Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три способа свидетельствовать

Поиск

 

Центральной идеей благовестил является жизне­описание Христа, благая весть о том, как Бог взял на Себя грех и позор человечества, чтобы всякий верующий в Него был спасен.

Эта весть — величайший дар свободы всей планете. Остается нопрос: почему же мы не несем эту весть с большей радостью и готовностью? От чего мы не стремимся как можно быстрее поведать всему миру эту радостную весть? Псалмист пишет: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9). Как только мы познаем эту истину во всей ее исчерпывающей полноте, у нас всегда будет что сказать окружающим.

Мотивация не должна вызывать трудностей. Но одна из причин, по которой мы, хоть убей, не возвещаем евангельскую весть, вероятно, заключается в том, что мы еще никого не привели к Богу. Покаяние человека в результате нашего ему благовествования наполняет благоговением и навсегда изменяет нас. Оно, как ничто иное, подтверждает истинность Евангелия и I реальность Божьего присутствия. Если вдруг вас, благовестника, посетило чувство несостоятельности, позвольте рассказать вам, как прошел мой первый опыт благовествования.

Рожденный свыше в.Барселоне

После неудачи с Мэри в Барселоне, о чем я писала в первой главе, я попросила Бога в следующий раз дать мне большее дерзновение. Руфь Сименс продолжала твердить, что в подходящий момент мне нужно будет спросить своих неверующих друзей, по какой такой причине они не хотят сейчас же обратиться к Христу. Годичная серия уроков по изучению Библии в то время подходила к своему завершению, и все готовились к заключительным экзаменам. После очередного экзамена мы с] Тодом зашли в студенческое кафе выпить по чашечке кофе.

Из всех студентов, принимавших участие в изучении Библии, Тод был самым циничным. В сравнении с ним, Мэри, еще во дни своего неверия, была настоящей Матерью Терезой. В начале он приходил лишь для того, чтобы нарушить целостность обсуждения, но мы с ним все-таки подружились, и он стал посещать каждую встречу. Оставалось провести лишь одну встречу, и я чувствовала, что настал момент пригласить участников группы к покаянию. Я была уверена, что Тод никогда не станет верующим (я на самом деле считала, что не сыграю никакой роли в обращений кого-либо, пока мне не исполнилось восемьдесят!), поэтому посчитала, что в качестве эксперимента можно будет с легкостью обратиться именно к нему.

Итак, прямо в кафе, я обратилась к нему:

— Тод, ты приходишь на наши встречи уже целый семестр и слышал о Боге очень много. Однако ты еще ничего не решил.' Однажды тебе, Тод, придется принять определенное решение. Рано или поздно Бог обратится к тебе со словами: «Реши сейчас». Что ты ответишь Ему?

Я так гордилась своей твердостью (хотя моя уверенность основывалась на убеждении, что он не ответит), что не заметила, насколько серьезным стало его лицо.

— Да, Тод. Бог рано или поздно действительно обратится к тебе. И когда это произойдет, я надеюсь, ты ответишь «да».

Кажется, я все еще говорила, когда Тод произнес:

— Вы правы. Бог обращается ко мне, и я отвечаю «да». Я же продолжала на одном дыхании:

— Да-да, Тод. Однажды Бог скажет тебе... Что? Что ты сказал?

— Я сказал: «Бог уже говорит со мной. Я отвечаю Ему «ДА»! — ответил парень.

Я побледнела.

— Хм, Тод, — неуверенно промолвила я. — У тебя, несомненно, прекрасное чувство юмора. Но прошу тебя впредь так меня не пугать.

— Я серьезно, Бэкки. Уже долго меня не оставляют эти мысли. Теперь же я готов, — прозвучал его ответ.

— Послушай, Тод. С этим торопиться нельзя. Ведь это серьезнейшее решение. В результате твоя жизнь резко изменится. Лучше хорошенько все обдумай и поговори с Руфью.

— Послушайте, Бэкки, — он чуть ли не кричал, — это не чувства. Знаю, что все это время я сопротивлялся, но уже давно размышляю о Боге. Ну а сейчас я хочу стать христианином.

— Что, прямо здесь? В кафе? У всех на виду? Тод... Я... 11росто не могу.

— Почему?

— Ну, я в жизни ничего такого не делала.

— Не волнуйтесь: я — тоже. Знаете — что? Давайте закроем глаза, сначала я что-нибудь скажу Богу, потом — Вы. Буквально через пару минут все закончится.

