Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие разговорных навыков

Поиск

 

Однажды в самолете я разговорилась с одним профессором. Беседа была весьма оживленная и не вызывала ни него, ни у меня никаких отрицательных эмоций... пока он не спросил, чем я занимаюсь. Узнав, что я несу христианское служение, профессор с усмешкой посмотрел на меня, как будто говоря про себя: «Надо же! А какая умная».

Явно опешив (ведь он думал, что общается с «нормальным» человеком), он принялся искать выражения, подходящие для разговора с религиозным деятелем. Наконец, собравшись с духом, он высокопарно произнес:

— Уверен, такая работа неплохо... а-а... неплохо поощряется.

— Вы так считаете? — отреагировала я. — Пожалуй, она не столько поощряется, сколько занимает.

Изо всех сил пытаясь не показаться глупым он спросил:

— То есть как... «занимает»?

— Наверное, одним из сложнейших вопросов, возникающих у сегодняшних христиан, является вопрос о доказательстве истинности их верований. Откуда им знать, что они не занимаются самообманом? Что они поклоняются не из нужды, а будучи ведомыми истиной? Или что некоторые из психологов не правы в своих высказываниях, будто христиане поклоняются возвеличенной версии воображаемого отца, которого им в детстве не хватало? Разбираться со всем этим, причем искренне перед самим собой, очень увлекает и интригует.

С удивлением посмотрев мне в глаза, он сказал:

— Хм, должен признаться, что, хотя давно и не размышлял на тему веры, сам задаюсь этими вопросами. Ну, так где же найти подтверждение истинности всего этого?

И до конца полета мы обсуждали предпосылки и содержание христианской веры.

Зачастую, находясь в пути к месту проведения семинаров, я отвечаю на вопрос о своей работе. Вы могли бы подумать, я скрою тот факт, что одну из своих книг я посветила теме благовестия. Как раз наоборот. Часто я отвечаю вопросом на вопрос: «А вас хоть раз обижало или даже «задевало», что христиане пытались вам свидетельствовать?». Больше мне сказать нечего. Зато каждый с легкостью мог бы рассказать о "какой-нибудь стычке, терракте или войне.

После того, как собеседник узнает, что мною написана книга об эффективном благовествовании, я задаю вопрос: «Как вы делитесь своими искренними убеждениями, не компрометируя при этом своей веры и не оставляя о себе впечатления нетерпеливого и надменного человека?». Почти всегда в результате этого вопроса рождается серьезная дискуссия на тему веры. Всем особенно интересно узнать, как Иисус разговаривал о вере с неверующими. Однако стимулом к разговору всегда было затрагивание мной какого-нибудь больного вопроса прежде, чем собеседник успеет дойти до этого.

Эти примеры раскрывают один вид разговорных навыков. Навык этот заключается в умении первым поднять тему или вопрос, за которые, как за палочку-выручалочку, в надежде

остаться на психологически безопасном расстоянии хватается неверующий собеседник. Рушатся стены непонимания и строятся мосты общения, когда мы озвучиваем возражения собеседника прежде, чем он(а) сам(а) их высказывает. Важно также признавать, что в действительности эти возражения порой очень даже разумны и логичны.

В данной главе мы рассмотрим способы перевести беседу с обычных тем на духовные. Мы исследуем разнообразие способов благовествования. Однако следует отметить одно. Одними лишь навыками общения в веру никого не обратить. Проникает в сердце нашего неверующего собеседника и обращает его ко Христу Божья сила и Его небесная инициатива. Иисус говорил: «Никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Ин. 6:44)

Зачем же тогда развивать эти самые разговорные навыки? — Нам важно убедиться в том, что стиль нашего благовествования не препятствует восприятию собеседником благой вести! Одно дело, когда скептики обижаются на евангельскую весть, но совсем другое, когда неприязнь вызвана ошибками, напористостью, отсутствием чуткости или постоянными извинениями в голосе и стиле общения христианина. Способ благовествования должен соответствовать самой вести. По сути, они даже нераздельны.

