Возвратные и невозвратные формы глагола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возвратные и невозвратные формы глагола



Задание 124. Определите значение, которое выражают возвратные глаголы.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. (Из Конституции РФ). 4. Многим не верилось, казалось невероятным, непонятным, что при нашей неприступной таможне все это (раритеты) попадало на Запад. (В. Барковский). 5. Надо бы сильнее благоговеть, а благоговеется как-то слабо, что ли. (Т.Т.) 6. Форточек в доме не водилось, и комнатная атмосфера освежалась только при помощи топки печей. (С.-Щ.) 7. Равнины белеют под снегом, чернеется лес впереди. (Некр.) 8. Стали ему и красным петухом грозиться. (Л. Толст.) 9. Разговорная речь противопоставляется книжной речи в целом. 10. Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов…(из газет).

Задание 125. Найдите стилистические ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных форм глагола. Сделайте стилистическую правку в случае необходимости.

1. Серебро от времени чернеется. 2. В детприемнике собираются дети, потерявшиеся на улице. 3. В тексте встречаются ошибки. 4. Она пожалела чахлую гераньку, которой плохо рослось на подоконнике. 5. Будучи прекрасным оратором, он неоднократно приглашался на литературные вечера. 6. Сквозь вечерний туман видно, как что-то чернеется в саду. 7. Дверь открывается автоматически. 8. В чай бросаются несколько кусочков сахара и лимон.

 

Задание 126. Определите значение, которое выражают возвратные глаголы.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. 4. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (из Конституции РФ).

 

Задание 127. Найдите стилистические ошибки, связанные с употреблением глаголов. Сделайте правку.

1. Именно такой тип красоты диктуется сейчас из Голливуда. 2. Альбом продался тиражом в 300000 экземпляров. 3. Когда он едет от Манилова к Собакевичу, то заблуждается и падает в грязь. 4. В тексте встречаются ошибки. 5. Письмо отправляется из Москвы в Ереван. 6. С конца зимы машины готовятся к эксплуатации. 7. Другая стена красится в зеленый цвет. 8. В лесу собираются грибы и ягоды. 9. Пока мать убиралась в квартире, дети игрались в песочнице. 10. Она пожалела чахлую гераньку, которой плохо рослось на подоконнике. 11. Мы затормозились в правовом вакууме, который должна решать Государственная Дума. 12. В компьютерную систему внесся вирус. 13. Снег кидается с крыши прямо на мостовую. 14. Участники митинга погружаются в автобус. 15. Наступает время, когда берутся в руки книжки и начинаются читать.

 

Стилистическое употребление причастий и деепричастий

Задание 128. Создайте действительные причастия прош. времени в форме муж. рода от глаголов.

Ввергнуть, прибегнуть, расторгнуть, мокнуть, вянуть, опровергнуть, гаснуть.

 

Задание 129. Дайте стилистическую характеристику причастий в следующих парах. Составьте предложения с ними.

Блистающий – блещущий, внимающий – внемлющий, капающий – каплющий, махающий – машущий, страдающий – страждущий.

 

Задание 130. Образуйте причастия от глаголов в скобках. Отметьте вариантные формы и дайте их стилистическую характеристику.

1. (Промерзнуть) до костей гость отогревался у камина. 2. Ветер развевал (сохнуть) во дворе белье. 3. Депутат, (погрязнуть) в коррупционных скандалах, был отозван избирателями. 4. Пирог, (пахнуть) так заманчиво, был в центре внимания. 5. (Вторгнуться) на русскую землю враг был изгнан Александром Невским. 6. (Мокнуть) под дождем прохожие торопливо бежали к автобусной остановке. 7. (Изобрести) электрическую лампочку инженер Лодыгин не нашел признания на родине и осуществил свои планы за рубежом. 8. Создатель финансовой пирамиды, (заклеймить) позором, тем не менее оказался среди депутатов Госдумы.

 

Задание 131. Дайте стилистическую характеристику следующих причастий.

Капающий – каплющий, машущий – махающий, двигающий – движущий, блистающий – блещущий, метающий – мечущий, щиплющий – щипящий, полоскающий – полощущий, страдающий – страждущий, брызгающий – брызжущий, рыскающий – рысщущий, мурлыкающий – мурлычащий.

Задание 132. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от следующих глаголов.

Мокнуть, гаснуть, прибегнуть, свергнуть, зябнуть, отторгнуть, мерзнуть, вянуть, опровергнуть, расторгнуть, оглохнуть, липнуть.

 

Задание 133. Сгруппируйте отдельно причастия, соответствующие современным нормам литературного языка, и те, форма которых является устарелой или разговорной.

Забретший – забревший, приобретший – приобревший, приплетший – приплевший, вышибленный – вышибенный, заклейменный – заклейменный, изрешеченный – изрешетенный, обезопасенный – обезопашенный, пронзенный – пронженный, обгрызенный – обгрызанный, спеленатый – спеленанный (спеленутый).

 

Задание 134. Найдите стилистические недочеты и сделайте правку.

