Теории общественно-экономической формации, классов и классовой борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории общественно-экономической формации, классов и классовой борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса.



 

К.Маркс выходец из семьи раввинов, состоятельной еврейской семьи. Он закончил гимназию. Учился в Бонском университете, а затем в Берлинском университете. Написал докторскую по философии и в 1841 защищает ее в Йенском университете.

Ф.Энгельс выходец из семьи текстильного фабриканта. Учился в гимназии по настоянию отца, но не доучился. Начал изучать коммерческое дело, работал в коммерческой фирме. В свободное время занимался философией и литературой. Затем пошел на военную службу. В 1842 году в качестве вольнослушателя посещал лекции в Берлинском университете. Знакомился с идеями младогегельянцев.

 

Маркс был сотрудником редакции Рейнской газеты в Кельне, и именно в этой газете в 1842 в конце ноября произошла первая встреча Маркса и Энгельса.

Энгельс в Англии изучал социальную и политическую жизнь, условия жизни рабочих (в свободное от работы время). Знакомится с членами тайного рабочего общества, что превратило его в коммуниста и материалиста.

Рейнская газета в 1843 году подвергается очень мощной цензуре. Маркс оставляет эту газету и начинает основательно изучать гегелевскую философию права. В июне 1843 года он женится на Женни фон Вестфален, девушке из знатной семьи. В октябре он уезжает в Париж и начинает создавать немецко-французский ежегодник. Маркс устанавливает контакты с французскими демократами и социалистами.

Энгельс пишет 2 работы для немецко-французского ежегодника. Немецко-французский ежегодник закрывается и Маркс вынужден покинуть Париж.

Во второй половине 1843 года (август-сентябрь) Маркс и Энгельс вновь встретились, и с этого момента началась их великая дружба и совместная работа по написанию книг, статей. Первый совместный труд «Святое семейство» или «Критика критической критики». Затем они написали крупную работу «Немецкая идеология».

Маркс и Энгельс пытаются создать «союз коммунистов». Первый конгресс проходит в Лондоне в 1847 году. Энгельс пишет про эту программу союза работу под названием «Принципы коммунизма».

Программа является «Манифестом коммунистической партии», слова которой станут девизом всех коммунистов. «Пролетарии всех стран соединяйтесь» - принцип пролетарского интернационализма.

1848-1850 – Волна буржуазно-демократических революций в Европе. В это время Маркс и его супруга тратят все свои сбережения на вооружение рабочих и остаются практически без средств существования. С 1849 года Маркс и Энгельс живут в Лондоне. Он совместно с Энгельсом выписывает журнал «Новая рейнская газета». Маркс сотрудничает с американскими газетами. Работает над проблемами политической экономии. Энгельс оказывает материальную поддержку семье Маркса (его дети голодали и даже умирали с голоду). У Энгельса не было зарегистрированных браков (гражданские жены – сестры Беркс) и детей не было.

В 60-е годы, когда Маркс работает над «Капиталом», Энгельс полностью берет на себя обеспечение семьи Маркса. Маркс и Энгельс были создателями Первого Интернационала. «Капитал» - главная книга Маркса. При жизни было опубликовано только 2 тома. А третий том доработал Энгельс по рукописям Маркса и издал его в конце 1894 года.

Экономическое учение Маркса до сих пор оценивается очень высоко, но подвергается критике его учение о социалистической революции и о диктатуре пролетариата. Главная идея марксизма – идея о всемирной исторической миссии рабочего класса.

 

Особое место в марксизме занимала теория классов и классовой борьбы, с позиций которой рассматривалась вся история человечества. Маркс и Энгельс с благородным гневом подвергли капитализм в его ранней стадии первоначального накопления когда эксплуатация трудящихся (особенно детского труда) имела тяжелейшие формы. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом, замену путем экспроприации частной собственности государственной, доказывая необходимость диктатуры пролетариата, провозгласил сен-симоновский принцип социализма "от каждого по способностям, каждому по труду" и коммунизма "от каждого по способностям, каждому по потребностям", считал, что со временем в условиях капиталистического общества эксплуатация трудящихся непременно приведет к их обнищанию, к обострению классовых противоречий, стало быть, социальному взрыву, к революции.

 

По сравнению с капитализмом все предшествующие ему формы общественного производства архаичны, нецивилизованны, ибо они основаны на непосредственном, внеэкономическом принуждении работника (раба, крепостного крестьянина). Буржуазный же способ производства "хитрее": рабочий как бы продает капиталисту свою рабочую силу. Продает, как и положено на свободном рынке, по конъюнктурной цене (в зависимости от спроса и предложения), но в общем - по закону стоимости. Прибавочная стоимость и прибыль капиталиста - следствие особого свойства рабочей силы как товара, ее особого свойства - производить стоимость большую, чем та, которую она сама имеет.

Вопрос Ф. Тённис

ОБЩНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Социология – это исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа. Теннис выделяет некоторые различия в отношении окружающих нас людей:

1. Знакомость и чуждость

Если вы случайно встречаете знакомого, у вас разу возникает желание вступить с ним в разговор, которое с чужим человеком мы испытываем редко. Это связано с нежеланием говорить на «чужом языке». Хотя для знакомства и характерна легкая тенденция к обоюдному приятию, как для чуждости – к обоюдному неприятию, это всего лишь тенденция, но тенденции важны.