Однажды я обедала с женщиной (назовем ее Мери), рассказавшей мне о своей коллеге, которая вот-вот должна была принять Христа в свое сердце. Больше всего Мери беспокоило то, что руководство фирмы решило перевести ее в другой офис, а, по ее мнению, ее коллеге были необходимы друзья-христиане. Познакомив меня с этой женщиной, Мери обратилась к ней со словами:

— Я познакомила тебя с Бэкки потому, что тебе будет необходимо присутствие рядом христиан. Ты не сможешь возрасти в Боге без тесного общения с каким-нибудь верующим. Вот я и попросила Бэкки присматривать за тобой, когда меня переведут.

У меня было желание залезть под стол. Не успела я найти какую-нибудь отговорку, чтобы сгладить возникшую неловкость, как коллега Мери, обращаясь ко мне с улыбкой, произнесла:

— М-да, она меня ну прямо по-настоящему любит. И это всем видно.

Хотя любовь и покрывает множество разговорных грехов, существует ряд принципов, помогающих нам стать более успешными благовестниками.

Важность отношения

Нельзя переоценивать важность отношения к кому-то или чему-то. Наши отношение и стиль передают содержание нашего свидетельства настолько же глубоко, насколько передают их слова. Смущение или извинения собеседника будут знаком того, что мы не смогли скрыть своего отношения к ним или теме разговора. Если мы хотим, чтобы у них возник интерес открыть для себя Иисуса, он у них, скорее всего, возникнет. Если мы ведем общение с энтузиазмом, а вовсе не защищаемся или извиняемся, и внимательно слушаем, а не изображаем из себя автоответчик, отвечающий на никем не заданные вопросы, наш неверующий собеседник, скорее всего, по-настоящему заинтересуется христианством.

Почему иногда мы стесняемся или начинаем извиняться? Может, потому, что в нашей душе все еще скрывается неверие. Да, мы, конечно же, верим, но не настолько, "чтобы высунуться из окопа и пойти в атаку. Парадоксально, но один верный способ утвердиться в вере — признать свои страхи и сомнения и несмотря на их присутствие захотеть рискнуть.

Или мы полагаем, что друзьям будут неинтересны духовные темы, так что мы вовсе не ждем положительной реакции. Известно, что у скептиков зачастую проявляется высокая степень недоверия к христианству в вопросах его насаждения в обществе.

Недавно в Америке проводился опрос общественного мнения с целью определить степень недоверия населения к различным профессиям. В одном ряду с проституцией и организованной преступностью оказались телевизионные проповедники! Однако из своего опыта могу сказать, что общество расположено весьма благосклонно ко всем правдивым, искренним проявлениям веры.

В конце концов, наша неловкость вызвана нашими же собственными стереотипами о неверующих. На конференциях благовестников, организуемых мной по всему миру, вне зависимости от посещаемой страны меня не престает изумлять схожесть большинства ответов. Например, на подобной конференции в Индии, во время заседания, посвященного ответам на вопросы, подняла руку красивая женщина в сари:

— Полагаю, для индийцев особый характер может иметь одна проблема, — сказала она. — Благовествуя, мы боимся обидеть людей.

Я заверила ее, что чаще всего во всех странах, где преподаю, слышу именно этот довод.

При проведении своих семинаров я использую одну ролевую игру. Она проводится следующим образом. Повернитесь к соседу справа и представьте, что он верующий. В качестве ответа на его вопрос: «Как ты провел выходные и чем занимался?» расскажите ему об этом семинаре и укажите какую-то одну новую для себя истину или мысль. Всегда в таких случаях в зале сразу же начинается бурное обсуждение выходных и истин, открывшихся им на семинаре.

По истечении несколько минут участники семинара меняются ролями, так что в итоге возможность выполнить это упражнение предоставляется каждому. На этот раз, объясняя собеседнику, какой семинар вы посетили и что нового вы на нем узнали, держите в голове то, что собеседник не верит в Иисуса.

Моментально устанавливающееся молчание и сопровождающее его выражение лиц присутствующих, говорящее: «Вы что, серьезно???», можно сравнить только с просмотром спектакля в драмтеатре. Реакция людей говорит сама за себя без слов. В подобный момент я задаю вопрос:

— Как вы восприняли изменение задания в первой второй части упражнения?

— Ужасно неловко! — звучит практически единодушный ответ.

