Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть VI «Запятая и дефис между повторяющимися словами»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Между одинаковыми словами, повторяющимися с интонацией перечисления, ставится запятая. Перечисление используется:
1)для указания на длительность действия: Жду, жду, а его всё нет', 2) для обозначения большого числа предметов или явлений: Кругом пески, пески, пески; 3) для подчеркивания степени признака: Надо работать лучше, лучше. Однако запятая не ставится:
1) между двумя повторяющимися словами, из которых второе употреблено с отрицанием не, если сочетание этих слов образует единое смысловое целое или выражает неопределенность в обозначении чего-либо: На нём было надето что-то круглое: сюртук не сюртук, пальто не пальто, фрак не фрак, а что-то среднее (С.-Щ.); Рыхли не рыхли, корми не корми, в такую страшную сушь ничем не поможешь (Г. Н.);
2) при повторении сказуемого с частицей так, используемой для усиления: Удружил так удружил (Чак.)
2. Между двумя повторяющимися словами пишется дефис, если в результате соединения слов образуется сложное слово. Могут повторяться:
1) прилагательные (со значением усиления признака): Снег лежал белый-белый ('очень белый');
2) глаголы (со значением действия непрерывного, интенсивного или ограниченного во времени): Просил-просил о помощи — никто не откликнулся; Я остоял-постоял и ушёл;
3) наречия (с усилительным значением): Далеко-далеко колокольчик звенит (Ник.);
4) вопросительно-относительные местоимения (со значением неопределенного предмета/лица, которому что-то противопоставляется): Уж кому-кому, а мне-то пора было этому научиться Практическая работа № 5 № 5. Перепишите, вставляя недостающие запятые и дефисы. 1. Зимы ждала ждала природа. (П.) 2. Страшно страшно поневоле средь неведомых равнин. (П.) 3. Но он ехал ехал а Жадрина было не видать. (П.) 4. И ближе ближе всё звучал грузинки голос молодой. (Л.) 5. Пропаду так пропаду, всё равно! (Д.) 6. Свадьба так свадьба. (Остр.) 7. Страшно не страшно а на душе как-то строго. (Леск.) 8. За теми деревнями леса леса леса. (М.-П.) 9. Всё это ушло от меня навсегда навсегда. (Фад.) 10. Дождь не дождь а паши. (Ш.) 11. Всё плачет плачет мать. (Сим.) 12. Далеко далеко синеют холмы. (Л.) 13. Похожу похожу по двору на улицу загляну и опять на печь лягу. (С.-Щ.) 14. Мохнатые ели тихо тихо качались. (Кор.) 15. На самой заре встанешь и топчешься топчешься по избе. (Пауст.) 16. Уж кто кто, а вы, женщины, должны уметь оказать помощь в таких случаях. (Пан.)
Часть VII «Обобщающие слова при однородных членах предложения» 1. После обобщающего слова перед перечислением однородных членов предложения ставится двоеточие: В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скрежет камня, шо рох песка, гудки машин, лязг, вскрики (Кетл.). 2. Если перечисление однородных членов предложения, стоящее после обобщающего слова, не заканчивает предложение, то перед ним ставится двоеточие, а после него — тире: Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой — живёт, грохочет, торжествуя свои победы, железо (Г.). Вместо двоеточия может ставиться тире (таким образом, однородные члены оказываются выделенными тире с обеих сторон), если группа однородных членов имеет характер пояснения или уточняющего замечания, а логически выделяется предшествующее обобщающее слово, после которого пауза отсутствует: Все звуки — плеск воды, голоса людей, птичье пение — сливаются в неразличимый убаюкивающий гул.
3. Если после однородных членов предложения с предшествующим обобщающим словом по условиям контекста требуется постановка запятой, то тире после перечисления часто опускается: Многие стихийные бедствия испытали на себе люди: пожары, наводнения, засуху, но это не сломило волю человека к борьбе с природой.
4. Если после обобщающего слова перед однородными членами предложения стоят слова как-то,а именно, например и т. п., то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие: Добрые люди понимали жизнь не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами (Гонч.).
5. Перед обобщающим словом, стоящим после перечисления однородных членов предложения, ставится тире: Гимнастёрка, ремень портупеи, орден Красной Звезды, даже гвардейский значок — всё это очень шло к ней (Пол.).
6. Двоеточие перед однородными членами и тире после них сохраняются и в тех случаях, когда обобщающее слово, в целях усиления его смысловой роли, употребляется дважды — перед перечислением и после него: Мне было охота почитать про всё: и про травы, и про моря, и про солнце и звёзды, и про великих людей, и про революцию — про всё то, что люди хорошо знают, а я ещё не знаю (Пауст.).