Так мы и поступили. Прямо там, в кафе Барселоны, в Испании. Открыв глаза, я все равно считала, что его решение поверхностно. Но даже если его обращение было всего на пару часов, мне этого вполне хватило. Я обратилась к нему:

— Слушай, Тод. По словам Руфи, обращение является вопросом твоего волеизъявления. Не важно, чувствуешь ли ты сейчас какие-нибудь изменения или нет.

Я точно знала, что он ничего не чувствовал (что, по сути, является грехом неверия с моей стороны!). Я продолжила:

—Сейчас ты подчинил Богу свою волю. Ощущения будут, позже. Но хочу спросить тебя об одном.

— Пожалуйста. Я слушаю.

— Ты чувствуешь перемены?

— Еще как!

Я была в шоке. Посмотрев ему в лицо, я воскликнула:

— Тод, Боже мой! Это действует!!!

И вместе мы пошли ко мне, рассказать обо всем Руфи и Кети.

Пока мы сидели у меня, позвонила еще одна моя знакомая, Стефани, тоже скептик и тоже участник группы по изучению Библии. Стефани попросила меня кое-что сделать в тот вечер. Мы отправились на встречу с ней, Тод пошел с нами, т.к. был одним из лучших друзей Стефани. На протяжении всего вечера я предвкушала, что ее крайне изумит общение с Тодом. Мы сидели в кафе, и в какой-то момент Стефани обратилась к Тоду со словами:

— Знаешь, а ведь ты здорово изменился. Ты как будто счастливее, спокойнее выглядишь. Видно, жизнь в Испании пошла тебе на пользу. - г

Тод же ответил:

— Дело не в Испании. Стеф, меня коснулся Бог. Я стал христианином.

Полагая, что он шутит, девушка спросила:

— Давай-давай! А я в таком случае — Санта Клаусом, присутствии Бэкки шутить в таком стиле лучше не надо.

— Стефани, я серьезно. Я отдал жизнь Христу и намере! следовать за Ним.

Стефани посмотрела на него сперва с недоверием, затем явным беспокойством. От него меньше всего ожидалось такое решение. Если обратиться к Богу смог сам Тод, что же тогда оставалось делать всем остальным из его компании? Когда Тод рассказывал девушке о своем духовном пути — о том, что он всегда

лишь прикрывался цинизмом и напускным безразличием — ее лицо стало спокойным и серьезным. Домой мы поехали на такси. Стефани решила переночевать у меня. Мы вошли в комнату, и она сказала:

— Я хочу знать, как у него это получилось. Что делать после того, как становишься христианином?

С одной лишь истории о покаяния Тода можно было бы лет двадцать собирать дивиденды, однако, увидев, насколько серьезным был вопрос Стефани, я подумала: «Нет! Не может быть! Только не снова! Я этого не переживу!».

Я ответила:

— Стеф, с твоего позволения я отлучусь на пару минут.

С этими словами я неторопливо вышла из комнату и закрыла за собой дверь. И тут у меня началась паника. На часах было 1.30 ночи, а мне нужна была помощь. Кети и Руфь спали, но я все равно вошла в комнату Кети. Я распахнула дверь, не зная, что еще сказать, прокричала: «Молитесь!» и так же быстро удалилась. Позже Кети сказала, что в результате такого внезапного пробуждения первые десять минут она молилась на одном дыхании, даже не зная, о чем молится!

Вернувшись в комнату, где ждала меня Стефани, я начала беседу. После нескольких минут разговора Стефани сказала:

— Бэкки, я уже долго бегаю от Бога. Пора прибежать к Нему. В эту ночь Стефани стала христианкой.

Несмотря на то, что в ту ночь я делала все неохотно и даже неуклюже, она изменила меня. На моих глазах два человека, о спасении которых я и мечтать не смела, покорились Христу. Наряду со спасением, в жизни Стефани, пожалуй, важен и тот факт, что сегодня, по прошествии стольких лет, она верна Господу и замужем за христианином. Я являюсь крестной их вот уже двадцатиоднолетней дочери. Бог верен. И как же я тогда не поняла, что слабая попытка свидетельствовать одной женщине приведет к появлению целой семьи спасенных людей, любящих Бога.

Вокруг нас живет множество людей, которых Бог желает коснуться нашими же руками. Этих людей можем привести ко Христу лишь мы одни благодаря своему особенному стилю благовествования, своему особенному характеру и темпераменту. Этих людей призваны привести к Богу именно мы. Необходимо начать спрашивать Бога: «Этот? Этого человека Ты хочешь обратить к Себе?». Этот поиск — фантастическая драма жизни, и Бог желает задействовать нас в исполнении Своего замысла.