Причины, указанные при этом, также очень схожи: «Я же знал, что он ни слова не поймет...», «она подумает, что у меня не все дома...», «мне скажут, что я через чур напираю...», «он обидится...», «друзья по церкви, конечно же, поймут, но не он...», «они подумают, что я — религиозный фанатик: потратить свои выходные на христианскую конференцию?!» и т.д.

В различной степени, за исключением буквально двух-трех случаев, подобные ответы я слышала, по всей Северной и Латинской Америке, в Азии, Индии; Европе и на Ближнем Востоке! Их давали католики, православные, протестанты — верующие традиционных и евангельских деноминаций. В чем же заключается проблема? Прежде всего, немудрено, что мы испытываем неловкость при мысли о благовестии — ведь у нас в голове витают подобные параноидальные предубеждения! Похоже, мы боимся того, что если осмелимся сказать о Христе несколько слов, нас с удовольствием съедят на завтрак! Иными словами, наносят ущерб нашей эффективности наши же стереотипы об окружающих.

Но Иисус призывает не судить других. То есть нам следует отказаться от умозаключений, будто наш собеседник закрыт для Бога. Более того, почему бы не предполагать как раз противоположное? Ну и что, если этого человека уже оттолкнуло ложное, искаженное представление о христианской вере? Это же хорошее, а не плохое известие! "А он когда-нибудь сталкивался с правдивым олицетворением веры? А знает ли он, каков на самом деле Иисус? Почему бы не допустить лучшее, оптимистичное в отношении собеседника и не поверить, что он вполне расположен к восприятию благой вести? А уж если не удается изменить свое мышление в этом направлении, то необходимо сохранять хотя бы агностический подход к духовному состоянию собеседника. То есть, требуется напоминать самому себе, что нет никаких оснований считать положение настолько плачевным.

Вот что мне помогло в этом отношении, особенно в борьбе с мышлением по инструкции «либо мы, либо они». Во время беседы о Боге, как только вы почувствуете в душе страх, представьте, что общаетесь с верующим. Если бы в этот момент вы и по правде общались с верующим, то держались бы раскованно и вели себя в своем стиле

К сожалению, зачастую наши опасения и страхи зачастую становятся заметны неверующему собеседнику, он чего у него складывается ложное представление о нас и христианстве. Когда мы держимся скованно и неуклюже, собеседник путает наше чувство собственной некомпетентности с надменностью. Ему кажется, что этим мы говорим: «Ну, хорошо, попробую разъяснить тебе этот вопрос. Буду говорить медленно, но боюсь, ты все равно не поймешь — ведь ты недостаточно духовен». Гораздо лучше было бы признаться в своих страхах, нежели притворяться, что их не существует.

Вопросы неприемлемы

Учитесь радоваться любым вопросам неверующих, особенно тем, на которые вы затрудняетесь ответить. Ни один вопрос не должен восприниматься враждебно. Я часто говорю, что искренне благодарна Богу за таких людей — ведь с помощью их вопросов, которые иногда ставят меня в явное затруднение, Он учит меня смекалке. Таким людям я говорю правду: ответ мне неизвестен, но я с нетерпением жду того момента, когда смогу до него «докопаться». Обычно я на самом деле исследую эти вопросы и в процессе исследования многому учусь. Подобное отношение с нашей стороны показывает, что мы любим Христа всем разумом. Сложный вопрос не является основанием для оскудения нашей веры, но побуждает нас исследовать тему. Мы говорим миру, что истинность веры порой превосходит разумение, но не противоречит ему.

Когда нам кажется, будто на нас лежит задача отстаивать Бога и своими умом и сообразительностью доказывать, что мы правы, а они — нет, мы оказываемся в ловушке. Естественно, всегда должно быть место и прениям. Однако если во время беседы наша позиция неизменно заключается в том, чтобы переспорить собеседника, при возможном исходе «поединка» пусть и в нашу пользу мы забываем о предназначении благовестил: представить евангельскую весть с уверенностью в Божьей силе ко спасению слушающих.

Или, возможно, мы боимся, что не знаем всех ответов. Часто мне встречаются истинные верующие, которые искренне убеждены, что не могут благовествовать, т.к., с их слов, не знают, что делать, если «кто-то вдруг задаст сложный вопрос». А как вы хотели?! Нам обязательно зададут такой вопрос, на который мы не сможем дать ответа! Но какое это имеет, отношение к благовестию? Евангелие не нуждается в нашей помщи или адвокатуре — оно вполне способно отстоять само себя. По словам Лютера: «Не тревожьтесь: Евангелию наша помощь не нужна. Оно достаточно сильно в себе самом» 1.

