Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистическое употребление предлоговСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Справка Таблица предлогов
Предлоги в и на вызывают иногда затруднения. В – направления внутрь чего-либо (в университет, в магазин), на – на поверхность чего-либо (на рынок, на пляж, на улицу). Если это не всегда применимо по смыслу, то соблюдайте правило парности: предлогу в противоположен из; на – с. Следовательно: в фирму – из фирмы, в офис – из офиса; на базар – с базара, на концерт – с концерта.
Запомните предлоги: В течение, насчет (чего?) В продолжение, вместо(чего?) Вследствие, вслед(чего?) Ввиду, из-за (чего?) В заключение (чего?) Несмотря на (кого? что?)
Задание 144. Вставьте вместо точек предлоги в или на. 1. Находиться …Крыму, … Урале, …Сибири, …Украине, …Мадагаскаре, …Кипре, …Карпатах, …Туве, …Сахалине, …Байкале, …Венесуэле, … Филиппинах, … Кубе, … горах, … море, … реке, … вокзале, … театре, … школе, … концерте. 2. Идти … школу, … рынок, … балет, … оперу, … театр, … стадион, … мюзикл, … мюзик – холл, … университет, … факультет, … офис, … фирму, … оперетту.
Задание 145. В предыдущем задании замените глаголы находиться и идти на вернуться, а вместо точек вставьте предлоги из или с. Задание 146. Дайте функционально-стилистическую оценку предлогов и составьте с ними предложения. 1. Ввиду – вследствие – в силу - в связи – по причине – в результате – благодаря. 2. О – про – насчет – относительно. 3. С помощью – при помощи. 4. В меру – по мере. 5. В отношении – по отношению. 6. С целью – в целях. 7. Между – меж. 8. Через – сквозь. 9. По – после. 10. По – о (при глаголах "скучать", "тосковать"). 11. По – за (при существительных "грибы", "ягоды"). 12. В – за (при словосочетании "последнее время").
Задание 147. Составьте предложения с синонимичными предлогами, учитывая их функционально-стилистическую окраску. Из-за – вследствие. 2. В течение – в продолжение. 3. У – около – близ – возле. 4. Несмотря на – невзирая на. 5. После окончания – по окончании.
Задание 148. Разделите словосочетания в группы, различающиеся а) по смыслу; б) по стилистической окраске. Идти по грибы, после возвращения, умирать с голоду, прошел около километра, по десяти рублей, пойти на бюро, по возвращении из отпуска, погибать от голода, идти за грибами, ввиду болезни, для лечения, по линии внешней торговли, прошел с километр, вернуться со школы, рассказывать про вулканы, говорить о поэзии, по пять тетрадей, скучать по вас – скучать по вам, меж крутых берегов – между двух сосен – между молотом и наковальней.
Задание 149. Объясните смысловые и стилистические различия между предлогами. Составьте предложения с приведенными ниже предлогами. Вследствие – ввиду – по причине – благодаря. Согласно – в связи. Вопреки – невзирая на – несмотря на.
Задание 150. Составьте словосочетания с каждым из приведенных ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках. Следите за правильностью употребления падежных и предложно – падежных форм зависимого слова. Адресовать – предназначать – рассчитывать (зритель). Базироваться – опираться (результаты). Беспокоиться – тревожиться (ребенок). Вера – уверенность (победа). Влиять – сказываться – отражаться – наложить отпечаток (взгляды). Вслушиваться – прислушиваться – заслушиваться (мелодия). Воплощение – претворение (практика). Внушать доверие – вселять доверие (пациент). Гордиться – горд – гордость (достижения). Делать различие – отличать – различать (ты и он). Жажда – потребность – стремление (знания). Заслужить – заслуживать (поощрение). Избегать – уклоняться (ответственность). Мешать – препятствовать – тормозить (развитие). Наградить – удостоить (премия). Нужда – нехватка (деньги). Обвинять – осуждать (примитивность). Обидеться – обижен (слова). Обрадоваться – обрадован (возвращение друга). Обратить внимание – уделить внимание – задержать внимание – привлечь внимание (картина). Определить – дать определение (жанр). Основываться – обосновывать (эксперимент). Отзыв – рецензия (курсовая работа). Полный – наполненный (вода). Превосходство – преимущество (новая методика и старая методика). Предостеречь – предупредить (опасность). Примириться – смириться (неизбежность). Рассердиться – рассержен (шутка приятеля). Свойствен – типичен (художник). Удивляться – удивлен (роскошью отделки). Управлять – регулировать (процесс).
