Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила и ошибки в аргументацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные элементы аргументации - тезис, аргументы, демонстрация - подчиняются логическим правилам, нарушение которых ведет к ошибкам. Логические ошибки могут быть непреднамеренными (паралогизмы) и преднамеренными (софизмы). Правила и ошибки могут быть сведены в таблицу. 6.4. Правила и ошибки в аргументации
Упражнение 14 Установите несостоятельность аргументов, запишите схему. Образец: а) записываем задачу, находим тезис (Т) и аргументы (а,, а2, а3... ап): В суждении <Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок* распределены субъект и предикат (Т), так как и субъект, и предикат в общеотрицательных суждениях распределены fafj, данное же суждение является общеотрицательным (a2j; б) устанавливаем связь между тезисом и аргументами: ai, а2 -> Т; в) устанавливаем истинность или ложность аргументов: а, - «Субьект и предикат распределены в общеотрицательных суждениях- - истинен, соответствует правилам распределенности терминов в суждениях; аг - «Данное суждение является общеотрицательным» - ложен. (Несостоятельность аргументов обосновывается так же, как и несостоятельность тезиса, по схемам, приведенным в упражнении 12); г) записываем схему: а2 -» Т, 1 а2 Т '. Ложность аргумента приводит к необоснованности тезиса. (Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения.) 14.1. Определение «Неосторожное преступление - это преступление, совершенное по неосторожности» - ошибочно, так как нарушено одно из правил определения понятий: члены определения должны исключать друг друга. 14.2. Это не может не быть правдой, потому что это истина. 14.3. Куры летают, так как куры - птицы, а все птицы летают. 14.4. Хитров не совершал кражи, так как кража - тайное похищение личного имущества, а он унес компьютер из своего учреждения. 14.5. Пьер Леже - веселый, остроумный человек, ибо он француз, а все французы веселы и остроумны. 14.6. Какую ошибку в рассуждении допустила одна из героинь А. Н. Островского, утверждая: «Благородного человека сейчас видно: у него все поступки благородные». 14.7. Утверждение «Иванов - студент юридического вуза», следующее из посылок «Иванов мог поступить в юридический или педагогический вуз», «Он не поступил в педагогический», - недостоверно, потому что нарушено правило отрицающе-утвер-152 Глава 6. Логические основы аргументации ждающего модуса разделительно-категорического силлогизма -разделительная посылка не является строгой дизъюнкцией. 14.8. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери; «Все го- I ворят: нет правды на земле». 14.9. Молодежь должна учиться, так как ученье - свет, а неученье -тьма. 14.10- Семенов - истинный интеллигент, он закончил институт, а каждый человек, имеющий высшее образование, интеллигентен. 14.11. «Машенька. Но почему же вам непременно угрожает опасность. Турусина.О чем же ты спрашиваешь, я не понимаю? Ты сама видела в самых воротах нам перешла дорогу какая-то женщина» (А. Н. Островский). 14.12. Понятия «студент» и «спортсмен» находятся в отношении подчинения, так как в это отношение вступают понятия, объемы которых пересекаются. 14.13. Если какое-либо художественное произведение высоко оценивается большинством москвичей, оно обладает несомненными художественными достоинствами. Произведения ЧеЙза-- высокохудожественны, ибо они получили высокую оценку большинства москвичей. 14.14. Суждение «Любая захватническая война - несправедлива» является общеотрицательным, потому что по количеству оно общее, а по качеству - отрицательное. 14.15. Заключение «Петров - студент МГЮА», вытекающее из посы- ж лок «Все студенты МГЮА изучают логику», «Петров - изучает логику», - достоверно. Его достоверность основана на том, что заключение строится по первой фигуре простого категорического силлогизма,.правила которой соблюдены: большая посылка - общее суждение, меньшая - утвердительное. Упражнение^ Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему. Образец: а) записываем задачу, находим тезис (Т), аргументы (ai... aj: <Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (Г), потому что он не является потерпевшим (а,/ А нам известно, что судья не может участвовать в рассмотрении дела в том случае, если он является потерпевшим* б) выявляем логическую связь между тезисом и аргументами (at, аг): 6.4. Правила и ошибки в аргументации аг - Судья не может участвовать в рассмотрении дела (д), если он является потерпевшим (р), (р ~> q); а, - Судья Пастухов не является потерпевшим (]р); Т - Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (1 q); в) записываем схему: 1< Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения - от отрицания основания flp) к отрицанию следствия Л* Аргументация, построенная по неправильному модусу, не позволяет получить достоверного заключения. 