Стилистическое употребление имён существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистическое употребление имён существительных



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО и ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра русского языка

Морфологическая стилистика

 

 

Практикум по стилистике и литературному редактированию для студентов факультета экранных искусств

 

Санкт-Петербург

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КИНО и ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра русского языка

Морфологическая стилистика

 

 

Практикум по стилистике и литературному редактированию для студентов факультета экранных искусств

 

Санкт-Петербург

Автор-составитель – к.ф.н. Т. В. Жаркова, доцент кафедры русского языка Санкт-Петербургского университета кино и телевидения

Рецензент – к.ф.н. Н. А. Розова, доцент, зав.кафедрой русского языка Санкт-Петербургского университета кино и телевидения

 

 

Материалы предназначены студентам ФЭИ для занятий по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование».

 

 

Утверждено в качестве практикума по стилистике и литературному редактированию Методическим советом ИМК СПбГУКиТ. Протокол № 8 от 05.05.2010

 

 

© СПбГУКиТ, 2010

 

Предисловие

Данное пособие предназначено для всех студентов СПбГУКиТ, изучающих дисциплину «Стилистика русского языка» и «Русский язык и культура речи».

Оно содержит упражнения по морфологической стилистике, знакомящие с нормативным употреблением частей речи и их стилистически окрашенными вариантами. Задания имеют практическую направленность, так как в большинстве своём основаны на текстах современной массовой коммуникации. Они позволяют закрепить навык владения морфологическими нормами и её стилистическими разновидностями. Небольшое включение справочного материала помогает проверить себя по наиболее сложным темам.

Пособие может использоваться для самостоятельной домашней работы и для аудиторных занятий.

 

 

Стилистическое употребление имён существительных

Род имен существительных

 

Задание 1. Определите род имён существительных. Укажите, какие факторы влияют на родовую принадлежность аббревиатур и как определяется род несклоняемых географических названий.

Аэрозоль, гуашь, имбирь, канитель, тюль, фасоль, шампунь, моль, толь, бретель, выхухоль, мозоль, вуаль, авторалли, авизо, адажио, азу, алоэ, барокко, безе, бунгало, вето, гризли, домино, иваси, канапе, кимоно, коала, кураре, кутюрье, лечо, зануда, растяпа, доцент, лама, алиби, врач, фойе, бра, кашпо, авеню, кофе, буржуа, Борнео, Миссури, Калахари, Дели, Зимбабве, Обь, Уссури, Хоккайдо, Па-де-Кале, ЛДПР, МИД, РАН, АПН, АЗС,БАМ, ЗАГС, ТЮЗ.

 

Задание 2. Определите грамматический род сложных наименований и составьте предложения с ними.

Выставка-продажа, музей-квартира, словарь-справочник, галстук-бабочка, кафе-бар, кресло-качалка, театр-студия, чудо-ребёнок, юбка-брюки, крем-мыло, вагон-ресторан.

 

Задание 3. Прочитайте стихотворение Б. Ю. Нормана. Укажите существительные, употреблённые с нарушением формы рода и запишите их нормативный вариант.

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сожрёт.

Он яблок, помидоров

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест,

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мыш ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажите: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

… Но есть обжора – Время –

Вот кто живёт в шкафу.

 

Задание 4. Определите родовую принадлежность существительных, проверяя себя по словарям.

Плацкарт(-а), манжет(-а), зал (-а), георгин (-а), желатин

(-а), бакенбард (-а), эполет (-а), рельс (-а), корректив (-а), сандалий (-а), абрикос (-а), клавиш (-а), жираф (-а).

 

Задание 5. Подберите к существительным женского рода их аналог мужского рода, если это возможно. Объясните случаи отсутствия грамматической пары.

Актриса, балерина, велосипедистка, доярка, графиня, машинистка, маникюрша, кухарка, леди, нормировщица, санитарка, свинарка, сиделка, прядильщица, солистка, ткачиха, трактористка, фасовщица, хористка.

 

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода их аналог женского рода, если это возможно. Укажите его стилистическую окраску. Выберите форму рода, употребляемую в жанре приказа.

Агроном, адвокат, ассистент, аспирант, бригадир, врач, генерал, доктор, директор, инженер, доцент, инспектор, кандидат, корреспондент, педагог, профессор, геолог, фельдшер, чемпион.

