Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическое, социальное и индивидуальное в языкеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В середине XIX в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Фактически возникновение и развитие языка в натуралистической концепции связывалось с возникновением и развитием жизни. Как отмечалось выше, решение этого вопроса в современной науке не имеет общепринятой трактовки и находится в области предположений и гипотез. В дальнейшем эта проблема критиками биологического взгляда на язык была переведена в иную плоскость, в утверждение о том, что язык не наследуется и поэтому не может считаться биологическим явлением. Стали известны факты длительной изоляции детей от общества, которая происходила в раннем возрасте, их проживания в среде животных. Такие дети вообще не умели говорить и с трудом поддавались обучению языку. Современные психофизиологи установили, что язык возникает не из звуков гуления ребенка, но из тех звуков, которые он слышит от взрослого человека. Такие Конец страницы 33 ¯ Начало страницы 34 ¯ факты, несомненно, свидетельствуют о том, что речь возникает развивается в обществе, в коллективе. Однако это не отрицает наличия биологического в языке. При ответе на вопрос, относится ли язык к биологическому явлению, нужно отличать два момента: 1) наследуется ли язык? 2) существует ли биологический механизм возникновения и формирования человеческой речи, а затем и языка индивида? Ответ на первый вопрос очевиден. Конкретный язык не передается по наследству, и на генетическом уровне не предопределено, каким именно языком будет пользоваться ребенок. Язык усваивается ребенком под влиянием окружающих - семьи, школы, воспитателей, улицы. Ребенок начинает говорить на том языке, какому его обучают. Так, дети русских дворян под влиянием обучения нередко начинали говорить по-французски раньше, чем по-русски. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Этот биологический фактор заложен в самой структуре генетического кода, независимой от ее реализаций в конкретном человеке. Сущность языка как биологического явления заключается прежде всего в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода. Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы - речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему - под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определенных условиях- при наличии языкового окружения, социума. Вместе с тем ребенок может расти и воспитываться в обществе, но если он родился глухонемым, то общество не в состоянии обучить его порождению и восприятию звучащей речи, так как у него отсутствует соответствующий физиологический механизм. Сформировавшийся у взрослого человека язык имеет свой физиологический аналог в виде нейронных сетей мозга и физиологических структур и реакций организма. Прежде чем звук воплотится в мысль, а мысль в звук, протекают определенные биофизические и биохимические реакции. При нарушениях деятель- Конец страницы 34 ¯ Начало страницы 35 ¯ ности физиологического механизма у человека могут возникать различного рода речевые расстройства вплоть до потери речи вообще. Биологическое в языке проявляется также в том, что особенности речи каждого человека индивидуальны. Знакомый голос мы узнаем из множества других голосов, даже не видя говорящего. Эти индивидуальные особенности порождаются биологическим механизмом. Социальное в языке проявляется не только в том, что он не передается по наследству, а усваивается ребенком под влиянием окружающих - в зависимости от того, на каком языке они говорят, какому языку ребенка учат. Язык также используется во всех сферах деятельности общества: хозяйственной, общественно-политической, бытовой, в сфере литературы, науки и обучения, в сфере делопроизводства и личной переписки, в сфере религии. Любой язык, как правило, не является единым на всей территории своего распространения и во всех сферах использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: литературный язык обычно противостоит диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного социума. Литературный язык представляет собой нормированный вариант общенародного языка, функционирующий в письменной и устной формах. Для него характерно наличие сознательно применяемых правил, то есть норм, которые фиксируются в нормативных словарях и которым обучают в школе. Диалект- это совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей того или иного языка, распространенных на определенной территории. Так, в некоторых говорах русского языка не различают фонемы < ц > и < ч >, они совпадают в одном звуке [ ц ] или [ ч ]: цай, хоцу, цапля, или чай, хочу, чапля. Севернорусское наречие характеризуется стяжением форм в спряжении настоящего времени: знаш, знат, бываш, быват, бросаш, бросат. Диалектные различия наблюдаются и в лексике: лозг - овраг, чки - льдины, скородить - боронить, рогач - ухват и т.