Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правила и ошибки 8 аргументации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
16.13. Персонаж сказки Милна «Винни-Пух и все-все-все» Пятачок уверен, что посаженный им желудь вырастет. «- Здравствуй, Пятачок! - закричал Винни-Пух. - Ой, здравствуй, Пух, - ответил Пятачок, подпрыгнув от неожиданности. - А я знал, что это ты! - Я тоже, - сказал Пух. - А что ты делаешь? - Я сажаю желудь, Пух, и пускай из него вырастет дуб, и тут будет много, много желудей у самого дома, а то за ними приходится ходить бог знает куда. Понимаешь? - А вдруг не вырастет? - спросил Пух. - Вырастет, потому что Кристофер Робин сказал - обязательно вырастет. Поэтому я его и сажаю»1. 16.14. «Победоносиков;...Итак, товарищи, этот набатный революционный призывный трамвайный звонок колоколом должен гудеть в сердце каждого рабочего и крестьянина. Сегодня рельсы свяжут «Площадь имени десятилетия советской медицины» с «Сенным рынком»... Кто ездил в трамвае до 25 октября? Деклассированные интеллигенты, попы и дворяне. В чем ездили? В желтом трамвае. Кто будет ездить теперь? Теперь будем ездить мы, работники вселенной. Как мы будем ездить? Мы будем ездить со всеми советскими удобствами. В красном трамвае. За сколько? Всего за десять копеек. Итак, товарищи... На чем мы остановились? Машинистка Ундертон:На «Итак, товарищи...» Победоносиков: Да, да... Итак, товарищи, помните, что Лев Толстой - величайший и незабвенный художник пера. Его наследие прошлого блещет нам на грани двух миров. Как большая художественная звезда, как целое созвездие, как самое большое из больших созвездий - Большая Медведица. Лев Толстой...»2. 16.15. «Вы пишите, что на луне, т. е. на месяце живут и обитают люди и племена: Этого не может быть никогда, потому что если бы люди-жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, 1 Мили А.А. Винни-Пух и все-все-все. М., 1970. С. 130. 2 Маяковский В. В. Баня // Соч.: в 3 т. М,, 1978. Т. 3. С. 513-514. а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко. Вы немножко ошиблись»1. 1 Чехов А. П. Письмо к ученому соседу // Чехов А. П. Мелочи жизни. М., 1988. С. 154. Упражнении по пошив Глава 7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основные принципы (законы) логики Закон мышления, или логический закон - это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Традиционная логика выделяет четыре основных закона, или принципа: тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе: р — > р), непротиворечия (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно: \(р л \р), исключенного третьего (два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: (р л 1 р), достаточного основания (всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание) (см. учебник, гл. I, § 3). При решении задач упражнения 4 и 5 следует помнить, что закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений - и противоположных (контрарных), и противоречащих (контрадикторных), а закон исключенного третьего - только в отношении последних. О логических отношениях между суждениями см. учебник, гл. IV, §4. Упражнение 1 Можно ли считать тождественными суждения при замене выделенного понятия понятием, заключенным в скобках? Образец: <По делу М. суд вынэс оправдательный приговор' - простое категорическое суждение (высказывание, рассуждение); - при замене выделенного понятия понятием «высказывание» суждение сохранит тождество: в логике эти понятия употребляются как равнозначные; - при замене" понятием -рассуждение» тождества не будет; рассуждение - это ряд логически связанных суждений. 1. 1. Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности (преступное деяние, правонарушение). 1 .2. В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают ар- 7.1. Основные принципы (законы) логики битра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника). 1.3. Он был убежден, что осмеяние порока уменьшает его силу больше, нежели нравоучения (поучение, наставление, назидание). 1.4. Сельскохозяйственные предприятия области из убыточных превратились в прибыльные (рентабельные, доходные, развивающиеся). 1.5. После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным, светским). 1.6. За время службы в органах милиции младший лейтенант Гусев проявил себя инициативным работником (энергичным, активным, исполнительным). 