Теория функционализма Р. Мертона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория функционализма Р. Мертона.



 

Роберт Кинг Мертон родился в Филадельфии в семье эмигранта с Украины. Учился в Гарварде, был аспирантом у Т. Парсонса. До конца своей жизни преподавал в Колумбийском университете. В 40-х годах опубликовал крупные работы по теории социальной структуры, которые позднее вошли в книгу 1949 г. «Социальные теории и социальные структуры». Потом Мертон опубликовал ряд теоретических и методологических работ: «Фокусированное интервью», «Социология науки», «Социологические исследования и прикладные профессии» и другие.

Мертон критикует положения, которые считал тремя основными постулатами функционального анализа.

1. Функциональное единство общества, Все элементы общества являются необходимыми для его функционирования и все части социальной системы обладают высоким уровнем интеграции.

Мертон же утверждал, что это верно лишь по отношению к небольшим примитивным обществам и относительно верно к более крупным и сложным обществам.

2. Универсальный функционализм. Все социальные и культурные формы и структуры выполняют позитивные функции, т.е. укрепляют систему.

Мертон доказал, что в действительности не каждая структура (идея, обычай) выполняет позитивные функции. Некоторые из них разрушают систему – негативная функция (идея национализма, ядерное оружие).

3. Постулат необходимости. Все стандартизированные аспекты общества выполняют позитивные функции и представляют собой необходимые элементы функционирования целого, т.е. все структуры и функции необходимые для общества.

Мертон утверждал, что мы, по крайней мере, готовы признать наличие в обществе структурных и функциональных альтернатив.

 

По мнению Мертона, постулаты опираются не на эмпирические факты, а на абстрактные теоретические рассуждения о функционировании социальной системы. Он разрабатывает методологический инструментарий для теорий среднего уровня. Его суть состоит в том, что чтобы обеспечить гибкую связь между эмпирическим и теоретическим уровнями исследования.

В отличии от Парсонской теории всеобъемлющей систему, его теория пригодна для анализа конкретных локальных проблем. Определенные группы фактов характерных для отдельных сфер общественной жизни. Ее несомненным достоинством является легкость проверки гипотезы с помощью эмпирических исследований. К числу теорий среднего уровня Мертон относил теории социальной структуры, бюрократии, аномии, науки и т.д.

 

Р. Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа, который гласит:

«Точно также как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями». Из этого следует:

1) Может существовать ряд структур, которые способны выполнять одну и ту же функцию.

2) Социолог должен иметь в виду наличие функциональных альтернатив или функциональных заменителей.

3) Нужно учитывать специфику каждого элемента социальной системы, которая обслуживается конкретной социальной функцией.

Для раскрытия своего подхода к анализу общества Мертон вводит следующие понятия:

1. Функция

2. Дисфункция

3. Нонфункция

 

Функции – те наблюдаемые последствия, которые следуют адаптации или приспособлению данной системы, поддерживают ее стабильность.

 

Дисфункции – те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Дисфункции выявляют наличие напряжения в социальной структуре.

 

Нонфункции – последствия, которые не оказывают существенного влияния на рассматриваемую систему. Сюда можно отнести социальные формы, доставшиеся системе с более ранних периодов ее существования. В прошлом они могли иметь положительные или отрицательные последствия, но на современные общества они не оказывают значительного влияния.

 

Пример дисфункции:

Функция образования – глубокое расслоение общества по принципу, у кого какое образование.

Нонфункция – костюм выпускника ВУЗа треуголкой и кисточкой.

 

Понятие социологическая амбивалентность – некая форма, способная выполнять позитивные функции, также может играть и дисфункциональную роль в этой системе.

 

При исследовании тех или иных реалий, социолог сталкивается со случаями, когда субъективные цели участников социального процесса совпадают с объективными последствиями и когда они расходятся. Для учета этого разграничения Мертон предложил ввести понятия явные и латентные функции.

 

Явные функции – это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование и приспособление системы и которые осознаются участниками системы.

 

Латентные функции и их объективные последствия – те, которые не входили в намерения участников и не были осознаны.

 

Концепция непредвиденных последствий.

Действия имеют как преднамеренные, так и непреднамеренные последствия. Для обнаружения непреднамеренных последствий требуется глубокий социологический анализ.

 

Непредвиденные последствия и латентные функции не одно и то же. Латентная функция – есть вид непредвиденного последствия, имеющая для определенной системы функциональный характер, однако последствия латентных функций могут быть дисфункциональными и нонфункциональными.

 

В работе «Социальная струнктура и аномия» Р. Мертон ставит задачу понять, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписанием поведению. Социальная структура – совокупность социальных статусов и ролей индивидов. Она является многомерной комбинацией трех уровней:

1. Нормативный

2. Идеальный

3. Вероятностный

1) Нормативный уровень – смоделированный набор социальных ожиданий в отношении поведения индивида, т.е. – это общепринятые параметры, выполняющие ролевые установки.

2) Идеальный уровень - предполагает, что каждый статус также имеет соответствующий набор убеждений, взглядов, жизненных принципов, характерных для определенной группы. Они выступают в качестве идеала, определяющего поведение конкретного индивида.

3) Вероятностный уровень состоит в том, что каждый статус может быть по-разному реализован каждым конкретным индивидом, т.к. индивид входит также в другие социальные группы.

 

Мертон разводит понятия социальная структура и культура.

Социальная структура, определяемая как организованная совокупность социальных отношений, в которой по-разному участвуют члены общества или группы.

Культура – организованная совокупность нормативных ценностей, управляющих поведением, характерным для членов определенного общества или группы.

 

Аномия имеет место при наличии серьезного рассогласования между нормами и целями культуры. Может сложиться ситуация, когда люди из-за своего положения в социальной структуре общества не способны действовать в соответствии со своими нормативными ценностями.

Культура требует одного типа поведения, а социальная структура – другого.

 

Аномия не обязательно носит всеобщий характер. Она обладает собственной динамикой. Она может быть эпизодической (разочарования могут сменяться периодами бурной активности) или сегментированной, т.е. охватывать отдельные зоны социальной активности человека (семейные отношения или профессиональная среда). Настоящая аномия наступает тогда, кгда сохранившиеся островки социальной стабильности поглощаются ценностным вакуумом и нравственной бессмыслицей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.007 с.)