д. Белорусским говорам также свойственны свои особенности, отличающие диалекты от литературного языка: фонетические - Конец страницы 35 ¯ Начало страницы 36 ¯ пасоля, хунт, штрап; морфологические - гавора, ходзя, кося; лексические: кiт - замазка, кабан - петух, барыла - бочка и т.д. Местные диалекты обслуживают определенные территории, и при благоприятных условиях могут быть положены в основу литературного языка. Дифференциация общенародного языка осуществляется и по профессиональному признаку, проявляясь в наличии профессиональной лексики и терминологии. Любая отрасль производства и науки пользуется огромным количеством специальных слов и выражений: мышь, дисковод, винчестер, процессор - компьютерные термины; карбюратор, бампер, картер, коробка передач, карданный вал - термины автомобильного дела; фонема, морфема, лексема, морфология, синтаксис - термины лингвистики; электрон, протон, нейтрон, позитрон, атом - термины физики; афазия, нейрон, мозолистое тело, продолговатый мозг - термины медицины. Как правило, подобная лексика используется чаще всего профессионалами. Социальная дифференциация языка проявляется также в наличии жаргонов - отклонений от общего языка, имеющих узкую сферу применения в той или иной социальной среде. Например, зачетка, стипуха, общага, препод (сокращенное от преподаватель) — у студентов, баранка, мигалка, дворники — у водителей, компас, рапрт — у моряков и т.д. Наиболее древними по происхождению являются профессиональные жаргоны торговцев, странствующих ремесленников, собирателей пожертвований на нужды церкви и т.д. Так, белорусские профессиональные собиратели пожертвований - лабо-ры - почти весь год странствовали по стране с церковными книгами, в которые заносили жертвуемые суммы. Они имели свой особый язык, которым пользовались в присутствии чужих людей. Например, слово хлюса обозначало церковь, слово Охвес — бог, ставер - крест, хрущ - рубль и т.д. Особую социальную разновидность речи представляет собой арго - особый язык так называемых декласированных элементов общества: воров, нищих, бродяг. Арго выступает как средство обособления той или иной социальной группы от остальной части общества. Воровской жаргон, а отчасти и некото- Конец страницы 36 ¯ Начало страницы 37 ¯ рые другие арго являются своего рода тайными языками. Существенное в них — стремление зашифровать, скрыть от посторонних передаваемое сообщение. Основу арго составляет специфический словарь, широко включающий иноязычные элементы, некоторое количество специфических слов и выражений, а также переосмысленных слов общенародного языка: колеса 'сапоги', мокрое дело 'убийство', ботатъ по фене 'разговаривать на воровском жаргоне' и т.д. Социальная дифференциация языка отражает всю сложность внутреннего членения общества на социальные слои, группы, коллективы. Язык обслуживает не только общество, коллектив, группу людей, но и отдельного человека. Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами биологическими, так и социальными. Биологический фактор оказывает влияние на темп речи, ее тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень владения ей устной и письменной речью. При этом следует подчеркнуть, что две последние черты личности - способность к иностранным языкам и степень владения устной и письменной речью - могут быть развиты обучением и воспитанием, то есть социальными действиями. Однако далеко не всем дано родиться полиглотами, талантливыми писателями или красноречивыми ораторами. На индивидуальном языке всегда лежит налет социальности, поскольку, с одной стороны, индивидуальный язык не изобретается заново, а берется в готовом виде, впитавшем в себя тысячелетний социальный опыт предшествующих поколений. С другой стороны, на формирование индивидуального языка оказывает влияние социальный статус его носителя - семья, языковое окружение, место проживания, образование, профессия. Усвоение языка и его применение носят избирательный характер. Знание общенародной лексики, правил изменения и сочетания слов - грамматики, моделей образования языковых единиц является более обязательным. Что же касается вариантов произношения, словоизменения и сочетания слов, выбора синонимов, то здесь допускаются индивидуальные отклонения. Эта сторона Конец страницы 37 ¯ Начало страницы 38 ¯ речевой деятельности носит не столь обязательный характер и зависит от темы и жанра высказывания, ситуации общения, индивидуального стиля личности. Таким образом, по своей природе и сущности язык выступает как сложное сочетание идеального и материального, биологического (физиологического) и психического, общественного и индивидуального. Кроме того, язык как явление обладает сложной внутренней структурой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.007 с.) |