Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения.



Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены. Обособляются (отделяются запятой в начале и в конце предложения и выделяются с обеих сторон в середине предложения) слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов. Пояснительные члены предложения поясняют смысл предшествующих членов предложения. Поясняемые и пояснительные члены в принципе обозначают тождественные понятия. Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение – это обозначение одного и того же понятия другими словами. Обособляются запятой: уточняющие определения, обстоятельства (обычно времени или места), реже — другие члены предложения, имеющие более конкретное значение по сравнению с уточняемым членом, пояснительные члены предложения со словами то есть, иначе, а именно, или (= то есть) и т. д. Тире и скобками обособляют обычно пояснительные члены предложения, чтобы подчеркнуть их значимость.

 

Билет 12.

1. Род имён существительных.
Существительные относятся к одному из трех родов. сущ. по родам не изменяется. Трудности возникают при употреблении сущ. обозначающих лиц по роду деятельности. Не всегда легко определить род несклоняемых сущ. Их род определяется от того к какой тематической группе они принадлежат.
1) Сущ. неодуш. со значением предметов относят как правило к среднему роду. (кофе-м.р.)
2) Сущ. обозначающие животных, рыб, птиц, относятся к м.р. Однако, могут быть и ж.р. в нейтральном контексте.
3) Сущ. со значением лица распред. по родам в зависимости от значения(тематики).
4) Географические и условные названия закрепл. за собой род общего по тематике слова.
5) Неизмен. части речи перешедш. в сущ. относятся к ср.р.
6) Аббревиатуры. В большинстве случаев их род опред. по главному слову.
7) Название букв относятся к словам ср.р.
8) Название звуков относятся к м.р. и к ср.р.
9) Название нот.
Бывают сущ. общего рода – одушевл. сущ. со значением числа и они относятся к м.р. если муж.пол, и к ж.р. если жен.пол. В русском языке есть сущ. не имеющие рода, которые употребляются только в мн.ч. Так же есть слова которые образованы путем сложения двух слов, они могут быть одушевл. и неодуш.. У одушевл. род определяется словом указывающим на пол лица. У неодуш. род определяется по роду первого слова.

2. Правописание НЕ с различными частями речи.

НЕ пишется слитно:
1. Со всеми словами, которые без не не употребляются.
2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, если с помощью не образуется новое слово с противоположным значением. Такое слово обычно можно заменить синонимом без не.
3. С неопределенными и отрицательными местоимениями и наречиями.
4. С прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если к ним относятся наречия меры и степени: абсолютно, очень, слишком, весьма, в высшей степени, крайне, решительно, необычайно, более чем, совершенно, полностью, отчасти.
5. В глаголах и существительных в составе приставки недо- со значением неполноты, недостаточности по сравнению с какой-то нормой (антонимична приставке пере-).
6. С полными причастиями без зависимых слов.
7. С отглагольными прилагательными на -мый (образуются, как правило, от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида и многие из них без не не употребляются.
8. Наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными.
9. Пишутся всегда слитно слова нехотя (образовано от не употребляющегося в русском языке деепричастия хотя) и нехотя.
10. Если после не в слове есть другая приставка и нет противопоставления.
11. Частица не пишется слитно с формой сравнительной степени прилагательного, если эта форма образована от прилагательного с приставкой не-.
НЕ пишется раздельно:
1. С существительными, прилагательными, наречиями на -о при наличии в предложении противопоставления (даже предполагаемого).
2. С отрицательными местоимениями с предлогами и с местоимениями других разрядов.
3. С числительными.
4. С глаголами (всегда, кроме глаголов с приставкой недо-).
5. С деепричастиями (всегда, кроме случаев неупотребления деепричастий без не - и образования от глаголов с приставкой недо-).
6. С полными причастиями, если при причастии есть пояснительные слова (не наречия степени).
7. С краткими причастиями (всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-).
8. С относительными прилагательными (при них частица не, как правило, отрицает признак, ими выражаемый).
9. Со многими качественными прилагательными, от которых в сочетании с не новые слова не образуются (сюда входят прилагательные, обозначающие цвет и вкусовые ощущения).
10. С прилагательными, наречиями, имеющими при себе слова с ни, далеко не, вовсе, отнюдь не, а также наречия совсем, вовсе в значении "отнюдь".
11. С формой сравнительной степени прилагательного и наречия, если эта форма образована от прилагательного без не.
12. С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются или имеют другое значение.
13. С краткими прилагательными не пишется так же, как и с полными.
14. Со словами больший, меньший, худший, лучший.
15. В прилагательных со словами на -мый, которые имеют в качестве зависимых слов отрицательные местоимения и наречия, а также слова далеко не, вовсе не, отнюдь не.
16. С причастиями на -мый (образуются от переходных глаголов несовершенного вида), имеющими в качестве зависимых слова в творительном падеже.