1.7. Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, достояние). 1.8. Нужно быть непримиримым ко всякого родалжы (неправде, обману, заблуждению). 1.9. «Сущность брака состоит, по моим понятиям, в искренней привязанности, все остальное дело второстепенное» (Чернышевский) (супружество, семейный союз). 1.10. Злоумышленник, скрываясь от преследования, свернул в безлюдный переулок (пустынный, глухой, плохо освещенный). 1.11. При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, взгляды). 1.12. В середине XVII века Франция стала государством с неограниченной властью короля (абсолютной, безраздельной). 1.13. Не всякому офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков) (каждому, любому). 1.14. Виновность Мухина установлена содержащимися в деле доказательствами (аргументами, основаниями). 1.15. В подтверждение выдвинутых положений защитник привел убедительные аргументы (основабия, доводы). Упражнение 2 Объясните, почему данные суждения, взятые вне контекста, являются неопределенными. Образец: Федоров гордился этой операцией. Слово «операция» многозначно, поэтому не понятно, о какой операции идет речь: военной, хирургической, финансовой, и* 164 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 7.1. Основные принципы (законы) логики 2.1. Он сел за книги. 2.2. Утром все получили новые наряды. 2.3. Он погнал лошадь под гору в карьер. 2.4. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу. 2.5. К вечеру все будет готово. 2.6. Планировать приходилось в трудных условиях. 2.7. Н. Н. не обратил внимание на изменение обстановки. 2.8. Я помню его, когда еще был ребенком. 2.9. Она спрятала в карман записку от мужа. 2.10. Магазин оказался пустым. 2.11. Над колоннами развевались разноцветные флаги. 2.12. Лектор был недоволен аудиторией. 2.13. «Как же вы будете снимать? Здесь нужна большая выдержка* (Кольцов). 2.14. «...И только лишь какой-то забияка сказал: «Не беспокойтесь, -донесет!» (Минаев). 2.15. «А пьеса все-таки пошла» (Кроткий), Упражнение 3 Укажите, какие понятия могут быть выражены данными словами. Составьте суждения, шжлючающие неоднозначность их употребления. Образец: Заключение: а) лишение свободы; 6) суждение, полученное логическим путем из посылок; в) конец.. «Ольга побледнела и не слыхала заключения его фразы» (Гончаров). 3.1. Определение. 3.2. Следствие. 3.3. Ссылка. 3.4. Дисциплина. 3.5. Блок. 3.6. Аппарат. 3.7. Платформа. 3.8. Брак. Роман. Пол. Курс. Дача. Развод. 3.14. Среда. 3.15. Процесс. Упражнение 4 Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений. Проверьте правильность ответа по логическому квадрату. Образец: Все преступления совершаются умышленно (А}, ни одно преступление не совершается умышленно (Е). Это противоположные (контрарные) суждения, они не могут быть одновременно истинными, но могут быть (как данные суждения) одновременно ложными. 4.1. Все студенты 3-й группы подготовились к семинарскому занятию. Ни один студент 3-й группы не подготовился к семинарскому занятию. 4.2. Все студенты 1-й группы подготовились к зачету по экономической теории. Некоторые студенты 1-й группы к зачету по экономической теории не подготовились. 4.3. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления. 4.4. Некоторые государства избрали в качестве политической формы правления президентскую республику. Ни одно государство не избрало в качестве политической формы правления президентскую республику. 4.5. Для некоторых стран Африки характерны переходные формы производственных отношений. Для всех стран Африки характерны переходные формы производственных отношений. 4.6. Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела не имеют никаких особенностей. 4.7. Вымогательство - уголовно наказуемое деяние. Вымогательство не является уголовно наказуемым деянием. 4.8. Все планеты земного типа имеют твердую оболочку. Некоторые планеты земного типа имеют твердые оболочки. 4.9. Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов. 4.10. Большая часть машин находилась в парке, В парке не было ни одной машины. 4.11. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.166 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 4.12. Н. был на месте совершенного преступления. Н. не был на месте совершенного преступления. 