Стилистическое употребление частиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистическое употребление частиц



 

Задание 170. Проверьте на приводимых примерах справедливость мнения, что "такие частицы, как а, ну, же, вон, вот, вот и, а вот, как правило, выделяют тему высказывания, а логические (пропозиционные) даже, только, именно и т.п. являются в большинстве своем рематическими, так как появление их в высказывании всегда сопряжено с некоей новой, дополнительной информацией. К рематическим можно отнести ряд модальных частиц, как-то: ну да, да, ведь, а также многие речевые стереотипы, сформировавшиеся на базе частиц – а как же, еще бы, вот именно, как бы не так" (Г. Шербань).

1. В полдень (только в полдень!) Молотов обратился к народу по радио, называя слушателей "граждане и гражданки". 2. Я вновь вышел на улицу; толпа была еще велика, и масса вооруженных, даже мальчиков, стреляли – направо и налево и вверх. 3. 18 января 1942 года (именно в тот день, когда войска маршала Тимошенко перешли в наступление на реке Северный Донец) генерал-лейтенант танковых войск Фридрих-Вильгельм Паулюс был официально объявлен главнокомандующим 6-й армией. 4. На Литейном министр (еще министр) видел, что казаки, посланные для усмирения восставших, лениво крутили цигарки в седлах. 5. Александр Михайлович Василевский – уже генерал-полковник – был срочно отозван из-под Демьянска (В. Пикуль). 6. Вон маленькое, не больше пятачка, болотце: еще в детстве около него проколол сучком босую ногу; вон вилашки корявой сосенки: отдыхал под ней сколько раз (В. Белов). 7. Вот характерный след зайца. Он двигался мелкими прыжками, глотая кору тальника, затем чего-то испугался и проворно убежал в кусты (В. Арсеньев). 8. (Григорий) Все тот же сон! Возможно ль? В третий раз! Проклятый сон! (А. Пушкин). 9. – В механике и я чего-нибудь да стою (И. Крылов) 10. – Ведь это все неправда? "…" – Ну конечно, неправда, - ответила Екатерина Дмитриевна, устало закрывая глаза (А.Н. Толстой). 11. – Вот именно! – подхватил Бугров. – Как приехал, так к Витьке и прибегла. Стосковалась (С. Антонов). 12. Почему все не так? Вроде все как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас… (В. Высоцкий).

 

Задание 171. Укажите частицы, используемые для диалогизации речи.

1. Хотя, если разобраться, что произошло? Да ничего особенного. Жена поместила в альбом фотографию мужа. Это нормально (С. Довлатов). 2. Но почему же "очерк судебной хроники" Лескова? Да потому, что оперу эту задумали написать уже давно, если бы не встреча с Ниной, я уверена, что образ Катерины был бы написан иначе (Г. Вишневская). 3. Австрия терпела от турок стыдные поражения. А отчего? Да нарвались на славян, которые грудью на Балканах встали, дорогу на Софию австрийцам закрыв (В. Пикуль). 4. Полученное зерно сами растирали жерновами из распиленного казахского памятника – терменя. И шли в НКВД: или сажайте в тюрьму или дайте перевестись в районный центр! (Спросят: а как же местные? Да вот так… Привыкли) (А. Солженицын). 5. Автор смущен. Как быть и что делать? Как держать ответ перед суровым читателем? Ведь он не только суров, он доверчив (В. Войнович). 6. Зачем же Варенуха шел в кабинет финдиректора, ежели полагал, что его там нету? Ведь у него есть свой кабинет (М. Булгаков). 7. Мне бы порадоваться, а нет! Обуяла меня вдруг такая тоска, такая тоска, что и высказать не могу (С. Антонов).

 

Задание 172. Укажите грамматическую и стилистическую роль выделенной частицы.

…Усмехнулся Рябухин, обузился лицом, тревожась лицом: как она там, доберется ли, не попадет ли в северную передрягу? Хотя главной заботой у Рябухина было другое – в морозы, в пургу каждый час ему надлежало осматривать скважину, проверять ее, не образовывается ли где пробка, не надо ли подкормить стоячок метанолом – специальной жидкостью, что придумана против мерзлых газовых пробок.

 

Задание 173. Найдите частицы просторечно-разговорного и диалектного характера. Для чего они употреблены авторами?

1. – Может, самовары-то взять да починить? – спросила Степановна. – Ей-богу, возьми самовары-то! Саша Пятак в кузнеце кранты-то припаяет. 2. – Читал, Петров, сегодня газету-то? – спрашивает Куров Мишку. – Опять, чуешь, буржуазники-то шалят с бонбой. 3. – Я к примеру, в ТОЗ-от вступил без твоего нагана. А вы с Табаковым ТОЗ-от распустили, а сделали из него артель (В. Белов). 4. (Нянька) Как же, помню! Энтот гранд Был пожрать большой талант: С головою влез в тарелку, Аж заляпал жиром бант (Л. Филатов).