Задача обличать неверующих во грехах и убеждать их в Божьей истине лежит на Святом Духе. Наша же задача — говорить о Христе и просить Святого Духа сделать эту весть достоверной и понятной. Несомненно, мы принимаем все вопросы всерьез и по мере возможности на них отвечаем. Мы стараемся сделать евангельскую весть максимально приемлемой в рамках культуры наших слушателей. А пытливым умам мы хотим представить мнение и убеждение христиан интеллектуально состоятельными и твердыми. Но отказываться возвещать самую славную новость за всю историю человечества из-за страха оказаться не в состоянии ответить на какой-то вопрос поистине трагично.

Раскрывать или навязать?

Следующий момент. Можно научиться раскрывать свою веру, а не навязывать ее. Как мы уже сказали, сделать кого-либо христианином невозможно. По-настоящему изменить сердце человека под силу одному лишь Святому Духу. Следовательно, пусть мы и призваны заявить о своей вере, нас не просили кому-либо ее навязывать. Более того, если благовествование наше агрессивно, это может свидетельствовать о непонимании нами действий Святого Духа. Даже если на карту будет поставлена сама наша жизнь, мы все равно не сможем никого обратить в веру.

В таком случае, благовестие — это не безупречная стратегия, позволяющая увеличить уровень продаж «товара» с привлечением самых изощренных торговых представителей. Почему? Потому что

Евангелие не продается! Евангелие — дар благодати всем, принимающим его. По словам богослова Карла Барта, Слово Божье «не конкурирует с другим товаром, выставленным на продажу на прилавке человеческой жизни»2

Никому мы свою веру не навязываем и никого хитростью слушать себя не заставляем. Наоборот, мы возвещаем благую весть о том, что Бог совершил для нас и всего мира через жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа. И делаем мы это в любви и с надеждой на то, что Бог начнет действовать в людских сердцах, и они примут исповедуемую нами истину.

Раньше, свидетельствуя кому-нибудь, я волновалась, правильно ли я все делаю, нужно ли говорить то или это и т.д. Писание призывает нас к превосходству, но оно также говорит, что Святой Дух даст нам все необходимое в трудной ситуации (Мк. 13:11). Беспокойство о том, все ли в точности нам удалось исполнить, общаясь с неверующим человеком, означает, что нас судят по какому-то внешнему совершенному мерилу. Чтобы выполнить поручение под названием «благовестие» нам очень пригодятся некоторые принципы, с которыми мы и познакомимся в следующих главах. Но волшебной формулы не существует, как не существует и абсолютно правильного способа благовествования. Бог просит нас сделать все, что в наших силах, а затем положиться на Святого Духа. А уж Он, воспользовавшись нашими словами и делами, проговорит в сердце человека. Свидетельствуя, мы с уверенностью ожидаем, что Бог коснется нашего собеседника в свое время и по-своему. Эта мысль хорошо выражена словами Дональда Блеша: «Благовестие — это не навязывание своей точки зрения, а изобилие, переполняющее благодарное сердце»3.

Да не переживайте вы так!

В благовестии неизбежно присутствует напряжение. С одной стороны, благовестие внушает некую срочность. Чем больше мы думаем о духовном состоянии своих друзей, тем больше мы хотим, чтобы они познали Бога. Мы свидетельствуем им потому, что нам не все равно, что будет с ними, мы заботимся об их благополучии. Я согласна со словами Банхеффера: «Возвещать о том, что времени уже мало, что Царство Божье как никогда близко — самое щедрое и милосердное, что можно сделать, самое радостное, что можно сказать».

