Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Широта действия морфологических моделей и категорийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфическая черта разговорной речи — большая широта действия, свобода от лексических ограничений в действии тех или иных моделей — обнаруживается в образовании словоформ имени и глагола, а также в сфере действия ряда морфологических категорий. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ В разговорной речи могут употребляться формы сравнительной степени не только от качественных прилагательных, но и от относительных, прилагательных и адъективированных причастий: Он выдвинулся в первейшие ряды// Не только первый/ просто первее первых//; Все было как-то отточеннейЦ; Я попытался сказать развернутееЦ Активизации таких форм способствует автоматизм в построении диалога, т. е. если говорящий использует какую-то атрибутивную форму, то собеседник легко образует — в случае надобности — форму сравнительной степени: А: Я совсем дошедшая// В: А я еще дошедшее!I Наряду с синтетическими формами сравнительной степени в разговорной речи свободно образуются и аналитические формы сравнительной степени с помощью более: Мы знаем работы и более последние...!I КАТЕГОРИЯ ПЕРЕХОДНОСТИ Тенденция к свободе от лексических ограничений проявляется достаточно ярко в сфере действия глагольных моделей. Она обнаруживается в ряде глагольных категорий. В разговорной речи значение переходности приобретают многие глаголы, непереходные в кодифицированном языке: А: Он сам ушел/ не знаешь? Б: Нет/ его ушли//; А: Что ты делаешь? Б: Я спину загораю// Это явление нередко объясняется стремлением говорящего упростить синтаксическое построение высказывания, так как присоединение существительного в вин. п. позволяет выразить мысль более экономным образом. Вот примеры, в которых в качестве переходного употреблены глаголы, непереходные в кодифицированном языке, что позволяет говорящему обозначить с помощью одной конструкции более сложную ситуацию: Он лопнул шарик (ср. Шарик лопнул и виноват в этом он; или: Шарик лопнул из-за него); Она загорает себе нос//; Выздоравливайте свою голову// Активизации категории переходности способствует также свойственное разговорной речи стремление к автоматизму в построении диалога. Вследствие этого говорящий нередко в своей реплике-реакции употребляет в переходном значении непереходный глагол, использованный ранее его собеседником, например: А: Ой / куда-то стол едет// Б: Это я его еду// Ср. другой возможный ответ: Это я его двигаю, при котором автоматизм ведения диалога был бы нарушен, так как говорящий использовал бы иной глагол, чем его собеседник. И, наконец, категорию переходности в разговорной речи усиливает свобода образования приставочных глаголов, реализующих связи с существительным в вин. п. Глаголы такого типа образуются в разговорной речи активнее, без тех лексических ограничений, которые действуют в кодифицированном языке. Так, глаголы с приставкой за- со значением 'довести действием до какого-либо состояния, предела (обычно отрицательного)' сочетаются с прямым объектом (ср. говорить — заговорить кого-нибудь). В разговорной речи приставка за- с таким значением присоединяется к более широкому кругу глаголов (типа зашуметь 'утомить шумом', заговорить 'утомить разговором*), например: А: Что ты такая усталая? Б: Зашумели меня//; Он меня совсем заговорил!! 17; Ординаторскую она всю вылизала (выползала! I; Я боюсь вас закурить/ может форточку откроем? КАТЕГОРИЯ ВИДА Разговорной речи свойственна большая регулярность в образовании видовых пар глагола. Это обнаруживается в двух явлениях. 1. Суффиксальное образование форм несов. в. реа Обычно глаголы состояния на -ну(ть) образуют формы несов. в. с помощью суффикса -а- (угаснуть — угасать, завянуть — завядать). В тех случаях, когда узуальная форма несов. в. отсутствует, употребляется продуктивный конкурент (например, окреплевать от окрепнуть): Я всегда там окреплеваюП 2. Префиксальные формы сов. в. в разговор Это надо пронаблюдать//; С другими борись/ с собой борись// Так всю жизнь проборешься// Кроме того, в разговорной речи широко распространена префиксация глаголов с иноязычными основами. Сосдине- 11 В кодифицированном языке глагол заговорить как переходный употребляется лишь в значении 'вылечить заговором' (заговорить больного, заговорить зуб). ние таких глаголов с приставками служит средством «вживления» их в русскую морфологическую систему, средством лишения их двувидовости, придания им определенного видового значения, выраженного наличием в слове приставки, ср. эксплуатировать — проэксплуатировать, телеграфировать — протелеграфироваль, информировать — проинформировать. Выводы 1. Морфология разговорной речи характеризуется не только количественными отличиями от морфологии кодифицированного литературного языка. Состав и строение парадигм имени и глагола, функции многих словоформ в разговорной речи иные. 2. Для разговорной речи специфична высокая употреби 3. Разговорной морфологии свойственна большая сво 4. В морфологии разговорной речи сильны черты анали 5. Характерная черта разговорной речи — синкретизм 6. Изучая соотношение частей речи и грамматических Упражнения 1. Можно ли так сказать в непринужденной речи? Докажите пра «Пользоваться хлопушкой разрешается на расстоянии 1,5 метра от сгораемых предметов. Предназначена для пользования взрослым». Взять нитку правой рукой и сделать вертикальный рынок». 