 

Задание 7. Прочтите статью О.Л. Дмитриевой "Женский вопрос" в наименованиях профессий". Покажите изменения в норме употребления и наименования женских профессий.

Первым специальным изданием для женщин в XIX веке был "Дамский журнал" (М.,1823-1828). Круг женских специальностей, профессий, общественных обязанностей в то время был крайне ограничен. Для их обозначения в русском языке имелось достаточное количество исконных существительных женского рода.

На ряду с общеупотребительными существительными типа правительница, фрейлина, швея есть наименования, образованные от мужских соответствий по малопродуктивным словообразовательным моделям. Вот примеры из "Дамского журнала": "О Гиппархии говорит Диоген как о славной философке и трагической стихотворице "; "До сих пор очень мало известно художественных произведений сей живописицы "; "Сия знаменитая виртуозша, отъезжая из Москвы, давала прощальный концерт". Подобные наименования – результат языковой привычки: называть женщину личным существительным женского же рода.

С шутливым осуждением "Дамский журнал" протестовал против возможности использования слов мужского рода для наименования женщин: "Нет сомнения, что первая Грамматика была написана мужчиною, который не посовестился первым родом поставить мужской".

В широком языковом употреблении второй половины XIX и первых десятилетий XX века – целый набор профессиональных и других наименований, образованных от личных существительных мужского рода. Суффиксы –их-,-ш- использовались в основном для названий женщин по профессии или занятию мужа (дьячиха, генеральша), а -есс-, -ин- – по ее положению в иерархии сословной лестницы (принцесса, княгиня), позже эти суффиксы стали средством словообразования профессиональных наименований женщин.

Для второй половины XIX – начала XX века характерно отсутствие стилистического разграничения в формах мужского и женского рода. Слова на –ша, -ичка, -иня, -иха, -иса, -есса включались и в официально-деловую речь, и в тексты документов: "К указанным лицам комиссия просит отправлять также запросы относительно репетиторш и лектрисс "; "Законопроект об адвокатессах ". Активны эти существительные и в других жанрах публицистических текстов: "Много есть теперь таких женщин на всех поприщах открытого для них труда: и учительниц, и докторш, и бухгалтерш; "За ними следуют инженеры: химички, технологички ".

Развитие новой формы употребления рассматриваемых наименований начинается после Октября.

Происходит стилистическое размежевание соотносительных пар мужского и женского рода. Наименования на –ша, -иха становятся средством речевой характеристики, приобретают разговорную окраску: "Волкову сейчас за знание законов в деревне комиссаршей зовут"; "Я – сельская организаторша ".

Новые профессии женщин, как правило, обозначаются словами только мужского рода: биофизик, космобионик, дизайнер. Чаще используются в официально-деловом, строгом публицистическом и нейтральном стилях речи формы мужского рода на –тель, -ник, -ист и другие, легко образующие женские соответствия: "…А.А. Люблинская, специалист по детской психологии".

Информативность, экономичность, удобство в обращении – вот качества, отвечающие языковым нормам; они предполагают преимущественное употребление мужского рода в официально-деловом и строгом публицистическом стилях речи.

 

Задание 8. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления наименования лиц. Исправьте предложения.

1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Кассирша опять долго отсутствовала. 3. Главная бухгалтер закончила работу. 4. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 5. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6. Докладчик остановилась на самых основных проблемах.

 

Задание 9. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.

1. Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). 2. (Ставень, ставня) слетел(а) с петли. 3. Ударили по (рельс, рельса), подвешен… к дереву. 4. Мы вошли в светл… больш… (зал, зала). 5. Ветром был… разбросан… (скирд, скирда).

 

Задание 10. Отметьте, форма какого рода является в данное время принятой, а какого – устаревшей, имеет профессиональную, разговорную или просторечную окраску.

1. Бакенбард – бакенбарда банкнот – банкнота

Бот – бота ботфорт – ботфорта

Желатин – желатина канделябр – канделябра

Клавиш – клавиша клипс - клипса

Кювет – кювета ласт – ласта

Просек – просека скирд – скирда

 

2. Арабеск – арабеска жираф – жирафа

Зал – зала занавес – занавесь

Катафалк – катафалка метод – метода

Мирт – мирта рельс – рельса

Ставень – ставня статуй – статуя

Тальк – талька фильм – фильма

 

3. Контральто (муж р.) – контральто (ср.р.)