В то же время, необходимо научиться не беспокоиться. Раз уж обращение человека — задача Святого Духа, нам не о чем беспокоиться, по крайней мере не обо всем сразу. От нас ожидается, что мы будем возвещать благую весть просто и доступно для окружающих. Иисус не сказал: «Идите и станьте Мне богословами», но «Вы будете Мне свидетелями». Свидетельствовать об Иисусе нужно словами и образом жизни, но при этом не требуется быть безупречным философом и апологетом. Мы лишь полагаемся на силу Бога и верим, что она будет действовать в наших покорных попытках исполнить призыв. Я не говорю, что более нет необходимости привлекать внимание людей к Евангелию или соотносить его с жизненными обстоятельствами неверующих. Мы, пожалуй, достигнем лучшего результата, сказав всего лишь несколько как будто случайных, незатейливых фраз о Боге, нежели, суетясь и мучаясь раздумьями, точно и правильно ли мы сформулировали эту благую весть. Необходимо иметь в виду, что благовестие — процесс. Обращение человека можем осуществиться мгновенно, однако для осуществления этого чуда Бог, возможно, привлек множество людей, использовал массу событий и обстоятельств. Чтобы разобраться со всеми своими вопросами, как следует приглядеться, прислушаться и высказаться людям требуется время. Наше свидетельство бесценно, но все же остается лишь одним из множества способов, какими Бог привлечет человека ко Христу.

Обучая верующих благовестию, чаще всего я слышу обеспокоенность христиан неумением выбрать подходящий момент для беседы. Когда же наступает этот подходящий момент? Беспокойство это на самом деле имеет место, ибо я общалась с неверующими, интерес которых к Богу пропадал из-за чересчур резкого, эмоционального, хитрого либо принудительного тона общения с ними некоторых благовестников. Принимая участие в процессе спасения человека, мы не должны лишаться чуткости.

Помню, как услышала слова одного молодого человека:

— У меня на работе есть друг, с которым я играю в гольф и просто разделяю дружеское общение. Я искренне желаю ему свидетельствовать, но пытаюсь найти для этого подходящий момент. То есть, когда было бы в самый раз начать разговор о Боге? Как узнать, что настал нужный момент?

После его слов я чувствовала себя так же напряженно, как и он. Мне не оставалось ничего, как только сочувствовать тому, с кем он будет общаться об этом. Подобное напряжение и беспокойство сведет с ума любого!

Так как же понять, начали ли мы разговор вовремя и в нужном месте? Для того чтобы «поймать» удобный момент и возвестить благую весть, необходимо чутко прислушиваться как к Богу, так и собеседнику. Во время самого разговора с другом нужно просить у Бога мудрости и слова знания (1 Кор. 12:8). Затем тщательнейшим образом оценить состояние собеседника. Была ли какая-то реакция, замечен какой-либо интерес собеседника после того, как мы произнесли что-то духовное? Проявил ли собеседник настоящий интерес к теме разговора? Готов ли он внимательно выслушать суть всего? Иисус учил нас не раскрывать святыню перед тем, кто в ней не заинтересован (Мф. 10:14).

Было бы гораздо эффективнее сперва «подбросить» несколько ни к чему не обязывающих фраз о своих отношениях с Богом или о мнении Христа и Библии по поводу какого-то вопроса. Откровенность почему-то всегда привлекала людей. Можно сказать: «Я хочу представить тебе моего друга в потрясающей группе по изучению Библии», или даже лучше: «На этой неделе мы разбирали интересную тему: отношение Иисуса к женщине. В этом вопросе Он-то уж точно опережал современную Ему культуру». А затем наблюдайте за развитием ситуации. Реакция собеседника подскажет вам, что делать дальше.

Пора избавиться от напыщенных фраз

С неверующими следует общаться таким же образом, что и с верующими. В прошлом, прежде чем обратиться к аудитории, я спрашивала организатора: «Много ли в зале скептиков?». Впоследствии же меня озарила мысль, что каким бы ни был ответ на этот вопрос, характер моего обращения не изменится. Истина есть истина. Она звучит для всех и каждого одинаково. Естественно, истину необходимо раскрывать так, чтобы она имела самое прямое отношение к слушателю и вызывала бы его интерес. Словом, в большинстве случаев, как верующим, так и неверующим объявлять истину следует, используя" одни и те же слова, приводя одни и те же примеры, делясь одними и теми же размышлениями. Не следует полагать, что нашим неверующим друзьям будет неинтересно узнать, что за духовные вопросы мы решаем. Необходимо впустить их в свою жизнь, рассказать то, что рассказываем друг другу, порадоваться с ними о том, о чем радуемся друг с другом. Недопустимо поведение с позиции верховенства, будто познание Бога и владение большим количеством информации возвышает нас над неверующими.

