Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистическое употребление предлогов

Поиск

Справка

Таблица предлогов

Родительный Без, близ, вне, для, до, из, из-за, из-под, от, кроме, ради, с, среди, у, ввиду, насчет Кого? Чего?
Дательный К, но, согласно, благодаря, вопреки Кому? Чему?
Винительный В, на, за, а, об(о), под, но, с, сквозь, через Кого? Что?
Творительный За, между, над, перед, под, с Кем? Чем?
Предложный В, на, о, по, при, об(о) О ком? О чем?

Предлоги в и на вызывают иногда затруднения. В – направления внутрь чего-либо (в университет, в магазин), на – на поверхность чего-либо (на рынок, на пляж, на улицу). Если это не всегда применимо по смыслу, то соблюдайте правило парности: предлогу в противоположен из; нас. Следовательно: в фирму – из фирмы, в офис – из офиса; на базар – с базара, на концерт – с концерта.

 

Запомните предлоги:

В течение, насчет (чего?)

В продолжение, вместо(чего?)

Вследствие, вслед(чего?)

Ввиду, из-за (чего?)

В заключение (чего?)

Несмотря на (кого? что?)

 

 

Задание 144. Вставьте вместо точек предлоги в или на.

1. Находиться …Крыму, … Урале, …Сибири, …Украине, …Мадагаскаре, …Кипре, …Карпатах, …Туве, …Сахалине, …Байкале, …Венесуэле, … Филиппинах, … Кубе, … горах, … море, … реке, … вокзале, … театре, … школе, … концерте.

2. Идти … школу, … рынок, … балет, … оперу, … театр, … стадион, … мюзикл, … мюзик – холл, … университет, … факультет, … офис, … фирму, … оперетту.

 

Задание 145. В предыдущем задании замените глаголы находиться и идти на вернуться, а вместо точек вставьте предлоги из или с.

Задание 146. Дайте функционально-стилистическую оценку предлогов и составьте с ними предложения.

1. Ввиду – вследствие – в силу - в связи – по причине – в результате – благодаря. 2. О – про – насчет – относительно. 3. С помощью – при помощи. 4. В меру – по мере. 5. В отношении – по отношению. 6. С целью – в целях. 7. Между – меж. 8. Через – сквозь. 9. По – после. 10. По – о (при глаголах "скучать", "тосковать"). 11. По – за (при существительных "грибы", "ягоды"). 12. В – за (при словосочетании "последнее время").

 

Задание 147. Составьте предложения с синонимичными предлогами, учитывая их функционально-стилистическую окраску.

Из-за – вследствие. 2. В течение – в продолжение. 3. У – около – близ – возле. 4. Несмотря на – невзирая на. 5. После окончания – по окончании.

 

Задание 148. Разделите словосочетания в группы, различающиеся а) по смыслу; б) по стилистической окраске.

Идти по грибы, после возвращения, умирать с голоду, прошел около километра, по десяти рублей, пойти на бюро, по возвращении из отпуска, погибать от голода, идти за грибами, ввиду болезни, для лечения, по линии внешней торговли, прошел с километр, вернуться со школы, рассказывать про вулканы, говорить о поэзии, по пять тетрадей, скучать по вас – скучать по вам, меж крутых берегов – между двух сосен – между молотом и наковальней.

 

Задание 149. Объясните смысловые и стилистические различия между предлогами. Составьте предложения с приведенными ниже предлогами.

Вследствие – ввиду – по причине – благодаря.

Согласно – в связи.

Вопреки – невзирая на – несмотря на.

 

Задание 150. Составьте словосочетания с каждым из приведенных ниже слов, используя в качестве зависимого слово в скобках. Следите за правильностью употребления падежных и предложно – падежных форм зависимого слова.

Адресовать – предназначать – рассчитывать (зритель).

Базироваться – опираться (результаты).

Беспокоиться – тревожиться (ребенок).

Вера – уверенность (победа).

Влиять – сказываться – отражаться – наложить отпечаток (взгляды).

Вслушиваться – прислушиваться – заслушиваться (мелодия).

Воплощение – претворение (практика).

Внушать доверие – вселять доверие (пациент).

Гордиться – горд – гордость (достижения).

Делать различие – отличать – различать (ты и он).

Жажда – потребность – стремление (знания).

Заслужить – заслуживать (поощрение).

