, немотивированное слово, семантическая мотивировка, словообразовательная мотивировка, фонетическая мотивировка, этимология (= 9).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Проанализируйте следующие высказывания, принадлежащие Вильгельму Гумбольдту (а) и немецкому философу Людвигу Фейербаху (б).:

а) «Слово – не эквивалент чувственно воспринимаемого предмета, а эквивалент того, как он был осмыслен <…> в конкретный момент изобретения слова»;

б) «Что же такое название? Служащий для различения знак, какой-нибудь бросающийся в глаза признак, который я делаю представителем предмета, чтобы припомнить его в его целостности».

• Докажите, что это именно так, на примере слов русского и известного вам иностранного языка.

 

№ 2. Как отражаются эти философские характеристики процесса именования (номинации) в определениях внутренней формы слова:

а) предложенном А. А. Потебней:

«Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как представляется человеку его собственная мысль»;

 

б) приводимых в двух учебниках по введению в языкознание:

Р. А. Будагов: «Способ выражения понятия через слово, характер связи между звуковой оболочкой слова и его первоначальным содержанием и называется внутренней формой слова» (с. 73);

В. И. Кодухов: «Внутренней формой слова называется мотивировка лексического значения слова его словообразовательной и семантической структурой» (с. 166).

 

№ 3. Дайте определение понятий «словообразовательная мотивировка», «семантическая мотивировка», «фонетическая мотивировка», подтвердив их фактами русского и изучаемого вами иностранного языка (см. задание № 43 РТ).

 

№ 4. Используя материал, приводимый в учебнике Л. А. Булаховского «Введение в языкознание», аргументируйте следующую его мысль: «Отношение между выдвинутым в назывании признаком и действительным значением слова не обеспечивает достаточной точности понимания».

Слова для аргументации: серб. пловко – «утка»; укр. грудень – «декабрь»; чеш. přistav – «пристань», «порт»; рус. пристав, приставка; польск. pogrzeb – «похороны»; рус. погреб, погребение.

 

№ 5. Термины «окончание» и «флексия» являются в лингвистике полными синонимами (дублетами). В школьной практике используется только первый термин. Укажите причину частых ошибок, которые допускают учащиеся при анализе морфемного состава слов типа: нес, сидя, хорошо, смеркается.

 

Доп. № 6. В следующем тексте определите соотношение мотивированных и немотивированных слов. Насколько оно типично и почему?

«Знание фонетических закономерностей дает возможность ученым восстановить более древнее звучание слова, а сравнение с родственными индоевропейскими формами очень часто проясняет вопрос о происхождении анализируемого слова, позволяет установить их этимологию» (Ю. В. Откупщиков).

 

№ 7. Дайте определение понятий «этимология слова» и «этимон». В ряду слов выделите а) слова, которые являются только этимологически родственными, б) слова, входящие в одно словообразовательное гнездо современного русского языка. Назовите процесс, который произошел в словах первой группы в ходе развития языка.

Слова для анализа: родник, род, родина, народ, родня, рождение, порода, природа, зародыш, отечество, отчизна, отец.

 

Доп. № 8. Назовите явление, описанное Д. И. Арбатским:

«Когда ученик объясняет слово крестьянка как женщина, которая носит крест, прелюдия – как прилюдия, то, что происходит при людях, чертог – как жилище черта, то здесь обнаруживается не только незнание реального значения слова, но и непонимание его смысловых, морфологических, словопроизводственных связей».

 

• Чем отличается от этого явления поэтический прием Н. Асеева:

Жизнь – не река, она – противоречье.

Она, как речь, должна предостеречь.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.008 с.)