2. Как бы вы передали содержание этого текста в непринужденной Образец: Какие облака красивые// Будто плывут! А небо такое только вечером бывает// И облака уже темные// Красивые темные облака плывут по вечернему небу. Последние лучи заходящего солнца освещает берег моря, широкую полосу песка, окаймленного мелкими кустиками, за которыми высятся стройные ряды высоких сосен. 3. Отметьте явления, характерные для морфологии разговорной речи. опытная агрономша/ давно работает// 3. Я обед готовь/ а ты в кино пойдешь? 4. Расскажи что они там напридумали// 5. Они этими свечками потолок закапчивают// 4. Объясните значение выделенных слов. 1. Платье/ ничего// А тебе нравится? 2. А: Погода не ахЦ Б: Гулять все равно приятно// 3. А: Как тебе суп? Мне/ так себе// Б: А мне ничего// 4. А: Виноград не очень? Б: Нет/ сладкий// 5. А: По-моему арбуз того// Б: Думаете прокис? 6. Я ехал в машине// На левом повороте выскочил/ и в дерево/ бах/f 7. Я сегодня по правде говоря/ несколько того// У меня была масса всяких дел/ но уже сил нет их делать// ЛИТЕРАТУРА 1. Столярова Э. А. Распределение и санкционирование грамматических 2. Гайсина Р. М. Средства речевого контакта в современном русском 3. Русская разговорная речь. М., 1973. 4. Вишнякова Т. А. Некоторые количественные характеристики русской 5. Власенко Т. Г. Функциональная характеристика падежа существи 6. Золотова Г. А. О характере нормы в синтаксисе.— В кн.: Синтаксис 7. Янко-Триницкая Н. А. Наименование лиц женского пола существи 8. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. М., 1976. 9. Морен М. К., Тстеревникова Н. Н. Стилистика современного француз
10. Столярова Э. А. Распределение и функционирование грамматических 11. Красильникова Е. В. Наблюдения над морфологией русской разго 12. КрасиЯьникова Е. В. Изучение морфологии разговорной речи как си 13. Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. 14. Виноградов В. В. Русский яшк 2-е нзд М., 1972. 15. Прокуровская Н. А. I (^знаменательная лексика в русской разговор 16. Николаева Т. М. Новое направление в изучении спонтанной речи (об 17. Шведова Н. Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. М. 18. Знаменская А. В. Частица и в современном русском языке. — Учен. 19. Васильева А. Н. Частицы разговорной речи. М., 1964. 20. Прокуровская Н. А. Некоторые особенности употребления частицы 21. Грамматика современного русского литературного языка/Под ред. 22. Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. 23. Панов М. В. О частях речи в русском языке. — Филологические нау 24. Валимова Г. В. Функциональные типы предложений в современном 25. Куприянов В. Ф, Нечленимые предложения в современном русском 26. Куприянов В. Ф. Фразеологизмы-комм>ннкатнвы в современном рус 27. Реформатский А. А. Глагольные формы типа хлоп. — Известия АН 28. Пгшковский А, М. Русский синтаксис в научном освещении. 4-е изд. 29. Поливанов Е. Д. По поводу звуковых жестов японского языка. — 30. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. Л., 1941. 31. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. М.; Л., 1941, т. 4. 32. Яцюк Т. А. Омонимия частиц со словами других частей речи совре 33 Мельников Е, И. Иноязычные заимствования в русском языке, относящиеся к неизменяемым прилагательным. — Ceskoslovenska rusisti-ka, 1978, № 4, с. 159—166. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Русская разговорная речь. М., 1973, гл. «Морфология». Сиротинина О. Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М, 1974, гл. V. Клочкова Э. А. О распределении классов слов в живой разговорной речи.— В кн.: Вопросы стилистики. Саратов, 1969, вып. 3. Васильева Л. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976, тема 8. Рз'сский язык и советское общество. Морфология современного русского литературного языка/Под ред. М. В. Панова. М., 1968. Глава IV Словообразование разговорной речи Словообразование разговорной речи характеризуется целым рядом отличительных черт. В разговорной речи имеются специфические способы словопроизводства, специфические суффиксы и некоторые специфические деривационные значения. В функционировании словообразовательных типов, общих для обеих разновидностей литературного языка, также наблюдается своеобразие. На разговорное словообразование влияют важнейшие черты разговорной речи, прежде всего непринужденность, тесная связь с конситуацией и экспрессивность. Эти черты обусловливают такие особенности разговорного словообразования, как свобода действия словообразовательных моделей от строгих грамматических регламентации и власти узуса, что усиливает сферу неузуального словообразования (т. е. создание слов, не закрепленных традициями словоупотребления), делает значительной сферу экспрессивного словообразования, расширяет производство слов, создаваемых по требованиям данного акта общения, данной коиси-туации. Свойственная разговорной речи свобода от действия ограничений разного рода обнаруживается в активности индивидуального словотворчества. Пользуясь разговорной речью, люди нередко творят слова '. Приведем такой пример. Девушка надевает босоножки, которые громко стучат. Подруга ей говорит: Опять свои стукалки надела!! Слово стукалки создано по активной действующей модели, оно понятно, удобно своей краткостью и экспрессивно. Вместе с тем это слово не относится к числу 1 Эта особенность характерна для раз! оворной речи разных языков, см., например, [I.e. 70; 2]. узуальных обычных слов. Если вы спросите, что такое стукалка, вам ответят: предмет, который стучит, но вряд ли смогут сказать, какой именно. В разговорной речи слова создаются не только по продуктивному словообразовательному типу, но и по какому-либо конкретному образцу. Например: Я это сделала собственнопальчно/собственноперстноЦ (ср. собственноручно); Вы у нас лужепроходец[{ (ср. первопроходец, морепроходец). Чтобы показать, как в разговорной речи возникают окказиональные слова, приведем два примера, когда говорящий сам объясняет историю и причину возникновения новых индивидуальных слов попадуй, попадуйство v Неунй* сия, Инострйния. (Из рассказа профессора-нумизмата)...Тогда было очень трудно с гостиницами// И Игнатий Юлианович мне говорил/ «Куда это вы поедете?! Как вы там устроитесь? Как вы попадете в гостиницу?!» Я говорю/ а я попаду// И потом когда я благополучно устраивался/ всегда/ я устраивался... как-то благополучно/ я возвращался со всякими рассказами// (Имитирует чужую речь) «Ну как/ попали?» Попал// И вот после этого он меня называл попадуемН И вот это самое по-падуйство/ оно знаете действует до сих пор//; (Рассказывает о музыкальном конкурсе) Ну/мне перепал один билетик// Потом мне еще одим подарили// А дальше действовало попадуйство/f (Вечер. Трое смотрят телевизор. Разговор идет о строительстве футбольных стадионов. А — студент-математик, 22 года. Б — женщина, 47 лет, филолог. В — дочь Б, 22 года) А: Пытаются это/закрытое поле/ построить// Б: Где? А: Где-то в Неунасии/} Б: (не расслышав, переспрашивает) Где-где? А: В Неунаснн// (от не у нас2) Б: (понимающе) А-а//В: Он всегда так говорит// А: 11е-ет//Иногда// Обычно я говорю «В Ино-странии»//Б (вопросительный взгляд) А: Нельзя же в обычном разговоре говорить «за рубежом»// Или «за границей»//Как-то скучно// Необходимо добавить, однако, что концентрация таких слов-«одноминуток», создаваемых и в целях номинации, и в целях языковой игры и шутки, в разговорной речи не столь 2 Используется тип окказионального словообразования, представленный в таких словах, как страна Людмйлия, Муравьиная н т. п. (си. подробнее [3, с. 24—25]). велика, как это может показаться. Слова такого рода не тиве могут восприниматься как необычные. И, наконец, следует подчеркнуть, что кроме индивиду- « альных («творческих») слов словообразование разговорной i речи порождает огромное количество слов обычных, используемых для номинации тех или иных лиц, предметов, явлений и не рассчитанных на какой-либо эстетический эффект. В этой главе рассматривается суффиксальное и пре- | фиксальное словопроизводство в непринужденной речи,» описываются: i — специфические способы словообразования; J — характерные способы наименования лиц и предметов, — синтаксическая деривация и близкие к ней явления; •! — сфера экспрессивного словообразования; — расчлененность слова. 