Возвещать же слово о Христе следует простым языком, подходя к этому заданию как можно более оригинально, творчески. Нет ничего, что оттолкнуло бы человека и вызвало в нем даже отвращение к Слову так легко и быстро, как «духовная речь». Не осознавая того, мы используем слова и ставшие шаблонными фразы, понятные одним лишь верующим:

Во время работы в колледжах я устраивала частые встречи в общежитиях. Мне вспоминается одна из таких встреч, во время которой скептически настроенный, но все же ищущий истины студент задал вопрос:

— А что означает фраза «быть христианином»?

Студент из верующих, страстно желавший, чтобы всем остальным это стало понятно, ответил:

— Она означает, что ты должен быть омытым кровью Агнца. Задавший вопрос побледнел, а ответивший на него

продолжил:

—И что ты будешь освящен и искуплен.

Пытаясь выручить своего брата во Христе, в разговор включился еще один студент:

— И отношения со Христом такие чудесные! Слава Богу! Ты просто погружаешься в Слово и получаешь от этого такое благословение!

К завершению встречи по выражению студента-скептика можно было понять одно: у него сложилось впечатление, что христиане прилетели с другой планеты!

Зачастую мир воспринимает религиозные штампы либо как сигнал тревоги, в остальных случаях значения этих фраз просто непонятны. Естественно, не следует «распространяться» библеизмами и богословскими категориями. Вместо этого, необходимо строить новые, простые и воспринимаемые на слух образы и фразы, с легкостью объясняющие суть всего. Чаще всего сперва я объясняю значение слова, а затем добавляю: «Вот это и имеет в виду Библия в отношении греха». Поступая в такой последовательности, мы пробуждаем интерес и располагаем к свободному, открытому общению.

Например, я отправилась на просмотр кинофильма в компании психолога. Женщина искренне стремилась познать истину, следовательно, я и выбрала фильм, в сюжете которого поднимаются жизненно важные человеческие вопросы. После просмотра, общаясь со знакомой за чашечкой кофе, я сказала:

— В фильме присутствует мысль о том, что положение человека в жизни трагично. Вы опытный врач-психиатр. Что Вы можете сказать об этом?

— Видно, что человек обращается со своей жизнью как попало, — ответила она. — Но я, пожалуй, не назвала бы это трагедией. А Вы?

— Вообще, Библия утверждает, что положение человека весьма плачевно...

— А-а, знаю! — цинично прервала меня собеседница. — Вы, христиане, говорите, что все мы тут грешники.

— Постой, Джоанна. А ты не задумывалась, почему? — продолжила я. — Причиной этому Библия называет разрыв какой-то очень-очень ценной связи. Не будь мы настолько значимы, не будь в нас такой ценности, не стоило бы и печалиться. Трагичным мы называем положение лишь тогда, когда рушится нечто ценное, теряется или ломается что-то важное. Эту потерю разрыв Библия и называет грехом. Вот почему его настолько ненавидит Бог. Грех стал причиной потери человеком своей ценности.

— А что, по-вашему, указывает на присутствие в жизни человека греха? — прозвучал вопрос.

— Гордость, зависть, себялюбие, самообман, стремление быть выше и лучше всего и цсвх — словом, все то, что уводит нас из первозданного замысла, — ответила я.

— И что же тогда Библия называет источником греха? — спросила женщина.

— Нас хлебом не корми — дай нам поуправлять кем-нибудь. Нам хочется прожить жизнь так, чтобы использовать все шансы* перепробовать все, что попадется под руку. И это вместо того, чтобы жить по Божьим правилам. У всех нас «комплекс божественности», и, судя по толпам ваших пациентов, это явно не идет нам на пользу. Бог создал нас так, чтобы все в нашей жизни строилось вокруг Него, действительности же получается, что все у нас вертится вокруг нас самих. Грех превратил нас в эгоцентристов и бросил в состоянии пожизненной зависимости от самих себя, — ответила я.

