Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонема и аллофоны; позиции фонемыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ОЛ: Кодухов: 134-136 (148-150) ДЛ: Реформатский: 215-217 (217-220) Маслов: 69-71
Основные термины: сильная позиция фонемы, слабая позиция фонемы, аллофон (=3).
Вопросы и задания
№ 1. Дайте определение понятий «сильная позиция фонемы» и «слабая позиция фонемы». Для какой фонологической школы эти понятия базовые и почему?
№ 2. Приведите примеры слов, в которых русская фонема <а> реализуется в разных аллофонах (в тех или иных разновидностях) (см. задание № 9 РТ).
Доп. № 3. На следующих примерах покажите, в чем смысл разграничения а) сигнификативно слабой и перцептивно слабой позиций: рог [рό к ] – рога [р Λ гá]; б) позиционно слабой и комбинаторно слабой позиций город [гόръ т ] – городки [гър т к’ú]
№ 4. Какие фонемы в конце слов лёд, лез, рожь – с точки зрения ПФШ, – с точки зрения МФШ? Приведите систему доказательств одной и другой фонологической школы.
Система фонем
ОЛ: Реформатский: 217-222 (220-227) Кодухов: 136-138 (150-152); 110-111 (120-121) Маслов: 64-65
Основные термины: дифференциальные признаки фонемы, интегральные признаки фонемы, система фонем, вокализм, консонантизм (= 5).
Вопросы и задания
№ 1. Найдите в ОС определения понятий «система фонем», «вокализм» и «консонантизм» (блок V-в). Как вы понимаете признак «качественная специфика» системы?
№ 2. Какие признаки фонем называются дифференциальными (ДП), а какие – интегральными (ИП) (см. задание № 10 РТ).
№ 3. Укажите признаки, по которым различаются гласные и согласные как два типа звуков (см. задание № 11 РТ). Какие выводы об основаниях классификации гласных и согласных помогает сделать это сопоставление?
Контрольные задания по I – II темам (выполняются в РТ, см. задание № 12)
1. Опишите артикуляцию каждого звука в одном из предложенных далее слов, обязательно отметив артикуляционный переход от первого звука ко второму и вызванные им возможные фонетические изменения. Слова для анализа: до, ре, ми, фа, ля, си, ам, ну, ой, ах, ил, га, ар, ом, то, те, ты, я. Образец: им. Гласный [и] артикулируется следующим образом: голосовые связки напрягаются и вибрируют, нёбная занавеска поднята, средняя часть языка приподнята к нёбу. Выдержка достаточно длительная (звук ударный). В фазе рекурсии происходит переход к следующему звуку – согласному [м]. При артикуляции звука [м] голосовые связки остаются в прежнем положении, нёбная занавеска опускается для произнесения носового звука (в результате чего звук [и] приобретает лёгкий носовой призвук), язык опускается, губы смыкаются.
2. Сравните количественный и качественный состав звуков и фонем в одном из следующих слов: рус. раз, сыр, лёд, льёт, хит, ход, кит, жир, град, сбыт, сбит, сжать; англ. noon, no; нем. nein, ihm.
Образец: сшить * фонетическая транскрипция [ш: ыт’] = 3 звука фонематическая транскрипция ПФШ /шшыт’/ = 4 фонемы МФШ <сшит’> = 4 фонемы, но состав фонем разный. Комментарий: 1-й долгий согласный звук <ш: > соответствует двум фонемам, т.к. в нем сливается фонема, соответствующая приставке, и начальная фонема корня. ПФШ исходит из реального звучания; МФШ не признает самостоятельности фонемы <ы>, а фонему в слабой позиции проверяет сильной позицией: <с> потому, что со звать, со брать.
Тема III. Вокализм: классификация гласных И их изменение в речевом потоке
Система гласных
ОЛ: Реформатский: 177-187 (181-190) Маслов: 97-99 ДЛ: Кодухов: 110-114
Основные термины: подъем, ряд, огубленность (лабиальность), долгота/краткость, назальность, дифтонг (при составлении карточек используйте ОС, блок V-в) (= 6).
Вопросы и задания № 1. Охарактеризуйте гласные фонемы русского языка на основе схемы «квадрат гласных» (см. задание № 13 РТ). Какая схема (модель) – «квадрат» или «треугольник» гласных – является фонетически более точной и почему? Чем объяснить появление в учебнике А. А. Реформатского схемы «трапеция» гласных? № 2. Заполните таблицу, предлагаемую в задании № 14 РТ, примерами слов, сделайте вывод о фонемном статусе [о], [а], [и], [ы] в русском языке. • Точка зрения какой фонологической школы обосновывается этим рассуждением?
Доп. № 3. Какая из отечественных фонологических школ считает отмечаемую артикуляционную особенность Ы (по сравнению с И) существенной и почему? «…ограничусь указанием на сравнительно грубые отличия И и Ы. При первом язык несомненно больше оттянут назад, но стоит очень низко – с этим можно мириться, так как это не вносит новых понятий <…>. Зато что делать с различиями в положении конца языка: при Ы он подогнут, а при И – нет?» (Л. В. Щерба).
№ 4. Л. В. Щерба считал, что в нашем сознании фонема отождествляется с основным оттенком, который произносится изолированно. Можем ли мы произносить в изолированной позиции [и] и [ы]? О чем это свидетельствует с точки зрения ПФШ?
№ 5. Как различие точек зрения ПФШ и МФШ влияет на состав русского вокализма?
№ 6. Сравните русский и английский (немецкий, французский) вокализмы, заполнив осложненный «квадрат» гласных (см. задание № 15 РТ).
№ 7. В чешской графике есть диакритики (над- и подстрочные знаки), обозначающие разную длительность гласного. Ср. líti (лить) – lití (литьё), bíti (бить) – bití (битьё). Найдите аналогичные пары слов в английском (немецком) языках. Каким дифференциальным признаком (ДП) гласных характеризуется вокализм этих языков?
№ 8. Отметьте, используя таблицу задания № 16 РТ, ДП и ИП гласных для русского, английского, немецкого и французского языков. • Какие ДП можно считать универсальными?
№ 9. Каким способом можно доказать, что долгота/краткость (лабиальность/нелабиальность, назальность/неназальность) могут быть в определенных языках (английском, немецком, французском) дифференциальными признаками?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.008 с.) |