15.1. Антонов - голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что большинство северян - голубоглазы. 15.2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск, и в Иркутск. Я думаю, что он не был в Иркутске, так как почти две недели провел в Омске. 15.3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери: Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Что пользы в нем? 15.4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготовились к экзамену по экономической теории и не сдали его; совершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике. 15.5. Около двадцати студентов МГЮА успешно выступили с докладами на научной конференции. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что большинство студентов МГЮА занимаются научной работой. 15.6. - Тотчас же королева Пошла к его величеству И, будто между прочим Сказала невпопад: Ах, да, мой друг, по поводу Обещанного масла... Хотите ли попробовать На завтрак мармелад? (Милн)154 Глава 6. Логические основы аргументации 15.7. Следствием установлено, что поджог склада могли совершить трое его рабочих - Адоскин, Борисов или Сергеев. На данном этапе расследования установлено полное алиби Сергеева. Из этого факта со всей очевидностью вытекает, что преступление совершено Адоскиным и Борисовым. 15.8. Если человек имеет.неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление, следовательно, он имеет неустойчивую нервную систему. 15.9. Какая ошибка допущена в следующем софизме: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего». 15.10. Несомненно, что Древняя Греция дала миру многих выдающихся философов. Свидетельство тому - философское наследие Аристотеля. 15.11. Для меня очевидно, что Николаев не может знать и любить ни музыку, ни поэзию. Я исхожу из того, что человечество делится на «физиков» и «лириков». Николаев же работает в области точных наук. 15.12. «Как вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтись?» (Чехов). 15.13. Иванов и Сидоров учатся в одной группе, неплохо успевают по всем предметам, любят музыку. Иванов - хороший спортсмен. Несомненно спортом занимается и Сидоров. 15.14. «Если бы никто не совал носа в чужие дела, - проворчала Герцогиня, - мир завертелся бы куда быстрей, чем сейчас. -Ну и что же тут хорошего? - с готовностью подхватила Алиса... - Представляете, какая бы началась путаница? Никто бы не знал, когда день, когда ночь. Ведь тогда бы от вращения... -Кстати, об отвращении! - сказала Герцогиня. - отвратительных девчонок казнят! - Алиса испуганно покосилась на Повариху...*1. 15.15. Рассуждая по аналогии с правилами первой фигуры простого категорического силлогизма, с необходимостью приходим к выводу, что по правилам второй фигуры простого категорического силлогизма - большая посылка должна быть общим суждением. 1 Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. М., 1977. С. 76. Упражнение 16 В приведенных текстах определите логические ошибки, укажите, какие правила нарушены. Образец: а) записываем задачу, находим тезис и аргументы, обозначаем их соответствующими символами - Т, а,, а2, а3, а*. *Ломброзо считал, что для преступника характерны некоторые черты, сближающие его с дикарем (Т). Прирожденный преступник представляет собой тип неразвившегося субъекта с дефективной организацией и может рассматриваться с биологической точки зрений как явление атавизма fa,). Для дикаря, как и для современного преступника, с точки зрения Ломбро-зо, характерны отсутствие нравственного чувства, чувствительности к чужим страданиям, непомерно развитый эгоизм (aj. Преступников сближает с дикарями распространенность в их среде татуировки, специального жаргона, где часты слова, состоящие из повторения одних и тех же слогов, образование слов по звукоподражанию, иносказательное значение слое (аз). Антропологически прирожденный преступник характеризуется значительным отклонением от нормы: большая длина рук, череп неправильной формы, лицо с отклонением от овала (квадратное, треугольное, прямоугольное» (а/, б) анализируя аргументы, приходим к выводу, что большинство из них не обладает научной достоверностью; в) определяем характер ошибки, допущенной в аргументации: это «основное заблуждение» - принятие за истину ложного аргумента. 