2. Симпатия и антипатия

Ни простое знание человека, ни знакомство с ним еще не означают, что мы ему “желаем зла” или, наоборот, он нам “нравится” и мы его любим. Симпатия, и антипатия – это эмоции, хотя иногда их называют инстинктами, принимая за нечто недочеловеческое; на самом деле, они часто связаны с высшими, благородными, специфическими для человека чувствами, а нередко и происходят из таких чувств, а, следовательно, из всего того, что мы думаем и знаем.

3. Доверие и недоверие

К знакомому нам человеку мы испытываем определенное доверие, чаще всего слабое, к чужому – определенное недоверие, чаще всего сильное. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии, но зачастую в этом так же легко и порой совсем неожиданно приходится раскаиваться, в то время как антипатия пробуждает недоверие или по крайней мере усиливает и питает его, что нередко также лишено оснований.

4. Связанность

Соединение, связывание противоположно свободе, оно означает обязывание, долженствование, недозволение; и здесь перед нами открывается большое многообразие соединений, возникающих посредством связанностей различного рода, которые мы называем также видами социальных сущностей или форм, объединяющих человека с другими людьми. Связанность – это образное выражение для того, как следует понимать все социальные связи вообще, не в их собственном смысле. Тот факт, что человеческое существо привязано к другому, может свидетельствовать о состоянии его полной зависимости – тоже образное выражение, которое означает, что оно либо лишено собственной воли, либо не может ее иметь, будучи зависимо во всех своих желаниях от воли другого существа.

5. Социальная связанность

Социальная связанность стремится стать взаимной зависимостью, что означает следующее: воля одного влияет на волю другого, стимулируя или сковывая ее или делая и то, и другое; если же воля одного совпадает, соединяется или смешивается с волей другого, то возникает общее воление, которое может быть понято как единая воля, потому что она взаимна, – ведь она полагает и требует, а стало быть, хочет волю А, соответствующую Б, и волю Б, соответствующую А.

6. Социальные сущности

У социологии как особой науки есть свои особые предметы: это – “вещи”, происходящие из социальной жизни и только из социальной жизни. Они – продукты человеческого мышления и существуют только для человеческого мышления, но в первую очередь – для мышления самих социально связанных людей.

7. Человеческое воление

Это общечеловеческое воление, способность хотеть, понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь и существенно обусловлена взаимодействием с ней. Весь дух, даже дух самого простого человека, выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в волении: его образ мыслей, душу, совесть формирует не только то, что он изучал, но также – хотя и в связи с воспринятыми учениями – способ мышления и ощущения, унаследованный им от ушедших, но продолжающих оказывать на него влияние предков и предшественников. Вот почему волю в таком понимании я называю сущностной волей человека и противопоставляю ее другому типу воли – избирательной воле: в ней преобладающую, или даже руководящую роль играет мышление. Избирательная воля – это рациональная воля, а рациональную волю следует строго отличать от воли разумной: последняя прекрасно уживается с подсознательными мотивами, глубинные основания которых лежат в сущностной воле; рациональная воля исключает таковые как элементы, препятствующие ей, и стремится быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно.

8. Общность и общество

Речь идет не о том, чтобы неразумной воле противопоставлять разумную, ибо и сущностная воля обладает разумом, более того – он формируется в ней до своего расцвета в качестве творческого и созидательного, искусного воления и деяния, как дух гения, художнического или нравственного; между тем, в своих простейших формах сущностная воля есть лишь непосредственное, страстное и одновременно наивное воление и деяние; для избирательной воли, наоборот, чаще всего характерно сознание. Ее отличает делячество (Machen) в противоположность творчеству (Schaffen), то есть механическая работа, и наш язык (как и другие языки) улавливает разницу, когда мы говорим о прожектерстве, махинациях, плетении интриг, лжи и всем том, что направлено на создание средств, единственное предназначение которых – вызвать желаемые нами следствия, соответствовать нашим практическим целям. Применяя эти понятия к связанностям, не следует понимать их в том смысле, будто имеются в виду обычные мотивы, из которых образуются связанности, заключаются союзы, формируются объединения или основываются общины; речь идет и о другом, не менее важном: о познании тех побуждений, которые лежат в основе бытия во всех видах связанностей, а следовательно, и тех, что вызывают отпор, хотя часто причиной отпора бывают по сути своей негативные побуждения, в то время как здесь имеются в виду лишь позитивные. Эти побуждения было бы неверно понимать и так, будто они постоянно и сущностно относятся к какой-то одной из категорий – либо к сущностной воле, либо к избирательной; здесь следует предполагать динамическое отношение, соответствующее человеческому чувствованию и мышлению: мотивы колеблются и переходят друг в друга, хотя там и тогда, где и когда происходит подобного рода развитие, наблюдается известная регулярность и даже закономерность – тенденция к абстрактно-рационалистическому формированию. Итак, все виды связанности, в которых преобладает сущностная воля, я называю общностью (Gemeinschaft), а все те, которые формируются посредством избирательной воли или существенно ей обусловлены, – обществом (Gesellschaft), причем оба понятия в их сущности и тенденциях суть модальности связанности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.007 с.)