Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция конструирования социальной реальности А. Бергера, Т. Лукмана

Поиск

1. представление о социальной реальности

2.процесс конструирования соц. Реальности

3. значение теории

1. Бергер (1929) – американец

Лукман (1927) – немец

Работа «Конструирование социальной реальности» - 1967г.

Работу Бергера и Лукмана можно рассматривать как феноменологию, но точнее ее назвать феноменологическим конструктивизмом - это микросоциологическая парадигма, изучающая социальное взаимодействие. Их взгляды формировались под воздействием А. Шюца.

Феноменология обосновывается на рассмотрении социального взаимодействия как процесса, в ходе которого действия людей наполняются смыслом, типичным для неизменного опыта. В ходе жизненного опыта и повседневного взаимодействия люди постигают смысл мира, учатся упорядочивать и понимать возникающие ситуации и эти ситуации превращаются в объективную реальность – социальные феномены.

Социальная реальность конструируется в большей части непреднамеренно в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации. Бергер, Лукман рассматривают не только индивидуальное взаимодействие, но и учитывают более широкие общности – институты, организации, которые выступают в качестве ограничителей, по отношению к повседневной деятельности по конструированию социального мира.

Опираются на Маркса, Дюркгейма, Парсонса, Гофмана.

Бергер и Лукман характеризуют общество как:

- человеческий продукт;

- объективную реальность;

- социальный продукт.

Это означает, что в процессе межиндивидуального взаимодействия появляются такие значения, которые приобретают объективный характер и затем становятся значимыми для всего общества или его части (социальный продукт).

2. процесс конструирования реальности проходит несколько стадий:

А) типизация социального взаимодействия

В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие, в ходе которого происходит наполнение мира смыслом. Для того, чтобы упорядочить информацию, люди классифицируют свой чувственный опыт в виде вещей, обладающих типичным характеристиками.

Индивидуальный опыт помогает выразить, т.е. объективировать язык, при помощи которого люди обозначают и определяют любые явления. В языке ситуация взаимодействия и их участники типизируются, т.е. подводятся под привычные и понятийные категории.

Типизация придает смысл любым, даже новым явлениям, и тем самым встраивают их в жизненный мир в качестве знакомых и понятных. Используя типизацию, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что вы видите мир таким же образом. Вся сумма типизаций и созданная с их помощью повторяющихся форм взаимодействий, образуют социальную структуру повседневной жизни. Типизация закрепляется в языке (стул, завтрак, лекция).

Б) Хабитуализация (опривычнивание) деятельности

Последствием этого этапа является уменьшение различных выбора станд. этапа. Это приносит психологическое облегчение, освобождение от бремени решений. Высвобождается энергия для принятия решения в тех случаях, когда это действительно необходимо.

В) институционализация

Имеет место там, где есть типизация и опривычнивание действий.

Это означает, что типизация всегда разделяется другими людьми, они доступны для понимания всех членов определенной социальной группы. И тем самым институт типизирует как отдельных людей, так и индивидуальных действий. Институционализация исходит из того, что действия типа Х должны совершаться только деятелями типа Х. институционализация = типизация + хабитуализация.

Институционализация осуществляет социальный контроль над человеческим поведением. Сказать, что человеческая деятельность институализированна означает сказать что она подвержена социальному контролю. Дополнительные механизмы контроля требуются лишь в том случае, если институализированные нормы до конца еще не закреплены.

Контролирующую функцию институт реализует через интернализацию (т.е. индивид принимает эту норму). Институты носят исторический характер, они меняются в процессе социального взаимодействия, но сопротивляются попыткам изменить их. Институционализация не является необратимой, могут происходить процессы деинституционализации.

Институты могут исчезать, если ситуация взаимодействия радикально изменилась.

Г) легитимация

Для укрепления институализированного порядка необходима легитимация, т.е. способы его объяснения и оправдания. Это требуется для того, чтобы установившийся порядок был более убедительным для нового поколения. Легитимация – основа для интеграции общества. Ее функция заключается в том, чтобы сделать объективно доступным и субъективно вероятным существующие институты. Интеграция имеет отношение к взаимодействию на 2 уровня:

- горизонтальный – поддержания институционального порядка во всем обществе;

- вертикальный – придание смысла индивидуальным биографиям.

Легитимация имеет когнитивный (знания) аспект и нормативный аспект (ценности).

Легитимация имеет несколько уровней, которые различаются способами объяснения и закрепления объективной реальности.

1. Дотеоретический – усвоение самоочевидных значений

2. Теоретические утверждения в зачаточной форме – различные объяснительной схем ряда объективных значений (пословицы, народная мудрость)

3. Теоретический – теории, объясняющие институты в терминах дифференцированной системы значений

4. Символические универсумы – процесс обозначения реальностей, отличных от реальностей повседневной жизни.

3. значение теории

Институт – форма социального контроля. Это схема придания смысла х конструирования реальности n может служить универсальным аналитическим инструментом, с помощью которого можно изучать процессы социализации, адаптации в различных ситуациях социального взаимодействия.

Феноменологическая соц. списывает и объясняет то, как люди взаимодействуют в повседневной жизни, но недостаточно внимания уделяют социальным структурам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.007 с.)