Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имена существительные в форме

Поиск

РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

(краткий словарь)

 


 


абрикосов

абхазов

азиатов

ампер

ананасов

апельсинов

артишоков

бакенбард

баклажанов и баклажан

бананов

барж

барышень

башкир

бездн

белил

бигуди (несклон.)

болгар

ботинок

бот (об обуви)

ботов (о плавсредствах)

браслетов

брелоков

бриджей

бронхов

брызг

бурят

бутсов (доп. бутс)

валенок

вафель

верховьев

взгорий

взморий

вольт

гантелей

гектаров

георгинов

гетр

гланд

гольфов

граблей и грабель

граммов

гранат (воен.)

гранатов

груздей

грузин

дебатов

дел

драгун

дынь

запястий

захолустий

зраз

казахов

калмыков

карелов (доп. карел)

кастрюль

кед

киловатт-часов

килограммов

киргизов

колоколен

кочевий

комментариев

консервов

конюшен

копытцев

корректив и коррективов

кочерёг

краг

критериев

кулуаров

купален

кухонь

кушаний

ладош

лангетов

лацканов

левкоев

левшей

лезгин

лекал

лимонов

лифтов

мадьяр

мандаринов

манжет

мест

микрон

молдаван

монголов

мордвинов

недугов

нервов

низовьев

носков

оглобель

одеялец

оладий (не оладьев)

осетин

партизан

патиссонов

патронов и патрон

пекарен

пенатов

перил

пилюль

погон

подворотен

подмостков

поленьев

полотенец

поляков

помидоров

предгорий

пург, к пургам

пустынь

рельсов

розог

ружей (не ружьев)

румын

саклей

санаториев

сандалет

сандалий

сапёров

сапог

сардин

серёг

скатертей

скворечен

сковород

слайдов

слесарей

снадобий

снегов

сотов

спазм

ставен

сходней

таможен

тапок

татар

тефтелей

томатов

тонн

туркмен

турок

туфель

тюлей

узбеков

устьев

фресок

хорватов

цапель

центнеров

цимбал

цыган

чебуреков

черешен

чувашей

чукчей

чулок

шампиньонов и шампиньон

шаровар

шахмат

шорт

шпрот

штиблет

щупалец

эскимосов

яблок

якутов


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

 

* Недопустимо употребление в одном ряду полной и краткой форм прилагательных:

«Девушка была высокая, красива и весела».

 

* Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени: «Мой брат более старше меня».

 

* От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже: «Он учится лучше (хуже) меня».

 

* В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения: «Он более способный и умнее меня».

 

* Полные и краткие формы прилагательных в функции сказуемого могут составлять стилистические или семантические варианты.

1) Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: «Лекция интересна и поучительна». Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретный признак: «Мысли ясны. Девочка красива».

2) Полные формы прилагательных употребляются обычно в разговорной речи: «Лекция интересная и поучительная».

3) Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: «девочка красивая (вообще)», «девочка красива (в данный момент)».

4) Полные и краткие формы прилагательного могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: «мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам)».

 

* При образовании кратких форм прилагательных с – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания: «искусственный – искусствен, искусственен», «торжественный – торжествен, торжественен». В настоящее время эти варианты равноправны, закрепились во всех стилях. Но более употребительной является усеченная форма (на – ен).

 

* Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимичными формами косвенных падежей имен существительных: «мамина книга – книга мамы», «каменная стена – стена из камня». Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: «походка старика – стариковская походка (переносное значение)», «роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение)».

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОБРАЗОВАНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 


бойкий – бойчее

вязкий – вязче

гадкий – гаже

гладкий – глаже

горький – горше (устар.)

гулкий – гулче

дерзкий – дерзче (устар.)

дешевый – дешевле

душный - душнее

едкий – едче (устар.)

жалкий – жалче

дюжий – дюжее

жидкий – жиже

здоровый – здоровее

кроткий – кротче (устар.)

ловкий – ловчее, ловче (устар.)

плохой – хуже (устар. плоше)

терпкий – терпче

тощий – тощее

чахлый – чахлее

чуткий - чутче



 

МЕСТОИМЕНИЕ

 

* Речевые ошибки могут быть связаны с образованием ненормативных местоимений: «Ихняя школа победила в соревновании».

