Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наиболее распространенные формы управления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
аллергия - на что-л.; альтернатива - чему?; аннотация – чего-л.; анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога (рисовать анфас); аэропорт – в чем? где? (в аэропорту); бал – о чем? на чем? (о бале, на балу); беспокоиться – о ком-л.; благодаря – кому? чему?; вера – во что-л.; вопреки – чему-л.; высказывание – по чему-л.; директор – чего-л.; дисгармонировать - с чем?; дискутировать – о чем?; жажда – чего? (жажда чтения); жалоба – на кого-л.; заведующий – чем-л.; заплатить – за что? (заплатить за проезд);
избегать – кого? чего?; иммунитет – к чему-л.; исходить – из чего-л.;
касаться – кого-л.; контракт – о чем? на что?; контроль – за/над чем? кем?; курировать – кого-л.;
наблюдение – за чем? кем?, над чем? кем?; надзирать – за кем? чем?; нарадоваться – кем? чем?, доп. – на кого? на что?; неверие – во что?;
обижаться – на кого? что?; обосновать – что? чем?; обращать внимание – на что-л., на кого-л.; оплата – чего? (оплата труда); оплатить – что? (оплатить проезд); оскорбиться – чем?; отзыв – о чем? (отзыв о книге); относиться – к кому-л.; отталкиваться – от чего-л.; отчитаться – в чем-л., о чем-л., перед кем-л. (отчитаться в расходах, о работе, перед начальником);
памфлет – на кого? на что?; панихида – по кому?; платить – за что? (платить за покупки); порицать – за что-л.; порт – в чем? где? (в порту); постановить – что-л.; превосходство – над кем-л.; преимущество – перед кем? чем?; пренебрежение – кем? (чем?), к кому? чему?; пренебречь – кем? чем?; преобладать – над чем?; препятствовать – чему-л.; претендовать – на что?; претензия – к кому? чему?; приверженность – кому? чему?, к кому? чему?; приемлемый – для кого? чего?; пример – чего? для кого, чего?; приоретет – в чем?;
разобщенный – с кем? чем?; разочароваться – в ком? в чем?; рассказать – о чем-л.; реликвии – чего?; рецензия – на что? (рецензия на сочинение);
свойственный – кому-л.; сделать отчет – о чем-л.; скучать - о ком? по кому?; стимул – для чего? к чему?;
талант – к чему?; тенденция – чего?; тормозить – что-л.; точка зрения – на что-л.; тревожиться – за кого-л.;
уверенность – в чем-л.; уделять внимание – кому-л., чему-л.; удивлен – чем-л.; удивляться – чему-л.; указать – на что-л.; уплатить – за что-л. (уплатить за проезд, за покупки); упрекать – в чем-л.;
характеристика – кого-л.; характерный – для кого-л.; чутье – чего? на что? к чему?
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным выбором предлога. Нередко не учитывается наличие антонимичных отношений между предлогами в – из, на – с. Вместо правильного сочетания слов «приехал из Москвы» в речи можно встретить «приехал с Москвы». При выборе правильного предлога следует учитывать следующее.
* Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в школу, в сад, в город) или обозначает пребывание внутри (в школе, в саду, в городе). Предлог из обладает противоположным значением: из школы, из сада, из города.
* Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность (на дерево, на стол), или означает пребывание на поверхности (на палубе, на крыше). Предлог с(со) означает движение с поверхности: с дерева, со стола, с крыши. Особо нужно отметить употребление предлогов в и на в географических названиях.
Предлог в употребляется с названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел: в Англии, в деревне Малиновка, в Гомельской области.
Предлог на употребляется с названиями островов, полуостровов: на Камчатке, на Капри; с названиями улиц, бульваров, проспектов: на улице Маяковского, на бульваре Шевченко, на проспекте Мира (с названиями переулков и проездов употребляется предлог в: в переулке Седова, в проезде Серова).
Если название горных областей имеет форму единственного числа, то используется предлог на: на Кавказе, на Урале, если форму множественного – предлог в: в Альпах, в Гималаях.
Не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между конструкциями с предлогами из-за и благодаря.
Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить; поэтому он употребляется для указания причины, имеющей позитивное значение: благодаря помощи товарища, благодаря хорошей подготовке. Синонимичный предлог из-за используется при указании на отрицательную причину: из-за болезни, из-за лености.
Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам литературного языка употребляются с существительными только в дательном падеже: благодаря деятельности, вопреки распоряжению (не распоряжения), согласно приказу (не приказа), навстречу желанию.
Предлог по в значении «после» управляет предложным падежом существительного: по получении ответа, по окончании спектакля, школы; в значении причины – дательным: по состоянию здоровья, по распоряжению директора.
Предлог по в сочетании с существительными и личными местоимениями 3-его лица по нормам современного литературного языка управляет дательным падежом: скучать по детям, скучать по нему, по ним. В сочетании с личными местоимениями 1-ого и 2-ого лица этот предлог употребляется с предложным падежом: скучаем по вас (не вам), скучают по нас (не нам).
ВАРИАНТЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ПОДЛЕЖЕЩИМИ И СКАЗУЕМЫМИ
К числу распространенных нарушений синтаксических норм, характерных для устной и особенно письменной речи, относятся нарушения грамматической связи между подлежащим и сказуемым. В частности, возникают трудности в выборе формы числа сказуемого, если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (количественное числительное, в том числе и слова «много», «несколько», «немало», + существительное в родительном падеже) или в его состав входят существительные «большинство», «меньшинство», «множество». В данных случаях координация форм сказуемого по единственному числу предпочтительна, если:
а) существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленный предмет, а сказуемое указывает на неактивность действия: «Несколько лампочек не горело», «На столе было несколько книг» (глаголы со значением «бытие», «наличие», «присутствие», как правило, подчеркивают неактивность действия);
б) сказуемое выражено страдательной формой причастия: «Несколько человек было убито, множество ранено»;
в) в составе подлежащего есть числительное на «один»: «21 пассажир не прибыл к месту назначения» (выбор формы единственного числа сказуемого обязателен);
г) при подлежащем есть уточняющие слова («только», «лишь», «всего»): «На занятиях присутствовало лишь восемь человек» (единственное число сказуемого обязательно);
д) подлежащее обозначает пространственно-временные параметры, вес: «Прошло 20 лет», «В сетке было 5 килограммов», «До деревни осталось 5 верст».
Координация по множественному числу предпочтительна, если:
а) подлежащее обозначает одушевленный предмет, сказуемое указывает на активность действия: «Большинство солдат сражались самоотверженно», «Несколько детей бросились на улицу»;
б) в составе подлежащего есть числительное «два», «три», «четыре»: «Три вечера прошли зря», «У сарая стояли две тро йки»;
в) если в составе подлежащего имеются однородные члены: «Множество улиц, переулков, бульваров были уже готовы к встрече весны»;
г) если между подлежащим и сказуемым есть придаточное предложение или обособленный оборот: «Большинство писателей, которые прошли фронт, были уже в зрелом возрасте», «Несколько станций, пронесшихся мимо, выглядели вполне нарядно». ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Задание 1. Расставьте ударение, проанализируйте, обусловлен ли ваш выбор ударного слога в приведенных словах действию определенных закономерностей или нормативный вариант нужно просто запомнить. В случае необходимости справляйтесь по словарю.
августовский алфавит аналог арбуз баловать буксировать бюрократия вахтер вероисповедание генезис гофрированный гусеница дефис джинсовый добыча договор дозвониться дозвонится досуг древко завидно задолго заиндеветь заискриться запломбировать заржаветь засорится значимый звонит иконопись индустрия исподволь испокон каталог кашлянуть костюмированный красивейший кремень кулинария кухонный лубочный мельком мизерный мускулистый мышление наверх намерение наотмашь некролог ненадолго обеспечение облегчить одновременно оптовый осведомиться откупорить отчасти памятуя плесневеть пломбировать предвосхитить принудить присовокупить ракурс рассредоточение симметрия снадобье уведомить ходатайствовать христианин цемент шасси
Задание 2. Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа данных глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие подвижное ударение.
быть включить выдать дать жить звать ждать пить набрать собрать избрать гнать звонить понять плыть сиять прослыть начать взять задать понять спать лить заиндевать избаловать закупорить забронировать исчерпать
Задание 3. Найдите неверное употребление существительных, прилагательных, числительных в предложениях.
1. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 2. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно. 3. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 4. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста. 5. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 6. Так мы и живем: семь в одной комнате. 7. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 8. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.
Задание 4. Выберите нормативную форму родительного падежа множественного числа:
1. Мать велела мне купить несколько (простынь, простыней).
2. Я не нашла в магазинах ни (апельсин, апельсинов), ни (мандарин, мандаринов), ни (баклажан, баклажанов), зато купила два килограмма (помидор, помидоров) и пять (килограмм, килограммов) (яблок, яблоков). 3. В нашем доме было несколько (кочерг, кочерег). 4. В этом районе открыли много детских (яслей, ясель). 5. Для всей компании нам пришлось купить пять (дыней, дынь). 6. В поход мы взяли две пары резиновых (сапог, сапогов), несколько пар шерстяных (чулок, чулков) и (носок, носков). 7. Осенью всегда бывает много (свадьб, свадеб). 8. Много (басен, басней) включено в новый учебник по литературе. 9. Роскошный дом украшало несколько (ставен, ставней). 10. После первых (заморозок, заморозков) мама заставляет носить шапку. 11. На Черном море много песчаных (побережий, побережьев). 12. Храбростью наших (солдат, солдатов) и (партизан, партизанов) восхищались даже враги. 13. Я оставался в лесу долго: от синих (сумерек, сумерков) до полных (потемок, потемков). 14. В саду много (яблонь, яблоней) и (вишен, вишней).