После того случая в Барселоне (первого в моей практике), результатом моего благовестиювания свою жизнь Богу отдали множество человек. Наблюдая за тем, как Бог преображает жизнь людей, я убедилась в одном: в жизни не существует служения важнее, чем помочь человеку придти к Богу. Видеть, как кто-то обретает полноту, смысл жизни и радость, получает некогда утраченную свободу и живет в благодати и милости Бога — привилегия, которую не описать никакими человеческими словами.

В свете такой милости и благодати звучит лишь один вопрос: так как же поведать неспасенному миру о Боге?

Однажды, проезжая псггороду на своем авто, я остановилась у светофора. Окно машины было опущено. Рядом остановилась еще одна машина, и только я приготовилась нажать на педаль газа, как из нее сквозь открытое окно ко мне в машину влетел скрученный в трубочку лист бумаги. Он попал мне в щеку, и хотя удар не был сильным, это произошло'.настолько неожиданно, что мне пришлось сразу же остановиться у бордюра. Развернув эту «трубочку», я поняла, что держу в руках евангелизационную листовку. Без сомнения, человек, бросивший ее, имел добрые намерения, но благовестие в стиле «торпеды» не практиковалось в Библии!

Рассказав о произошедшем своей подруге, я услышала в ответ:

— Ясно то, что тот человек не владеет даром благовестника, иначе сделал бы все по-другому и гораздо лучше. Было бы гораздо лучше для всех, если бы водитель той машины оттачивал свое мастерство, а благовестие оставил бы тебе!

Тон моей подруги подразумевал шутку, но она озвучила мнение многих христиан: если у нас нет навыков благовестия, то вполне нормально оставаться безмолвным. Тем не менее, Бог

повелел всем и каждому «идти и проповедовать». Это и придает благовестию его уникальность. Не каждый призван быть, скажем, пророком или учителем, но любой пророк и учитель призван идти и научать (Мф. 28:18-20). Иными словами, независимо от того, обладаем мы даром благовестника или нет, мы все равно призваны возвещать миру евангельскую весть.

Однако когда благовестие осуществляется так же плачевно, как в случае, описанном мной выше, невольно возникает вопрос: так что же все-таки такое «благовестие»? В самой простой своей формулировке благовестие означает знакомство своего друга с Иисусом. Петр привел познакомить с Иисусом своего брата Андрея, а Филлип — своего друга Нафанаила. Майкл Грин, английский писатель, посвятивший теме благовестия не один труд, считает, что лучшее определение благовестия звучит следующим образом: «...такой рассказ об Иисусе Христе в силе Святого Духа, от которого неспасенный человек доверится Богу благодаря Христу, примет Иисуса своим Спасителем и станет служить Ему как своему Царю, пребывая в общении с Его церковью».

Следующий вопрос: существует ли «верный» способ благовествования? Является ли один подход лучше другого? Ответ: если проповедуется Христос, чтится личность неспасенного и сохраняется искренность побуждения благовествовать, что есть любовь Божья, в несостоятельности нельзя упрекнуть ни одни способ благовествования. Тем не менее, я считаю, что есть несколько принципов, которые при условии верного истолкования будут способствовать действенному благовествованию: понимание того, что есть способ, а что — средство проповеди Евангелия, и понимание естественных этапов в процессе благовествования. В данной главе мы изучим способы. В последующих главах мы рассмотрим те удивительные средства, с помощью которых Бог наделяет нас силой для исполнения Его поручения.

Для выполнения дела благовестия Бог предусмотрел три основных способа. Благовествование наиболее действенно только тогда, когда мы возвещаем евангельскую весть, своими словами и сердечным служением являем Христово сострадание, и когда полагаемся на Святого Духа и указываем на действие Его силы. Все эти способы прекрасно сочетаются между собой и, как хочется надеяться, находят себе место в жизни каждого из нас.

Несомненно, главенствующий способ благовествования — возвещение Божьей истины. Однако возможности разъяснить кому-то эту истину зачастую появляются только тогда, когда неверующий человек переживает явленную нами Христову любовь. Любовь задевает их»любрпытство, и они подтверждают правдивость нашей вести. Некоторых же привлекают ко Христу еще и присутствие в нашей жизни Духа и Его силы. Один неверующий человек, брат которого при своем обращении был сверхъестественным образом освобожден от десятилетнего «стажа на игле», сказал мне:

— У меня были все существующие аргументы, с помощью которых я мог опровергнуть любой довод в пользу истинности христианства, кроме одного самого важного. Чем можно оспорить факт полностью преобразованной жизни?

