Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предложения с однородными членами↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Студент должен знать: 1. Определение однородных членов предложения, их виды, иметь понятие о рядах однородных членов предложения. 2. Способы связи однородных членов предложения, союзы, при помощи которых они соединяются. 3. Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, не соединенных союзами 4. Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами. 5. Правила постановки Знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися союзами 6. Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных двойными союзами 7. Правила постановки знаков препинания при повторяющихся словах. 8. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.
Студент должен уметь 1. Определять основу простого предложения 2. Определять в предложении однородные члены и способы связи между ними. 3. Ставить, где необходимо, знаки препинания при однородных членах предложения. 4. Составлять схемы предложений с однородными членами. 5. Производить синтаксический разбор простого предложения с однородными членами.
Для успешного выполнения итоговой работы студент должен повторить следующие орфограммы: 1. безударные гласные в корне слова; 2. чередующиеся гласные в корне слова; 3. отрицательные частицы НЕ и НИ Часть I «Понятие об однородных членах предложения. Виды связи между однородными членами предложения» Однородными называются одинаковые члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову и отвечающие на один и тот же вопрос. Например: Шел клочьями снег и уже засыпал (что?) дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд (Л.Т.) - однородные дополнения. Однородные члены соединяются или могут быть соединены сочинительными союзами и произносятся с так называемой интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связывают также соединительными паузами. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например: Вот уж потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи (Т.) - однородные подлежащие; Каштанка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову (Ч.) - однородные сказуемые; Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (Шол.) - однородные определения; Все настойчивее, крепче ударял по крыше ветер -однородные обстоятельства образа действия. Однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными, т.е. могут иметь при себе пояснительные слова, например: Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило (Т.); Конь мой прыгал через кусты, разрывал кусты грудью (Л.). Однородные члены могут иметь одинаковое морфологическое выражение, но могут быть и морфологически разнородными, например: Воздух был редок, неподвижен, звучен (Л.Т.); Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал (Ч.). Не следует рассматривать как однородные члены предложения в таких случаях: 1) при повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.); 2) в цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п. 3) при сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например: пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п. Для связи однородных членов предложения употребляются следующие разряды сочинительных союзов: 1) соединительные союзы: и, да (в значении "и"), ни...ни и др., тоже, также; 2) противительные: а, но, да (в значении "но"), однако, зато, хоть и и др.; 3) разделительные: или, либо, ли...ли, то...то, не то...не то, то ли и др.; 4) присоединительные (в значении «и притом»): и, да и, да еще, да и то и др.
В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше. Решая вопрос о необходимости постановки запятых, каждый ряд однородных членов рассматривайте отдельно:
Часть II «Однородные члены предложения, не соединенные союзами» ПРАВИЛО I. Между однородными членами предложения, соединенными только интонацией (без союзов), ставится запятая: Синие, жёлтые, красные пестрели на лугу цветы; Ветер гудел, завывал, гнул кусты.
Однако запятая не ставится:
1) между двумя глаголами в одинаковой форме, указывающими на движение и его цель или образующими единое смысловое целое: пойду узнаю, сядь напиши, посидим поговорим; 2) в устойчивых выражениях: поговорили о том о сём.
II. Распространенные однородные члены предложения (особенно если внутри их имеются запятые) могут разделяться точкой с запятой: Уже давно позади остались расфранчённые увеселительные пароходы для экскурсий; выраставший из воды, клокочущий содроганиями поездов
Практическая работа № 1 № 1. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1. За всё про всё её бранят. (Кр.) 2. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. (Т.) 3. Зайду проведаю. (Л. Т.) 4. На улице песня рабочих текла ровно прямо со страшной силой. (М. Г.) 5. Борьба учила хитрости осторожности зоркости смелости. (Фурм.) 6. Слышно было сопенье паровоза свистки рожок стрелочника. (Фад.) 7. Пойду доложу. (Каз.) 8. Вдруг из-за этого шелеста послышался вой визг плач хохот шакалов (Л.Т.). 9. Все зашевелилось проснулось запело зашумело заговорило (Г.). 10. Начиналось кормление Илюши булочками сухариками сливочками (Гонч.). 11. В комнате все смотрело уютно чисто светло (С.-Щ.). Практическая работа № 2 № 2. Перепишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений.
1. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки. (Гонч.) 2. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (Ч.)3. Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно. (Фад.) 4. Но эту науку всё-таки надобно популяризировать и популяризировать с очень большим уважением. (Д. П.) 5. Люди часто посмеиваются над ним и справедливо. (Пан.) 6. Тогда Алексей изо всех сил рванул унт обеими руками и тут же потерял сознание. (Пол.) 7. На взгляд-то он хорош да зелен. (Кр.) 8. Дни стояли пасмурные однако тёплые. (Акс.) 9. Приют наш мал зато спокоен. (Л.) 10. Выло светло но по-осеннему скучно и серо. (М. Г.) 11. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. (Пауст.) 12. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в нескользких местах. (Кат.) 13. Каждый вечер солнце садилось в море, а не в тучи и было при этом клюквенного цвета. (Ю. К.) 14. Я не тебя Марию описал. (П.) 15. Не за горами смерть-то за плечами. (Т.) 16. Не небесам чужой отчизны я песни родине слагал. (Н.) 17. Не жизнь вы сделали тюрьму. (М. Г.) Практическая работа № 3 № 3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений. 1. Были и лето и осень дождливы. (Ж.) 2. Нам тошен был и мрак темницы и сквозь решётки свет денницы и стражи клик и звон цепей и лёгкий шум залётной птицы. (П.) 3. Он пел разлуку и печаль и нечто и туманну даль и романтические грёзы. (П.) 4. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (П.) 5. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Г.) 6. Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник. (Т.) 7. Кругом было и светло и зелено. (Т.) 8. Там белые рубахи баб да пёстрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос. (Н.) 9. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Т.) 10. С чужими я либо робел либо важничал. (М. Г.) 11. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. (Купр.) 12. То ль от зноя то ль от стона подошла усталость. (Багр.) 13. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы. (Леон.) 14. Ни жертвы ни потери ни страданья народную любовь не охладят. (Сим.) 15. Параша умела мыть и гладить шить и плесть. (П.) 16. Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам. (Л. Т.) 17. Челкаш завидовал и сожалел об этой молодой жизни подсмеивался над ней и даже огорчался за неё. (М. Г.) 18. Зазвенели шашки и ложки горшки и плошки. (Фурм.) 19. Средний сын Практическая работа № 4 № 4. Перепишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений. Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное и поразительное зрелище. (Акс.) 2. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. (Гонч.) 3. Все окна как в барском доме так и в людских отворены настежь. (С.-Щ.) 4. К тишине ожидания уже примешивался не столько слышимый сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда. (Кат.) 5. Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. (Буб.)
Практическая работа № 5 № 5. Перепишите, вставляя недостающие запятые и дефисы. 1. Зимы ждала ждала природа. (П.) 2. Страшно страшно поневоле средь неведомых равнин. (П.) 3. Но он ехал ехал а Жадрина было не видать. (П.) 4. И ближе ближе всё звучал грузинки голос молодой. (Л.) 5. Пропаду так пропаду, всё равно! (Д.) 6. Свадьба так свадьба. (Остр.) 7. Страшно не страшно а на душе как-то строго. (Леск.) 8. За теми деревнями леса леса леса. (М.-П.) 9. Всё это ушло от меня навсегда навсегда. (Фад.) 10. Дождь не дождь а паши. (Ш.) 11. Всё плачет плачет мать. (Сим.) 12. Далеко далеко синеют холмы. (Л.) 13. Похожу похожу по двору на улицу загляну и опять на печь лягу. (С.-Щ.) 14. Мохнатые ели тихо тихо качались. (Кор.) 15. На самой заре встанешь и топчешься топчешься по избе. (Пауст.) 16. Уж кто кто, а вы, женщины, должны уметь оказать помощь в таких случаях. (Пан.)