4.13. К. похитила государственные средства. Никаких государственных средств К. не похищала. 4.14. Вечером 15 июня Р. находился на территории фермы, на месте происшествия. Вечером 15 июня Р. находился в соседнем поселке, в пяти километрах от фермы. 4.15. Преступники могли проникнуть в магазин через отверстие в стене, которое они сделали путем пролома. Преступники не могли проникнуть в магазин через отверстие в стене. Упражнение 5 Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными данные пары суждений. Правильность ответа проверьте по логическому квадрату. Образец: бее преступления совершаются умышленно (А); некоторые преступления не совершаются умышленно (О). Это противоречащие (контрадикторные) суждения, они не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно (здесь - второе суждение). 5.1. Некоторые студенты 1-го курса сдали зачет по иностранному языку досрочно. Ни один студент 1-го курса зачет по иностранному языку досрочно не сдавал. 5.2. Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наукаЭД своего предмета исследования не имеет. 5.3. Вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова. ] Сообщение о том, что вчера вечером Жаворонков был задержан на даче Гаврилова, не подтвердилось. 5.4. Каждая юридическая норма относится к определенному институту права. Некоторые юридические нормы не относятся к определенному институту права. 5.5. В привокзальном ресторане Н. встретился с двумя неизвестными мужчинами. В привокзальном ресторане Н. ни с кем не встречался. 5.6. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Существуют доказательства, имеющие заранее установленную I силу. 7.1. Основные принципы (законы) логики 5.7. Каждая звезда подобна нашему Солнцу. Нет звезд, подобных нашему Солнцу. 5.8. Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Всякие данные могут быть судебными доказательствами. 5.9. Каждая область общественных отношений регулируется определенными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются. 5.10. Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника. Некоторые обвиняемые не вправе отказаться от защитника. 5.11. Следствие по делу К. закончено. Следствие по делу К. еще не закончено. 5.12. Преступник не может не оставить следов. Существуют преступ: ники, которые могут не оставить следов. 5.13. Не все правовые отношения связаны с вещами. Все правовые отношения связаны с вещами. 5.14. Некоторые правовые акты не являются нормативными. Все правовые акты являются нормативными. 5.15. Никакая идеология не может быть общегосударственной. Существуют общегосударственные идеологии. Упражнение 6 Определите, в каких рассуждениях нарушены требования закона достаточного основания. 6.1. Поляков изучает высшую математику, так как он студент технического вуза, а в технических вузах все студенты изучают высшую математику. 6.2. Семенов студент, ведь он сдает экзамены. 6.3. Д. не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности. 6.4. В заметке, опубликованной в одной из газет под заголовком «В столице начали падать исторические здания», сообщалось, что неподалеку от Красной площади обрушилась галерея Гостиного Двора, находящегося на реконструкции. Других фактов разрушения исторических зданий Москвы в заметке не приводится. 6.5. В той же газете было помещено сообщение о 9-летнем мальчике, вернувшемся с родителями из Мексики, у которого в Институте медицинской паразитологии и тропической медицины из-под кожи правого плеча была удалена личинка мексиканского овода.168 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 7.1. Основные принципы (законы) логики Заметка озаглавлена: «В организмах россиян начали находить огромных личинок мексиканского овода». 6.6. М. обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля. 6.7. Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным. 6.8. Это сложное разделительное суждение, потому что к условным его отнести нельзя. 6.9. Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу. 6.10. Студенту Н. следует поставить зачет, так как он уезжает в командировку. 6. П. Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника). 6.12. Данное умозаключение построено правильно, так как его посылки - истинные суждения. 6.13. «Постойте ж, я сыскал секрет! Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». (Крылов) 6.14. Узнав от хозяина трактира, что поселившийся в ней человек (Хлестаков) «другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет... и ни копейки не хочет платить», Бобчин-ский и Добчинский решили, что этот человек и есть ревизор. (См.: Гоголь. Ревизор.) 6.15. Будет дождик - будут и грибы. Упражнение 7 Укажите, требования каких логических законов нарушены в приведенных примерах. ' 7.1. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара Р-ну нападавший на него М. стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а Р. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между М- и крыльцом. Первый свидетель показал, что М. в момент нанесения удара стоял спиной к зда- -j нию вокзала, а другой - что он стоял лицом к вокзалу. 7.2. На допросе В. задали вопрос, где он ночевал в ночь на 14 сентяб-.] ря. Оказалось, что он ночевал в поле, в стогу соломы, недалеко от места обнаружения трупа М. На вопрос, слышал ли он ночью какой-нибудь шум или крик человека о помощи, В. ответил отрицательно. На повторном допросе В. показал, что когда он спал в поле, то слышал крик о помощи, доносившийся с той стороны, где лежал труп М. После этого он видел, как от того места убегал какой-то высокий мужчина. 7.3. Б. говорил, что, когда к нему пришел раненый П., он был дома. А согласно показаниям П., Б. тогда дома не было, и он пришел откуда-то позже. 7.4. Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле. 7.5. Если вам нужно срочно увеличить вашу семью, наш фотограф сделает это моментально (объявление в фотоателье). 7.6. На общем собрании коллектива локомотивного депо, на котором обсуждалось поведение подростков, один из работников сказал: «Перечисленных товарищей мы знаем очень плохо, так как они в нашем коллективе недавно. А поэтому я выражаю мнение всего коллектива, что их нужно судить по всей строгости закона». 7.7. Б. был вызван на допрос. Он объяснил, что в ночь на 27 февраля он не был дома, а ночевал у своего отца. Пришел к нему рано, так как ушел из магазина часов в 8 вечера. Однако отец Б. дал другие показания. По его словам, Б. пришел поздно ночью, когда все уже спали. С собой он принес пол-литра водки и тут же выпил ее. До этого случая он не был у отца почти год. О том, где он находился и почему пришел так поздно, Б. ничего не сказал. 7.8. «Видишь ты, - сказал один (мужик) другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» - «Доедет», - ответил другой. - «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - ответил другой. Этим разговор и кончился» (Гоголь). 7.9. «Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, - границу, где оканчивается моя земля... - Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вот синеет, и все, что за лесом, все мое» (Там же). 7.10. «Как может быть хорошо женщине в ее положении в эту невыносимую жару, когда окна на солнце, - сказала Варвара Алексеевна... - Да ведь здесь тень с десяти часов, - сказала Мария Павловна. \£.. Упражнения по логике170 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы - От этого и лихорадка. От сырости, - сказала Варвара Алексеевна...» (Толстой). 7.11. «А что, отец, - спросил молодой человек, затянувшись, - невесты у вас в городе есть? Старик дворник ничуть не удивился. - Кому и кобыла невеста, - ответил он, охотно ввязавшись в разговор. - Больше вопросов не имею, - быстро проговорил молодой человек. И сейчас же задал новый вопрос: - В таком доме, да без невест?» (Ильф, Петров). 7.12. «...Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плаваем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела» (Там же). 7.13. «Прошу вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в народный суд). 7.14. «Шофер Синельщиков не прав, так как при выезде из гаража не взял устного распоряжения в письменной форме» (из протокола). 7.15. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь» (М. Твен). Логика вопросов и ответов Познавательному процессу присуща вопросно-ответная форма1 развития знания. Развитие научны» и практических знаний включает несколько этапов: 1. Постановку вопроса. 2. Поиски новой информации в определенной области. 3. Конструирование ответа на поставленный вопрос. Вопрос -. это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. Базисное знание является предпосылкой вопроса, на которую опираются в процессе его постановки. Выделяются следующие виды вопросов: 1. С точки зрения семантической характеристики - вопросы корректные и вопросы некорректные. 