Несколько часов мы беседовали о том, что в Библии считается истинным источником и решением человеческой проблемы. На прощание моя знакомая сказала:

— Бэкки, мне над многим нужно подумать. Я впервые в жизни поняла, что христиане называют грехом. Знаю, что даже с психологической точки зрения не смогу объяснить происхождение болезни человека настолько исчерпывающе, насколько делает это Библия. Дайте мне время все обдумать, а после давайте встретимся еще раз. Но хочу Вас поблагодарить не только за то, что поговорили со мной на духовную тему, но и за то, что говорили по-людски.

Прежде всего, язык Библии необходимо понять нам самим, а уж потом найти подходящий способ «перевести» его слушающим нас неверующим. Где-то записаны слова Альберта Эйнштейна: «Пока у тебя не получилось выразить какую-то истину или мысль на понятном тебе и окружающим языке, ты ее по-настоящему и не понял». Вот несколько самых распространенных понятий из христианского обихода, над «переводом» которых нам необходимо как следует потрудиться: благодать, спасение, оправдание, освящение, возрождение, искупление, рождение свыше. В вашем христианском кругу общения могут употребляться и другие термины, понятные только посвященным. Научитесь их объяснять.

Как задавать наводящие вопросы

Задавать подходящие вопросы можно научиться. Зачастую мы позволяем себе уходить в защиту. Но ситуация в корне меняется тогда, когда мы опрокидываем столы и берем разговор в свои руки, начав задавать вопросы. Я и моя знакомая, Дейл Хенсон Бурк, как-то раз вели группу по изучению Библии для женщин, изъявивших желание узнать о христианской вере побольше. Спросив одну из своих скептически настроенных подруг, придет ли она на эту встречу, в ответ я услышала:

— Было бы интересно изучить жизнь Иисуса, но я ведь знаю, что все равно не стану христианкой. Мое увлечение учебой и научными исследованиями не оставят христианству в моей жизни никаких шансов. Оно иррационально, и всякие свидетельства в его пользу попросту несостоятельны.

На это я ответила:

— Я на самом деле рада, что ты настолько интересуешься истиной и ищешь свидетельств в пользу своих убеждений. По-твоему, свидетельств в пользу христианства ужасно не достаточно. А к какому выводу ты пришла после тщательного изучения основных библейских документов?

— Ты имеешь в виду Библию? — спросила она.

— Конечно, — ответила я. — Например, Новый Завет повествует об Иисусе. Где на его страницах ты нашла несоот­ветствие или несостоятельность?

— Да, знаешь, — прозвучал ответ, — вспоминаю, как мать читала мне эти истории, когда мне было всего десять.

— Так к какому выводу ты пришла? — продолжала спрашивать я, выяснив, что во взрослом возрасте Библию она по-настоящему вовсе не исследовала.

Зачастую в этом-то и заключается проблема. Но, помогш человеку понять, что его понимание и познание христианства недостаточны, можно пробудить в нем интерес к исследованию Евангелия. Осознание того, что все ее суждения основывались на впечатлениях, полученных в детстве, побудили мою собеседницу изучить Библию более тщательным образом.

Еще одна из приглашенных мной для изучения Библии женщин, особа, настроенная * по отношению к христианству враждебно, сказала:

— Зачем мне приходить, когда я на дух не переношу этих лицемеров, посещающих каждое воскресенье церковь. Меня от них тошнит.

— Да, — ответила я. — Разве не поразительно то, насколько они далеки от истинного христианства? Подумать только: их действия и действия настоящих христианских отличаются друг от друга, как небо и земля. Чем больше Вы открываете для себя истинный смысл христцацства, тем менее Вам понятно, как можно «зацикливаться» на таких мелочах. Вот поэтому-то я Вас и пригласила. Почему бы Вам самой не изучить настоящее христианство?

—Настоящее? Что Вы имеет в виду? — спросила женщина.

Затем мы обсудили с ней, п^ какому критерию необходимо оценивать истинность веры. Поняв, что для справедливой оценки христианства требуется желание изучить жизнь Иисуса, она тоже пришла на встречу группы. Но ее враждебность сменилась любопытством после того, как ей задали нужные вопросы, а не проповедовали. Бог создал нас любопытными, так что давайте учиться задавать вопросы.

Изученные в этой главе принципы применимы практически к любому общению с неверующими везде и всегда. Далее нам предстоит изучить дело благовестил в большей перспективе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.018 с.)