Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-функциональное учение Т. Парсонса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Т. Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функциональном направлении. Создатель школы с множеством учеников. Оказал большое влияние на социологию 20 века. Он является крупным представителем и основателем теории социальной системы и теории социального действия, он внес решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку ее понятий. Т. Парсонс окончил колледж США, затем был аспирантом лондонской школы экономики. До самой смерти он работал в Гарвардском университете США. 1937 г. «Структура социального действия» - теоретико-социологическое произведение (лучшее произведение 20 века), но стразу после выхода она не была замечена. В 1949 г. Парсонс стал президентом социологической ассоциации. 1951 г. – «Рабочие тетради по теории действия» - здесь он изложил основы функций общественной системы. 1966г. – «Общество: эволюция и сравнительные перспективы». В 50-60-е годы Парсонс стал самой авторитетной фигурой в американской социологии. К концу 60-х его теория подверглась критике. Его считали политически консервативным, а его теория рассматривается как высшая степень консервативности. Но в 80-е годы вновь пробуждается интерес к его теории во всем мире. Его идеи оказывают влияние на представителей неомарксизма, в частности на Ю.Хабермаса.
Синтез представлений Парсонса о социальном действии, взаимодействии и социальной системе. Прасонс пытается синтезировать различные течения социальной мысли 19 – нач. 20 века в одну теорию. Он синтезировал индивидуалистическуи и холистическую теории социального действия связанные с именами Вебера и Дюркгейма. Индивидуалистическое понимание социального действия характерно для М.Вебера. Он рассматривал социологию как науку о социальном взаимодействии. Действие- совокупность способов, применяемых индивидом для достижения индивидуальных целей в различных ситуациях. Холистический взгляд на природу социального действия свойственен Э.Дюркгейму. Холизм (греч. Holos – целое) – предполагает рассмотрение чего-либо как целостности, исходя из единой сущности, по мнению Дюркгейма, индивидуальные действия всегда подчинены обществу как целому, обусловлены им, т.о. Вебер движется по направлению от человека к обществу, как к целому, а Дюркгейм от общества как объективной реальности, влияющей на поведение человека к индивиду. Парсонс также видит социальный мир в понятиях человеческих идей – норм, ценностей, значений. Он обращает особое внимание на организацию человеческих актов системы действий. Он стремится объединить индивидуальный и холистический подходы. Рассматривает социальную систему как устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. И различает 3 уровня анализа социального действия: 1) социальная система; 2) культура; 3) личность. Парсонс предпочитает термин действие термину поведение. Его прежде всего интересуют не моменты поведения как таковые, а их образцы, процесс образования устойчивых совокупностей моментов поведения. Он формулирует общую модель действия – единичный (unit). И эту модель можно применить к анализу действий любого человека. Модель включает в себя: 1) действующее лицо (actor); 2) сиуация. Actor –отдельный человек или социальная группа, обладающая активностью, способная к постановке цели, способная к анализу ситуации, определяющая способ и методы достижения цели. Ситуация включает в сея неизменный и изменяемый факторы: - физический факторы (неизменяемые); - культурные, личностные, социальные (изменяемые). Каждый из этих факторов может рассматриваться как самостоятельную систему, имеющую одинаковое влияние на действия, но в то же время выполняет свои функции: - функция адаптации (А); - функция целедостижения (G) - функция интеграции (I) - функция удержания образца (L) Структурно-функциональную сетку AGIL Прасонс применял при анализе любого социального явления. В конкретной ситуации влияние той или иной группы факторов различно. Каждая система стремиться к поддержанию границ. Система организована иерархически. Система более высокого информативного уровня играет преобладающую роль в контроле поведения других систем. Их иерархия выглядит следующим образом: 1. Физические и биологические факторы – наиболее общие отвлеченные характеристики человека как биологического вида. Биологическая система выполняет функцию адаптации. 2. Культурные факторы. Каждая система – совокупность символически организованных образцов, основанных на способности человека говорить и передавать опыт негенетическим путем. Они не создаются одним человеком и потому не могут быть поняты на индивидуальном уровне. Основные образцы культурных систем изменяются в течение жизни несколько поколений и всегда используются достаточно большими группами людей. Культурная система выполняет функцию поддержания образца. Существование первых двух факторов ведет к появлению двух других: 3. Личностные факторы – результат освоения конкретным индивидом культурной среды. Система поведения отельного индивида получена не генетическим путем, она не сводима ни к биологическому организму, ни к культурной системе. Система личности выполняет функцию целеполагания. 4. Социальная система – совокупность ролевых статусов, управляющих нормами, она интегрирует социальные отношения. Каждый из 4-ех факторов является структурно-организованным и относительно зависимым, т.е. определяется другими факторами. Все вместе они влияют на unit, с другой стороны являются следствием развития единичного акта. Т.о. действие имеет сознательный рациональный целеизбирательный характер.