 

Задание 174. Охарактеризуйте употребление частицы –с в приведенных текстах.

1) Обернувшись, он осмотрел Корнилова так, словно перед ним оказалась нечаянная какая-то находка, и спросил с раскатистой хрипотцой:

– Что скажете о нэпе, Петр Николаевич Корнилов? Скажете что-нибудь? Будьте любезны-с!

Корнилов растерялся – вопрос был в порядке допроса. Непонятно какого, почему и по какой причине, но допроса.

И сомнений не оставалось – мастер из "бывших". Оттого, что догадка подтвердилась, удивление еще возросло: что же это была за "бывшесть"? Что за плебейское "будьте любезны-с"? Что за барская хрипотца? Что за странные сочетания в одном странном лице?

– Нет, вы скажите-с, Петр Николаевич Корнилов, что это за мистерия такая, новой экономической политикой называемая-с?

(С. Залыгин)

2) – Я русский дворянин, сударь, - ответил граф со спокойным достоинством, - я не позволю вам, сударь…

– Прощеньица просим! – перебил его купец с шутовским поклоном. – Мы люди не гордые. Можем с вашим сиятельством и развестись. Возвращайтесь к своей мамзели, но только с квартиры ей придется съехать, потому как своими кровными денежками я за ваш сиятельный блуд платить не намерен. И дом на Неглинной придется освободить-с.

– Позвольте, но это мой дом… – произнес граф еле слышно.

– Был ваш-с. А теперь записан на имя вашей супруги, и вам это отлично известно.

(П. Дашкова)

 

Задание 175. Каковы в данных предложениях функции междометий?

1. Не допела, зевнула: ох-хо-хонюшки. 2. – Пте-пте-пте! Пте-пте-пте, иди сюда, милушко! – Еремиха хочет добром увлечь теленка к дому, теленок взбрыкнул и побежал в другую сторону. 3. – Дошел раз до ближней речки, хотел перейти, а нога подвернулась, и я, понимаешь, хлесть на мостик. 4. – Вррых! – скрипел Иван Африканович зубами. Он дважды пробежал с колом по всей деревне, всех разогнал (В. Белов). 5. И под локоток в другую горницу подталкивает. А в другой горнице стол накрыт. И-и-и-и-и! чего только нет на столе на том (Т. Толстая). 6. – Прицепилась лапками (сова) за какой-нибудь прутик у конька и висит вниз головой – спит. – Днем? – Днем. – И-ех! – в какой раз вырвалось у меня. – Ночью она выходит на охоту. – А почему не днем? – Днем не видит. – И-ех! (А. Алексеев).

 

Задание 176. Какие стилистические функции выполняют междометия в приведенных предложениях?

1. – Э! Да ты, как я вижу, ни на что не годишься (Н. Лесков). 2. – Стоп! – резко остановил он Арчибальда. – Привал (А. и Б. Стругацкие). 3. Подзадорили детинушку – он почти всю правду – бух! (А. Некрасов). 4. Снял с полки железную коробку и – бряк ее на верстак (Н. Ляшко). 5. Если мне не хватит в пистолете пуль, Привяжу на шее камень и Буль-буль-буль (П. Рыбников). 6. В деревне книги стал читать. – Вот молодость!... – читать!...а после хвать!... (А. Грибоедов). 7. Спорят между собой какие-то две пташки. "Тви-ист, тви-ист…" – тянет одна. "Рок-н-ролл…рок-н-ролл…" – грубо и зло отвечает другая. 8. – Ба-а, да вы, никак, на весенних учениях тоже были убиты?! (М. Скороходов). 9. – Зоотэхник в истэрике! – передразнил Мишка кого-то. – Чик-брик, пык-мык! Дуры шпаклеванные. Видал я такую интеллигенцию (В. Белов). 10. Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фи, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол! (Г. Остер)

 

Задание 177. Познакомьтесь с наблюдениями над употреблением частиц на страницах печати. Согласны ли вы с комментариями и рекомендациями автора заметки?

Рассмотрим еще один пример: "Президент компании успехи связывает с принципом ведения перспективы, которая нередко предполагает отказ от заманчивой сиюминутной выгоды. О серьезных же перспективах "Медведя" говорит учреждение четырех дочерних предприятий в различных сферах бизнеса.