2. С учетом познавательной функции - уточняющие?(р) («ли-вопросы») и восполняющие?Q(p) («что-вопросы»). 3. В зависимости от структуры - простые?(р),?(Q(p) и сложные. Виды сложных вопросов: а) соединительные - ?(р л q),?(Qi л Ог)(р),?(Qi л СЬ)(р л q), p*q); б) разделительные -?(р v q),?(Q, v 0з)(р),?(Qi v Q^)(p v q), ) в) смешанные. 4. По отношению к теме - вопросы по существу темы и вопросы не по существу темы. Ответ - новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии е поставленным вопросом исходное знание. Ответы делятся на следующие виды: 1. По отношению к вопросу - ответ по существу вопроса и ответ не по существу вопроса. 2. С учетом семантической характеристики - истинные и ложные. 3. В зависимости от области поиска ответов - прямые и косвенные. 4. По грамматической структуре - краткие и развернутые. 5. С точки зрения объема информации - полные и неполные. 6. По степени точности - точные (определенные) и неточные (неопределенные). Упражнение 8 Укажите корректно и некорректно поставленные вопросы. Сформулируйте их предпосылку (базис). Образец: Какое уголовное наказание получил Веселкин за свой проступок? Вопрос поставлен некорректно, так как его предпосылка ложна: за проступок не следует уголовное наказание. 8.1. Когда и куда улетают на зиму подмосковные воробьи? 8.2. Кто из русских писателей является лауреатом Нобелевской премии? 8.3. Истинна или ложна природа? 8.4. Является ли мошенничество преступлением против собственности? 42*r172 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 8.5. Сколько планет и звезд в Солнечной системе? 8.6. «Прокурорская власть приписывает Маруеву два преступления. Она утверждает, что Маруев составил подложные повестки конкурсного управления;...он же, Маруев, написал на векселях Храмкова подложные бланки... Вот существо обвинения. Чем оно держится, на чем основано?» (ф. Н. Плевако). 8.7. Какое суждение получится в результате обращения суждения «Не все студенты отличники»? 8.8. Какой страной и когда был осуществлен первый пилотируемый полет космического корабля? 8.9. Был ли И.С. Тургенев не только писателем, но и драматургом? 8.10. Когда было изобретено колесо и какую роль в телеге выполняет пятое колесо? Упражнение 9 Укажите уточняющие («ли-вопросыъ) и восполняющие (<тто-вопросы»). Запишите их с помощью символов. Образец: Являются ли подстрекатель и пособник соучастниками преступления? Это уточняющий («ли-вопроо).?(р! л рг). 9.1. Неужели Чугунов привлечен к уголовной ответственности по статье 213 УК РФ? 9.2. Когда и кем была основана Москва? 9.3. Какие опасные для личности, общества или государства деяния, согласно УК РФ, признаются преступлениями? 9.4. Верно ли, что существует несколько гипотез возникновения Вселенной? 9.5. Сколько дней в феврале високосного года? 9.6. Был ли Эйнштейн создателем общей теории относительности? 9.7. В каких суждениях субъект распределен? 9.8. Разве есть науки, существующие на стыке гуманитарных и естественных? 9.9. Является ли по УК РФ уничтожение и повреждение лесов экологическим преступлением? 9.10. «Учитель философии: Мы можем излагать свои мысли не иначе, как прозой или стихами. Г-н Ж у р д е н: А когда мы разговариваем, это что же такое будет?». (Мольер. Мещанин во дворянстве). *] 7.2. Логика вопросов и ответов Упражнение 10 В упражнениях 8и9 найдите простые и сложные вопросы. Приведите символическую запись. Упражнение 11 Укажите вопросы, поставленные по существу и не по существу темы. Поясните свое решение. Образец: Студент, Разделительно-категорическое умозаключение имеет два модуса - утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий. Преподаватель. В каком случае по этим модусам возможно получить достоверные выводы? Вопрос поставлен по существу, так как направлен на уточнение исходного знания. 11.1. Известно, что галактики могут иметь спиральную, эллиптическую и неправильную форму. В связи с этим возникает вопрос: какую- форму имеет наша Галактика - Млечный Путь и когда она возникла? 11.2. УК РФ гласит, что рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Интересно, можно ли считать рецидивом повторное получение двойки на экзамене по уголовному праву? 