Классификация согласных фонем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация согласных фонем



ОЛ: Реформатский: 168-177 (172-181)

ДЛ: Баранникова: 47-53

Головин: 40-43

 

Основные термины: способ образования согласных, фрикативные (щелевые), смычные, взрывные, аффрикаты, боковые (латеральные), носовые, дрожащие (вибранты), место образования согласных, губно-губные, губно-зубные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные, гортанные, дорсальные, апикальные, какуминальные, двухфокусные, палатальный, палатализованные (мягкие), непалатализованные (твердые), сонорные, шумные (= 26).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Какие классификационные характеристики согласных отвечают на вопросы: Как образуется звук? Где он образуется?

 

Доп. № 2. Почему в школьном курсе русского языка рассматриваются только такие признаки согласных, как звонкость/глухость, твердость/мягкость?

 

№ 3. Сопоставьте две классификации согласных по способу образования, представленные в разных вузовских учебниках по введению в языкознание:

 

А. А. Реформатский Б. И. Головин

фрикативные (щелевые) щелевые (фрикативные)

смычные: смычные

взрывные смычно-щелевые

аффрикаты смычно-проходные:

носовые носовые

боковые боковые

дрожащие дрожащие

 

№ 4. Расскажите об образовании смычных взрывных согласных и приведите примеры таких звуков русского и других языков.

 

№ 5. Расскажите об образовании щелевых (фрикативных) согласных. Приведите примеры щелевых звуков русского и др. языков.

• Как практически можно доказать, что <в> и <ф> – щелевые согласные?

 

№ 6. Опишите артикуляцию аффрикат и дайте определение этого типа звуков. В следующем ряду слов выделите аффрикаты: англ. John, child, jug (кувшин), gin; нем. Pferd, pflücken, Рfütze.

• В русском языке все аффрикаты глухие. Докажите, что это не общий закон фонетики, а случайность русского консонантизма. В каких языках есть звонкая аффриката, парная <ц>?

• Напишите в транскрипции слова виться, вьётся и объясните замеченное вами фонетическое изменение согласных.

 

№ 7. Каковы особенности образования согласных <р>, <л>, <м>, <н>? Почему неправильно называть их смычно-щелевыми (ср. Кодухов: 116 и Реформатский: 170)?

• Как их артикуляция связана с акустической характеристикой?

 

№ 8. Что такое «фокус» образования согласного? Как соотносятся понятия фокуса и места образования?

 

№ 9. Выполнив задание № 18 РТ, дайте определение понятия «двухфокусный согласный». Какие еще согласные русского, английского (немецкого, французского и др.) языков являются двухфокусными?

• Объясните, почему звуки такого типа поздно усваиваются детьми?

 

№ 10. Дайте характеристику согласных русского и изучаемого вами иностранного языка по месту образования (задание № 19 РТ).

 

№ 11. Какой тип согласных стоит за школьным термином «непарные звонкие»? Сравнив транскрипцию следующего ряда слов, понаблюдайте над различием поведения в речи шумных звонких и сонорных:

 

а) да р ра д б) ср ок сд виг в) го рк а ло дк а

ды м ро жьсл ив сб ой сва лк а оши бк а

де нь хле бсн об сг иб ло мк а ло вк ий

ты л шпи гсм ог засло нк а ро жк и

 

• Какие фонетические изменения происходят с шумными звонкими согласными в приведенных словах и почему?

 

№ 12. Какие согласные называют палатализованными? Докажите, что наличие палатализации и ее отсутствие является дифференциальным признаком русского консонантизма, проверив на примерах следующие свойства русских мягких согласных:

а) независимость/зависимость от последующего согласного;

б) способность/неспособность различать слова или формы слов.

 

№ 13. Сравните консонантизмы русского и изучаемого иностранного языков по предложенной схеме (см. задание № 20 РТ).

 

№ 14. Обобщите полученные знания о классификационных признаках согласных, заполнив таблицу дифференциальных признаков консонантизма (задание №. 21 РТ);

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.005 с.)