Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема V. Морфологическая классификация языков

Поиск

 

ОЛ: Кодухов: 252-259 (289-300)

Реформатский: 450-464 (443-456)

ДЛ: Маслов: 293-298

Баранникова: 316-323

 

Основные термины: флективные языки, агглютинативные языки, корневые (изолирующие), инкорпорирующие (полисинтетические), языки синтетического строя, языки аналитического строя (= 6).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Сравните по схеме, предложенной в задании № 41 РТ, соотношение синтетических и аналитических форм в параллельных текстах на русском, болгарском и изучаемом вами иностранном языке:

 

а) болг.: рус.:

Фонетичният облик на корена Фонетический облик корня может

може да се мени в отделните думи. изменяться в отдельных словах.

б) англ.:

Something is rotten in the state of Прогнило что-то в Датском

Denmark. королевстве.

в) нем.:

Der Mohr hat seine Schuldigkeit Мавр сделал свое дело,

getan, der Mohr kann gehen. мавр может идти/уходить (уйти?).

г) фр.:

Le latin c’est la raison du français. Латынь – это смысл французского языка.

•К какому морфологическому типу относятся все эти языки? Одинаков ли их грамматический строй?

 

Доп. № 2. К какому морфологическому типу принадлежит арабский язык, если трансфикс – основное грамматическое средство этого языка – нередко интерпретируют как внутреннюю флексию (см. Реформатский: с. 269, сноска)?

 

№ 3. Пронаблюдав за образованием различных грамматических форм существительных в следующих языках, определите, к какому типу принадлежат эти языки.

Казахский Грузинский

ат – конь сахл – дом

атгыт – наш конь сахлс– дому

аттаргыт – наши кони сахлеб– дома

сахлебс – домам

Ненецкий Татарский

хонёлава – спальня ит – собака

хонёлавана – наша спальня иттэ – о собаке

хонёлавахана– в спальне итлэр – собаки

хонёлаваханана – в нашей спальне итлэртэ – о собаках

 

• Какому фонетическому закону подчиняются аффиксы в языках этого типа?

 

Доп. № 4. В книге «Лингвистические задачи» (М., 1983) приводятся следующие словоформы азербайджанского глагола бахмаг (смотреть):

 

бахмаг – смотреть

бахабилмамаг – не мочь смотреть

бахабилдымы – мог ли он смотреть?

бахыраммы – смотрю ли я?

бахдырырам – я заставляю смотреть

бахмалыдысан – ты должен был смотреть

бахышабилырлар – они могут смотреть друг на друга

бахмадылар – они не смотрели.

 

Выделите в этих словоформах корень и аффиксы со следующими значениями: инфинитива – …; мн.. ч. – …; 1-го лица – …; 2-го лица – …; наст. вр. – …; пр. вр. – …; возможности (мочь) – …; долженствования – …; принуждения – …; отрицания – …; вопроса-сомнения – …; взаимности действия –...?

Переведите на азербайджанский язык:

Я не могу смотреть.

 

№ 5. Как называется описанный в задании № 3 способ присоединения аффиксов-прилеп к основе? Чем этот способ отличается от фузии? Приведите примеры одного и другого явления.

 

№ 6. Попытайтесь определить структуру следующих слов-комплексов чукотского языка:

мытылкытыркын – идем

мытгытгылкытыркын – к озеру идем

мытмайныгытгылкытыркын – к большому озеру идем.

 

• Можно ли эти формы назвать агглютинативными? В чем их своеобразие? К какому морфологическому типу относится чукотский язык? Назовите другие языки этого же морфологического типа.

 

№ 7. По-китайски предложение «Уо бу па та» («Uo bu pa ta») означает «Я не боюсь его»,предложение «Та бу па уо» («Ta bu pa uo») – «Он не боится меня». Каким способом (средством) выражены здесь грамматические значения и какие именно?

 

• К какому морфологическому типу принадлежит китайский язык? Назовите другие языки этого же морфологического типа.

 

Доп. № 8. Как соотносятся морфологический тип китайского языка и китайская иероглифическая письменность?

 

№ 9. Как соотносятся морфологическая типология и генеалогическая классификация языков? К какому типу принадлежат

– индоевропейские языки,

– тюркские языки,

– финно-угорские языки,

­ семито-хамитские языки,

– китайско-тибетские языки,

– палеоазиатские языки?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.011 с.)