Билет 13.

1. Варианты форм имён существительных множественного числа.
Сущ. употребляется во мн.ч. когда речь идет о нескольких вещах.
Иногда возникают трудности во образовании слова мн.ч., м.р., Им.п.. Сущ. в Им.п. могут быть представлены четырьмя группами:
а) Сущ. которые имеют только окончание А, Я, Ы, И.
б) Составл. сущ. имеющие варианты окончаний. Односложные слова имеют в форме Им.п., мн.ч. окончание А,Я. Эти же окончания будут иметь многосложн. слова с ударением на первый слог в ед.ч.. Если многосл.слова в ед.ч. имеют ударение на среднем слоге, то во мн.ч., в Им.п. будут окончания Ы,И. Хотя, в словах латин. происхождения с суффиксами ТОР,СОР необходимо обращать внимание на то, одуш. или неодуш. предмет. У неодуш. сущ. нормативное окончание Ы,И. Одушевл. сущ. имеет в одних случаях окончание А, в других Ы,И
в) Сущ. у которых формы окончания имеют варианты, но раличаются стилистически.
г) Сущ. у которых формы окончания А,Я или Ы,И различаются по значению.
В соврем.рус.яз. обнаруж. тенденция к более широкому употребл. окончания А,Я.

2. Пунктуация при вводных словах, вводных предложениях и вставных конструкциях.
Вводными называют слова и предложения, грамматически не связанные с общей структурой предложения. Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос. Вводные предложения и вставные конструкции не включаются в общую схему предложения, представляют собой замечания, не связанные или не тесно связанные с общим смыслом предложения.
Вводные слова с предшествующими союзами: 1. Часто вводные слова оказываются в простых предложениях сразу после сочинительных союзов. В этом случае союзы и вводные слова запятыми не разделяются; 2. Если вводные слова оказываются после союзов в сложных предложениях, то союз и вводное слово разделяются запятой.
Вводные слова в составе обособленной конструкции:
А) Выделяются запятыми: 1. Если стоят в середине оборота; 2. Если стоят перед оборотами, начинающимися союзами как и чтобы;
Б) Не выделяются запятыми: 1.Часто вводные слова начинают уточняющий оборот. Запятая после них не ставится; 2. Не ставится запятая перед вводным словом, стоящим в конце обособленного оборота.
Предложения с вводными предложениями: 1. Конструкции с вводными предложениями выделяются запятыми; 2. Если предложение осложнено однородными членами, обособлениями и др. компонентами, требующими запятых, то вводные предложения могут быть выделены тире или скобками. То же возможно в сложных предложениях.
Предложения со вставными конструкциями: выделяются тире или скобками. Внутри вставки знаки препинания расставляются по правилам пунктуации.

Билет 14.

1. Варианты падежных форм имён существительных.
А) Р.п., ед.ч.,м.р.
Трудности связаны с окончанием на А,Я,У,Ю. Зачастую здесь присутствует вариативность. Но следует помнить что в совр.рус.яз. наблюдается тенденция к употреблению данных форм А,Я. При этом сохр. случаи где употребляется У,Ю.
1) Для выражения значения какой-то части (киллограм,стакан,метр ч-л.). Если при таких сущ. стоят определения то употребл. форма с А,Я.
2) В составе фразеологич. сочетаний.
3) При переносе ударения на предлог.
4) При наличие отрицания при сказуемом.
С окончанием У употребл. сущ. имеющие в составе уменьшит.суффикс.
Б) Р.п., мн.ч.
Форму с нулевым окончанием имеют след.группы сущ.:
1) Сущ. называют ряд лиц по на национальности, с основой на Р или Н. Некоторые слова этой группы имеют вариантн.окончания которые стилистически равнозанчны.
2) Сущ. назыв. людей по месту жительства, оканчивающ. на АНИН,ЯНИН.
3) Сущ. назыв. детенышей невзрослых существ на ЕНОК.
4) Сущ. сост. названия к некоторым родам войск, соединениям.
5) Сущ. назыв. парные предметы. Иногда ОВ.
6) Сущ. назыв. меры и единицы измерения. Иногда ОВ. Так же есть варианты.
Форму с окончанием на ОВ,ЕВ:
1) Название некоторых плодов и овощей. В разговорн.стиле с нулев.окончанием, а в литер. ОВ,ЕВ.
2) Сущ. на КО. Иногда нулевое окончание.
В) В.п.
Одуш. (В.п. = Р.п.) и неодуш. (В.п.=И.п.).
1) Организмы (бактерии,зародыши). В.п. = Им.п.
2) Простые числительные 2,3,4. В.п. = Р.п.
3) Составные числительные на 2,3,4. В.п. = Им.п.
4) Планеты. В.п. = Им.п.
5) Карточные фигуры. В.п. = Р.п.
6) Живые сущ. в заголовках. В.п. = Р.п.
Г) Тв.п., мн.ч.
Варианты – АМИ,ЯМИ,ЬМИ
Д) П.п., ед.ч., м.р.
Варианты Е,У.