Задание 5. Исправьте ошибки, возникшие в результате неразличения паронимов (пользуйтесь толковыми словарями).
(1)Руководитель призвал подчиненных соблюдать исполнительную дисциплину. (2) Некоторые наши фильмы получают признательность за рубежом. (3) Он сыскал себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. (4) Места для купания должны быть оборудованы спасательными средствами. (5) Он одел комбинезон и отправился в цех. (6) Существо данной книги – в ее народности. (7) Метро оказывается удобнее надземного транспорта по скорости передвижения в нем и отсутствию «пробок». (8) Внесение удобрений на поля способствует повышению урожая. (9) Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве В.Набокова. (10) Славу актеру Караченцову принесла заглавная роль в спектакле «Юнона и Авось», где он сыграл образ графа Резанова.
Задание 6. Найдите в газетных текстах речевые ошибки, возникшие вследствие неоправданного употребления заимствованных слов.
1. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов. 2. Контингент студентов растет, и надо сказать еще об одном симптоме этого факта. 3. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил Бостонский банк. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства. 4. Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники. 5. Реклама: «АЛТЕКО» нужен дистрибьютер (заинтересованных просим обращаться на английском языке).
6. Кафе, бистро, как и ателье разного профиля, должны функционировать по субботам. 7. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны… 8. Доверительные трастовые операции широко развиты за рубежом. Потребность в трастовых услугах, которые гарантируют целостность ваших сбережений, в России возникла в связи с накоплением отдельными гражданами и организациями значительных финансовых ресурсов и необходимостью умело распорядиться этими средствами. 9. Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества. 10. Эксклюзивные скидки.
Задание 7. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.
1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 3. Операцию сделал молодой хирург Иванова И.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 4. «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году. 5. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 6. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 7. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 8. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 9. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой. 10. Студент или студентка должна прийти за справкой?
Задание 8. Устраните речевую избыточность в следующих предложениях.
(1) Внешний вид гостиницы тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания. (2) Резюмируя, можно кратко обобщить: мероприятие удалось. (3) При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения. (4) Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. (5) Новая телевизионная программа ежемесячно регулярно знакомит зрителей с новинками литературы. (6) Судя по найденным находкам уже есть доказательства в пользу доказываемой гипотезы. (7) Первый дебют молодого актера был удачным, успешным и привлек внимание публики. (8) Студенту приходится дорожить каждой минутой времени и считать каждые несколько рублей денег. (9) Будущая перспектива ехать на село радовала не всех выпускников сельхозтехникума. (10) Успех выступления во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, проводимых каждой командой.
Задание 9. Исправьте ошибки управления, если они есть, в следующих предложениях.
(1) Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о том, что творческий процесс невозможно описать в виде программ и алгоритмов. (2) В городе открыта школа по фигурному катанию. (3) Надо срочно написать письмо сестре. (4) Тема природы в лирике этого поэта близка для меня. (5) Фильм был мне интересен. (6) Я имею в виду об экономическом положении в стране. (7) Профорг отчитался для группы. (8) В конце квартала я должен отчитаться о проделанной работе. (9) Нужно проявлять заботу к пожилым людям. (10) Результаты экзамена говорят за то, что грамотность учащихся не улучшилась. (11) Болельщики были разочарованы в результате матча. (12) В лыжном кроссе участвовал весь техникум. (13) Читатель в письме в редакцию просит разобраться по фактам нарушения в торговле. (14) Ждать поезд пришлось до утра. (15) Путники отправились искать брода. (16) В глубине души я не терял надежду вернуться в родные края.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Дополнительная
1. Арутюнов, Г.Г. Русский язык и культура речи / Г.Г.Арутюнов. – М.: МГИМО, 2006. – 107 с. 2. Введенская, Л.А. Культура речи: учебное пособие / Л.А.Введенская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 3. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи: учебное пособие / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 576 с. 4. Волков, А.А. Основы риторики: учебное пособие для вузов / А.А.Волков. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с. 5. Ганапольская, Е.В. Русский язык и культура речи: 17 практических заданий / Е.В.Ганапольская. – Питер, 2004. – 336 с. 6. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие для вузов / Б.Н.Головин. – М.: Высш. шк., 1988. – 320 с. 7. Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие / И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2005. – 384 с. 8. Далецкий, Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: учебное пособие / Чеслав Далецкий. – М.: Омега – Л; Высш. шк., 2003. - 488 с. 9. Гольдин, В.Е. Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов-нефилологов / В.Е.Гольдин и др. - М.: Высш. шк., 2003. – 206 с. 10. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н.Ивакина. – М.: Юристъ, 2002. – 384 с. 11. Клюев, Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): учебное пособие для вузов / Е.В.Клюев. – М.: ПРИОР, 2001. – 272 с.
СОДЕРЖАНИЕ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.193 (0.012 с.) |