16.1. «...юный идеалист доказывает человеку «опыта», что такой-то поступок малодушен и бесчестен. Тот сперва стал спорить «чин-чином», но затем, видя, что дело его плохо, заявил: «Очень вы еще молоды и неопытны. Поживете, узнаете жизнь и сами со мною согласитесь». Юноша стал доказывать, что молодость ни при чем, что «он знает жизнь»2. 16.2. После ухода Швейка коллегия /грех пришла к единодушному выводу: Швейк - круглый дурак и идиот согласно всем законам природы, открытым знаменитыми учеными-психиатрами. В за- 1 Философия в вопросах и задачах. М., 1977. С. 91. 2 Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 110156 Глава 6. Логические основы аргументации ключении, переданном судебному следователю, было записано: «Нижеподписавшиеся судебные врачи сошлись в определении полной психической отупелости и врожденного кретинизма представшего перед вышеуказанной комиссией Швейка Иозе-фа, кретинизм которого явствует из таких слов, как «Да здравствует император франц-Иосиф Первый», каковых вполне достаточно, чтобы определить психическое состояние Иозефа Швейка как явного идиота»1. 16.3. Сганарель, герой пьесы Мольера «Лекарь поневоле», обосновывает поставленный им «диагноз» следующим образом: Сганарель: Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание... я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема. Ж е р о н т: Так-то оно так, но я бы хотел услышать, отчего это случилось? Сганарель: Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар речи. Жеронт: Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила. Сганарель: Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается. Жеронт:Ав чем же вы усматриваете причину того, что он не ворочается? Сганарель: Аристотель сказал по этому поводу... много хорошего. Жеронт: Охотно верю. Сганарель: О, это был великий муж. Ж е р о н т: Не сомневаюсь. Сганарель: Лодлинно великий!..»2. 16.4. Какую ошибку в рассуждениях свидетелей обнаружил адвокат А. И. Урусов? «Труп найден в погребе дома Волохова. Волохов жил несогласно со своей женой, после этого следует немедленное заключение - она- виновата. Почему? Больше некому. Вот народная логика... Замечательно, что никто из свидетелей не подтвердил главного обстоятельства, никто не сказал, вернулся ли Алексей 6.4. Правила и ошибки в аргументации С. 423 1 Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка. М, 1977. С. 37 2 Мольер. Лекарь поневоле // Поли. собр. соч.: в 4 т. М., 1966. Т. 2. Волохов 17 августа ночевать домой, так как в два или три часа его видели на улице пьяным...»1. 16.5. «А почему вы знаете, что вы ненормальный?» - спросила она (Алиса). «Начнем с собаки, - сказал Кот. - Возьмем нормальную собаку, не бешеную. Согласна? - Конечно! - сказала Алиса. - Итак, - продолжал Кот, - собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она, как мы условились, нормальная. А я? Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь. Вывод: я - ненормальный»2. 16.6. «Наконец нас обоих привлекли к суду за то, что мы пускали в обращение краденые банкноты, - а там и другие наши художества вскрылись... Когда нас ввели в залу суда, я первым делом заметил, каким джентльменом смотрится Компенсон, - кудрявый, в черном костюме, с белым платочком, - и каким я против него смотрюсь оборванцем. Когда началось заседание и вкратце перечислили улики, я заметил, как тяжело вина ложится на меня и как легко на него. Когда принялись за свидетелей, все время выходило, будто это я главный преступник, каждый готов был в том присягнуть - и деньги всегда платили мне, и всем казалось, что я один и затеял дело, и барыш получил. А уж когда повел речь защитник Компенсона, тут я понял всю их политику. Он что сказал? «Милорд и джентльмены, вот перед вами стоят два человека, и вы сразу видите, до чего они между собой непохожи. Один, младший, получил воспитание, с ним разговор будет вежливый; другой, старший, не получил воспитания, с ним и разговор будет другой; один, младший... ни в чем таком не был замечен, а только был на подозрении; другой, старший, был замечен много раз, и всякий раз вина его была доказана. Так разве не ясно, который из них виновен, если виновен один, а если оба - то который виновен гораздо больше?» Ну, и все в этом роде... Компенсон и в школе-то учился, и друзья его детства занимают всякие высокие посты, и свидетели встречали его в таких-то клубах да обществах, и никто про него дурного не слышал...»3. 16.7. Почему следователь Колесников скептически отнесся к выдвинутой его подчиненными версии, по которой причиной убийства была месть? 