Возвещайте Божью правду

Первое. Библия учит, что истинная вера рождается в результате проповеди и слышания Слова Божьего. «Ибо вера от слышания, а слышание от Слова Божьего» (Рим. 10:17). Как же нужно возвещать это слово миру? '.Зазывать публику своими идеями и доводами в пользу Бога? К счастью, этого не требуется, ведь на страницах Евангелия нам дано Божье благодатное слово — и это слово Его откровения о Себе.

Эта история не выдумана человеком. Это — написанное Самим Богом Евангелие ко спасению! Наша задача — возвещать неизменное слово о том, что Бог послал в мир Своего Сына Иисуса, Который взял на Себя нашу греховную, разбитую человечность, сделал ее Своей и умер за нас на кресте. Он отдал за нас Свою жизнь и победил наш грех. А после Он воскрес из мертвых с тем, чтобы мы, отворачиваясь от своих грехов, получили прощение, исцеление и полноту, а также обрели вечную судьбу на небесах!

Преимущественно на основании самого Евангелия мы возвещаем благую весть о том, что совершил для мира Бог. Но то

же Евангелия звучит и в нашем собственном свидетельстве, ведь история нашего обращения являет силу Евангелия. Следовательно, нам дано поручение поведать «Его» историю, а также и «свою» в надежде на то, что когда-то она станет и «их» историей.

Являйте Божью любовь

Далее, по словам Иисуса, мир будет с точностью судить об истинности заявлений о Себе Иисуса, наблюдая за тем, как мы являем Христову любовь (Ин. 17:20-23). Иными словами, благовествование включает в себя излияние в этот страдающий и потерянный во грехах мир любви Христа посредством жертвенного служения. Чем Бог снарядил Свой народ для этого задания? Бог поместил в наши сердца Свои небесные качества, что назвал плодом обитающего в нас Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милость, благость, вера, кротость, воздержание. Эти качества Самого Христа действуют в этом погибшем, нуждающемся мире как соль и свет, когда мы озабочены нравственным разложением общества, проявляем честность и порядочность на рабочем месте, отстаиваем достоинство униженных, заступаемся за пострадавших от дискриминации или попросту любим своих неверующих друзей в общежитиях институтов или на улицах наших городов. Сочувствуя ли своему ближнему, когда ему больно, или служа бездомному тарелкой супа, мы участвуем в благовестии, которое являет погибшему в грехе миру Христову любовь.

Дела доброты — это действенные средства благодати. Они приобретают еще большую силу, когда мы в нужный момент раскрываем источник своей любви. Утаивать благую весть о Божьем спасении и свидетельствовать одним лишь своим присутствием и любовью недостаточно, ведь в таком случае мы лишаем собеседника познания его истинной надежды. «Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим» (Пс. 39:11).

Являйте Божью силу

Третье. Мы свидетельствуем о Христе, живя в силе Божьего Духа и являя ее. Нам известно, что благовестие может принести реальные результаты только тогда, когда в дело вступает освобождающий и возрождающий Святой Дух. Благовествуя, мы не просто сообщаем какие-то сведения. Нам нужен Святой Дух — Он придаст нашим словак значение' и действенность. Истина должна прозвучать в силу Духа. Как это происходит? Средства благодати Божьей — дар Его Духа, обитающего в каждом верующем. Когда мы учимся жить и служить в сотрудничестве с Духом, Он даст нам все необходимое и в самый подходящий момент. В дополнение к способности принимать все, что есть для нас у Духа, следует указывать неверующим и на проявления Его силы.

В служении Иисуса проповедь Слова спасения сопровож­далась явлением Божьей силы. Иисус не просто проповедовал больным, Он их исцелил." Он не просто возвещал спасение угнетаемым дьяволом — Он их освобождал. Проповедь Слова была самым тесным образом связана с проявлением силы Духа (1 Кор. 2:1-5).

«Но ведь то был Иисус! — можете возразить вы. — Как же нам с этим справиться?». Можно подумать, что из трех подходов наименее действенным является', именно этот. Но ведь Бог наделили нас всем необходимым и для этого! Благодаря действию Святого Духа нас переполняют плоды победы, добытой Христом в воскресении. Например, есть ли такой христианин, в жизни которого наступал безнадежный момент, но как раз тогда и не вмешивался Бог? Или есть такая христианка, на слабую молитву которой Бог не отвечал в силе и могуществе, тем самым удивляя и изумляя ее? В большинстве случаев мы были свидетелями того, как изменялась жизнь людей, доверившихся Христу. Причем в этом нет никакой нашей заслуги! В нашем арсенале имеется гораздо больше средств, чем мы в действительности используем. Поэтому, нисколько не сомневаясь, являйте перед неверующими силу Божью, когда она действует в вас.

