Тема: конспект и его виды. Особенности составления конспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: конспект и его виды. Особенности составления конспект



В результате изучения данной темы студент должен знать:

-виды конспектов;

-технику конспектирования

-лексические, морфологические и синтаксические признаки научного стиля;

-отличительные особенности научно-учебного и научно-популярного подстилей.

 

По окончании изучения темы студент должен уметь:

-Бегло просмотреть материал, уяснить, что он собой представляет;

-раскрыть тему материала,

- проанализировать текст, отделяя при этом главное от второстепенногоВыделить основные мысли текста (тезисы).

-конспектирование разных статей, текстов

Теоретический материал

Виды конспектов

Плановый. Создается на базе плана, в котором перечислены основные вопросы, необходимые для раскрытия темы.

Схематический плановый. Пункты в таком плане представлены в виде вопросов, а информация в виде кратких ответов.

Текстуальный. Такой конспект составляется на основе отрывков и цитат самого источника.

Тематический. Конспект раскрывает тему, поэтому может составляться на основе нескольких источников. Делать такой конспект – довольно трудоемкое занятие.

Свободный. Такой конспект представляет собой комбинирование различных видов конспектов.

Техника конспектирования. Конспектировать быстро (и, таким образом, поспевать за преподавателем) помогают следующие приемы:

-выделение главного;

-представление информации в схемах, таблицах, тезисах;

-система сокращений;

-отказ от «украшательств» (например, «каллиграфического» почерка).

Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причине вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой конспект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения). Этот недостаток особенно может проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал конспект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не усвоил его. Ему помешало автоматическое переписывание цитат, которым он занимался в процессе первоначального чтения материала. Читателю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в помощь себе ссылочные страницы, вкладные листки и др.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится много работать — его не так-то легко составить.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так постепенно можно приучить себя мобилизовывать свои знания. Этому помогают рабочий каталог, картотеки, наконец, конспекты и другие записи.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краткий.

Оформление конспекта

Оформлении конспекта. Приступая к его составлению, указываются исходные данные конспектируемого источника: фамилию автора, название работы, год и место издания и т.п. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место. При конспектировании допускается сокращение слов, но нужно соблюдать известную меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: статья – ст., миллион – млн., год – г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает свои правила сокращения. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. В конспекте могут быть схемы, диаграммы, таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению материала. Для того чтобы выделить те или иные места в своих записях, можно использовать: подчеркивание, реплики, краткие оценки. Чаще всего используются такие пометки:! –полное согласие с тем, о чем идет речь;? – сомнение;!? – удивление, NB – весьма важно; Y – самое главное.

Конспекты и преподаватели. Хорошие студенты любят не тех преподавателей, которые раньше отпускают с лекции, а тех, которые надиктовывают хорошие конспекты и потом на их основе спрашивают во время экзамена.

Как известно, далеко не все преподаватели используют в своей работе такую тактику, но это очень облегчает жизнь студентам. Во-первых, им самим не приходится «лопатить» учебники в надежде «добиться правды», то есть получить информацию по нужному вопросу. Во-вторых, они имеют четкое представление о том, что преподаватель будет спрашивать во время экзамена. Это избавляет от стресса связанного с неиспользованием во время подготовки какого-либо из источников (избежав вопроса «А как рассматривает это явление автор такой-то?»).

В то же время за 5 лет учебы в вузе все студенты сталкиваются с необходимостью самостоятельно что-либо конспектировать. Это могут быть темы, которые не были рассмотрены в рамках основного курса, но присутствуют в экзаменационных вопросах. Это может быть необходимость проработки литературы в том случае, если преподаватель «бестолково» излагал материал на лекции, вследствие чего трудно было что-то толком записать. Наконец, отдельные категории студентов вынуждены учиться практически целиком самостоятельно (например, заочники), потому что к сессии они уже должны проработать весь учебный материал.

Ценность конспекта

· Конспект нужен для того, чтобы перевести информацию из кратковременной в долговременную память, где она хранится очень долгое время. А ведь для этого мы и учимся – чтобы приобрести знания... Чтобы перевести знания в долговременную память, их нужно осмыслить. Конспект как раз помогает это сделать.

· Как мы уже отметили выше, конспект – это краткое изложение темы. Краткость хороша тем, что в конспекте представлена только основная информация. Считается, что конспект должен быть по объему как минимум втрое меньше оригинала.

· При помощи конспектирования легко готовиться к экзамену. Если студенту приходится самому писать конспект, он тщательно работает с материалам, то есть сам отделяет главное от второстепенного, осмысливая информацию. В конечном счете конспектирование – это форма подготовки к экзамену или зачету. После того, как законспектировал, учить уже не приходится.

· По конспекту легко повторять. Самый быстрый способ освежить тему в голове – это почитать конспект. Тут и ключевые термины, и опорные слова, и самые важные принципы, правила, нормы. Повторение облегчается, если это конспект, который студент написал сам (а не списал у одногруппника, потому что на лекции спал или отсутствовал) - читая конспект, он вспоминает лекцию преподавателя на эту тему. Информация также прекрасно актуализируется, если студент готовится к семинару или экзамену по конспекту, который он сам сделал. В таком случае он также вспоминает материал.

 

 

Тема: Тезисы, их виды.

Цель: дать понятие термина тезис; уметь отличать тезисы от плана; уметь составлять тезисы.

Студент должен уметь:

- работать с лексико – грамматическим материалом;

- читать, понимать, строить тексты разного типа, жанра и стиля путем вычленения и конструирования в них различных композиционных частей, выделения или использования в них различных средств связи

- обладать умениями и навыками анализа,переработки текста.

Студент должен овладеть по завершении курса:

- употреблять все изученные виды монологической речи (описание, повествование, рассуждение);

- слушать и понимать устную речь с последующей передачей ее содержания;

- составлять и вести диалоги

- составлять тезисы, план текста, используя различные языковые средства.

 

I. План

1. Тезисы. Виды тезисов.

2. Отличие тезиса от планов.

II. Ключевые слова и словосочетания.

Аналогия, метод, оригинальный, ассоциация, рефлекс, экспертиза, законодательство, метод словесной ассоциации, условный рефлекс, предпринимательские идеи.

 

 

III. Предтекстовые задания

1.Объясните значение слов. В случае затруднения обращайтесь к толковым словарям.

2.От существительных (зад. 1) образуйте прилагательные.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

 

IV. Прочитайте текст “Методы разработки предпринимательских идей”

V. Ответьте на вопросы:

1. Какие методы разработки предпринимательских идей существует?

2. Найдите в тексте абзацы, соответствующие описаниям следующих методов.

3. Имеется ли в данном тексте описание метода словесной ассоциации или условного рефлекса?

 

VI. Послетекстовые задания.

1.Сформулируйте суть каждого метода и запишите.

2.Записанные вами (зад.1) повествовательные предложения трансформируйте в вопросительные.

3.Найдите в тексте синтаксические конструкции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 10714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.037 с.)