Избегать – уклоняться (ответственность).

Мешать – препятствовать – тормозить (развитие).

Наградить – удостоить (премия).

Нужда – нехватка (деньги).

Обвинять – осуждать (примитивность).

Обидеться – обижен (слова).

Обрадоваться – обрадован (возвращение друга).

Обратить внимание – уделить внимание – задержать внимание – привлечь внимание (картина).

Определить – дать определение (жанр).

Основываться – обосновывать (эксперимент).

Отзыв – рецензия (курсовая работа).

Полный – наполненный (вода).

Превосходство – преимущество (новая методика и старая методика).

Предостеречь – предупредить (опасность).

Примириться – смириться (неизбежность).

Рассердиться – рассержен (шутка приятеля).

Свойствен – типичен (художник).

Удивляться – удивлен (роскошью отделки).

Управлять – регулировать (процесс).

 

Задание 151. Употребите при необходимости нужный предлог и измените падежи слов, связанных с этими предлогами.

1. Собственность …ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения, ядерные материалы и радиоактивные вещества находится в ведении государства. 2. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен осуществляться контроль …радиационной обстановки. 3. Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации …части эксплуатации ядерной обстановки не допускается. 4. Эксплуатирующая сторона обеспечивает разработку и реализацию мер по предотвращению аварий на ядерной установке, …радиационном источнике и …пункте хранения. 5. Физическая защита ядерных материалов предусматривает своевременное обнаружение и пресечение посягательств …их целостность и сохранность (из федеральных законов).

 

Задание 152. Семантически или стилистически различаются выделенные предлоги?

1. Забава опасная (окончившаяся однажды для одного из нас "иорданью", купанием в студеной воде, могла бы кончиться и похуже, не окажись поблизости мой дядя Иван Морозов, направлявшийся по-над берегом реки в церковь) (А. Алексеев). – Однажды Ксюта проходила на лыжах над рекой и нашла ту самую лиственницу, в которой прятала рубашку незнакомца (Е. Евтушенко). 2. Для получения годичного параллакса достаточно фотографирования звезды в течение одного года (Ю. Ефремов). – (Я) начинал много раз свой дневник с целью заносить в него каждую мелочь (А. Куприн). 3. Я знал, что в этих кругах, к которым совсем недавно принадлежал и я, было не принято задавать такие вопросы. За нихза такие вопросы – можно было и ответить. Не на них, а за – существенная разница. 4. – На моей машине далеко не уедешь – это если найдешь! – Олежек-то Драгунский, "шестерка" ваша, на перламутровой "девятке" в розыске. Разве до границы доберешься – но тебе-то как раз не да, а за нужно. 5. Это был его человек по кличке Летчик. Сидели в одной зоне. – Видно, все же Закон прочитал на своих зонах недостаточно книжек. Или – что вернее – предпочитал в библиотеках иную тематику (В. Барковский). 6. Павел запряг первый свою кобылу, на дорогу выехал, срядились и другие по-за нему (В. Белов). – За горем приходит радость, за разлукой – свидание (В. Каверин). 7. Между делами Настасья Ивановна поинтересовалась, засудили ли бригадира (С. Антонов). – Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов, Как меж столов, идет Косой…(С. Михалков).

 

Задание 153. Удачно ли стилистически употребление предлогов в данных предложениях?

1. По итогам годового или текущего отчета финансово – промышленной группы полномочный государственный орган обязан принять меры в случаях обнаружения недостоверной информации в представленных документах. 2. Принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в его нарушениях.

 

Задание 154. Обрисуйте семантические и стилистические особенности выделенного предлога.

1. В стране есть хорошая школа, это общепризнано, но для молодежи, кроме школы, еще очень важны и выступления на мировых подиумах, где собираются звезды " от кутюр", где ремесло оттачивается до искусства. 2. Питание советской команды как-то ненавязчиво взяла на себя французская сторона – то обед от имени "Эр Франс", то ужин от имени "Нины Риччи". 3. Одежда " от Фарусси" для мужика " от сохи". 4. То ли еще будет от Евдокимова. 5. В Америку сборная Италии поехала экипированной костюмами от Армани. 6. Семейный роман от Окуджавы.

 

Задание 155. Ознакомьтесь с приведенной ниже классификацией наречных предлогов и дайте примеры употребления тех, что имеют разговорно-просторечную окрашенность.