Как сложить все составляющие

Теперь нам известно, что люди, говорящие: «Я ремонтирую машины ради Евангелия» или «Я проявляю Божью любовь, выслушивая проблемы людей», пользуются способом и средствами благовестия, в которых есть действие Христовой любви. Это достойное служение, т.к. раскрывает характер Христа и Его сострадание. Здорово! Однако в благовестии есть гораздо большее. В нужный момент и нужном месте, услышав слово спасения, неверующий должен связать нашу доброту с источником нашей любви. Быть рядом, заботиться и свидетельствовать, так и не называя источник нашей любви, не является благовестием. Или же когда мы слышим: «Я лишь проповедую, а любовью в Царство Божье приводят неверующих другие», сразу понимаем, что разговор идет только о возвещении истины. Чудесно! Но если на этом остановиться, результата не будет. Все христиане призваны действовать в любви, ведь это отражает Божий характер и подтверждает истинность проповедуемого нами Евангелия. Слова: «Я лишь молюсь и верю, что Бог приведет людей ко спасению» характеризуют благовестие, основанное на явлении Божьей силы. Но благовестие, лишенное проповеди слова и служения любовью Христа конкретными делами, также недостаточно.

Задумайтесь о всех дарах Божьих, способствующих успешному благовествованию! Он дал нам слово истины и поместил внутрь нас Свое присутствие, дабы мы могли передать ближнему Божью любовь, а Он наполнит нас и обновит силы Своим Духом. Благовестие — это действие, производимое в жизни людей Самим Богом, а мы — инструменты в Его руках. Обличает людей в грехах и изменяет их жизнь Святой Дух. Понимание того, что Божья инициатива предшествует нашему ответу, поистине освобождает. Он всегда впереди, Он идет первым. Как только мы осознаем, каковы результаты благовестия и как Бог позаботился о том, чтобы у нас было все необходимое для выполнения этой задачи, мы приступаем к благовествованию свободно и с радостью.

Таким образом, благовестие достигает наилучшего результата тогда, когда при этом возвещают Божью истину, проявляют Христову любовь, полагаются на Святого Духа и указывают на действие Божьей силы. Так с чего же начать? Является ли подготовка к благовестию процессом? Или мы просто выходим на улицу и начинаем проповедовать всем подряд, выпаливая слова, абсолютно не задумываясь о людях и их жизненной ситуации? Нет. Поступая так, мы лишь перечеркнем все свои начинания.

В следующих трех главах, посвященных возделыванию почвы, засеву семян и собиранию урожая, мы исследуем каждый этап процесса общения с людьми. Мы также узнаем, как эффективно возвещать истину Божью, являть миру Божью любовь и полагаться на Божью силу. Ведь исполняя все это, мы пожнем добрый урожай душ.

 

 

Возделывание почвы

 

Я считаю, что благовестив — это процесс, состоящий из трех этапов. Христианская организация под названием «Санлайф Министрис» (Sonlife Ministries)1 довольно правильно разделила процесс благовествования на три этапа: 1) возделывание почвы; 2) засев семян; 3) собирание урожая.

Первая стадия этапа «возделывания почвы» обозначена словами Иоанна Крестителя — «готовьте путь». Это осуществляется путем пробуждения у неверующих интереса к теме нашего благовестия. Это не означает, что мы пытаемся пройти эту фазу и весь этап с первым встречным. Необходимо проявить к человеку внимание, увидеть, заинтересован ли он в подобном общении или еще нет. Если он заинтересован, то нам предоставляется возможность преподнести ему слово о Христе, что выводит нас уже па второй этап — «сеяние семени». Опять же не будет достаточным и просто озвучить евангельскую истину. В подходящий момент общения необходимо отметить, что Бог ожидает от человека определенного решения, ответа. Другими словами, для нас наступает третий этап, «собирание урожая», на котором мь взываем к воле человека и ищем готовности посвятить себя Богу. Добиться от человека положительного ответа под силу одному только Богу. И все же без надежды на урожай с нашей стороны благовестив остается чем-то непонятным.

В данной главе нам предстоит изучить первый этап процесса под названием «благовестие^: как научиться возделывать почву сердца нашего неверующего собеседника. В двух следующих главах разговор пойдет о двух дальнейших этапах.