Слово "же" в такой фразе читается прежде всего как союз, близкий по значению к союзу "а". Так возникает абсурдная мысль о том, что перспективный взгляд на вещи – это несерьезный подход к делу, но именно он обеспечил успехи компании. Может быть, автор использует это слово как частицу? Дело, однако, в том, что частица "же" выделяет то слово, после которого она стоит, соотносит его с предшествующим контекстом по принципу противопоставления или указывает на то, что слово, связанное с частицей, сообщает о чем-то новом, ранее не названном. Но ни тот, ни другой смысл здесь невозможен (…)

Что же мешает точно понять эти тексты? Внимательное чтение их показывает, что "виноваты" здесь частицы "не только", "же", "и", а также вводное слово "может". Они дают нам особую информацию: эта информация "невидима", она не выражается в тексте словами, однако мы улавливаем ее без труда. Если думать об этом, подтекст становится "неуправляемым": независимо от воли автора он соединяется с информацией, выраженной словами, - появляются связи, которые трудно заметить, а на основе этих связей мы часто получаем смысловую ошибку.

Покажем еще несколько случаев "неуправляемого" подтекста в газетных материалах:

"Итоги выборов разом отозвались на проголосовавшем "розово" Ставрополье в приятном для него ключе. Открылись все инвестиционные шлюзы, которые были захлопнуты для громадного количества вовсю было раскрученных краевой администрацией проектов и целевых программ". Здесь очевидное противоречие: если проекты были вовсю раскручены, о них нельзя сказать "раскрученных было".

"Но туман никак не проходил, и тогда Сведенборг понял, что он действительно умер. Ибо, по Сведенборгу, туман, который и на английском, и на шведском звучит как "мист", на том свете – вечен.

Как, добавим, мистика и на этом. Недаром они одного корня." Неожиданно в тексте изменяется предмет речи: туман – мистика. Может быть, неудачным здесь был порядок слов? (…)

Итак, текст, в котором нарушается связность, становится для читателя непонятным. Поэтому даже самым маленьким словам – "связкам" необходим текст на "понятность". Что это означает на практике? Скажем, отдельные предложения соединяются союзом (частицей, вводным словом). Тогда разделим целое рассуждение на две мысли, вспомним и опишем словами смысл связки и попытаемся на основе этого смысла снова соединить разделенные нами мысли в целое рассуждение. Если во фразе вы используете частицы "и", "даже", "же", также опишите словами, выведите на поверхность их смысл и решите, не мешает ли этот смысл вашему замыслу. Только так можно надеяться, что ваш текст будет отвечать одному из требований культурной речи – ясности изложения.

(Н. Муравьева – Русская речь. 1997. №6)

 

Библиография

Учебная литература:

1. Бельчиков Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка. М., 2008.

2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2005.

3. Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 2005.

4. Григорьева О. Н. Стилистика русского языка. М., 2000.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

6. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2004.

7. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка: Лекции с упражнениями. М., 2005.

 

 

Словари:

1. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003.

2. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Словарь стилистических вариантов. М., 2001.

3. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударения. М., 2005.

4. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. М., 2003.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2005.

6. Сазонова И. К. Толково-грамматический словарь русского языка: Глагол и его причастные формы. М., 2002.

7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.

 

 

Содержание

 

Предисловие……………………………………………..…………………  
Стилистическое употребление имён существительных ………………..  
Род имён существительных…………………………………………..……  
Число имён существительных ………………………………………...…  
Варианты падежных окончаний имён существительных…………….…  
Склонение имён и фамилий……………………………………….………  
Стилистическое употребление прилагательных…………………….…..  
Полная и краткая форма имён прилагательных………………………....  
Степени сравнения прилагательных………………………………..…….  
Синонимия прилагательных и косвенных падежей существительных.  
Стилистическое употребление имён числительных……………………..  
Склонение количественных числительных…………………………...….  
Склонение порядковых числительных………………………………..….  
Склонение собирательных числительных………………………………..  
Стилистическое употребление местоимений……………………….……  
Стилистическое употребление глаголов…………………………………. Варианты видовременных форм…………………………………………..  
Образование личных форм некоторых глаголов…………………………  
Возвратные и невозвратные формы глагола……………………………..  
Стилистическое употребление причастий и деепричастий……………..  
Стилистическое употребление предлогов……………………………..…  
Стилистическое употребление союзов…………………………………...  
Стилистическое употребление частиц…………………………..……….  
Библиография ……………………………………………………….……  

 

 


[1] Дано по: Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под редакцией В.Д. Черняк. – М., 2004.

 

[2] Упражнение из учебного пособия: Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов – нефилологов. – М.: Флинта, 1997.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.039 с.)