Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические сведения по теме

Поиск

Уясните содержание теоретического материала по теме занятия, подготовьтесь к беседе – полилогу на тему “Морфология научного стиля”.

Морфология – раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. Морфологические особенности научного стиля речи характеризуются следующими признаками:

1. Преобладание имен существительных над глаголами:

Первые сведения об археологических памятниках Казахстана принадлежат ученым Средневековьяисторикам, географам, путешественникам. В своих трудах они упоминали увиденные ими лично или известные им по рассказам необыкновенные предметы,изображения, развалины городов и селений, существовавших задолго до современных им событий.

2. Насыщенность отвлеченными отглагольными существительными (преимущественно среднего рода):

Военно-Морской флот предназначен для разрушения важных наземных объектов противника, уничтожения сил его флота на море и в базах, нарушения морских коммуникаций противника, содействия Сухопутным войскам при ведении боевых действий на приморских направлениях, высадке морских десантов.

3. Использование имен существительных для обозначения множественной совокупности:

Причастие – глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола и прилагательного.

4. Допустимость употребления абстрактных и вещественных существительных в форме множественного числа: температуры, частоты, величины и т.д.

5. Частое использование форм родительного падежа имен существительных: установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (т.е. научная речь отличается повышенной частотностью родительного падежа имен существительных).

6. Широкое использование распространенных причастий и деепричастий:

Важную роль в научном изучении прошлого Казахстана сыграли указы Петра І, предписываюшие бережное отношение к древним раритетам, их описание и сбор, а также предпринятые по его инициативе мероприятия с целью изучения Сибири и прилегающих к России территорий Казахстана.

В первой половине ХІХв. в России усилился интерес к природным богатствам Центрального и Восточного Казахстана. Геологи, горные инженеры, следуя по маршруту, обращали внимание и на древности, описывали их, делали зарисовки и таким образом увеличивали запас сведений о памятниках этих районов.

7. Употребление кратких прилагательных для выражения постоянного свойства предмета, кратких причастий:

Иноязычность таких заимствованных слов, как интервью, жюри, денди,ясна любому носителю русского языка.

Довольно большое количество слов заимствовано из греческого, латинского, немецкого, французского, английского, тюркских языков.

8. Вневременное значение глаголов настоящего времени несовершенного вида:

Площадь прямоугольника равняется произведению его основания на высоту.

9. Повторяющиеся группы глаголов І л. МН.Ч. (вместо І л.ед.ч.): рассмотрим, перейдем к доказательству и т.п.

10. Производные предлоги: наподобие, подобно, путем, при помощи, в области и т.п.

11. Составные союзы: а именно, то есть, в силу того что и др.

12. Выделительно-ограничительные (лишь, исключительно, только и т.д.), определительно-уточняющие (именно, приблизительно, точно и др.) частицы.

13. Вводные слова, указывающие на последовательность сведений, связь между ними: во-первых, во-вторых; следовательно, таким образом, итак и др.

Упражнения.

Упражнение 1.

Выделите абстрактные имена существительные: лётчик, внимание, ориентация, нефть, газ, профессура, вата, разоружение, студенчество, аппаратура, словосочетание, единичность, распространение, развитие.

 

Упражнение 2.

От следующих слов образуйте отвлечённые (абстрактные) именасуществительные: формировать, приобретать, изображать, изготовлять, представлять, группировать, переработать, концентрировать, интенсивный, сотрудничать, подготовить, мигрировать, многочисленный, дружить, улучшить.

Упражнение 3.

Образуйте краткие формы от следующих прилагательных и причастий:

исследованный, известный, разнообразный,применённый, распространённый, способный, единичный, противопоставленный. Составьте с ними предложения.

 

Упражнение 4.

Составьте предложения,иллюстрирующие использование следующих имён существительных для обозначения множественной совокупности предметов: берёза,деепричастие, человек, компьютер.

Упражнение 5.

Уясните содержание текста, выполните послетекстовые задания.

 

ПРИЧАСТИЕ

ПРИЧАСТИЕ - глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками имени прилагательного. К признакам глагола относятся:

1) переходность- непереходность. Ученик, читающий книгу - ученик, интересующийся книгой;

2) действительное и страдательное значение (залоги). Ученик, прочитавший книгу - книга, прочитанная учеником;

3) наличие возвратной формы. Умывающий - умывающийся;

4) значение времени. Читающий – читавший;

5) значение вида. Читавший – прочитавший.