Отказ от никчемных доводов

С самого начала книги мы говорим о благовестии как стиле жизни. Мы исследовали жизнь Иисуса, а также вывели несколько практичных разговорных навыков — все это с целью облегчить процесс благовествования и сделать его более естественным. Я и сейчас не намерена изменять этого подхода. Разные методы и приемы могут помочь некоторым их нас, хотя бы в чем-то, но в конечном итоге не заставят нас вести себя и говорить естественно. Так что материал, приведенный в этой главе, не будет новым, никогда ранее не раскрывавшимся методом благовестия как стиля жизни.

В действительности, умение возвещать Божью истину и жить в соответствии с ней, пребывать в полноте Христовой любви и делиться ею с окружающими, ходить в силе Божьего Духа не только способствует более эффективному благовестию, но благодаря всем этим дарам позволяет нам жить по вере. В известном смысле, подготовка благовестников имеет одну лишь цель — побудить верующих жить, как подобает истинным христианам. Когда мы живем в соответствии со своим призванием, благовестие не может не совершаться.

Однако пристальное изучение чего-либо, а в данном случае благовестия, несет в себе опасность превратить предмет изучения в сухую, черствую формулу. Мы рискуем утратить непред­сказуемость и начать беспокоиться, думая: «Ой-ой-ой! Сейчас я должен приступить к возделыванию почвы или уже перейти к посеву? Что-то я все перепутал». Такой исход был бы прямой противоположностью моего намерения.

Я надеюсь, что, изучив естественный этапы благовестия — возделывание, сеяние и жатву — и рассмотрев все те средства, которые дал нам для выполнения этой задачи Бог, а именно, жизнь и Его истине, любви и силе, мы обретем свободу быть во Христе такими, какими Он создал нас. Живя по благодати, мы учимся ходить в радости пред лицом Божьим. Таким образом, окружающим мы предлагаем не порабощенное постоянным «копанием в себе» подобие жизни, а истинную жизнь в радостном посвящении всего себя Богу, не оставляя себе ничего. Жизнь в таком ключе притягивает к себе внимание неверующих получше всякого магнита.

Если вдруг содержание этой главы и последующих двух покажется вам излишне прагматичным или приведет в тупик, просто опустите эти главы. Моим желанием является раскрыть процесс благовестия так, чтобы вам он представился более ясным, а исполнение его как можно меньше пугало вас.

Что значит «возделывать почву»?

Нельзя заставить человека принять евангельскую весть. Невозможно принудить их стать христианами. Так что же, остается ждать, когда они все-таки сами начнут разговор: «Да, кстати, я всю жизнь хотел обрести спасение, но никто мне ничего об этом не рассказывал»? Можем ли мы что-либо предпринять, чтобы слепые глаза начали видеть?

В каком-то смысле, наши глаза до конца так и не раскры-наются до того момента, пока мы не уверуем (Ис. 35:4, 5). Но пока не настал момент посвящения Богу в вере, можно ли сделать еще что-нибудь, чтобы как-то подготовить человека к этому шагу? На одной из своих лекций Юджин Петерсон сказал: «Проведя несколько лет в рабстве греха, мы строим вокруг себя комплексные оборонительные сооружения, пытаясь защититься от благодати. Следует ли брать этот редут лобовой атакой? Иногда — да, но гораздо чаще прибегают к окольным путям наступления. Именно так, пробравшись по уклону, можно «проскользнуть» внутрь укреплений врага». Иисус, например, использовал именно этот метод, когда обращался к народу притчами.

В Деян. 26:18 Павел утверждает, что Иисус призвал его прежде всего открыть глаза им, т.е. неверующим, затем обратить их от тьмы к свету и помочь им принять Христа. Другими словами, Иисус просит нас сперва,заинтересовать неверующих, а затем благовествовать. Если их любопытство возбуждено, они захотят услышать благую весть. Не стоит забывать, что Иисус призвал нас стать «ловцами» человеков, т.е. рыбаками, которые забрасывают крючок с наживкой, а не «охотниками», что заставляют людей сделать все что угодно под дулом пистолета.

Эта первая стадия «возделывания» называется доевангелизационной. Она имеет место до того, как человек услышал слово спасения. Говоря языком земледельца, для того чтобы в свое время собрать урожай, необходимо сперва возделать почву, а затем посеять семена. Как вспахать почву неверующего сердца? Как пробудить в нем интерес к Евангелию?

Исследуем три средства, о которых говорилось в десятой главе, и посмотрим, как можно ими воспользоваться на первой стадии благовестил.