7. Если после однородных членов предложения перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание (словом, одним словом, короче говоря и т. п.), то перед ним ставится тире, а после него — з а п я т а я: Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (Арс.)
8. Если перед однородными членами предложения нет обобщающего слова, то двоеточие перед ними ставится только в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-либо перечень: Тут были: Павел, чухонец, штабс-капитан Ярошевич, фельдфебель Максименко, красная фуражка, дама с белыми зубами, доктор (Ч.). Обычно это встречается в деловой и научной речи: На заседании присутствовали: Иванов, Петров, Сидоров...; Для получения смеси нужно взять: песок, воду, цемент...
Практическая работа № 6 № 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений. I. 1. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах как-то о природе о собаках о пшенице о чепчиках и жеребцах. (Г.) 2. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье а именно панталоны под фрак панталоны новые панталоны серенькие два бархатных жилета и два атласных сюртука и два фрака. (Г.) Этим раскатистым заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё и сватовство и земное существование Беликова. (Ч.) Самолёты врага всюду бросают бомбы подлейшей не нужностью ошалело на площадь на больницы на пустые школы на улицы на деревянные домишки предместий. (Гл.) 5. Наварин создал Нахимова-бойца выковал его за четыре часа на всю остальную жизнь дал ему за конченную форму. (С.-Ц.) 6. Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звёздного неба. (Пауст.) 7. Петя бережно нёс под мышкой свои драгоценности банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек жуков ракушек и крабов. (Кат.) 8. Лошади с заиндевевшими мордами и боками везли разный хозяйственный груз сено термосы с горячей пищей дрова. (Аж.) 9. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно. (Л.) 10. Но здравый смысл твёрдость и свобода горячее участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней. (Т.) 11. В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 12. И старичок и я мы оба веселились. (Пауст.) 13. На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина. (Кат.) 14. Из подвалов и погребов из овинов и чуланов из печей и из-под шестков из подполья и с чердаков выползли отовсюду перепуганные стрельбой крестьяне. (Фурм.) 15. Вся наигранная весёлость самообладание сдержанность всё покинуло Титка в этот момент. 16. И башенному стрелку Батурину и механику-водителю Костюкову и радисту Орешко всему экипажу нашлось дело. (Горб.) II. 1. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные большие произведения как-то муку пеньку мёд и прочее но покупает только небольшие безделушки. (Г.) 2. Всё это шум говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 3. Только нам троим отцу мне и Евсеичу было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (Акс.) 4. Всё это цвета блески звуки и запахи давило на глаза матери наполняло сердце неподвижной пёстрой мутью унылой боязни. (М. Г.) 5. Все цирковые существа женщины и мужчины лошади и собаки униформа и конюхи клоуны и музыканты точно старались перещеголять один другого. (Купр.) 6. Разве все эти вещи карандаши в оправе записная книжка часы фотографический аппарат не говорят больше всяких слов об интересном госте? (Пришв.) 7. Всё и этот голубой разлив реки и это небо и дали и пароход казалось огромным необъятным воздушным полным напряжённого движения. (Гл.) 8. А снаружи всё и оконницы и коньки и ворота оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. (Пол.) 9. Много интересных произведений рассказов очерков повестей опубликовано в последних номерах журнала.
Итоговая работа Перепишите, вставляя, где надо, знаки препинания, пропущенные буквы, раскрывая скобки. Черёмуха Произр…стает она (по) всюду по берегам рек и склонам оврагов среди зар…слей кустарников и по лесным опушкам. Привл…кает она не только своим р…скошным нарядом нежными зелёными листьями и белыми кистями цветов но и уд…вительно душистым зап…хом. Хорошо пос…дить и выр…стить её под своим окном для сп…сения от м…шкары мух к…маров множества надоедл…вых и вредных нас…комых. Её плоды мякоть и даже косточки используют с разными целями и для еды и для л…чения. Лесная красавица щедро од…ряет разумных людей всеми своими б…гатствами красотой ар…матом плодами и может сильно нак…зать жадных. В воздух закрытых жилых пом…щений из душистых охапок выд…ляются страшные яды синильная кислота и прочие отр…вляющие вещества. Так (не) тв…рите же зла (н…) кому н… бе…ащитному р…стению н… самим себе (не) л…майте сверх меры п…хучие ветки (не) загр…м…ждайте свои жилища гр…мадными букетами
Вопросы к зачету: 1.Определение однородных членов предложения. Их виды. Ряды однородных членов. 2.Разряды сочинительных союзов, соединяющих однородные члены предложения. 3.Виды связи между однородными членами предложения. 4.Знаки препинания при однородных членах предложения, не соединенных союзами 5. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами 6 Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися союзами 7. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных двойными союзами 8.Знаки препинания при повторяющихся словах. 9. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 959; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.008 с.) |