Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Звуков речи
Строение речевого (произносительного) аппарата
ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169) Кодухов: 101-107 (110-116). ДЛ: Головин: 25-32 Широков: 32
Примечание: здесь и далее страницы учебника Реформатского даются по 4-му изд., а в скобках – по 5-му.
Основныетермины: активные органы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок) (= 10).
Вопросы и задания
№ 1. Сравните содержание понятий «речевой аппарат» и «артикуляторный (произносительный) аппарат» (см. ОС, блок V-в).
№ 2. Перечислите и обозначьте на схеме речевого аппарата активные и пассивные органы (см. задание № 1 РТ).
№ 3. Пользуясь ОС, составьте по модели-образцу терминологические карточки двух серий: «активные органы» и «пассивные органы». Какие органы, активные в английском, немецком, французском языках, пассивны в русском языке, и наоборот?
№ 4. Охарактеризуйте звуки речи по работе голосовых связок (см. задание № 2 РТ).
№ 5. В следующих словах выделите звуки, образуемые активной работой губ, и опишите эту работу: рус. буфет, англ. bulwark (вал, бастион) [’bulwək], нем. Übung (упражнение) [Ύbuŋ], франц. sœur (сестра) [sœr].
№ 6. Опишите работу языка при образовании согласных звуков в словах жизнь, дробилка, вылить. Назовите согласные, при артикуляции которых язык является пассивным.
№ 7. Сравните звуки в составе предлагаемых в задание № 3 РТ слов различных языков и сгруппируйте их, учитывая а) количественное (степень длительности), б) качественное (тембровое), в) одновременное количественное и качественное различия. Артикуляция и ее фазы
ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172) Кодухов: 107-109 (116-118) ДЛ: Головин: 48
Основные термины: артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции (= 5).
Вопросы и задания
№ 1. Опишите различия экскурсии (приступа) следующих пар согласных: а) рус. [б] – [п]; [б] – [б’]; [б] – [м]; б) рус. [х] – англ. или нем. [h] рус. [н] – англ. или нем. [ŋ] рус. [б] – англ. [w] рус. [н] – франц. [η] рус. [р] – франц. [R] – англ. [r] – нем. [R] рус. [д] – англ. [d].
№ 2. Сравните выдержку (экспозицию) звуков [б] – [в] – [у]. Приведите примеры звуков русского и/или изучаемого вами иностранного языка, выдержка которых имеет те же характеристики.
№ 3. Можно ли считать синонимами термины «длительность» и «долгота» звука? Аргументируйте ответ фактами языка.
№ 4. Объясните, как и почему изменяется произношение русского [а] в следующих словах: как, пять, нам. Одинаков ли первый согласный в словах с тал – с дал, т ак – т ут, конечный согласный – показатель множественного числа в англ. dog s – shot s? В каком случае различие заметнее и почему?
Доп. № 5. Назовите фонетические процессы, которые вы наблюдали в словах задание.№ 4.
№ 6. а) Назовите звуки, которые характеризуются следующими артикуляциями (см. верхнюю часть таблицы задания № 4 РТ). б) Опишите работу активных органов речи при артикуляции следующих звуков: рус. [и], [к], [х], [с], [ж]; англ. [w], [θ], франц. [R] и нем. [ç] (см. нижнюю часть таблицы задания № 4 РТ).
№ 7. Сгруппируйте гласные звуки в следующих словах (см. задание № 5 РТ) с учетом положения нёбной занавески. За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?.
Артикуляционная база языка
ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)
Основные термины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!) (= 5). Вопросы и задания
№ 1. Дайте определение понятия «артикуляционная база языка». Чем может быть обусловлен акцент в речи людей, говорящих на чужом языке?
№ 2. Выполните задание № 6 РТ.
№ 3. Какая особенность артикуляции русских звуков – гласного [и], палатального согласного [j] и любого мягкого согласного ([б’], [д’], [л’] и др.) – обусловливает специфическую черту артикуляционной базы русского языка? Напишите в транскрипции слова синий, рыжий, ширина, цивилизация. От чего зависит выбор гласного Ы или И в этих и аналогичных случаях?
№ 4. Заполнив таблицу задание № 7 в РТ, сравните артикуляционную базу русского и изучаемого вами иностранного языка.
Доп. № 5. Какие акцентные (произносительные, артикуляционные) ошибки может сделать начинающий изучать русский язык англичанин (немец, француз, испанец и др.) при чтении следующих русских фраз: а) Люблю тебя, Петра творенье. б) Над омраченным Петроградом Дышал октябрь осенним хладом.