Задание 151. Употребите при необходимости нужный предлог и измените падежи слов, связанных с этими предлогами. 1. Собственность …ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, ядерные материалы и радиоактивные вещества находится в ведении государства. 2. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль …радиационной обстановки. 3. Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации …части эксплуатации ядерной обстановки не допускается. 4. Эксплуатирующая сторона обеспечивает разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, …радиационном источнике и …пункте хранения. 5. Физическая защита ядерных материалов предусматривает своевременное обнаружение и пресечение посягательств …их целостность и сохранность (из федеральных законов).
Задание 152. Семантически или стилистически различаются выделенные предлоги? 1. Забава опасная (окончившаяся однажды для одного из нас "иорданью", купанием в студеной воде, могла бы кончиться и похуже, не окажись поблизости мой дядя Иван Морозов, направлявшийся по-над берегом реки в церковь) (А. Алексеев). – Однажды Ксюта проходила на лыжах над рекой и нашла ту самую лиственницу, в которой прятала рубашку незнакомца (Е. Евтушенко). 2. Для получения годичного параллакса достаточно фотографирования звезды в течение одного года (Ю. Ефремов). – (Я) начинал много раз свой дневник с целью заносить в него каждую мелочь (А. Куприн). 3. Я знал, что в этих кругах, к которым совсем недавно принадлежал и я, было не принято задавать такие вопросы. За них – за такие вопросы – можно было и ответить. Не на них, а за – существенная разница. 4. – На моей машине далеко не уедешь – это если найдешь! – Олежек-то Драгунский, "шестерка" ваша, на перламутровой "девятке" в розыске. Разве до границы доберешься – но тебе-то как раз не да, а за нужно. 5. Это был его человек по кличке Летчик. Сидели в одной зоне. – Видно, все же Закон прочитал на своих зонах недостаточно книжек. Или – что вернее – предпочитал в библиотеках иную тематику (В. Барковский). 6. Павел запряг первый свою кобылу, на дорогу выехал, срядились и другие по-за нему (В. Белов). – За горем приходит радость, за разлукой – свидание (В. Каверин). 7. Между делами Настасья Ивановна поинтересовалась, засудили ли бригадира (С. Антонов). – Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов, Как меж столов, идет Косой…(С. Михалков).
Задание 153. Удачно ли стилистически употребление предлогов в данных предложениях? 1. По итогам годового или текущего отчета финансово – промышленной группы полномочный государственный орган обязан принять меры в случаях обнаружения недостоверной информации в представленных документах. 2. Принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в его нарушениях.
Задание 154. Обрисуйте семантические и стилистические особенности выделенного предлога. 1. В стране есть хорошая школа, это общепризнано, но для молодежи, кроме школы, еще очень важны и выступления на мировых подиумах, где собираются звезды " от кутюр", где ремесло оттачивается до искусства. 2. Питание советской команды как-то ненавязчиво взяла на себя французская сторона – то обед от имени "Эр Франс", то ужин от имени "Нины Риччи". 3. Одежда " от Фарусси" для мужика " от сохи". 4. То ли еще будет от Евдокимова. 5. В Америку сборная Италии поехала экипированной костюмами от Армани. 6. Семейный роман от Окуджавы.
Задание 155. Ознакомьтесь с приведенной ниже классификацией наречных предлогов и дайте примеры употребления тех, что имеют разговорно-просторечную окрашенность. Обратим внимание на наиболее общие стилистические свойства однокоренных наречных предлогов. Большинство из них (вокруг, мимо, помимо, против, напротив, сверх, среди, посреди и др.) характеризуется нейтральностью употребления: они применяются в разных речевых стилях и жанрах. Некоторые из них (кругом, обок, близ, спереди, посредине) имеют разговорно-просторечную окрашенность, их употребление ограничено.