Мозоль (муж.р.) – мозоль (жен.р.)

Рояль (муж.р.) – рояль (жен.р.)

Табель (муж.р.) – табель (жен.р.)

Толь (муж.р.) – толь (жен.р.)

Туннель (муж.р.) – туннель (жен.р.)

 

Задание 11. Выясните по словарю значение и род указанных существительных. Составьте с ними словосочетания и запишите их.

Боа, авеню, авокадо, артишок, бунгало, биеннале, банту, виски, варьете, варан, гольф, гуанако, гризли, джерси, домино, жабо, жалюзи, зомби, Замбези, Зимбабве, индиго, иваси, кофе, капучино, каберне, лассо, лечо, Лох-Несс, маренго, мокко, Марокко, мачо, мачете, нувориш, папайя, пресс-папье, портмоне, рефери, ридикюль, рантье, сомелье, салями, серсо, сирокко, суахили, суши, торнадо, танго, темпура, топинамбур, урду, флип, хиппи, чинзано, шевалье, эль, яппи.

 

Задание 12. Определите стилистическую окраску вариантов рода данных слов.

Георгин – георгина, рельс – рельса, фильм – фильма, клавиш – клавиша, манжет – манжета, бакенбард – бакенбарда, жираф – жирафа, ботфорт – ботфорта, санаторий – санатория, карьер – карьера, тапка – тапок.

 

Число имен существительных

Задание 13. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

1. Жирафы, степи, скирды, неряхи, яблоки, ставни, присоски, шинели, медали, унты, гуси, клавиши, манжеты, старосты, занавеси, идиомы.

2. Рояли, рельсы, босоножки, пожарища, погоны, бандероли, запевалы, грозди, санатории, ботфорты, залы, шампуни, мозоли, плаксы, судьи, боты.

 

Задание 14. Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа.

Подмостки, шахматы, брюки, яблони, цветы, ножницы, очки, качели, лекарства, гантели, сливки, цвета, сонеты.

 

Задание 15. Найдите и объясните ошибки в употреблении форм числа.

1. Второго мая в Подмосковье должен зацвести одуванчик, четвертого мая – вишня. 2. Все свои творческие дарования писатель отдавал людям. 3. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. 4. К этому времени он полюбил и русскую, и зарубежную литературу. 5. Погоды стояли теплые.

 

Задание 16. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления форм числа имен существительных.

1. Уже организована продажа елочной игрушки. 2. Доставка книги по заказам уже налажена. 3. Защита дипломных работ продлится около месяца. 4. К празднику надо купить два килограмма мандарин, килограмм персика и килограмм сливы. 5. Кандидат в мастера спорта провел сезон без поражения.

 

Задание 17. Вставьте пропущенные буквы, мотивируйте выбор формы числа существительных.

1. Нужно воспитывать в детях правильн… отношени… к явлениям окружающей жизни. 2. Для предупреждения пожар… необходимо соблюдать противопожарный режим. 3. В реках и озерах нашей страны вод…тся разн… рыб… 4. В реч… ораторов можно отметить использование изобразительных средств языка. 5. Часты… уход… мальчика из дому начал… беспокоить родителей. 6. В этом году предвидится большой урожай череш…н…, виш…н…

 

 

Варианты падежных окончаний имен существительных

Справка

Задание 19. Поставьте существительные в форму множественного числа и образуйте словосочетания, выявляющие их лексическое значение.

Счет, пропуск, лагерь, рожок, образ, колено, мех, лоскут, тормоз, хлеб, корпус.

 

Задание 20. Поставьте существительные в форму множественного числа. Распределите в 3 группы: 1) с нейтральной стилистической окраской и окончанием –а(-я); 2) нейтральной окраской и окончанием –ы(-и); 3) нейтральной окраской и окончанием –ы(-и) и разговорно-просторечной или профессиональной и окончанием –а(-я).

Веер, запчасть, волос, джемпер, трактор, китель, округ, тополь, крем, выбор, дизель, невод, ячмень, купол, повар, аэропорт, шофер, корректор.

 

Задание 21. Дайте стилистическую характеристику выделенных имен существительных.

1. Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума. 2. Роман Джона Стейнбека " Гроздья гнева" был переведен на русский язык в шестидесятые годы XX века. 3. Но не хочу, о други, умирать… 4. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке. 5. Мы говорим не ветры, а ветра. (В.Высоц.) 6. Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко…(С.Я.М.) 7. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья. В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (Л.) 8. Даже камни возопиют…(Библия) 9. Удача вновь простерла над нашим героем свои крыла. 10. Он летел на крыльях любви. 11. Маяковский говорил: " Зубы надо чистить дважды: утром – для красоты, вечером – для здоровья". 12. Гнутые зубья старой пилы смотрели в разные стороны.

 

Задание 22. Выберите форму именительного падежа. Дайте стилистическую характеристику выбранного варианта.

1. Нужно подписать договор… в отделе кадров. 2. Инспектор… ГИБДД – одно из самых востребованных подразделений милиции. 3. Слесар… нашего домоуправления обслуживают несколько жилых кварталов. 4. На совещании выступили бухгалтер…, инспектор… и конструктор… 5. В год… войны секретные бункер… хранили много тайн. 6. Японские веер… поражают оригинальностью и утонченностью цветовых сочетаний. 7. В романе "Отцы и дети" Тургенев показал разные лагер… своего времени: лагерь либералов и лагерь разночинцев-демократов. 8. ЕС готов заключить с Россией новые договор… и открыть все порт… для российских кораблей. 9. Белинский, Добролюбов и Чернышевский – вот учител… молодых разночинцев-демократов II половины XIX века. 10. Цех… по производству трикотажных изделий получили новое оборудование. 11. В средневековой Европе ремесленники входили в различные гильдии и цех..: кожевников, оружейников, шерстяников и другие. 12. Фирма "Гарнье" умело рекламирует новые крем…, лосьоны и антицеллюлитные средства.

 

Задание 23. Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже примеров.

1. Бочонок меда – бочонок меду.

2. Тарелка супа – тарелка супу.

3. Банка пороха – банка пороху.

4. Килограмм гороха – килограмм гороху.

5. Литр кваса – литр квасу.

6. Стакан морса – стакан морсу.

 

Задание 24. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.

1. Стакан ча…. Выпить ча…. Сортировка ча…. Стакан крепкого ча….

2. Ложка сахар…. Производство сахар….

3. Много снег…. Задержание снег….

4. Много народ…. История народ….

5. Присутствие дух…. И дух… чтоб твоего здесь не было.

6. Поддать пар…. Давление пар….

7. Банка лак…. Изготовление лак….

 

Задание 25. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты, укажите вид вариантов.

Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), со (страх), с (тыл), со (счет), с (холод), от (мороз).

 

Задание 26. Допишите окончания, объясните свой выбор.

1. Нет дым… без огня. 2. Колос от колос… - не слышно голос…. 3. Ложка дегт… в бочке мед…. 4. Что с воз… упало, то пропало. 5. Час от час… не легче. 6. Не зная брод…, не суйся в воду. 7. С мир… по нитке – голому рубашка. 8. Комар нос… не подточит.

 

Задание 27. Укажите семантические отличия в данных конструкциях.

1. Налить воду – налить воды.

2. Выпить кефир – выпить кефира.

3. Купить масло – купить масла.

4. Насыпать муку – насыпать муки.

5. Принести сыр – принести сыра.

 

Задание 28. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

 

Задание 29. Охарактеризуйте выбор формы окончания существительных.

1. Он в нашем коллективе без году неделя. 2. Головную боль можно снять стаканом зелёного чая. 3. Коньяку в буфете не оказалось. 4. Делам конца краю нет. 5. В тесто следует добавить мёду. 6. Хорошо погостить на пасеке, поесть медку. 7. На концерте пародиста зрители умирали со смеху. 8. Налейте кофейку погорячее. 9. Купите рафинированного сахара.

 

Задание 30. Выберите форму окончания: -у/-ю или –а/-я.

1. Нам было не до смех…. 2. Он сделал это смех… ради. 3. Маленькие зрители испугались смех… Карабаса Барабаса. 4. Мы смотрели спектакль по пьесе Шекспира «Много шум… из ничего». 5. Публикация наделала много шум…. 6. От шум… будет болеть голова. 7. Нет лучшего вид…, чем с горы. 8. Не показывайте вид…, если испугаетесь. 9. Это случилось около час… дня. 10. Ни час…, ни минуты он не сидит без дела.