1. Отчающимся похудеть! Хочешь похудеть и иметь спортивный, подтянутый и цветущий вид? "Планета Фитнесс" ждет тебя. (реклама). 2. Такое поведение называется "оскорбляемая невинность". 3. Из подвала, пахшего чем-то невообразимым, вылез кот, лениво махающий пушистым хвостом. 4. Выступая на совещании, вы должны оставаться в рамках ставимых вами вопросов. 5. Колыхающиеся на воде лодки постепенно сносит течением. 6. Слипнувшиеся листы старой рукописи разделили с трудом. 7. Упавшие на землю осенние листья засыпали все аллеи Летнего сада. 8. Перетерпленные страдания не ожесточили героя. 9. Все прочетшие новый роман популярного автора угнетены концентрацией агрессии, насыщавшей сюжет.

 

Задание 135. Выберите форму, соответствующую литературной норме. Объясните свой выбор.

  1. Мокший – мокнувший, промокший – промокнувший.
  2. Мерзший – мерзнувший, замерзший – замерзнувший.
  3. Гасший – гаснувший, угасший – угаснувший.
  4. Сохший – сохнувший, засохший – засохнувший.

 

Задание 135. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Пиша эти строки я думаю о тебе. 2. Он идет по улице усталый, сгорбившись, нахмуренный. 3. Не боясь никого и рвавшийся в атаку боксер своим напором деморализовал противника. 4. Он догнал меня на улице, бежа и задыхаясь. 5. Рвя всякие путы и препоны, художник стремился к созданию новых форм в искусстве. 6. Спускаясь с холма и увидев озеро, мы с радостью начали купаться.

Задание 136. Образуйте деепричастия от глаголов в скобках. Отметьте вариантные формы и дайте их стилистическую характеристику.

1. (Отвезти) багаж в камеру хранения пассажиры отправились в буфет. 10. Мы слушали рассказы о его приключениях (разинуть) рот. 11. (Отвергнуть) это предложение, ваша фирма многое потеряет. 12. (Вытереть) ноги на высоком крыльце, мы прошли в высокие сени. 13. (Запереть) дверь на ключ и (навесить) цепочку, бедная старуха отправлялась спать. 14. (Остынуть) на подоконнике, чай стал слишком холодным. 15. (Быть) в гостях, помните о правилах хорошего тона. 16. (Запастись) терпением, вы многое можете сделать.

 

Задание 137. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения и сформулируйте правило употребления деепричастного оборота.

1. Просидев в библиотеке до вечера, мной была написана контрольная работа. 2. Учитывая переплетение стилей, архитектура собора трудно определяется. 3. Добравшись до центра на автобусе, мы пошли дальше пешком. 4. Недостаточно подготовившись, докладчику не удалось полностью раскрыть тему. 5. Окончив вуз, их ожидала интересная работа. 6. Ожидая, пока остынет чай, была прочитана новая газета. 7. Читая этот рассказ, создается впечатление, что автор был участником событий. 8. Самолет, набирая скорость, взмыл вверх. 9. Проанализировав полученные данные, можно сделать ряд выводов. 10. Посмотрев новый фильм, мне стало грустно. 11. Взобравшись на вершину холма, перед глазами открывается панорама города. 12. Понимая необходимость этого мероприятия, оргкомитету удалось подготовить его в срок. 13. Сидя на ветках, птицы не были встревожены проехавшей мимо машиной. 14. Глядя на снимки в модных журналах, фигура не станет лучше. 15. Работая в клубе аниматором, у Ирины появляются новые друзья.

 

Задание 138 [2]. Прочитайте текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

 

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползя на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкина-Герке)

Задание 139. Укажите ошибки в употреблении глагольных форм (причастий, деепричастий). Отредактируйте предложения.

1. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна. 2. У этого ансамбля есть и фольклор, и ультрасовременная певческая манера, но, главное, есть мысль, прослеживающаяся буквально по всем направлениям. 3. Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии "Мосфильм". 4. Когда год спустя я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха та казалась мне совсем туманной и давно вдавившейся в глубь веков. 5. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар. 6. В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 7. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ. 8. Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр. 9. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

 

Задание 140. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

1. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 2. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 3. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 4. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 5. В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь с А. Карповым, одержал блестящую победу. 6. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11116 т удобрений. 7. Высота рабочей плоскости и верхняя линия ноги человека в положении сидя позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола. 8. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 9. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.

 

Задание 141. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения.

1. Опустив удильник, блесна с более утолщенным слоем олова не падает отвесно, а уходит в сторону. 2. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 3. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 4. Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось, чтобы дать возможность строителям продолжить днем вести нужные работы. 5. Готовясь к весенне-летнему сезону, в апреле и мае высаживается 850000 цветов 60 названий и к ним прибавляется еще 5000 кустарников и 160 крупногабаритных деревьев. 6. Строения разбираются, бережно доставляются в музей и, выбрав подходящее место, снова собираются. 7. План проведения этой операции обсуждался на нескольких совещаниях, не приводя между тем к какой-либо ее конкретной подготовке. 8. Заглянув в группу, нам представилась интересная картина.

 

Задание 142. Сравните формы деепричастий и дайте их стилистическую характеристику.

Дав – давши, написав – написавши, сказав – сказавши, купив – купивши, пропев – пропевши, подумав – подумавши, напомнив – напомнивши, выбросив – выбросивши.

 

Задание 143. Употребите данные деепричастия в контекстах соответствующей стилистической окраски.

Припевая – припеваючи, поджидая – поджидаючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи, играя – играючи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.024 с.)