Задание 156. Объясните, почему в одних случаях предлоги при однородных членах повторяются, а в других случаях нет. 1. Да так оно и есть: это из-за них произошли поражения на фронте, из-за поражений – революции, из-за революций – гражданская война, из-за гражданской войны – все, что происходит сейчас. 2. Нэпманы – вот кто нынче явился поперек горла, поперек сердца, поперек всей жизни! Нынешней, будущей и даже прошлой! (С.Залыгин) 3. …Требовал послать меня на самый трудный участок, на самую страшную зону! На лесоповал! И срок пусть будет побольше! (В.Барковский) 4. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. (Ю.Нагибин) 5. После половодья, когда наша речка Баланда возвращается в прежние, привычные для нее берега и скликает в свое лоно разбежавшиеся во все стороны, по лесам и лугам, вешние воды, когда вместе с ними по бесчисленным рукавам, овражкам, рытвинам, проделанным ими же в прежние весны, по колеям, углубленным шустрыми ручьями, по старице устремляются в обратный путь нагулявшиеся вволю и отнерестившиеся щуки, красноперки, жерехи, язи и всякая другая рыбья мелочь, вроде ершей и уклеек, жители села Моностырского, мужская его половина, от мала до велика, выходят на промысел. (М.Алексеев)
Задание 157. Найдите неправильности в употреблении предлогов. Чем они выражены? 1. Токо надо пользы для Завлекать его не зля (Л. Филатов). 2. – Когда с дому-то пришел, сегодня? – не отвечая, сурово спросила Катерина. 3. – Да вот за водой езжу по четвертый день (В. Белов). 4. – Вся Мартыниха скрипела, каждая тропка, не говоря об шоссе. 5. Я тоже с этого колхоза. Первоначально, когда мы назывались "Смерть кулакам", еще жить было можно. 6. – Бери с собой Ефимку. Пускай он глядит за твоим поведением. Заместо шпиона (С. Антонов). 7. – Товарищ Старов! В третий раз передаем вам, на случай, если вы нас раньше не слышали, радиограмму для вас из базы экспедиции (Б. Горбатов). 8. – Заслуженный врач. Профессор. По мозгам. 9. – Я говорил со знакомым милиционером. "Подайте, говорит, в суд, выставьте свидетелей, возьмите о дочке характеристику". 10. Здешние активисты посоветовали написать в газету. Ославить этого подонка на весь район, чтоб в дальнейшем было неповадно… Заодно просили в заметке отметить о воспитательной работе среди молодежи. 11. Оказывается, во время купания через незаметную на поверхности трубу спустили в воду синюю краску из близлежащей фабрики (из газеты). 12. Вывод его таков, что в Северном Сахалине невозможно существование племен, стоящих на низшей ступени умственного развития (А. Чехов). 13. – Поскольку разговор зашел за нейтралитет, команда не считает нужным применять насилие (Б. Лавренев). 14. – Врач говорит, мазь мне надо из пчелиного и змеиного яда (О. Куваев).
