Определение статуса частицы как части речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение статуса частицы как части речи



Термин частица (лат. Particula – «частица) употребляется в двух значениях – общем и частном. Частицы в широком смысле этого слова – это же, что частицы речи. «Частицы речи, к которым относятся в том числе союзы и предлоги, противополагаются частям речи.» [Виноградов 1986] Подобное широкое понятие частиц охватывает все классы служебных, формальных, или частичных слов. Приверженцами подобного широкого подхода были Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Ф.И. Буслаев, В.Н. Сидоров. Частицы при подобном подходе противопоставлялись другим частям. Так, В. Н. Сидоров предпринял попытку противопоставить частицы союзам и предлогам, отметив, что: «…в зависимости от того, какого рода формальные значения – синтаксические или несинтаксические – выражаются несамостоятельными словами, они делятся на два разряда – служебные слова и частицы». [Аванесов, Сидоров 1945: 233]

В.Н. Сидоров полагал, что частицы, «в отличие от служебных слов, выражают несинтаксические формальные значения, присоединяя к реальному значению самостоятельных слов различного рода дополнительные смысловые оттенки (он то придет; только он и придет; он же придет и пр.) Следовательно, по своей грамматической роли и значению частицы сближаются со словообразовательными аффиксами-приставками и суффиксами, которыми также присоединяются дополнительные значения к реальному значению самостоятельных слов» [ Аванесов, Сидоров 1945: 224].

Частица в узком понимании – это «служебная часть речи, которая придает различные смысловые и модально-экспрессивные оттенки предложению в целом и отдельным его частям или служат для образования форм слова» [Лекант 2003]. Последователями подобного «узкого» понимания частицы как части речи являются А.В. Добиаш, В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, Т.М. Николаева, П.М. Лекант.

Как было сказано ранее, не существует единого определения термина частица, как и единой общепризнанной классификации частиц. «Если ссылаться на терминологию И.И. Мещанинова, то термину частицы или частичные слова в широком смысле соответствует понятие связочные слова» [Виноградов 1986], и тогда следует, что в группе связочных слов особенно выделяются две отчетливо разграниченные категории — предлоги и союзы. Как отмечает Виноградов, «остается еще несколько небольших групп слов, которые объединены общими свойствами гибридно-полуграмматического, полулексического типа и промежуточным положением между наречиями и модальными словами, с одной стороны, и союзами — с другой стороны» [там же, электронный ресурс slovari.ru]. Таким образом, следуя подходу В.В. Виноградова, определение и значение частиц в их собственном смысле сохраняется за этими группами связочных, частичных слов.

Т.М. Николаева отмечает, что с частицей связывается четыре смысловых комплекса (значения). Один признается старым и вышедшим из грамматической традиции, он вязан с общим классом служебных слов и противопоставляется знаменательным, полнозначным частям речи. Вторым комплексом, по мнению Николаевой, является определение частиц как неизменяемых компонентов, «не-слова, присоединяемые к словам полнозначным так, что формируются некие грамматические формы», которые в свою очередь вступают в парадигматические и категориальные отношения с формами, которые образуются самостоятельно, не зависимо от частиц. Другими словами, речь идет о формообразующих частицах. Третье значение частицы связано с пониманием частиц как коннекторов, многие из которых называются союзами, имеющие способность переходить в разряд формообразующих. Четвертый смысловой комплекс относится к модальным, выделительным или акцентирующим частицам, и их значение связано со способностью частиц выступать в функции передачи коммуникативных характеристик сообщения. [Николаева 1985].

