Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-функциональное учение Т. Парсонса.

Поиск

 

Т. Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функциональном направлении. Создатель школы с множеством учеников. Оказал большое влияние на социологию 20 века. Он является крупным представителем и основателем теории социальной системы и теории социального действия, он внес решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку ее понятий. Т. Парсонс окончил колледж США, затем был аспирантом лондонской школы экономики. До самой смерти он работал в Гарвардском университете США.

1937 г. «Структура социального действия» - теоретико-социологическое произведение (лучшее произведение 20 века), но стразу после выхода она не была замечена.

В 1949 г. Парсонс стал президентом социологической ассоциации. 1951 г. – «Рабочие тетради по теории действия» - здесь он изложил основы функций общественной системы. 1966г. – «Общество: эволюция и сравнительные перспективы». В 50-60-е годы Парсонс стал самой авторитетной фигурой в американской социологии. К концу 60-х его теория подверглась критике. Его считали политически консервативным, а его теория рассматривается как высшая степень консервативности. Но в 80-е годы вновь пробуждается интерес к его теории во всем мире. Его идеи оказывают влияние на представителей неомарксизма, в частности на Ю.Хабермаса.

 

Синтез представлений Парсонса о социальном действии, взаимодействии и социальной системе.

Прасонс пытается синтезировать различные течения социальной мысли 19 – нач. 20 века в одну теорию. Он синтезировал индивидуалистическуи и холистическую теории социального действия связанные с именами Вебера и Дюркгейма. Индивидуалистическое понимание социального действия характерно для М.Вебера. Он рассматривал социологию как науку о социальном взаимодействии. Действие- совокупность способов, применяемых индивидом для достижения индивидуальных целей в различных ситуациях. Холистический взгляд на природу социального действия свойственен Э.Дюркгейму. Холизм (греч. Holos – целое) – предполагает рассмотрение чего-либо как целостности, исходя из единой сущности, по мнению Дюркгейма, индивидуальные действия всегда подчинены обществу как целому, обусловлены им, т.о. Вебер движется по направлению от человека к обществу, как к целому, а Дюркгейм от общества как объективной реальности, влияющей на поведение человека к индивиду.

Парсонс также видит социальный мир в понятиях человеческих идей – норм, ценностей, значений. Он обращает особое внимание на организацию человеческих актов системы действий. Он стремится объединить индивидуальный и холистический подходы. Рассматривает социальную систему как устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. И различает 3 уровня анализа социального действия: 1) социальная система; 2) культура; 3) личность.

Парсонс предпочитает термин действие термину поведение. Его прежде всего интересуют не моменты поведения как таковые, а их образцы, процесс образования устойчивых совокупностей моментов поведения. Он формулирует общую модель действия – единичный (unit). И эту модель можно применить к анализу действий любого человека. Модель включает в себя: 1) действующее лицо (actor); 2) сиуация.

Actor –отдельный человек или социальная группа, обладающая активностью, способная к постановке цели, способная к анализу ситуации, определяющая способ и методы достижения цели.

Ситуация включает в сея неизменный и изменяемый факторы: - физический факторы (неизменяемые); - культурные, личностные, социальные (изменяемые).

Каждый из этих факторов может рассматриваться как самостоятельную систему, имеющую одинаковое влияние на действия, но в то же время выполняет свои функции:

- функция адаптации (А);

- функция целедостижения (G)

- функция интеграции (I)

- функция удержания образца (L)

Структурно-функциональную сетку AGIL Прасонс применял при анализе любого социального явления. В конкретной ситуации влияние той или иной группы факторов различно. Каждая система стремиться к поддержанию границ. Система организована иерархически. Система более высокого информативного уровня играет преобладающую роль в контроле поведения других систем. Их иерархия выглядит следующим образом:

1. Физические и биологические факторы – наиболее общие отвлеченные характеристики человека как биологического вида. Биологическая система выполняет функцию адаптации.

2. Культурные факторы. Каждая система – совокупность символически организованных образцов, основанных на способности человека говорить и передавать опыт негенетическим путем. Они не создаются одним человеком и потому не могут быть поняты на индивидуальном уровне. Основные образцы культурных систем изменяются в течение жизни несколько поколений и всегда используются достаточно большими группами людей. Культурная система выполняет функцию поддержания образца.

Существование первых двух факторов ведет к появлению двух других:

3. Личностные факторы – результат освоения конкретным индивидом культурной среды. Система поведения отельного индивида получена не генетическим путем, она не сводима ни к биологическому организму, ни к культурной системе. Система личности выполняет функцию целеполагания.

4. Социальная система – совокупность ролевых статусов, управляющих нормами, она интегрирует социальные отношения. Каждый из 4-ех факторов является структурно-организованным и относительно зависимым, т.е. определяется другими факторами. Все вместе они влияют на unit, с другой стороны являются следствием развития единичного акта. Т.о. действие имеет сознательный рациональный целеизбирательный характер.