№ 6. Какие различия артикуляционных баз русского, английского, немецкого и французского языков отразились в фонетическом облике слов, заимствованных русским языком из английского (doping → допинг, shaping → шейпинг), немецкого (strich → штрих), французского (genre → жанр)?
Тема II. Функциональный аспект звуков языка: Понятие фонемы Звук и фонема
ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378 Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182) ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63 Головин: 32-37 Основные термины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ)(= 5). Вопросы и задания
№ 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в транскрипции? Что произносится на самом деле?
№ 2. Сравните следующие возможные виды «озвучивания» слова береза: [б’ир’óзΛ], [б’иэр’óзъ], [б’эир’óзΛ], [бэрóзъ], [б’ир’jóзъ]. Какие из этих вариантов допускаются орфоэпической нормой современного русского литературного языка, а какие – нет? Как вы это установили?
№ 3. В чем функциональное различие следующих звуковых рядов: [иэ] – [эи] [о] – [а] ↔ [Λ] – [ъ] [б] – [б’] Можно ли использовать для обозначения столь разных фонетических явлений один термин «звук»?
№ 4. Сравните понимание фонемы и звука, приводимое тремя отечественными фонетистами:
а) И.А. Бодуэн де Куртенэ: «Фонема <…> – языковедческий термин: психически живая фонетическая единица. Пока мы имеем дело с преходящим говорением и слушанием, нам достаточно термина звук, обозначающего простейшую фонационную, или произносительную, единицу, вызывающую единое акустическо-фонетическое впечатление. Но если мы встанем на почву действительного языка, существующего в своей непрерывности только психически, только как мир представлений, нам уже не будет достаточно понятия звука и мы будем искать другого термина, могущего обозначать психический эквивалент звука. Именно таким термином и является термин фонема».
б) Л.В. Щерба: «… в живой речи произносится значительное большее, чем мы это обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целями человеческого общения. Эти звуковые типы имеются в виду, когда говорят об отдельных звуках речи. Мы будем называть их фонемами, реально же произносимые звуки, являющиеся тем частным, в котором реализуется общее (фонемы), мы будем называть оттенками фонем. Среди оттенков одной фонемы обыкновенно бывает один, который по разным причинам является самым типичным для данной фонемы. Он произносится в изолированном виде, и, собственно он один только и осознается нами как речевой элемент».
в) Р.И. Аванесов: «Кратчайшие звуковые единицы в тех их сторонах, которые не зависят от фонетического положения, не обусловлены позицией, употребляются в тождественной позиции и служат в языке для различения звуковой оболочки слов и словоформ, иначе говоря, образуют самостоятельные фонемы. В противоположность этому кратчайшие звуковые в своих зависящих от фонетического положения, обусловленных позицией сторонах не употребляются в тождественной позиции, не имеют непосредственной различительной функции и потому образуют не самостоятельные фонемы, а лишь разновидности одной и той же фонемы. Из сказанного следует, что фонемой является кратчайшая звуковая единица как независимая по своему качеству величина и потому сама по себе достаточная для различения звуковых оболочек словоформ».
При выполнении задания заполните таблицу (задание № 8 РТ).
№ 5. На основании проводимого сравнения предложите рабочее (предварительное) определение фонемы.
Функции фонемы
ОЛ: Реформатский: 29 (35-36) Кодухов: 132-133 (146-147) Маслов: 50-51
Основные термины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3).
Вопросы и задания
№ 1. Как соотносятся понятия «членораздельная речь» и «перцептивная функция фонемы»? Приведите примеры речевых ситуаций, в которых перцептивная функция ослаблена или вообще не реализуется. К каким последствиям это ведет?
№ 2. Известен пример Л.В. Щербы: в паре русских слов клеть [кл’ ∙э∙т’ ] – клетка – [кл’ ∙Эт кΛ] француз не слышит привычных для русских различий [т’] – [т], но хорошо слышит различие [ ∙э∙ ] закрытого (между русскими мягкими согласными) и [ ∙Э ] открытого (перед твердым согласным), которое незаметно русским. Найдите причины этой избирательной «остроты слуха» и «глухоты». Что такое «фонематический слух»?
Доп. № 3. Термину «сигнификативная функция фонемы» в разных работах соответствуют русские термины «смыслоразличительная функция» или «различительная функция», что подтверждается однотипными примерами: ток – тёк [т’όк]; лук – люк [л’ýк], лаг – ляг [л’áк]; фал – вал – бал – мал – нал – дал – зал. • Какой вариант русского синонима «сигнификативная» (функция) вам кажется более точным? • Является ли фонема двусторонней единицей языка?΄
№ 4. Сравнив различные определения фонемы (см. ОС, блок V-б), выберите и внесите в картотеку то окончательное определение, которое представляется вам оптимальным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.7.186 (0.009 с.) |