Исследователи в современных учебниках дают следующие определения частицам, указывая на их формообразующую функцию: «Частица – это служебная часть речи, которая придает различные смысловые и модально-экспрессивные оттенки предложению в целом и отдельным его частям или служит для образования форм слова» [Костомаров, Максимов 2003]; «Частицы – это слова, придающие различные смысловые оттенки словам и предложениям, а так же служащие средством образования грамматических аналитических форм» [Диброва 2005]; «Частица это служебная часть речи, которая передает оттенки лексических и синтаксических значений, уточняет значение слова, части предложения или предложения в целом»[Герасименко 2003]; «Частицы…-это служебные слова.., выражающие смыслы, важные для реализации в высказывании и тексте коммуникативных намерений говорящего» [Панова 2010]; «Частицы – служебные слова которые придают различные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слова» [Бабайцева 2002]; «Частица – служебная часть речи, которая вносит различные смысловые оттенки в предложение или служит для образования форм слов» [Лекант 2005]; «Частицы –служебные слова, выражающие главным образом дополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний и отдельных слов» [Розенталь 2002]

В настоящее время до сих пор проблемным является вопрос о лексическом значении частиц. Так, А.А.Шахматов говорил о том, что «частицы - это часть речи, которая включает в себя слова, усиливающие или оттеняющие в том или ином отношении грамматические формы или предикат. Таким образом, они имеют формальное, служебное значение» [Шахматов 1941: 506].

Н.Ю. Шведова считала, что частицы, взятые вне предложения, лишены лексических значений: «значением частицы, как отдельного слова, является то отношение, которое выражается ею в предложении»[Шведова 1980].

В.В. Виноградов отмечал, что данный класс слов «обычно не имеет вполне самостоятельного реального или материального значения, а вносит главным образом дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов, предложений или же служат для выражения разного рода грамматических (а следовательно, и логических, и экспрессивных) отношений… их значение совпадает с логическими или экспрессивными стилистическими функциями. Поэтому семантический объём этих частиц очень широк, их лексико-грамматические значения очень подвижны, они находятся во власти синтаксического употребления»

[ Виноградов 1986].

Д.С. Светлышев считал, что частица может иметь свое лексическое значение: «частичные значения частиц осознаются только по их смысловой нагрузке, т.е. по их семантике» [Светлышев 1955]

П.А. Лекант также поддерживает идею о том, что частицы способны иметь лексическое значение: «Частицы передают оттенки лексических и синтаксических значений, уточняющих и конкретизирующих значение лексических и синтаксических единиц» [Лекант 2000]

Мы будем придерживаться мнения тех лингвистов, которые считают, что значением отдельно взятой частицы является то отношение, которое она выражает в предложении, так как уже доказана многозначность и полифункциональность частиц в современном русском языке, а подробная классификация частиц В.В. Виноградова и других исследователей дает почву для исследования частиц в разных аспектах.

Таким образом, рабочим в нашем исследовании будет определение частицы как неизменяемой части речи, служащей для придания различных дополнительных смысловых значений (модальных, эмоциональных, экспрессивных и др.) словам, словосочетаниям, предложениям в тексте, а так же участвующей в образовании форм слова, и выражающая отношение к действительности или сообщаемому.

Выводы:

1. Грамматическое учение о частицах еще не сформировалось до конца, отсутствует общепризнанное определение частиц, как части речи, не до конца выявлен и определен их состав

2. проблемным является вопрос о лексическом значении частиц

3. частицы, не имея свои самостоятельные значения, приобретают значение того слова, с которым функционирует, в пределах предложения или даже контекста (находятся во власти синтаксического употребления)

 

 

1.2. Структурная классификация частиц. Словообразовательная характеристика частиц.

 

Классификация частиц с позиции их формального строения не является проблемной, так как все исследователи отмечают, что первичным делением частиц с позиции их формального строения является деление на первообразные и непервообразные. Так, Н.Ю. Шведова дает следующую классификацию частиц:

Первообразные: простейшие, за несколькими исключениями односложные частицы, в современном языке не имеющие живых словообразовательных связей и формальных соотношений со словами других классов частицы: бишь (прост.), бы, вишь (прост.), да (в составе формы повелит. накл.), де (разг.), дескать (разг.), же, ишь (разг.), -ка, мол (разг.), не, небось (прост.), нет, неужели, нехай (прост.), ни, ну, -с, сём (прост.), таки, те (прост.), -то, уж, чай (прост.).

Непервообразные: все остальные частицы.

