Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комбинаторные изменения звуков

Поиск

 

Совместимость/ несовместимость звуков Сочетаемость (комбинаторика) звуков   Примеры   Фонетические процессы Позиции  
    Артикуляцион- ная совместимость (однородность) смежных согласных сонорный + сонорный волны [вóлны]     –     Комбинаторно сильные позиции согласных  
звонкий шумный + звонкий шумный подбор [пΛдбóр]
глухой + [в] сват [свáт]
твердый + твердый (см. примеры выше)
мягкий + мягкий няньки [н’äн’к’и]
шумный согласный + гласный, сонорный согласный и [в] сад [сáт], срыв [срыф], слить [сл’úт’], смыть [смыт’], сныть [сныт’], свод [свóт]
    Артикуляцион- ная несовмести-мость (неоднородность) смежных согласных шумный звонкий + глухой из сада [иссáдъ] ассимиляция по глухости     Комбинаторно слабые позиции согласного   Зона ассимиляции
глухой + шумный звонкий сдать [здá∙т’] ассимиляция по звонкости
[в] + глухой вход [фхóт] ассимиляция по глухости
твердый + мягкий (одного места образования) снять [с’н’äт’], здесь [з’д’эс’], (но смять [см’äт’]) ассимиляция по мягкости
зубной щелевой (с, з) + небный щелевой двухфокусный (ш, ж) а) сшить [шшыт’] ([ш:ыт’]) изжить [ижжыт’] ([иж:ыт’]) б) сжать [жжá∙т’] ([ж:áт’]) из школы [ишшкóлы] ([иш:кóлы]) а) ассимиляция по месту образования     б) ассимиляция по звонкости (по глухости) и по месту образования
зубной щелевой + небная аффриката [ч’] счет [ш’:∙óт] (ст’ш’ → сш’→ ш’ш’ = ш’:) диэреза смычного компонента аффрикаты и ассимиляция по месту образования и мягкости
Артикуляцион-ная совместимость смежных гласных и согласных мягкий согл. + гласный переднего ряда (и, э) сила [с’úлΛ], сера [с’эрΛ]     –     Комбинаторно сильные позиции
твердый согл. + гласный непереднего ряда (а, о, у, ы) [сáм], [сóм], [сýк], [сыр], [сΛмцы]
  Артикуляцион-ная несовмести-мость смежных гласных и согласных     твердый согласный + гласный переднего ряда (и, э) цирк [цырк], жир [жыр], шедший [шэтшыj] прогресивная заднерядная аккомодация гласного   Комбинаторно слабые позиции согласного или гласного.   Зона аккомодации
твердый согласный + гласный переднего ряда нес л и [н’исл’ú] (ср. нес л а) регрессивная аккомодация согласного (палатализация)
мягкий согласный + гласный непереднего ряда а, у, о (орф. я, ю, ё) мял [м’∙áл] сюда [с’удá] (ср. суда) всё [фс’ó] прогрессивная переднерядная аккомодация гласного
гласный непереднего ряда а, у, о (орф. я, ю, ё) в окружении мягких согласных сядь [с’äт’] (ср. сад) лютик [л’ýт’ик] переднерядная двусторонняя аккомодация гласного
согл. + лабиализованный гласный стул [с°т°ýл] (ср. стал) регрессивная аккомодация согласного по лабиализации
носовой согласный + чистый гласный нас [нãс] регрессивная аккомодация гласного по назализации

 

 

№ 3. Как произносятся выделенные согласные в следующих словах: рус. ро т ик (ср. ро т, р т ы), но с ик (ср. но с, но с ы), в сто л е (ср. сто л), на озе р е (ср. озе р о), ве л и (ср. ве л а, вё л); ср. также нем. k ochen – K irchern, M ann – m ir; англ. s on – s in, n eck – n ickel.

• Чем объясняется чередование твердых и мягких согласных в основах этих слов?

 

Доп. № 4. Как и почему различается произношение выделенных согласных в следующих парах слов: англ. r ally [’ r æli] – r uli [ r u:l]; рус. с т ол – с т ал, л ук – л ак; нем. F ieber (лихорадка) – f ünf (пять), r etten (спасать) – R öte (краснота), фр. t on [ t õ] (твой) – t a (твоя).

Пользуясь табл. 2 и ОС, обозначьте это явление соответствующим термином.

 

Доп. № 5. Запишите в транскрипции следующие слова и объясните, какие фонетические процессы в них произошли: мягкий, что, считать, следствие.

 

№ 6. С какими фонетическими законами русского языка связаны следующие орфографические правила:

жи и ши пиши с буквой и;

– безударные гласные;

– приставки на -з-;

– приставки с-, пред-, над- и др.;

– непроизносимые согласные;

– сомнительные согласные внутри слова;

– сомнительные согласные на конце слова?

Контрольное задание поIV теме

(выполняется в РТ)

Аудиторная часть: дайте транскрипцию слов и охарактеризуйте конкретные фонетические изменения русских согласных в потоке речи (с заполнением таблицы в задании №. 25а РТ).

Домашняя часть: сопоставьте консонантизмы русского и изучаемого иностранного языка по предлагаемой схеме (см. задание № 25 б РТ).

 

Подготовка к итоговой контрольной работе по разделу «Фонетика»

 

Задание I.

1. Транскрибируйте четверостишие. Например:

Тихая, звёздная ночь,

Трепетно светит луна;

Сладки уста красоты

В тихую звёздную ночь (А. Фет)

 

2. Дайте сквозную нумерацию всех фонетических (позиционных и комбинаторных) изменений.

 

В тихую звёздную ночь…

 

[ф-т’úхºу∙jº∙у зв’º∙óзнºỹ jº∙у нºõ∙ч’//]

1 2 3 4 5 6 7 89 10 11 12 13 14

 

3. Дайте полную характеристику отмеченных изменений.

Позиционные изменения (ПИ):

3, 5, 10, 12 – количественная редукция.

 

Комбинаторные изменения (КИ):

1 – ассимиляция регрессивная, контактная, частичная, по глухости;

2, 4, 6, 9, 11, 13 – аккомодация cогласного регрессивная, по лабиализации;

5, 7, 12 – аккомодация гласного прогрессивная переднерядная; 3, 10, 14 – регрессивная переднерядная;

10, 14 – аккомодация гласного прогрессивная по назализации;

8 – диэреза.

 

4. Охарактеризуйте по классификационным признакам гласные и согласные фонемы в подчеркнутом слове (ночь).

<ноч’>

<н> – согласная смычная носовая, переднеязычная зубная, сонорная, твердая;

<о> – гласная заднего ряда, среднего подъема, лабиальная (огубленная);

<ч’> – согласная смычная аффриката, переднеязычная передненебная, шумная глухая, мягкая (палатализованная), чистая.

 

Задание II. Дайте определение четырех терминов из раздела «Фонетика».

РАЗДЕЛ II. ГРАММАТИКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.009 с.)