Возделывание почвы истиной

Всякая истина рождается в Боге. Но какая ее сторона будет наиболее подходящей для первой стадии, при «возделывании»? Нашей целью все равно остается проповедь слова о Христе. Но если начать возвещать ее слишком рано, без надлежащей подготовки, можно полностью упустить всякую возможность. Что же делать? Первым делом, необходимо пробудить в неверующем интерес и желание к слышанию благой вести. Как это сделать?

Нужно научиться быть внимательным слушателем. Необходимо выяснить, с чем борется собеседник, какие вопросы не дают ему покоя. Нужно также выяснить, есть ли у этого человека хоть какая-то вера. Ошибочно полагать, что в отношениях не будет никаких точек соприкосновения, общих верований. Обычно я стараюсь обнаружить как можно больше точек соприкосновения и понять, в чем мы согласны друг с другом, а несогласия станут понятными и без того. Этот ход особенно важен в общении с приверженцами иных религий. После того, как выявлены общие интересы и убеждения, становится проще не только до конца понять своего собеседника, но и разобраться, в чем есть несогласия.

Также выявите, в чем заключается истина, на которой основано убеждение собеседника по каждому вопросу, каждой теме. Необходимо побудить собеседника задаться вопросом, на какой именно истине они стоят и насколько она крепка, чтобы выдержать все бремя ответственности за их жизнь.

Будет также полезным узнать, какими вопросами приходится справляться современному обществу в целом. Один из способов сделать это — обсудить с неверующим другом неоднозначный фильм, как это сделала я (см. девятую главу). Беседа двух знакомых о каком-либо фильме обычно начинается с вопроса: «Ты смотрел такой-то фильм? Что скажешь?». Позвольте оставить одно предупреждение: несмотря на наши стремления связать слово спасения с современными проблемами, важно не позволять вопросам окружающего нас общества главенствовать. Дело в том, что современная культура не всегда задает верные, существенный вопросы! Да, несомненно, любые вопросы заслуживают внимания. Нам важно понять, как отвечает на их вопросы Писание. Однако еще большего внимания требует вопрос, с которым обращается ко всем нам Сам Бог.

Теперь, как помочь неверующему человеку перенести акцент с вопросов окружающей его культуры на вопросы неба? Можно, скажем, развить навыки, которые помогут перевести разговор с обыденной темы на духовную. Как только нам удалось добиться этого, мы приблизились к непосредственно благовествованию.

Как я писала ранее, у каждого из нас свой темперамент. Некоторые из нас познают мир на опыте, другие — интуитивно. Кому-то из нас проще простого разобраться в предложениях, изображенных в виде таблиц и диаграмм, а кого-то эта графика выводит из себя. Именно это и делает общение с человеком одновременно волнующим и сложным переживанием. Поэтому, оценивая какой-либо метод или модель общения, важно ответить на вопросы: «Это подходит моему стилю общения с людьми или звучит неестественно, неуклюже? Даже если это не вызывает неловкости у меня, удобен ли этот стиль моему собеседнику?».

Важно осознавать, что мы хотя бы наполовину в ответе за развитие беседы. Мы имеем возможность выбрать стиль и манеру общения. Естественным было бы делать, чтобы наш разговор с неверующим человеком сыграл важную роль в представлении Иисуса. И все же мы возвращаемся к примеру Самого Иисуса. Свои беседы Иисус направлял Сам. Приведем в качестве примера разговор с женщиной у колодца. Он собеседницей не манипулировал, но и не допускал, чтобы Его сбили с цели какие-то отвлекающие маневры в разговоре. Он не укладывался в предположения и ожидания женщины. Выбор манеры поведения собеседницы не мешал Иисусу идти к Своей цели.

Следовательно, испытывать определенные желания и ставить в разговоре цель вовсе йепредосудительно. Нет ничего худого и в применении определенных принципов общения, способствующих формированию разговора и помогающих перевести его на духовные темы. Ниже мною приводятся три модели, которые прошу не воспринимать., в качестве строгих требований, но которые, по мнению многий кто ими пользовался, отлично помогают перевести разговор с обыденных тем на духовные.

Модель развития разговора А: исследуйте, побуждайте, соотносите

Исследуйте. Первое, что нужно сделать — это выяснить, кто перед нами. Это требует наличие у собеседника искреннего интереса и даже любопытства. Иисуса знали как друга грешников. Он любил общаться с любым типом людей и не отстранялся от тех, чья жизнь не была в порядке. Наш интерес к окружающим питается именно любовью Иисуса. Один из способов узнать, что представляет собой собеседник — это задавать вопросы. В современной культуре не принято задавать друг другу вопросы.