 

Задание 31. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

1.Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. 2. В компот положили много изюм… и чернослив…. 3. Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча…. 4. Больной принял таблетку валидол…и выпил ложку бром…. 5. Столько этого крик… и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…. 7. Отбо… нет от разных заманчивых предложений. 8. Иные судят обо всем с наскок…. 9. Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр…. 10. Трудно даже представить себе, сколько доход… получит в этом году наш завод. 11. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград…. 12. Уступите ему смех… ради. 13. К обеду хотите щей или суп…? 14. Эх, хорошо бы поддать пар…! 15. За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

 

Задание 33. Объясните значение устойчивых сочетаний. Составьте с ними предложения.

Вариться в собственном соку, семи пядей во лбу, рыльце в пуху, ни в одном глазу, бельмо на глазу, на верху блаженства, лежать на боку, росинка во рту, написано на роду.

 

Задание 34. Объясните различия форм предложного падежа –у/-ю и –е.

1. Златая цепь на дубе том (А. П.). 2. Сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебряну. 3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А. П.). 4. На лбу видны ранние морщины. 5. В «Вишнёвом саде» Чехова играли самые знаменитые артисты. 6. Картина Клода Моне «Дама в саду» поражает богатством красок. 7. В городском саду цветут розы. 8. Во время войны дедушка был в плену, но рассказывать о плене очень не любил. 9. Фильм «Унесённые ветром» был снят в цвете в 1940 году. 10. «Под сенью девушек в цвету» – один из романов цикла «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста. 11. Но в цвете надежды и силы угас его царственный сын (Л.). 12. На миру и смерть красна. 13. Родители Петруши Гринёва жили в мире и согласии. 14. В первом часу ночи сработала сигнализация. 15. В академическом часе 45 минут.

 

Задание 35. Составьте словосочетания с теми словами, пары которых указывают разное значение слов. Укажите неверно образованные формы множественного числа именительного падежа.

Лагери – лагеря; мехи – меха; месяцы – месяца; хлебы – хлеба; цветы – цвета; сторожи – сторожа; корпусы – корпуса; колени – колена – коленья; лоскуты – лоскутья; токи – тока; тоны – тона; кондукторы – кондуктора; клапаны – клапана; дизели – дизеля; пропуски – пропуска; счёты – счета; ордены – ордена.

 

Задание 36. Составьте предложения в официально-деловом и публицистическом стиле с данными словами, используя варианты окончаний именительного падежа множественного числа.

Орден, провод, корпус, колено, лагерь, мех, крыло, друг, трактор, адрес, учитель, тормоз, джемпер, цех лоскут, полюс, кондуктор.

 

Задание 37. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор.

1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Ничего хорошего не получится, если вливать новое вино в старые (меха – мехи). 3. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы – кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками. 4. Крупные (лоскуты – лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 5. Мальчик в изодранной курточке и брючках бежал вперед, (лоскуты – лоскутья) его одежды развевались по ветру. 6. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны – тона) свирели. 7. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы – тормоза), мешающие нашему движению вперед. 8. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны – тона). 9. На постоянную работу требуются квалифицированные (токари – токаря) и (слесари – слесаря) – инструментальщики. 10. Важнейшие отделы и (секторы – сектора)учреждения были реорганизованы. 11. Во всю ширину реки были растянуты большие (неводы – невода). 12. У причала столпились военные (катера – катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры – крейсера). 13. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера – шоферы). 14. По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные (штабели – штабеля) кирпичей.

 

Задание 38. Выберите нужную форму. Объясните выбор.

1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира "Много (шума, шуму) из ничего". 2. С понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску). 3. Ноги увязли в глубоком (снеге, снегу). 4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней). 5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми). 6. Животным подсыпали (корму, корма). 7. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов. 8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин, апельсинов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов).

 

Задание 39. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. Этот фестиваль рассчитан не только на (звезды, звезд) экрана, но и на неизвестных актеров. 2. Подобрать (проводники, проводников) для этого прибора оказалось трудно. 3. Я часто представляю (лица, лиц) своих друзей. 4. Изучать (звезд, звезды) можно только при помощи специальных приборов. 5. На (проводники, проводников) поезда поступила жалоба.