К признакам имени прилагательного относятся:

1) формы изменения (формы рода, падежные формы, формы числа). Читающий ученик, читающая ученица, читающего ученика, читающую ученицу, читающие ученики и ученицы;

2) синтаксическая функция определения. Читающий ученик;

3) стилистическая роль эпитета. Трепещущие листья осины, улыбающаяся природа.

П р и ч а с т и я д е й с т в и т е л ь н ы е н а с т о я щ е го в р е м е н и.

Образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов – ущ-,-ющ-( глаголы 1 спряжения) и – ащ-, -ящ -(глаголы 2 спряжения). Берущий, читающий, держащий, сидящий.

П р и ч а с т и я д е й с т в и т е л ь н ы е п р о ш ед ш е г о в р е м е н и.

Образуются от основы неопределённой формы или от основы прошедшего времени при помощи суффиксов - вш-или –ш-. Читавший, принёсший, лёгший, замёрзший, упавший, ушедший.

П р и ч а с т и я с т р а д а т е л ь н ы е н а с т о я щ е г о в р е м е н и.

Образуются от основы настоящего времени переходных глаголов при помощи суффикса –ем- (глаголы 1 спряжения) и – им- (глаголы 2 спряжения). Читаемый, гонимый.

П р и ч а с т и я с т р а д а т е л ь н ы е п р о ш е д ш е г о в р е м е н и.

Образуются, как правило, от основы неопределённой формы переходных глаголов(в основном совершенного вида) при помощи суффиксов –нн-,-енн-,-т-. Читанный, проведённый, сплетённый, взятый, молотый.

Причастный оборот – оборот, состоящий из причастия и зависимых от него слов.

(Д Э Розенталь, И.А. Теленкова. Словарь- справочник лингвистических терминов)

Задания.

1.Проанализируйте морфологические особенности текста научного стиля. Результаты анализа внесите в таблицу, нумерация граф которой совпадает с нумерацией теоретических сведений, представленных по теме занятия. В случае отсутствия в тексте отдельных морфологических особенностей в соответствующей графе должен быть прочерк.

           
             
             
             

 

2. Составьте назывной план пересказа текста. Перескажите текст.

3.Проверьте усвоение содержания текста с помощью вопросов, заданных сокурснице (сокурснику). Исправьте недочёты в ответе. Над чем ей (ему) необходимо основательно поработать?

4. Образуйте причастия от следующих глаголов: дуть, слышать, установить,устанавливать, желтеть, укачать, махать, клеить, заклеить. Составьте с ними словосочетания: причастие + наречие, существительное + причастие.

5. Определите, от каких глаголов образованы следующие причастия: прочитанный, уважаемый, посеянный, купленный, заросший, молотый.

6. Выделите в тексте предложения с причастными оборотами, объясните расстановку знаков препинания.

Упражнение 6

Подберите 2-3 текста, посвященных вашей специальности, уясните содержание представляемой информации, проанализируйте морфологические особенности научного стиля речи.

Упражнение 7.

Подготовьте сообщение на тему «Известные учёные науки, которую я изучаю».

Упражнение 8.

Внимательно прочитайте текст, уясните смысл каждого непонятного слова, выполните послетекстовые задания.

Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во - первых, Кирилл, отправившись с братом в 863 г. в миссионерское путешествие в Моравию, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности.

Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Есть сведения, что Кириллом были созданы, кроме того, и оригинальные произведения.

В- третьих, Кирилл и Мефодий в течение долгих лет проводили среди западных и южных славян большую просветительскую работу и сильно способствовали распространению грамотности у этих народов.

В продолжение всей их деятельности в Моравии и Паннонии Кирилл и Мефодий вели, кроме того, непрестанную самоотверженную борьбу против попыток немецко-католического духовенства запретить славянскую азбуку и книги. (В.А. Истрин)

Задания.

1. Определить, как образованы отвлечённые имена существительные текста. Приведите примеры аналогичных образований.

2. Выделите в тексте все вводные слова, определите, к какой семантической группе они относятся.

3. Подчеркните производные предлоги. С какими падежными формами они употребляются?

4. Какие морфологические особенности научного стиля, кроме указанных в п.2, 3, вы видите в тексте?

5. Озаглавьте текст.

6. Перечислите заслуги Кирилла и Мефодия в краткой форме.

Упражнение 9. Диктант.