Можно пролететь от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка и так и не наговорить с рядом сидящим пассажиром. Но христианам не пристало подчиняться веяниям культуры. Нам нужно учиться задавать вопросы, выводить людей на разговор, и тогда этот навык перестанет быть методом, а станет жизненно важным принципом.

Чтобы добиться этого, необходимо стать, во-первых, слушателем, а уж, во-вторых, — глашатаем. Этот процесс можно уподобить исследованию капитаном корабля береговой черты для того, чтобы безопасно пристать и сойти на берег. Для нас этим «безопасным берегом» является общий интерес или ситуация. Ищите сходства между собой и собеседником. Чем больше у вас интересов, тем легче и быстрее вам удастся найти точки соприкосновения с вашим знакомым. И, в конце концов, ради Христа, будьте интересными! Чем больше мы восхищаемся Божьим творением и оттачиваем мастерство применения своих даров, не забывая при этом исследовать себя на предмет интересов, тем проще становится построить между собой и собеседником мостик общения.

Если прислушиваться к деталям, можно с легкостью, не вмешиваясь в личную жизнь собеседника, вывести его на содержательный разговор. Из-за неуверенности в том, что кому-то действительно интересно их слушать, или из страха, что нельзя доверить собеседнику свои тайны, многие довольно неохотно рассказывают о себе. Зачастую во время разговора человек дает понять, что его тревожит или в чем он нуждается. Например, на вопрос: «Как дела?» человек ответит: «После того, что было на прошлой неделе, дела могут быть только лучше». Или на примере слов Бетти: «Живу одна. Но у меня столько хобби, что я этого как бы и не замечаю». Последний пример указывает на открытость человека.

Иногда собеседник выдает недвусмысленную информацию, по не уточняет деталей. Например, одна из приглашенных мной на группу по изучению Библии женщин как-то раз сказала: «Спасибо за приглашение, но придти не смогу. На прошлой неделе я была на похоронах, так что сейчас разгребаю домашние задания».

В обоих случаях, мяч, как говорится, упал на нашей половине поля. Нам нужно суметь проявить интерес к этим высказываниям и дать собеседнику возможность высказаться, если, конечно, но того хочет. К каждой фразе собеседника следует относиться крайне внимательно. Если нам послышалась нужда, это произошло потому, что, скорее всего, собеседник намеревался ее озвучить. Порой вы услышите нужду, но вам, возможно, покажется, что вы не в состоянии ее восполнить.' В таком случае найдите того, кто сможет помочь.

Даже если у вас вдруг пересохло во рту, и вы просто пошли своей дорогой, но при этом корите себя за провал, знайте — еще не все потеряно. Как-нибудь после подойдите к этому человеку и скажите: «Хочу сказать, что сожалею по поводу кончины твоего деда. Я так и не смог найти слов в тот момент, когда ты сообщил мне об этом. Но мне не все равно, и я молюсь за тебя» (только, пожалуйста, на самом деле молитесь). В результате такого контакта у вас может появиться «столько же возможностей развить отношения, сколько их было после первого, неудачного разговора.

Побуждайте. После того, как у нас сложилось представление о собеседнике, необходимо заинтересовать его Евангелием. Эта сторона благовестия чаще всего остается без внимания. Мы еще не успели привлечь внимание человека а уже стремимся насытить человека информацией. В этом отношении очень полезным будет изучить методы «ловли», применяемые Иисусом и Апостолом Павлом.

Очень часто слова Иисуса казались собеседнику неопределенными, иногда интригующими. Иисус не раскрывал всей картины, пока собеседник не проявлял абсолютного интереса к теме разговора. Но это только сначала. При встрече с самарянкой (Ин. 4:7-42) Иисус сказал, что, знай она, с Кем разговаривает, попросила бы Его дать и ей «живой воды». Он знал, что самарянке будет непонятно, а какой «живой воде» идет речь. Об этом свидетельствует ее вполне практическое возражение: вряд ли Иисусу удалось бы предложить ей живую воду, ведь он не имел даже ведра, которым обычно черпают ее из колодца! Иисус же

заявил, что всякий, хотя бы раз отведавший воды Его «марки», никогда не возжаждет опять.

Теперь становится понятно, что намеренная неясность выражений Иисуса послужила стимулом для ее духовного интереса и проверкой его уровня. Иисус не сразу удовлетворил просьбу женщины дать ей «живую воду», т.к. знал, что она этого пока не понимает. Вместо этого, Он с чуткостью коснулся темы ее личной жизни, детали которой оказались довольно постыдными — опять же Иисусу все это было известно. Внезапно слова Иисуса о неутолимой жажде приобретают для самарянки смысл. Он не манипулиров<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.023 с.)