5 пар универсальных дилемм, которые должен решить любой деятель в социальной ситуации. Т.Парсонс называет эти дилеммы типовыми или структурными переменными: 1) Выбор между эмоциональностью и эмоциональной нейтральностью. Степень эмоциональной окрашенности взаимодействия, количество и интенсивность чувств, проявление действий лицом в определенной ситуации всегда определяется индивидом. 2) Выбор между специфичностью и диффузностью. Выбор между построением отношений на каком-то специальном интересе или на неопределенном множестве общечеловеческих интересов. 3) Партикуляризм – универсализм. Выбор между воспроизведением других людей только исходя из формируемых специальных критериев, либо же их воспроизведение во всем богатстве черт как конкретной категории людей. 4) Выбор между достижением и приписыванием. Выбор между ориентацией на эффективное действие данного лица или же на ожидания от этих действий. 5) Ориентация на себя или на коллектив по интересам вовлечения в действия.
Эти дилеммы – все варианты взаимодействия. Эта схема помогает вывести закономерности в социальных взаимодействиях.
Общество как система. Т.к. центральная система образуется интеракциями индивидов, то каждый участник взаимодействия является одновременно и актором, обладающим определенными целями, идеями, установками и объектом ориентации для других акторов, а также для самого себя. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, называется Парсонсом «социальной общностью». Социальная система выступает в виде структуры, состоит из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Каждый из этих элементов выполняет свои функции: Ценности (первичные) сохраняют и поддерживают образец функциональной системы. Они передаются из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры Нормы осуществляют функцию интеграции, они регулируют социальное взаимодействие, координируют части социальной системы. Коллективные организации способствуют достижению целей в интересах социальной системы. Роли выполняют функцию социальной адаптации, которая касается отношений между системой и средой. Социальная система всегда содержит все 4 компонента, которые выполняют свои функции. Также Парсонс рассматривает общество как глобальную систему общественных отношений. Эта система состоит из различных подсистем: экономическая, культурная, политическая и социальная. 1) Экономика выполняет в обществе функцию адаптации к окружающей среде через труд, производство, распределение. 2) Политика – функция целедостижения, путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов. 3) Культура выполняет латентную функцию передачи культурных образцов. 4) Социальная система выполняет функцию координации, интеграции различных элементов общества. Особое внимание Парсонс уделяет проблемам социального порядка, интеграции и стабильности социального порядка. Социальный порядок – качественное соответствие элементов социальных систем друг другу. Консенсус в отношении ценностей является фундаментальным интегративным фактором в обществе. Социальная интеграция может обеспечиваться в условиях социального неравенства и противоречий, если люди в основном будут руководствоваться одинаковыми мотивами в поведении, придерживаться одних и тех же ценностей и ожидать, что другие будут поступать точно также. Важно, чтобы силы и факторы взаимодействия преобладают над факторами противодействия, а объединенное начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Ценности и ценностные ориентации органично связаны с нормами и социальными ролями. Нормы упорядочивают ролевое поведение, делают его предсказуемым. Однако, ни ценности сами по себе, ни роли не обеспечивают социальный порядок без наличия определенной институциональной структуры. Институциональная структура (по Парсонсу) – группы ценностей, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля. Процесс институционализации – процесс интеграции ролевых ожиданий с разными функциями социального контроля. Т.о. система стабильна, устойчива, если в ней имеется соответствие ее структурных элементов друг другу.
Проблема социальных изменений. Парсонс отмечает, что на практике ни одна социальная система не находится в равновесии. Хотя определенная степень равновесия необходима для жизнеспособности. Процесс социальных изменений он представляет как подвижное равновесие системы. Эти изменения имеют как внутренние источники (внутри системы), так и внешние, регулирующие процессы взаимообмена между системой и ее окружением. Среди процессов изменения наиболее важную роль для эволюции представляет проникновение в систему новых ценностей, либо вызревание этих ценностей внутри старой системы (общества). Процессу эволюции развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв на новый уровень развития системы. Инновации также, прежде всего, возникают в сфере культуры, ценностей. Каждый новый образец ценности, входящей в культуру общества, должен быть оформлен на более высшем уровне общности, чтобы вызвать социальные изменения. Социальные изменения предполагают появление новых целей, а значит новых организаций нормативных и ролевых структур. Парсонс рассматривает социальную эволюцию в целом. Движение от простых к более сложным типам общества: примитивные – промежуточные – современные. Эти взгляды были исходными и требуют дальнейшей проработки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.007 с.) |