Гунны, хунны - предки тюркских народов, поклонявшиеся языческим богам и применявшие тюркскую письменность. Разговорный язык у них был тюркский. В основном они населяли территорию современной Казахской степи.

Прежде они населяли территорию Северного Китая, Монголии, Байкала. То есть, гунны – наши предки. Являясь в основном кочевым населением, они занимались скотоводством, охотой, но также знали осёдлость и земледелие. Добывали руду, выплавляли металл, изготавливали различные изделия из глины. Все мужчины считались воинами. Гунны – наши предки - по своей природе были мужественными и бесстрашными.

Войско гуннов состояло в основном из конной кавалерии, на вооружении которой были лук, меч, кинжал, копьё и арканы с петлёй на конце.

Упражнение 10. Изложение.

Удивительны и своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы.

На покрытых чёрной глиняной корочкой – пустынным загаром – гладких поверхностях скал древние люди кусками твёрдого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражения.

Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении.

Казахстан относится к регионам, наиболее богатым наскальными рисунками- петроглифами. Замечательные рисунки Тамгалы, Ешкиольмеса, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау стали достоянием мировой культуры.

Изображение дикого быка наиболее часто встречается в наскальном искусстве андроновцев. Бык- тур с гнутыми, вытянутыми вперёд рогами, нередко с подчёркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами также из числа очень распространённых образов древних художников. Однако первые наскальные изображения на территории Казахстана датируются эпохами палеолита и неолита.

Кроме тура, в эпоху бронзы изображали домашнего быка, впряжённого в плуг (в сценах пахоты), в повозку.

В урочище Тамгалы зафиксирован сюжет с ритуальными танцами: вокруг солнцеголового человека изображён хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Сам хоровод- это символ солнца, а движение участников - это имитация вращения светила на небе.

Изображения быка были связаны с идеей плодородия. Он также являлся символом могущества.

Излюбленным в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда-бактриана.

Упражнение 11.

Составьте предложения с учётом вашей специальности, используя конструкции для выражения состояния, качества, количества (-становиться (стать) каким;- делать (сделать) что каким; -приобретать(принимать, принять) свойство (цвет, форму), использования, применения, назначения, замены предмета (- пользоваться чем (как чем), -использовать (применять, употреблять, употребить) что как что); -трата(затрата, расход) чего на что, - заменить кого (что) кем(чем).

 

Упражнение 12.

Составьте научный текст на основе опорных слов (с использованием морфологических средств).

Тестовые задания

1.Выделить отвлеченые отглагольные существительные среднего рода.

1.целеустремленность, планирование, благородство;

2.машиностроение, здравоохранение, образование;

3.процветание, сотрудничество, переустройство;

4.банкротство, благородство, кумовство.

 

2.Укажите глагол в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного действия.

1.К 2030 году Казахстан достигнет небывалого роста экономики.

2.Работа уже оформляется, к началу года она будет издана.

 

3.Определите слова, образованные способом транспозиции.

1.возраст, беспорядок;

2.нужность, полезность;

3.видение, инфраструктура;

4.разведка, демократия.

 

4.Выделите предложение с существительным, использованным для обозначения множественной совокупности.

1.Существительные, служащие обобщенными наименованиями однородных предметов, называются нарицательными.

2.Береза хорошо переносит морозы.

3.Ольга – существо простое, непосредственное.

4.Учительница уделяет внимание работе с отстающими.

 

5.Определить группу отвлеченных имен существительных.

1.песок, агитация, насекомое;

2.ветер, широта, энергия;

3.терпение, вода, ручка;

4.банкротство, феодализм, лев.

 

6.В каком значении используется интернациональный компонент пан- в слове панъевропейский?

1.“все-”;

2.“воздух”;

3.“через-”;

4.“бог, покровитель”.

 

7.Выделите причастие с суффиксом -ющ-.

1.мел...щий;

2.кле...щий;

3.стро...щий;

4.знач...щий.

 

8.В каком слове перед -нн- пишется гласная -я-?

1.скле...нный;

2.обстрел...нный;

3.подстрел...нный;

4.прослуш...нный.

 

9.Выделите слова, словосочетания, относящиеся к книжной лексике.

1.зеркальце, глупенький, старикашка;

2.мысль, идея, молоко;

3.доминировать, реэвакуация, подвергаться воздействию;

4.ноты, метель, гром.

10. Выделите интернациональный компонент со значением “птица”.

1.агро-;

2.аэро-;

3.био-

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.34 (0.011 с.)