В зависимости от количественного состава частиц выделяются простые и составные:

К простым частицам относятся все первообразные, а так же в разной степени имеющие связи с союзами, местоименными словами, наречиями, глаголами, предлогами. Так же, к данной группе относятся частицы: а, благо, более, больше, буквально, бывает, было, будто, ведь, какое, куда, ладно, ли, лучше, благо, вовсе, вон, вот, где, действительно, единственно, точно и др.

Составные – частицы, образовавшиеся из двух (реже – более) слов, двух частиц, частицы и союза, частицы и предлога, а также частицы и изолировавшейся от своего класса глагольной формы или наречия. Составные частицы делятся на две группы:

1.Нерасчленяемые частицы: а то (Не боишься? А то боюсь!); без того (Человек он и без того молчаливый, а тут и вовсе замкнулся); было б (прост.: Было бы оставаться, а уехать домой!); вряд ли, всего-навсего, все же, до чего, еще бы.

2.Расчленяемые частицы: вот бы (Вот бы дождичка!); вот и (Вот тебе и друг!); едва ли не, как бы не, скорее бы, так и и др.

По местоположению различаются два типа частиц:

а) постпозитивные, т.е. занимающие положение после знаменательного слова: же, ли, бы, то и др.;

б) препозитивные, т.е. занимающие положение до знаменательного слова: неужели, да, пусть, что за и др.

Некоторые частицы могут перемещаться в предложении в зависимости от смысла высказываемого, например:

Ведь не сразу же мы себя потеряли

Егор Павлович, поедете ведь.

П.А. Лекант отмечал, что «количество разрядов частиц и их корпус в научных описаниях существенно различаются. Общий корпус русских частиц в разных научных источниках определяется числом от трёх – четырёх десятков до двух – трёх сотен.» [Лекант 2013]. Такое варьирование частиц при их количественной классификации можно объяснить их недостаточной лексической исследованностью, что объясняется их омонимичностью ряду других языковых единиц. Согласно количественной классификации Н.Ю. Шведовой, частицы обнаруживают связи с союзами, местоименными словами, наречиями, глаголами, предлогами:

Например: Давайте поедем туда все вместе! Частица давайте служит для образования повелительного наклонения глагола. Или: Я хотел бы жить в Москве. Частица бы служит для образования сослагательного наклонения. При морфологическом разборе глагола как части речи частица, являясь компонентом глагольной формы, выписывается вместе с ним.

Например: Пришли все, даже дряхлые старики. Усилительная частица даже совмещается в данном случае с присоединительным союзом, усиливая, подчеркивая признак. Семантика усилительности и сближает частицу с союзом, так как «всякое усиление выступает всегда на фоне чего-то неусиленного, а этот фон дается или предполагается в предыдущей речи» [А.М. Пешковский]. Таким образом, частица как бы соединяет две части предложения.

Как мы можем заметить, частицы таким образом обнаруживают тесные связи с союзами, наречиями, глаголами, участвуя в образовании форм. Именно из-за разнообразия семантики частиц, из –за омонимичности частиц другим частям речи, существует трудность их описания и разграничения. Так как лексические значения частиц совпадают с их грамматическими особенностями, в зависимости от занимаемой ими позиции в предложении, частицы выражают разные значения, которое можно вычленить порой только учитывая контекст, мы можем говорить о том, что это вызывает проблему объема частиц в современном русском языке.

Выводы:

1. Классификация частиц с позиции формального строения является общепринятой.

2. Существует проблема объема (описания, размытость списка) частиц как части речи, трудность при их описании ввиду их размытой семантики, омонимичности другим частям речи и многозначности

 

1.3. Функции частиц. Функционально-семантическая классификация частиц.

В речи частицы могут выполнять следующие функции: «привносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание (семантическая), придавать ему эмоциональную окрашенность (акцентирующая), а также принимать участие в его интонационном (зависящим от коммуникативной задачи высказывания) оформлении (коммуникативная)» [Рахманова, Суздальцева 2011: 448]. Эти функции выполняют смысловые частицы, эмоционально-экспрессивные и большинство модальных частиц.

Как было отмечено ранее, В.В. Виноградов писал о том, что «лексические значения этих слов совпадают с их грамматическими, логическими или экспрессивно-стилистическими функциями» [Виноградов 1986].