Практическая работа № 6 № 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений. I. 1. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе о собаках о пшенице о чепчиках и жеребцах. (Г.) 2. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье а именно панталоны под фрак панталоны новые панталоны серенькие два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака. (Г.) Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё и сватовство и земное существование Беликова. (Ч.) Самолёты врага всюду бросают бомбы подлейшей не нужностью ошалело на площадь на больницы на пустые школы на улицы на деревянные домишки предместий. (Гл.) 5. Наварин создал Нахимова-бойца выковал его за четыре часа на всю остальную жизнь дал ему за конченную форму. (С.-Ц.) 6. Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звёздного неба. (Пауст.) 7. Петя бережно нёс под мышкой свои драгоценности банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек жуков ракушек и крабов. (Кат.) 8. Лошади с заиндевевшими мордами и боками везли разный хозяйственный груз сено термосы с горячей пищей дрова. (Аж.) 9. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно. (Л.) 10. Но здравый смысл твёрдость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней. (Т.) 11. В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 12. И старичок и я мы оба веселились. (Пауст.) 13. На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина. (Кат.) 14. Из подвалов и погребов из овинов и чуланов из печей и из-под шестков из подполья и с чердаков выползли отовсюду перепуганные стрельбой крестьяне. (Фурм.) 15. Вся наигранная весёлость самообладание сдержанность всё покинуло Титка в этот момент. 16. И башенному стрелку Батурину и механику-водителю Костюкову и радисту Орешко всему экипажу нашлось дело. (Горб.) II. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку пеньку мёд и прочее но покупает только небольшие безделушки. (Г.) 2. Всё это шум говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 3. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (Акс.) 4. Всё это цвета блески звуки и запахи давило на глаза матери наполняло сердце неподвижной пёстрой мутью унылой боязни. (М. Г.) 5. Все цирковые существа женщины и мужчины лошади и собаки униформа и конюхи клоуны и музыканты точно старались перещеголять один другого. (Купр.) 6. Разве все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте? (Пришв.) 7. Всё и этот голубой разлив реки и это небо и дали и пароход казалось огромным необъятным воздушным полным напряжённого движения. (Гл.) 8. А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. (Пол.) 9. Много интересных произведений рассказов очерков повестей опубликовано в последних номерах журнала.
Итоговая работа Перепишите, вставляя, где надо, знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки. Черёмуха Произр…стает она (по) всюду по берегам рек и склонам оврагов среди зар…слей кустарников и по лесным опушкам. Привл…кает она не только своим р…скошным нарядом нежными зелёными листьями и белыми кистями цветов но и уд…вительно душистым зап…хом. Хорошо пос…дить и выр…стить её под своим окном для сп…сения от м…шкары мух к…маров множества надоедл…вых и вредных нас…комых. Её плоды мякоть и даже косточки используют с разными целями и для еды и для л…чения. Лесная красавица щедро од…ряет разумных людей всеми своими б…гатствами красотой ар…матом плодами и может сильно нак…зать жадных. В воздух закрытых жилых пом…щений из душистых охапок выд…ляются страшные яды синильная кислота и прочие отр…вляющие вещества. Так (не) тв…рите же зла (н…) кому н… бе…ащитному р…стению н… самим себе (не) л…майте сверх меры п…хучие ветки (не) загр…м…ждайте свои жилища гр…мадными букетами
Вопросы к зачету: 1.Определение однородных членов предложения. Их виды. Ряды однородных членов. 2.Разряды сочинительных союзов, соединяющих однородные члены предложения. 3.Виды связи между однородными членами предложения. 4.Знаки препинания при однородных членах предложения, не соединенных союзами 5. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами 6 Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися союзами 7. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных двойными союзами 8.Знаки препинания при повторяющихся словах. 9. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Студент должен знать: 1. Определение однородных членов предложения, их виды, иметь понятие о рядах однородных членов предложения. 2. Способы связи однородных членов предложения, союзы, при помощи которых они соединяются. 3. Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, не соединенных союзами 4. Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами. 5. Правила постановки Знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися союзами 6. Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных двойными союзами 7. Правила постановки знаков препинания при повторяющихся словах. 8. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.
Студент должен уметь 1. Определять основу простого предложения 2. Определять в предложении однородные члены и способы связи между ними. 3. Ставить, где необходимо, знаки препинания при однородных членах предложения. 4. Составлять схемы предложений с однородными членами. 5. Производить синтаксический разбор простого предложения с однородными членами.
Для успешного выполнения итоговой работы студент должен повторить следующие орфограммы: 1. безударные гласные в корне слова; 2. чередующиеся гласные в корне слова; 3. отрицательные частицы НЕ и НИ
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.011 с.) |