 

* Довольно распространенная ошибка – неудачный выбор одного из синонимичных притяжательных местоимений (мой – свой, твой – свой…): «Помогает ли то, что ты делаешь для тебя самого?»

 

* Нагромождение местоимений порой создает неясность текста: «Туго приходилось ему, когда он с ним вступал в борьбу».

 

* Личные местоимения в устной речи часто дублируют подлежащее: «Эта студентка, она всегда посещает занятия».

 

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

(СОБИРАТЕЛЬНЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ)

 

 

В некоторых случаях для обозначения количества используются, наряду с количественными числительными, также числительные собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро), двумя последними мы практически не пользуемся. Собирательные числительные используются в ограниченном числе случаев, а именно:

 

а) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) и детенышей зверей (трое волчат);

 

б) с существительными, имеющими формы только множественного числа: «двое ножниц», «трое суток»;

 

в) с существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении «человек»): «двое детей», «трое незнакомых лиц»;

 

г) с личными местоимениями мы, вы, они: «нас (вас, их) двое»;

 

д) с субстантированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: «вошли двое», «трое больных».

 

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: «более трех суток». Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный смысловой оттенок (нежелательно: «двое генералов», «трое профессоров»).

 

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «трое студенток», «четверо подруг»). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия взрослых животных (нельзя сказать «трое волков», но можно - «трое волчат»).

Обратите внимание:

два ученика – двое учеников – две ученицы – двое детей, ребят, людей, суток;

три студента – трое студентов – три студентки – трое очков, ножниц;

четыре брата – четверо братьев – четыре сестры – четверо нас, вас, их.

 

В случае необходимости указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать три, тридцать четыре и т.п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного (сутки – день, двадцать два дня) или падежа (в течение двадцати двух суток).

 

При употреблении собирательного числительного оба – обе в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими, обеим и т.д., с существительными мужского и среднего рода - формы обоих, обоими, обоим и т.д. Эти числительные не употребляются с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у них отсутствует категория рода. Нельзя сказать «оба - обе ворота».

 

 

СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

 

 

В составных количественных числительных склоняются все части, а имена существительные, обозначающие исчисляемые предметы, согласуются с числительными во всех падежах. Например: «серия пособий с тремястами шестьюдесятью семью рисунками».

 

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части слова.

 

Падеж 50-80 200-400 500-900
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пятидесяти двухсот пятисот
Д. пятидесяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П. о пятидесяти о двухстах о пятистах

 

Слово тысяча склоняется, как существительное женского рода на –а, в творительном падеже единственного числа нормой употребления является «тысячью» («тысячей» - ненормативный вариант). Слова миллион и миллиард склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.

 

Числительные 40, 90, 100, полтора, полтораста имеют только две падежные формы: в И. и В. падежах – сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста, во всех остальных – сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста (в составе сложного числительного 100 изменяется в соответствии с требованием падежа: «о двухстах», «двумястами»).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

 

 

ВЫБОР ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи. Управлением называется такая разновидность подчинительной связи, при которой зависимое слово выбирает тот или иной падеж по «требованию» грамматически ведущего (главного) слова. Ошибки, связанные с нарушением норм управления, весьма часты и в большинстве своем определяются следующими обстоятельствами:

 

· неразличением смысла близких, но не тождественных слов: «Важно различить друзей от врагов». Неправильный выбор формы управления стал следствием смешения глаголов отличатьразличать.

 

· Иногда причиной ошибки может стать целая синонимеческая конструкция. Так, распространенная речевая ошибка «уверенность в победу» родилась под влиянием конструкции «вера в победу».

 

· ложной смысловой аналогией как следствием речевой небрежности. Типичные и весьма распространенные ошибки «отмечал о том», «подчеркивал о том», «объяснял о роли», «остановился о сторонах» возникают из-за того, что в сознании говорящего(их) глагол говорить (говорить о чем) семантически отождествляется с глаголами отмечать, подчеркивать, остановиться, объяснять.

 

Таким образом, чтобы избежать ошибок в форме управления, следует знать

лексическое значение слова, различать синонимические варианты слов и синтаксичесих конструкций, в соответствии с этим осуществлять выбор нормативной падежной формы зависимого слова. В случае затруднения нужно обращаться к справочной литературе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.227 (0.009 с.)