По признаку функция в современных грамматиках принято разграничивать частицы, «которые принимают участие в выражении грамматического значения наклонения наряду с другими элементами глагольной формы (сослагательное и повелительное наклонение глагола и частицы бы, да, давай, пусть, пускай), и частицы, обладающие лексическим значением.» [Белошапкова 2013].

В.В. Виноградов предложил структурно-семантическую классификацию частиц. Он выделял следующие классы частиц:

· Усилительно-ограничительные частицы. Играют роль своеобразных качественных показателей смыслового веса слов или высказывания в целом.

· Присоединительные частицы. Менее выразительная предыдущей, но близкая к ней группа частиц союзного типа, устанавливающая разного рода соотношения и связи между предметами мысли, элементами речи, синтаксически разъединенными: тоже, также, к тому же, и то, притом, все и др.

Например: Любил я тоже, что в лице ее вовсе не было ничего такого грустного или ущемленного (Достоевский). А может, свои примеры найдёте.

· Определительные частицы. Так смежная с выделительными частицами группа частиц, служит не столько для усиления или ограничения, сколько для определения, уточнения того или иного слова, обозначения той или иной характеристики: подлинно, именно, как раз, точь - в - точь и др.

· Указательные частицы. Близки к определительным. Служат не только для указания на предметы и явления внешнего мира, но и для связывания и указательного подчеркивания слов: вот, вон, это, оно и др.

· Неопределенные частицы. Диаметрально противоположна функция частиц, придающих значение неопределенности тем словам, к которым они примыкают. Частицы этого рода в русском языке являются, в сущности, словообразовательными элементами: то, либо, нибудь.

· Количественные частицы. Частицы, смежные с разрядами определительных и неопределенных частиц. Образуют гибридные типы слов «наречий-частиц»: почти (почти пять лет), приблизительно, ровно и т.д.

· Отрицательные частицы. В русском языке выделяются две отрицательные частицы: не и ни. Однако частица ни имеет отрицательное значение — вне связи с не только в императивных и количественных предложениях, например в сочетании с родительным количества: ни шагу дальше. [ Виноградов 1986 ]

Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов отмечают, что «обслуживая семантические потребности слов, частицы тем самым повышают информативные возможности высказываний, делая их более точными, выразительными, эмоционально-экспрессивно насыщенными» [Шанский, Тихонов 1987]. Эти свойства частиц заложены в их лексическом значении, они очень разнообразны по своей семантике. Исследователи выделяют частицы, имеющие смысловые значения. К ним они относят:

· Указательные частицы: вот, вон, это, оно, во и т.д.

· Определительно-уточняющие частицы, при помощи которых уточняется, определяется смысл слов или словосочетаний в предложении: точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и т.д.

· Выделительно-ограничительные. При помощи этих частиц логически выделяются слова или словосочетания, или сообщаются ограничительное значение: лишь, только, только лишь, все, исключительно.

· Усилительные частицы: даже, даже и, ведь, уже, не, ни, еще, то и др. Исследователи помещают их в одну категорию, отмечая, что они так же могут выполнять функцию выделения.

· Эмоционально-экспрессивные частицы. Усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: что за, как, куда, где, там, что там, то-то, вот и др.

Модальные частицы:

· Утвердительные частицы: да, так точно, определенно и др.

· Отрицательные частицы: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не и др.

· Вопросительные частицы: ли, разве, неужели, что, а, да и др.

· Сравнительные частицы: как, как бы, словно, будто и др.

· Частицы, указывающие на чужую речь: де, дескать, мол. [ Шанский, Тихонов 1987]

Авторы современных учебных пособий предлагают иную классификацию. Так, П.А. Лекант выделяет частицы со значением рациональных и эмоциональных оценок:

· Неопределенные: то, либо, нибудь, кое, как то и др.

· Указательные: вот, вон, это и др.

· Количественные частицы: почти, чуть, не, ровно и др.

· Частицы со значением аналогичности, смежности, тождественности: и тоже, же, да, так же и др.

· частицы со значением неаналогичности, нетождественности, несходства: а, да однако же, и то, только, все же, все-таки и др.