1 Речи русских юристов. М., 1985. С. 501-502. 2 Кэрролл Л. приключения Алисы в стране чудес. М., 1977. С. 81. 3 Диккенс Ч. Большие надежды // Диккенс Собр. соч.: в 30 т. М., 1960. Т. 23. С. 371158 Глава 6. Логические основы аргументации 6.4. Правила и ошибки в аргументации «Скажите, почему вы остановились на единственной версии «месть», - спросил вдруг Колесников. - А других и быть не могло, драки не было, грабежа не было и ревности не было. Колесников хмыкнул.^ - Вы мне напоминаете анекдот, судебные медики придумали: холеры не было, чумы не было и тифа не было. Значит, помер человек от любви. Так рассуждать нельзя. А может быть, и мести не было?»1. 16.8. Миссис Маунтин, персонаж романа У. Теккерея «Виргинцы», уверена, что госпожа Эсмонд и мистер Вашингтон сочетаются браком. «Она знала, что мистер Вашингтон собирается жениться, была убеждена, что столь практичный молодой человек будет подыскивать себе богатую невесту... Госпожа Эсмонд была сущей пигалицей - менее пяти футов росту на самых высоких каблуках и с самой высокой прической, а мистер Вашингтон ростом был в добрых шесть футов два дюйма и широкоплеч. Высокие же и широкоплечие мужчины всегда женятся на пигалицах; откуда следовало, что мистер Вашингтон обязательно должен иметь виды на вдову. Что могло быть логичнее такого вывода?»2. 1?).9. -«Если кто-либо не постыдится утверждать, что вне материи ничего нет, - да будет он проклят!» (Догматическая конституция католической веры. Канон 2). «Если кто говорит, что человеческий разум настолько независим, что вера не может им управлять - да будет он предан анафеме!»3. 16.10. Как может оценить данную лекцию человек, владеющий логическими принципами и законами? «Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносит человечеству потребление табаку... О табаке, так о табаке - мне решительно все равно, вам же, милостивые государи, предлагаю отнестись к моей настоящей лекции с должною серьезностью, иначе как бы чего не вышло. Кого же пугает сухая, научная лекция, кому не нравится, тот может не слушать и выйти. Особенно прошу внимания у присутствующих 1 Ланской М. Происшествие // Октябрь. 1966. № 8. С. 4. • 2 Теккерей У Виргинцы. М., 1991. С. 61. 3 Положение, провозглашенное II Ватиканским собором) // Современная буржуазная философия. М., 1972. С. 597, 611.
здесь господ врачей, которые могут почерпнуть из моей лекции много полезных сведений, так как табак, помимо его вредных действий, употребляется также в медицине. Так, например, если муху посадить в табакерку, то она издохнет, вероятно, от расстройства нервов. Табак есть, главным образом, растение. Когда я читаю лекцию, то обыкновенно подмигиваю правым глазом, но вы не обращайте внимания; это от волнения. Я очень нервный человек, вообще говоря, а глазом начал подмигивать в 1889 году тринадцатого сентября, в тот самый день, когда у моей жены родилась, некоторым образом, четвертая дочь, Варвара. У меня все дочери родились тринадцатого числа. Впрочем, ввиду недостатка времени, не станем отклоняться от предмета лекции. Надо вам заметить, жена моя содержит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. Между нами говоря, жена любит пожаловаться на недостатки. Но у нее кое-что припрятано, этак тысяч сорок или пятьдесят, у меня же ни копейки за душой, ни гроша - ну, да что толковать!»1. 16.11. Сваха Красавина сообщает собеседнице «истинную правду»: «Белотелова: Войны не слыхать ли? Красавина: Войны не слыхать. Тихо везде; по всей земле замирение вышло. Земля трясется местами, об этом слух есть; местах в трех трясение было. Белотелова: Нехорошо. Красавина: Что хорошего! Сама знаешь, писание есть об этом. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась. Белотелова: Откуда ж они? Красавина: Из диких лесов, говорят. Днем под Каменным мостом живут, а ночью ходят по Москве, железные когти у них надеты на руки и все на ходулях; по семи аршин ходули-то, а атаман в турецком платье»2. 16.12. На чем основан следующий софизм: «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше ■ делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно больше»3. 1 Чехов А. Л. О вреде табака // Избр. произв.: в 3 т. М., 1950. Т. 3. С. 285-286. 2 Островский А. Н. За чем пойдешь, то и найдешь // Островский А. Н. Художественная проза. Пьесы. М., 1987. С. 212. 3 Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 1985. С. 492.160 Глава 6. Логические основы аргументации
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.018 с.) |