Задание 158. Прочитайте фрагмент из заметки В.М. Глухих "О наречных предлогах". Приведите свои примеры предложной лексикализации и архаизации. Нельзя не отметить, что в жизни однокоренных наречных предлогов происходят изменения: предложная лексикализация и архаизация. С одной стороны, расширяется круг выражаемых синтаксических отношений, а с другой – сокращается употребление некоторых из однокоренных наречных предлогов. Под предложной лексикализацией следует понимать полное превращение наречия в предлог. При этом происходит утрата словообразовательной связи данного предлога с соотносительным наречием, так как такое наречие просто перестает существовать в современном языке. Вследствие этого слово в роли однокоренного наречного предлога выполняет только предложную функцию. Кроме того, усиливается отвлеченность лексического значения этого предложного слова, а лексикализованный однокоренной наречный предлог становится многозначным. Предложная лексикализация сохраняет в современном языке давнюю традицию. Так, по своей сути бывшие наречные предлоги вне, кроме, между, пред, сквозь функционируют в современном языке только как предлоги и воспринимаются как обычные, первообразные предлоги. К лексикализованным из однокоренных предлогов могут быть отнесены такие, как помимо, против, сверх, среди. Так, наречный предлог помимо в современном литературном языке выражает синтаксические выражения уступки, объектные, исключения, включения. Например: "…неприятная мелкая дрожь, рождавшаяся помимо его воли в груди, постепенно пронизывала все тело" (А. Ананьев. Танки идут ромбом); "Он (Левинсон) чувствовал, что не командует на самом деле, а все события развиваются независимо от него, помимо его воли" (Фадеев. Разгром); "Доходов помимо заработка не имею" (Словарь под ред. Д.Н. Ушакова) и т.д. Близкий по корню предлог мимо выражает пространственные отношения с оттенком значения образа действия, обусловленным лексическим значением предлога "минуя кого-что-н." Например: "(Трехмесячный) ребенок протягивает ручонки обыкновенно мимо предмета" (Д.Н. Добролюбов); "На вторые сутки ночью он приплелся к Анне совсем плох, сел на пол мимо лавки" (А.Н. Толстой. Хождение по мукам). Точно также нелексикализованные однокоренные наречные предлоги в других группах (напротив, поверх, сверху, посреди, посредине) выражают только пространственное отношение. Под архаизацией имеется в виду затухание предложной функции у однокоренного наречного предлога и медленное его выбывание из обихода. Это явление обусловливается известным смысловым тождеством данного однокоренного наречного предлога с другими в группе (ср. кругом и вокруг), сниженной стилистической (разговорно–просторечной) окраской (обок и сбоку) и угасанием актуальности этого предложного слова. Так что отдельные однокоренные наречные предлоги со временем устаревают, и употребление их заметно сокращается. К архаизированным однокоренным наречным предлогам могут быть отнесены кругом, обок, опередь и, возможно, еще некоторые: ходить кругом дома, находиться обок него и т.д. Эти фразы произносим с какой-то неловкостью, с долей неестественности. Вместо этих предложных слов в современном литературном языке употребляются более точные и удобные синонимические слова и выражения (вокруг, около, рядом… и др.): ходить вокруг дома, находиться рядом с ним.
NB! О предложно-падежных сочетаниях Не следует разрывать предложно-падежное сочетание путем включения в него таких наречных слов, как почти, еще и других. Их место перед предлогом. Ср.: Это второй случай за неделю – "Это второй случай почти за неделю", но не "за почти неделю" (Изв.)
Задание 159. Проверьте правильность расположения предлогов в предложении. 1. Биография газеты за почти сорок лет. 2. Предприятие поставляло технику в более чем 30 стран мира. 3. Это поставит их еще в более худшее положение. 4. Ученые надеются на еще один "побочный эффект". 5. Контроль над еще одной угольной компанией. 6. Онимы еще в большей степени, чем апеллятивы, реагируют на общественные изменения. 7. Провожая меня, Мурат Галиевич ткнул пальцем в еще один плакат. 8. Сотрудничество с Москвой может разрастись до почти полноценных масштабов. 9. Яхта оказалась в еще более тяжелой переделке. 10. Подчиняются они гораздо в большей степени местному УВД. 11. Вы теперь лишились хорошей прибавки к и так мизерной вашей пенсии. 12. Эти размышления появились в еще одном аспекте. 13. Воспользоваться в более чем 600 городах.
NB! "Согласно приказа" или "согласно приказу"? Комментарий лингвиста: " Согласно обыкновенно требует дательного падежа или творительного с предлогом с, но употребляется и с родительным, особенно в языке канцелярском. Последнее – худший, не чисто русский оборот речи (германизм)" – это цитата из В. И. Чернышева, еще в 1910 г. заявившего себя адептом "правильности и чистоты русской речи", обосновавшего парадигму худших и лучших оборотов речи. Следует подчеркнуть, что словари – с 1847 г. до Ожегова – не отмечают в вариантах сочетаемости родительный падеж. Согласно приказа – реликт официально – делового стиля. Употребление согласно с родительным падежом недопустимо.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.015 с.) |