· Частицы со значением эмоциональных оценок (восхищения, негодования, удивления,) это частицы что за, вот тебе, ведь, ну и, то- то и другие. Там же предложено классифицировать частицы на «модальные и амодальные.» [Лекант 2000]

Е.Д. Ващенко характеризует частицы следующим образом:

Таблица 2.Разряды частиц

Разряды частиц Для чего служат Примеры
Формообразующие Для образования условного и повелительного наклонения глагола   Да, давай, пусть, пускай
Отрицательные Для выражения отрицания или придания предложения положительного значения при двойном отрицании Не, ни
Модальные Для выражения различных смысловых оттенков и чувств в предложении Разве, все-таки, все равно, все же

 

Н.Ю. Шведова выделяет следующие разряды частиц по функциям:

6. Формообразующие частицы: Частицы, с помощью которых образуются формы слов: частица давай, образующая форму повелительного наклонения; бы, образующая форму сослагательного наклонения; частицы, с помощью которых образуются синтаксические формы предложений со значением ирреальности: пусть, пускай, да, чтоб.

7. Отрицательные частицы: не, ни. Частица не вводится для выражения общего и частного отрицания: Он не приехал сегодня; Он приехал не сегодня; Сегодня приехал не он.

8. Вопросительные частицы: а, ли не…ли, неужели, никак, что за что, что ли, как. Все эти частицы совмещают значение вопросительности с более или менее ярко выраженной модальной окрашенностью.

9. Частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, по результативности или не результативности: было, бывает, чуть (было) не, едва (было) не, как, мало не и др.

10. Модальные частицы вносят в предложение разные значения субъективного отношения к сообщаемому. Модальные частицы со стороны вносимых ими значений объединяются в следующие группы:

1. Частицы, подчеркивающие (усиливающие, акцентирующие) сообщение или какую-то его часть; выражающие ту или иную оценку, качественную характеристику; согласие или несогласие и т.д.: а, ведь, вон, тот, всего, всего-навсего, да, еще, же, и, и есть и др.

2. Частицы, выражающие волевую направленность, волеизъявление: дай, дай-ка, давай: - А впрочем, дай-ка я прочту еще раз со вниманием письмо старосты, а потом еще раз и встану.

3. Частицы, выражающие завершение или выявление предшествующего состояния; соответствие или несоответствие ожидаемому, связывание с известным, отнесение к известному: и, все, да, де дескать, единственно, еще, то-то, и так и др. [Шведова 1980]

Отметим, что приведенные классификации условны, так как не исчерпывают все функции частиц, весь их лексический состав, поскольку одна и та же частица «способна передавать несколько коммуникативно значимых линий одновременно: а) отношение адресата к адресанту или к описываемой ситуации; б) намерения говорящего, его эмоции; в) широкий комплекс прагматических значений.» [Николаева 1898].

«Частицы выражают не только модальность, эмоциональность и экспрессивность, градуальность. Они так же являются индикаторами значений на лексическом, грамматическом, синтаксическом и стилистическом ярусах текста, вносят дополнительные значения других слов… принимая участие в реализации речевых компетенций говорящего, выражают субъективные и объективные смыслы высказываний». [Колесникова 2012].

Таким образом, проанализировав вышеприведенные классификации, мы отметим отсутствие единого взгляда на разграничение частиц по их функционально-семантическим признакам: лингвисты предлагают разнообразные классификации, не всегда объединённые один логическим принципом выделения и систематизации частиц, что определяет проблему их функционально-семантической классификации.

Выводы:

1. В современном русском языке до сих пор отсутствует единая, общепризнанная функционально-семантическая классификация частиц, о чем свидетельствуют разнообразные классификации различных исследователей частиц.

2. Ввиду их наличия у частиц сложной семантики, которая заключается в выражении частицами скрытых и явных смыслов, существующие функционально-семантические и структурно - семантические классификации не исчерпывают всех выполняемых функции.

3. Наличие различных, не объединённых общей логикой функционально-семантических классификаций, определяет проблему функционально-семантической классификации частиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.056 с.)