Обратим внимание на наиболее общие стилистические свойства однокоренных наречных предлогов. Большинство из них (вокруг, мимо, помимо, против, напротив, сверх, среди, посреди и др.) характеризуется нейтральностью употребления: они применяются в разных речевых стилях и жанрах. Некоторые из них (кругом, обок, близ, спереди, посредине) имеют разговорно-просторечную окрашенность, их употребление ограничено.

 

Задание 156. Объясните, почему в одних случаях предлоги при однородных членах повторяются, а в других случаях нет.

1. Да так оно и есть: это из-за них произошли поражения на фронте, из-за поражений – революции, из-за революций – гражданская война, из-за гражданской войны – все, что происходит сейчас. 2. Нэпманы – вот кто нынче явился поперек горла, поперек сердца, поперек всей жизни! Нынешней, будущей и даже прошлой! (С.Залыгин) 3. …Требовал послать меня на самый трудный участок, на самую страшную зону! На лесоповал! И срок пусть будет побольше! (В.Барковский) 4. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. (Ю.Нагибин) 5. После половодья, когда наша речка Баланда возвращается в прежние, привычные для нее берега и скликает в свое лоно разбежавшиеся во все стороны, по лесам и лугам, вешние воды, когда вместе с ними по бесчисленным рукавам, овражкам, рытвинам, проделанным ими же в прежние весны, по колеям, углубленным шустрыми ручьями, по старице устремляются в обратный путь нагулявшиеся вволю и отнерестившиеся щуки, красноперки, жерехи, язи и всякая другая рыбья мелочь, вроде ершей и уклеек, жители села Моностырского, мужская его половина, от мала до велика, выходят на промысел. (М.Алексеев)

 

Задание 157. Найдите неправильности в употреблении предлогов. Чем они выражены?

1. Токо надо пользы для Завлекать его не зля (Л. Филатов). 2. – Когда с дому-то пришел, сегодня? – не отвечая, сурово спросила Катерина. 3. – Да вот за водой езжу по четвертый день (В. Белов). 4. – Вся Мартыниха скрипела, каждая тропка, не говоря об шоссе. 5. Я тоже с этого колхоза. Первоначально, когда мы назывались "Смерть кулакам", еще жить было можно. 6. – Бери с собой Ефимку. Пускай он глядит за твоим поведением. Заместо шпиона (С. Антонов). 7. – Товарищ Старов! В третий раз передаем вам, на случай, если вы нас раньше не слышали, радиограмму для вас из базы экспедиции (Б. Горбатов). 8. – Заслуженный врач. Профессор. По мозгам. 9. – Я говорил со знакомым милиционером. "Подайте, говорит, в суд, выставьте свидетелей, возьмите о дочке характеристику". 10. Здешние активисты посоветовали написать в газету. Ославить этого подонка на весь район, чтоб в дальнейшем было неповадно… Заодно просили в заметке отметить о воспитательной работе среди молодежи. 11. Оказывается, во время купания через незаметную на поверхности трубу спустили в воду синюю краску из близлежащей фабрики (из газеты). 12. Вывод его таков, что в Северном Сахалине невозможно существование племен, стоящих на низшей ступени умственного развития (А. Чехов). 13. – Поскольку разговор зашел за нейтралитет, команда не считает нужным применять насилие (Б. Лавренев). 14. – Врач говорит, мазь мне надо из пчелиного и змеиного яда (О. Куваев).

 

Задание 158. Прочитайте фрагмент из заметки В.М. Глухих "О наречных предлогах". Приведите свои примеры предложной лексикализации и архаизации.

Нельзя не отметить, что в жизни однокоренных наречных предлогов происходят изменения: предложная лексикализация и архаизация. С одной стороны, расширяется круг выражаемых синтаксических отношений, а с другой – сокращается употребление некоторых из однокоренных наречных предлогов.

Под предложной лексикализацией следует понимать полное превращение наречия в предлог. При этом происходит утрата словообразовательной связи данного предлога с соотносительным наречием, так как такое наречие просто перестает существовать в современном языке. Вследствие этого слово в роли однокоренного наречного предлога выполняет только предложную функцию. Кроме того, усиливается отвлеченность лексического значения этого предложного слова, а лексикализованный однокоренной наречный предлог становится многозначным.