 

5 пар универсальных дилемм, которые должен решить любой деятель в социальной ситуации. Т.Парсонс называет эти дилеммы типовыми или структурными переменными:

1) Выбор между эмоциональностью и эмоциональной нейтральностью. Степень эмоциональной окрашенности взаимодействия, количество и интенсивность чувств, проявление действий лицом в определенной ситуации всегда определяется индивидом.

2) Выбор между специфичностью и диффузностью. Выбор между построением отношений на каком-то специальном интересе или на неопределенном множестве общечеловеческих интересов.

3) Партикуляризм – универсализм. Выбор между воспроизведением других людей только исходя из формируемых специальных критериев, либо же их воспроизведение во всем богатстве черт как конкретной категории людей.

4) Выбор между достижением и приписыванием. Выбор между ориентацией на эффективное действие данного лица или же на ожидания от этих действий.

5) Ориентация на себя или на коллектив по интересам вовлечения в действия.

 

Эти дилеммы – все варианты взаимодействия. Эта схема помогает вывести закономерности в социальных взаимодействиях.

 

 

Общество как система.

Т.к. центральная система образуется интеракциями индивидов, то каждый участник взаимодействия является одновременно и актором, обладающим определенными целями, идеями, установками и объектом ориентации для других акторов, а также для самого себя.

Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, называется Парсонсом «социальной общностью».

Социальная система выступает в виде структуры, состоит из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Каждый из этих элементов выполняет свои функции:

Ценности (первичные) сохраняют и поддерживают образец функциональной системы. Они передаются из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры

Нормы осуществляют функцию интеграции, они регулируют социальное взаимодействие, координируют части социальной системы.

Коллективные организации способствуют достижению целей в интересах социальной системы.

Роли выполняют функцию социальной адаптации, которая касается отношений между системой и средой. Социальная система всегда содержит все 4 компонента, которые выполняют свои функции.

Также Парсонс рассматривает общество как глобальную систему общественных отношений. Эта система состоит из различных подсистем: экономическая, культурная, политическая и социальная.

1) Экономика выполняет в обществе функцию адаптации к окружающей среде через труд, производство, распределение.

2) Политика – функция целедостижения, путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов.

3) Культура выполняет латентную функцию передачи культурных образцов.

4) Социальная система выполняет функцию координации, интеграции различных элементов общества.

Особое внимание Парсонс уделяет проблемам социального порядка, интеграции и стабильности социального порядка. Социальный порядок – качественное соответствие элементов социальных систем друг другу.

Консенсус в отношении ценностей является фундаментальным интегративным фактором в обществе. Социальная интеграция может обеспечиваться в условиях социального неравенства и противоречий, если люди в основном будут руководствоваться одинаковыми мотивами в поведении, придерживаться одних и тех же ценностей и ожидать, что другие будут поступать точно также. Важно, чтобы силы и факторы взаимодействия преобладают над факторами противодействия, а объединенное начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Ценности и ценностные ориентации органично связаны с нормами и социальными ролями. Нормы упорядочивают ролевое поведение, делают его предсказуемым. Однако, ни ценности сами по себе, ни роли не обеспечивают социальный порядок без наличия определенной институциональной структуры. Институциональная структура (по Парсонсу) – группы ценностей, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля.

Процесс институционализации – процесс интеграции ролевых ожиданий с разными функциями социального контроля. Т.о. система стабильна, устойчива, если в ней имеется соответствие ее структурных элементов друг другу.

 

 

Проблема социальных изменений.

Парсонс отмечает, что на практике ни одна социальная система не находится в равновесии. Хотя определенная степень равновесия необходима для жизнеспособности. Процесс социальных изменений он представляет как подвижное равновесие системы. Эти изменения имеют как внутренние источники (внутри системы), так и внешние, регулирующие процессы взаимообмена между системой и ее окружением. Среди процессов изменения наиболее важную роль для эволюции представляет проникновение в систему новых ценностей, либо вызревание этих ценностей внутри старой системы (общества).

Процессу эволюции развития соответствует процесс инновации, который означает прорыв на новый уровень развития системы. Инновации также, прежде всего, возникают в сфере культуры, ценностей.

Каждый новый образец ценности, входящей в культуру общества, должен быть оформлен на более высшем уровне общности, чтобы вызвать социальные изменения. Социальные изменения предполагают появление новых целей, а значит новых организаций нормативных и ролевых структур. Парсонс рассматривает социальную эволюцию в целом. Движение от простых к более сложным типам общества: примитивные – промежуточные – современные. Эти взгляды были исходными и требуют дальнейшей проработки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.007 с.)