 

Задание 40. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор варианта.

1. Говоря о подвигах русских моряков, вспоминаем и легендарн… "Потемкин…". 2. Аквалангист с удивлением смотрел на странны… чудовищ…, проплывавши… мимо него. 3. Ветер подхватил бумажн… змее… и отнес далеко от места, где стояли дети. 4. Во второй серии кинофильма зрители увидят новы… персонаж…, которы… режиссер собирается вывести на экран. 5. Глядя восхищенными глазами на витрину детского универмага, девочка умоляла мать купить ей все… эти… кук…л… 6. Жюри отметило как лучших 32 участник… смотра художественной самодеятельности. 7. Иностранные туристы с большим любопытством ели дальневосточн… краб… 8. Ипподром приобрел прекрасны… скаковы… лошад… 9. Кукольник ловко дергал свои… марионет…к… за ниточки. 10. Ранней весной нужно уничтожать личин…к… вредных насекомых. 11. Вследствие особых астрономических условий трудно даже при помощи очень сильного телескопа наблюдать Меркури…

 

Задание 41. Образуйте формы именительного падежа множественного числа и составьте словосочетания с ними. При наличии вариантов учитывайте семантику и стилистическую окраску.

Корпус, орден, бухгалтер, договор, образ, род, пропуск, повод, инструктор, ректор, лоцман, пояс, колено, корень, прожектор, цех, вексель, профессор, брелок.

 

Задание 42. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Абрикосы, апельсины, амперы, аршины, бананы, баклажаны, башни, бланки, блюдца, барышни, буряты, болгары, белорусы, грузины, гуцулы, грейпфруты, гренки, гектары, гардемарины, гольфы, гусары, зразы, иглы, караты, кеды, киргизы, килограммы, килобайты, кадеты, киприоты, калмыки, карелы, мандарины, монголы, мордвины, носки, одеяльца, оладьи, отребья, осетины, партизаны, погоны, папуасы, полотенца, простыни, сапоги, туркмены, туфли, татары, турки, чулки, чулочки, яблоки, ясли.

 

Задание 43. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, афиняне, буряты, болгары, грузины, гуцулы, египтяне, калмыки, узбеки, монголы, осетины, цыгане, турки, туркмены, татары, башкиры, чукчи, эскимосы, якуты, румыны, карелы.

 

Задание 44. Раскройте скобки, ставя существительные во мн. число и нужный падеж. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). 2. Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опенок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9. В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили новые комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время для охотника.

 

Склонение имен и фамилий

Задание 45. Поставьте в нужную падежную форму имена собственные.

Романы (Жюль Верн и Майн Рид); площадь имени (Джавахарлал Неру); фильмы (Александр Митта и Владимир Бортко); роли (Джульетта Мазина, Симона Синьоре, Джина Лолобриджида, Барбара Брыльска, Бриджит Бардо, Памела Андерсон); речь (Джордж Буш, Альберт Гор, Хилари Клинтон, Барак Обама, Николя Саркози, Маргарет Тэтчер, Луиджи Берлускони, Вацлав Гавел); песни (Григорий Майборода, Василий Лебедев-Кумач); сказки (братья Гримм, Сельма Лагерлеф, Вильгельм Гауф, Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Джанни Родари); фотографии (Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Валерия Мацца); у немецких писателей (братья Генрих и Томас Манн, Эрих Мария Ремарк, Анна Зегерс, Ганс Фаллада); рассказы (Марк Твен, Артур Конан Дойль, Джером К. Джером, Анатолий Аверченко, Джек Лондон, Айзек Азимов, Роберт Шекли), оперы (Бедржих Сметана, Лео Делиб, Жорж Бизе, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи), сонаты (Доменико Чимароза, Иосиф Гайдн, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен), живопись (Исаак Левитан, Архип Куинджи, Антон Лосенко, Карл Брюллов, Питер Пауль Рубенс, Франсиско Гойя, Никола Пуссен, Антуан Ватто, Франсуа Буше).

 

Задание 46. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денев). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Аджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже получил от (Николь Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к "Дерсу Узала" Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

 

Задание 47. Распределите следующие фамилии по подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые. Какие фамилии целесообразно объединить в самостоятельные подгруппы? С чем это связано? Что это за подгруппы и сколько их?