Предложная лексикализация сохраняет в современном языке давнюю традицию. Так, по своей сути бывшие наречные предлоги вне, кроме, между, пред, сквозь функционируют в современном языке только как предлоги и воспринимаются как обычные, первообразные предлоги. К лексикализованным из однокоренных предлогов могут быть отнесены такие, как помимо, против, сверх, среди. Так, наречный предлог помимо в современном литературном языке выражает синтаксические выражения уступки, объектные, исключения, включения. Например: "…неприятная мелкая дрожь, рождавшаяся помимо его воли в груди, постепенно пронизывала все тело" (А. Ананьев. Танки идут ромбом); "Он (Левинсон) чувствовал, что не командует на самом деле, а все события развиваются независимо от него, помимо его воли" (Фадеев. Разгром); "Доходов помимо заработка не имею" (Словарь под ред. Д.Н. Ушакова) и т.д. Близкий по корню предлог мимо выражает пространственные отношения с оттенком значения образа действия, обусловленным лексическим значением предлога "минуя кого-что-н." Например: "(Трехмесячный) ребенок протягивает ручонки обыкновенно мимо предмета" (Д.Н. Добролюбов); "На вторые сутки ночью он приплелся к Анне совсем плох, сел на пол мимо лавки" (А.Н. Толстой. Хождение по мукам).

Точно также нелексикализованные однокоренные наречные предлоги в других группах (напротив, поверх, сверху, посреди, посредине) выражают только пространственное отношение.

Под архаизацией имеется в виду затухание предложной функции у однокоренного наречного предлога и медленное его выбывание из обихода. Это явление обусловливается известным смысловым тождеством данного однокоренного наречного предлога с другими в группе (ср. кругом и вокруг), сниженной стилистической (разговорно–просторечной) окраской (обок и сбоку) и угасанием актуальности этого предложного слова. Так что отдельные однокоренные наречные предлоги со временем устаревают, и употребление их заметно сокращается. К архаизированным однокоренным наречным предлогам могут быть отнесены кругом, обок, опередь и, возможно, еще некоторые: ходить кругом дома, находиться обок него и т.д. Эти фразы произносим с какой-то неловкостью, с долей неестественности. Вместо этих предложных слов в современном литературном языке употребляются более точные и удобные синонимические слова и выражения (вокруг, около, рядом… и др.): ходить вокруг дома, находиться рядом с ним.

 

NB! О предложно-падежных сочетаниях

Не следует разрывать предложно-падежное сочетание путем включения в него таких наречных слов, как почти, еще и других. Их место перед предлогом. Ср.: Это второй случай за неделю – "Это второй случай почти за неделю", но не "за почти неделю" (Изв.)

 

Задание 159. Проверьте правильность расположения предлогов в предложении.

1. Биография газеты за почти сорок лет. 2. Предприятие поставляло технику в более чем 30 стран мира. 3. Это поставит их еще в более худшее положение. 4. Ученые надеются на еще один "побочный эффект". 5. Контроль над еще одной угольной компанией. 6. Онимы еще в большей степени, чем апеллятивы, реагируют на общественные изменения. 7. Провожая меня, Мурат Галиевич ткнул пальцем в еще один плакат. 8. Сотрудничество с Москвой может разрастись до почти полноценных масштабов. 9. Яхта оказалась в еще более тяжелой переделке. 10. Подчиняются они гораздо в большей степени местному УВД. 11. Вы теперь лишились хорошей прибавки к и так мизерной вашей пенсии. 12. Эти размышления появились в еще одном аспекте. 13. Воспользоваться в более чем 600 городах.

 

NB! "Согласно приказа" или "согласно приказу"?

Комментарий лингвиста:

" Согласно обыкновенно требует дательного падежа или творительного с предлогом с, но употребляется и с родительным, особенно в языке канцелярском. Последнее – худший, не чисто русский оборот речи (германизм)" – это цитата из В. И. Чернышева, еще в 1910 г. заявившего себя адептом "правильности и чистоты русской речи", обосновавшего парадигму худших и лучших оборотов речи.

Следует подчеркнуть, что словари – с 1847 г. до Ожегова – не отмечают в вариантах сочетаемости родительный падеж. Согласно приказа – реликт официально – делового стиля. Употребление согласно с родительным падежом недопустимо.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.015 с.)