Фонема и аллофоны; позиции фонемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонема и аллофоны; позиции фонемы



 

ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150)

ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220)

Маслов: 69-71

 

Основные термины: сильная позиция фонемы, слабая позиция фонемы, аллофон (=3).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Дайте определение понятий «сильная позиция фонемы» и «слабая позиция

фонемы». Для какой фонологической школы эти понятия базовые и почему?

 

№ 2. Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> реализуется в разных аллофонах (в тех или иных разновидностях) (см. задание № 9 РТ).

 

Доп. № 3. На следующих примерах покажите, в чем смысл разграничения

а) сигнификативно слабой и перцептивно слабой позиций:

рог [рό к ] – рога [р Λ гá];

б) позиционно слабой и комбинаторно слабой позиций

город [гόръ т ] – городки [гър т к’ú]

 

№ 4. Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь

– с точки зрения ПФШ,

– с точки зрения МФШ?

Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.

 

Система фонем

 

ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227)

Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121)

Маслов: 64-65

 

Основные термины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5).

 

Вопросы и задания

 

№ 1. Найдите в ОС определения понятий «система фонем», «вокализм» и «консонантизм» (блок V-в). Как вы понимаете признак «качественная специфика» системы?

 

№ 2. Какие признаки фонем называются дифференциальными (ДП), а какие – интегральными (ИП) (см. задание № 10 РТ).

 

№ 3. Укажите признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков (см. задание № 11 РТ).

Какие выводы об основаниях классификации гласных и согласных помогает сделать это сопоставление?

 

Контрольные задания по I – II темам

(выполняются в РТ, см. задание № 12)

 

1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения.

Слова для анализа: до, ре, ми, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я.

Образец: им.

Гласный [и] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, нёбная занавеска поднята, средняя часть языка приподнята к нёбу. Выдержка достаточно длительная (звук ударный). В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – согласному [м].

При артикуляции звука [м] голосовые связки остаются в прежнем положении, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука (в результате чего звук [и] приобретает лёгкий носовой призвук), язык опускается, губы смыкаются.

 

2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.

 

Образец: сшить *

фонетическая транскрипция [ш: ыт’] = 3 звука

фонематическая транскрипция

ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы

МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный.

Комментарий: 1-й долгий согласный звук <ш: > соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня.

ПФШ исходит из реального звучания; МФШ не признает самостоятельности фонемы <ы>, а фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: <с> потому, что со звать, со брать.

 

Тема III. Вокализм: классификация гласных

И их изменение в речевом потоке

 

Система гласных

 

ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190)

Маслов: 97-99

ДЛ: Кодухов: 110-114

 

Основные термины: подъем, ряд, огубленность (лабиальность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-в) (= 6).

 

Вопросы и задания

№ 1. Охарактеризуйте гласные фонемы русского языка на основе схемы «квадрат гласных» (см. задание № 13 РТ).

Какая схема (модель) – «квадрат» или «треугольник» гласных – является фонетически более точной и почему? Чем объяснить появление в учебнике А. А. Реформатского схемы «трапеция» гласных?

№ 2. Заполните таблицу, предлагаемую в задании № 14 РТ, примерами слов, сделайте вывод о фонемном статусе [о], [а], [и], [ы] в русском языке.

• Точка зрения какой фонологической школы обосновывается этим рассуждением?

 

Доп. № 3. Какая из отечественных фонологических школ считает отмечаемую артикуляционную особенность Ы (по сравнению с И) существенной и почему?

«…ограничусь указанием на сравнительно грубые отличия И и Ы. При первом язык несомненно больше оттянут назад, но стоит очень низко – с этим можно мириться, так как это не вносит новых понятий <…>. Зато что делать с различиями в положении конца языка: при Ы он подогнут, а при И – нет?» (Л. В. Щерба).

 

№ 4. Л. В. Щерба считал, что в нашем сознании фонема отождествляется с основным оттенком, который произносится изолированно. Можем ли мы произносить в изолированной позиции [и] и [ы]? О чем это свидетельствует с точки зрения ПФШ?

 

№ 5. Как различие точек зрения ПФШ и МФШ влияет на состав русского вокализма?

 

№ 6. Сравните русский и английский (немецкий, французский) вокализмы, заполнив осложненный «квадрат» гласных (см. задание № 15 РТ).

 

№ 7. В чешской графике есть диакритики (над- и подстрочные знаки), обозначающие разную длительность гласного. Ср. líti (лить) – lití (литьё), bíti (бить) – bití (битьё). Найдите аналогичные пары слов в английском (немецком) языках. Каким дифференциальным признаком (ДП) гласных характеризуется вокализм этих языков?

 

№ 8. Отметьте, используя таблицу задания № 16 РТ, ДП и ИП гласных для русского, английского, немецкого и французского языков.

• Какие ДП можно считать универсальными?

 

№ 9. Каким способом можно доказать, что долгота/краткость (лабиальность/нелабиальность, назальность/неназальность) могут быть в определенных языках (английском, немецком, французском) дифференциальными признаками?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.007 с.)