Сидоренко, Снегирев, Мельников-Печерский, Живаго, Стендаль, Мороз, Бальзак, Доброво, Чапаев, Шендерович, Польских, Дымарский, Немирович-Данченко, Зайцев, Черняк, Пятница, Смирнов, Руссо, Козловская, Седых, Шнейдер, Розенталь, Римский-Корсаков, Сергеева, Фоминых, Семенец, Крамская, Берг, Михайленок, Коломиец, Телегин, Маршак, Штирлиц, Курицын, Сердюк, Короленко, Крученых, Сухово-Кобылин.

 

Задание 48. Раскройте скобки, заключенные в них слова поставьте в нужной форме.

1. В "Похождениях бравого солдата Швейка" ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 2. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 3. В медицине и биологии долгое время господствовали ошибочные положения, разработанные немецким ученым (Рудольф Вирхов). 4. В произведениях (Жорж Санд), французской писательницы, затрагиваются многие социальные проблемы. 5. Работы (М.И. Туган-Барановский) отражали понимание экономических проблем России. 6. Похождения итальянского авантюриста 18 века (Казанова) послужили сюжетом для кинофильма. 7. В классической японской литературе видное место занимают стихи принцессы (Нукада).

 

Задание 50. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Улица узкая – улица узка.

Мысль серьезная – мысль серьезна.

Малыш больной – малыш болен.

Потолок низкий – потолок низок.

Погода хорошая – погода хороша.

 

Задание 51. Объясните употребление полной и краткой формы прилагательного в приведенных ниже примерах.

1. Книга полезная. Книга полезна детям. 2. Эта задача трудная. Эта задача трудна для пятиклассника. 3. Озеро глубокое. Озеро глубоко для детей. 4. Девушка грустная. Девушка сегодня грустна. 5. Берег крутой. Этот берег крут для спуска.

 

Задание 52. В каких из приведенных ниже сочетаний возможна замена краткой формой, в каких – нет? Объясните.

Белый снег – белый стих.

Глухой согласный – глухой человек.

Круглый шар – круглый сирота.

Тупой угол – тупой человек.

Короткие волны – короткие волосы.

 

Задание 53. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2. Требования к ученикам (своевременны, своевременные). 3. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 4. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные) для всех. 5. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный). 6. Место секретаря сейчас (свободно, свободное).

 

Задание 54. Определите семантические или стилистические отличия между полными и краткими прилагательными.

1. "Михаил Иванович, осталось три шприца по пятисот кубиков. Прекращать?" Степа меня опередил: "Бери еще двести. Я здоровый, перенесу" (Н. Амосов). – Жив. Егор-то мой? Здоров? Батюшка да зайди ты в избу (Л. Толстой). 2. Доктор, что-то чудится, будто ваша личность мне закомая … - А мне ваша личность незнакома, - сказал врач (Е. Евтушенко). 3. Рожица хитрющая, как бы виноватая (В. Барковский) – Да разве я виновата? (Ф. Абрамов). 4. Крики их (птиц) протяжны и серебряны (В. Солоухин). 5. Маленькая, породистая, несколько гордо откинутая назад серебряная голова (И. Бунин). 6. У подъезда гостиницы "Ореанда" стоит бородатый швейцар в ливрее с серебряными галунами (В. Каверин). 7. Нет более полного счастья, как сознание целесообразности жизни и творческой работы, где общая цель – счастье твоей родины (А.Н. Толстой). 8. Мир был для него полон чужих, равнодушных людей, и жил он среди них одинокий, такой же равнодушный, как и они (И. Мележ). 9. Вообще жизнь темна и загадочна (А. Чехов). 10. Поручик Арчаковский – личность довольно темная, едва ли не шулер (А. Куприн). 11. Алексеев казался Петру непонятным, даже загадочным, как существо иной породы (Г. Николаева). 12. – Я не знаю, – неуверенно сказала Настя, – наша бригада слабая … (Ф. Абрамов). 13. Вообще проверка по латинскому языку была слаба: мать в нем знала меньше Темы (Н. Гарин-Михайловский).

 

Задание 55. В каких предложениях возможна взаимозамена полных и кратких прилагательных, а в каких – невозможна и почему?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.125 с.)