1 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ДЛЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ i СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В словообразовании существительных действуют два способа, специфических для разговорной речи — универбация и усечение. Универбацией принято называть способ образова-; ния слова на основе словосочетания, при котором в произ- j водное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания, так что по форме производное соотносится с одним словом, а по смыслу — с целым словосочетанием. Особенно продуктивен тип имен существительных женского рода с суффиксом -к(а), образуемый от основ прилагательных на базе сочетаний «прнлагателыюс-f-существительное» и являющийся семантической конденсацией последних. Сочетания указанной структуры, имеющие характер номинации, легко могут быть «свернуты» в существительное на -к(а): «Комсомольская правда» — «Комсомолка», Истори- j 109 1 ческая библиотека — Историчка, платежная ведолгость — платежка, девятиэтажный дом — девятиэтажка, маршрутное такси — маршрутка. Универбация распространяется прежде всего на сочетания высокочастотные в том или ином кругу лиц и общественно актуальные в тот или иной временной период3. Так, среди студентов бытуют слова типа зарубежка (зарубежная литература), зачетка (зачешая книжка), лабораторка (лабораторная работа), академка (академический отпуск) и т. п. Приведем несколько примеров, записанных от лиц разных специальностей: Я вашу платежку не найду никак//; Он был профессором Жуковки// (Академия им. Жуковского); У меня есть еще вельветки/ но они мне натирают// (вельветовые туфли); Я к Повторке подойду// (Кинотеатр повторного фильма); Поедем /са«аг/сой//(канатно-кре-сельная дорога); А Таня в музыкалкеЦ (в музыкальной школе). Существуют и другие менее продуктивные суффиксы, служащие универбашш, например -ушк(а): раскладушка (раскладная кровать); двушка (двухкопеечная монета). Продуктивность суффиксальной универбации снижается конкуренцией других способов семантической конденсации составных наименований, ср.: декретный отпуск — декрет, выходной день — выходной (см. об этих способах ниже, а также гл. «Номинации...»). Приведем разговор студентов, в котором отчетливо видна эквивалентность разных способов сокращения неоднословных наименований (речь идет о лабораторной работе): А: Надо лабораторную бы сделать нам// Б: Лабора-торку я просчитал/ всё//; Следующую лабораторку нам надо делать// У нас же будет коллоквиум два часа/ а потом будет лаборатория// Для разговорной речи специфично производство существительных способом усечения производящей основы (см. [5, с. 8—10; 6, с. 271—284; 7]). Этим способом создаются только имена существительные. Усечению могут подвергаться основы существительных и прилагательных. Усечение основ существительных часто происходит не на 3 Характерно, что одни и те же по форме слова образуются в разное время как сокращение сочетании разной семантики; зажигалка — машинка для зажигания сигарет и зажигательная бомба. См. об этом {4, с. 36—37]. морфемном шве: факультет — фак, магнитофон — маг, бадминтон — бад, диссертация — диссер. На каком факе твой сын учится?; Включи маг\ Если усечению подвергается сложное слово, то обычно отсекается его вторая часть: бутерброд — бутер, суперобложка ■ — супер, блицтурнир — блиц, баскетбол — баскет. Такие слова не отличаются по значению от соответствующих неусеченных, их отличие только в сфере применения (непринужденная речь) и в стилистической окраске. В значительной части такие усечения образуются от заимствованных существительных4. Усечению могут подвергаться также сложносокращенные слова — отсекается вторая часть сложного слова: госэкзамены — госы, рацпредложения — рацы, пединститут — пед, мединститут -— мед. В таких случаях оставшаяся часть вбирает семантику целого: Он в педе учится//; Она решила в мед поступать//; Eft еще остались госыЦ Если усечению подвергается основа прилагательного, то отсекается обычно суффикс или суффнксоподоб-ная часть: примитивный — примитив, интимный — интим, банальный — банал, изысканный — изыск. Усеченное слово может иметь значение отвлеченного признака (синонимично суффиксальным словам на -ость и -щина: примитив — примитивщина, прилштивкость) или обозначать лицо или предмет, наделенный данным признаком. Кроме того, способом усечения основ прилагательных образуются существительные, конденсирующие семантику словосочетания «прилагательное-Ьсуществительное»: транзисторный приемник — транзистор, декретный отпуск — декрет, синхронный перевод — синхрон. Почему мы считаем усечение и универбадию способами словообразования, специфическими для разговорной речи? В кодифицированный литературный язык проникают лишь отдельные лексемы этих словообразовательных способов, узаконенные узусом в силу длительной традиции употребления (ср. метро — метрополитен, электричка -— электропоезд, открытка — открытое письмо и др.), тогда как в разговорной речи эти типы обладают высокой продуктивностью и образование подобных слов — живой процесс. Одни из них устаревают, другие появляются. 4 Аналогичное явление наблюдается п разговорной речи других языков, например немецкого, французского и английского. См. об этом [8, 9.2]. И! СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ И В КОДИФИЦИРОВАННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ СУФФИКСАЦИЯ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.014 с.) |