2. Особенности пунктуации в сложносочинённых предложениях.
1. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого предложения, отделяются друг от друга запятыми.
2. Запятая не ставится перед одиночными соединительными и разделительными союзами (и, да (в значении «и»), или, либо) в следующих случаях:
а) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член;
б) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее придаточное предложение;
в) простые предложения сложносочинённого предложения вместе поясняют общее для них третье предложение, предшествующее им и связанное с ними бессоюзной связью;

г) простые предложения в составе сложносочинённого предложения имеют общее вводное слово, вводное словосочетание или предложение;
д) в состав сложносочинённого предложения входят вопросительные предложения;
е) в состав сложносочинённого предложения входят побудительные предложения;
ж) в состав сложносочинённого предложения входят восклицательные предложения;
з) в состав сложносочинённого предложения входят односоставные неопределенно-личные предложения, если предполагается один и тот же производитель действия;
и) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых;
к) в состав сложносочинённого предложения входят назывные предложения;
3. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой. Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые.
4. Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире. Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложении содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

Билет 15.

1. Образование и употребление форм степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная и превосходная формы.
А) Сравнительная – обозначает признак который проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени чем в другой.
Б) Превосходная – признак содержащийся в данном предмете в наибольшей мере по сравнению с остальными однородными предметами.
Образование степеней сравнения:
Сравнительная степень.
1) Простая форма.
а) Основа прилаг.+ суффиксы: ЕЕ(ЕЙ),Е,ИИ
б) Образование от другой основы(супплетивная). (плохой-хуже).
2) Сложная форма.
Формообразующие частицы БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилаг. Эти частицы ни в коем случае не могут сочетаться с простой формой сравнения.
Употреблять вместе простую и сложную форму нельзя.
Превосходная степень.
1) Простая форма.
Образует 1 модель прилаг. + суффиксы: АЙШ,ЕЙШ.
2) Сложная форма.
Формообразующая частица САМЫЙ или слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ + прилаг.
Нельзя сочетать 2 формы. Однако, есть искл.: САМЫЙ в единственных случаях может сочетаться с простой формой превосходной степени.
Т.к. форма превосходной степени указывает предельную степень проявления качества, то эта форма не может сочетаться с наречиями меры и степени.
Простая форма превосх.степени употребл. в книжном стиле, а сложная во всех.

2. Функциональные стили. Особенности художественного стиля. Тропы в художественной речи.
Художественный стиль используется в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эмоциональность художественного стиля отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Важнейшую роль в художественной речи играют тропы – слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим. В этом и состоит наиболее общая функция всех тропов – отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким образом единство и целостность окружающего нас мира.

Билет 16.

1. Заимствованные слова в современной русской речи.
Термин «заимствование» имеет два значения. Во-первых, под ним понимают «процесс, в результате которого один язык усваивает элемент другого языка». Во-вторых, заимствованием может являться сам заимствованный элемент, при этом надо иметь в виду, что чаще всего заимствуются слова, реже –морфемы и конструкции. В нашей речи много слов иностранного происхождения, заимствованных в разное время русским языком. Например, слова халат, кукла, арифметика, опера, школа, сундук, шахматы, карандаш, пельмени, свёкла и многие другие, заимствованные из разных языков, уже настолько прочно вошли в язык, что не осознаются как иноязычные. Такие слова являются заимствованиями с этимологической точки зрения. Однако значительное число слов, вошедших в язык недавно, осознается носителями русского языка как нечто чужеродное. Именно такие слова представляют особый интерес с позиций речевой культуры. Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю или слушателю.

2. Склонение целых числительных.
1) от 5 до 20,30.
И.п.=В.п. – нулевое окончание. Р.п.=Д.п. - окончание И. Т.п. – ЬЮ. П.п. – И.
2) 40,90,100
Им.п. = В.п. – нулевое.
Р.п.=Д.п.= Т.п.=П.п. – окончание А
3) 50-80,500-900,200,300,400
У сложных слов склоняются обе части.
И.п. = В.п.

Билет 17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.014 с.)