Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема III. Лексическая система

Поиск

ОЛ: Кодухов: 79, 172-178

ДЛ: Маслов: 121-124

Основные понятия: парадигматические отношения, синтагматические отношения, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, родо-видовая (гиперо-гипонимическая) группа, партитивы, лексико-семантическая группа, семантическое поле, историзм, архаизм, неологизм, заимствованное слово (= 13).

 

Тема изучается самостоятельно и проверяется в форме домашней контрольной работы сопоставительного типа.

Домашняя контрольная работа

 

Данная тема изучается самостоятельно с выполнением домашней контрольной работы, которая предполагает обязательное обращение к словарям разных типов. Библиографический список использованных словарей должен быть приведен в начале или в конце работы.

 

Задание № 1. Укажите тип каждой лексической группировки русских слов, приводимых далее, и дайте определение соответствующих терминов:

1) рок (судьба) – рок (стиль в музыке);

2) невежа – невежда;

3) смелость, ловкость, бодрость, хитрость;

4) близкий, близко, вблизи, приблизиться, приближенный;

5) жалюзи, шоу, шланг, горизонт, соло, дисплей, петит, пикник, шницель, алкоголь, альтернация*;

6) благо, грядущий, возмездие, свершиться, возвестить, недруг;

7) хворать, болтаться (где-то гулять), разгильдяй, невзначай, пятерня, работяга, невпопад;

8) салоп, тивун, земство, пионервожатый, целинник;

9) цветок, роза, ромашка, левкой, сурепка;

10) цветок, лепесток, пестик, тычинка, венчик:

11) идти, бежать, лететь, течь;

12) цветок, бутон, букет, расцвести, распуститься, цветовод, клумба, оранжерея, садовый, полевой, ароматный;

13) государство, страна, держава (офиц. и приподн.), земля (высок., устар.), царство (устар. и нар.-поэт.);

14) правда – ложь.

Примечание: Для слов п. 5 установите по словарю иностранных слов язык-источник; коннотацию слов пп.6 и 7 обязательно проверьте по толковому словарю.

 

Задание № 2. Заполните следующую обобщающую таблицу по материалам задания № 1, отметив знаком + (плюс) основание группировки; если основание не одно, плюсы ставьте в нескольких графах.

 

  Основание группировки Группировки  
                           
Звуковая форма                            
Морфемный состав                            
Денотативная семантика                            
Коннотации                            
Своё – чужое                            
Устаревание                            

 

Задание № 3. Разграничьте открытые/закрытые группировки и все открытые группировки продолжите самостоятельно подобранными примерами. Если возникли колебания при выборе характеристики группировки, мотивируйте свои сомнения.

 

Задание № 4. Приведите, используя иноязычные словари, ряды слов английского (немецкого, французского, испанского) языка всех 13 типов лексических группировок.

Примечание: простой перевод русских материалов исключается; совпадение лексического материала задания № 4 в работах разных студентов оценивается как его невыполнение.

 

Задание № 5. Охарактеризуйте все слова задания № 1 с точки зрения их принадлежности к вашему активному или пассивному словарю, распределив их по графам таблицы:

 

Активный словарь Пассивный словарь Агнонимы
рок (музыка)… рок (судьба)… ?

 

 

Задание № 6. Сравните внутреннюю форму самостоятельно подобранных вами русских и английских (немецких, французских, испанских) слов, называющих одно и то же явление.

Образец: рус. бабушка – нем. Großmutter. В русском языке слово образовано как ласкательная детская форма от баба (= женщина). В немецком языке это сложное слово, дословно переводимое как «большая (главная) мама» – по месту в семейной иерархии (ср. Großvater дедушка).

 

Задание № 7. Сравните семантическую структуру соотносительных по исходному значению многозначных слов русского и английского (немецкого, французского, испанского) языка.

 

Образец: рус. ствол– чеш. kmen

 

Лексические значения ствол kmen
1 Ствол дерева. + +
2. Часть огнестрельного оружия в виде трубы (ствол орудия, ружья). + -
3. Вертикальная часть шахты. + -
4. анат. Образования в теле, имеющие вид стержня или трубки. +   -
5. Племя. - +
6. грам. Основа. - +

 

 

Комментарий: в русском языках слово имеет 4 значения, в чешском – 3, при этом совпадает только одно основное значение, а развитие производных значений в каждом языке идет в особом направлении. Основой переноса в русском языке является во всех случаях сходство формы, а в чешском – функциональное сходство.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.007 с.)