11.3. Условно-категорическое умозаключение имеет два правильных модуса, дающих достоверные выводы, и два неправильных, которые дают выводы вероятностные. Существуют ли случаи, когда достоверные выводы возможны по всем четырем модусам условно-категорического умозаключения? 11.4. «...Например, Ирландия! - начал Иван Петрович..., - пишут, страна бедная, есть нечего, картофель один... Ирландия в подданстве у Англии, а Англия страна богатая: таких помещиков, как там, нигде нет. Отчего у них не взять хоть половину хлеба, скота, да и не отдать туда, в Ирландию? - Что это, брат, ты проповедуешь: бунт? - вдруг сказал Нил Андреевич». (И. А. Гончаров). 11.5. Утверждение лектора, что он согласен с известным положением французского экзистенциалиста А. Камю, по которому имеется только один истинно серьезный вопрос - вопрос о самоубийстве, вызвало следующую реплику одного из присутствующих в Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы 7.2. Логика вопросов и ответов зале: «Почему же Вы до сих пор на практике не решили этого вопроса?» 11.6. В отличие от операции деления, операция определения раскрывает содержание понятия. В связи с этим возникает вопрос: какие существуют виды определения? 11.7. «В роли обвинителя... Урусов вдруг, в разгаре речи, остановился, оборвав свои соображения, замолк... и перешел к другой стороне дела. Во время перерыва заседания его спросили, что значила эта внезапная пауза, не почувствовал ли он себя дурно?» (Кони). 11.8. После того как преподаватель познакомил студентов со специальной теорией относительности Эйнштейна и спросил: нет ли у них вопросов, один из студентов, утвердительно кивнув, спросил: «Вы отпустите нас сегодня пораньше?». 11.9. Гераклит говорил, что «на входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды». Хотелось бы узнать: какой смысл вкладывал Гераклит в это высказывание? 11.10. «Во-первых, я должен извиниться за свой поздний визит, -сказал Холмс. - И кроме того, мне придется попросить у вас позволения... перелезть через заднюю стену вашего сада, ибо я намерен уйти от вас именно таким путем. - Но что все это значит? - спросил я» (Дойл). Упражнение 12 Укажите истинные и ложные ответы, ответы по существу и не по существу поставленного вопроса. Обоснуйте свое решение. Образцы: а) Вопрос: Является ли понятие «государство* общим или единичным? Ответ: Понятие «государство* - единичное понятие, так как в нем мыслится один элемент. Ответ дан по существу поставленного вопроса, так как а нем уточняется неопределенная' информация, выраженная в вопросе. Ответ ложен, так как в нем неверно определен обьем понятия «государство». б) Вопрос: Что изучает формальная логика? Ответ: Формальная логика изучает законы и формы, приемы и принципы, в которых протекает мышление. Ответ истинен, так как в нем дано правильное определение предмета формальной логики. Ответ дан по существу поставленного вопроса, так как в нем уточняется неопределенная информация, выраженная в вопросе. 12.1. Если мы попытаемся ответить на вопрос, какие идеи высказывал итальянский криминалист Ламброзо, то придем к выводу, что Ламброзо считал преступление не юридическим, а естественным явлением, связанным с природной организацией преступника. Для преступника, по Ламброзо, характерны некоторые черты, сближающие его с дикарем. 12.2. Следователь: Видели ли Вы этого человека, входившим в полдень в квартиру пострадавшего? Свидетель: Да, видел. Я выходил из своей квартиры в тот момент, когда пострадавший открывал ему дверь. Было около двенадцати. 12.3. На вопрос лектора: какова логическая характеристика понятия «невиновность», студент ответил, что понятие «невиновность» - общее, нерегистрирующее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. 12.4. Задачу задали у нас. Ее решал я целый час, И вышло у меня в ответе: Два землекопа и две трети». (Маршак) 12.5. На вопрос преподавателя: какие преступления являются умышленными, студент, подумав, сказал, что умышленными преступлениями признаются деяния, совершенные по легкомыслию или небрежности. 12.6. Во время обсуждения книги молодого автора известного критика попросили ответить: каким образом он составил о ней представление, прочитав всего одну страницу? На это критик ответил, что если он желает определить вкус вина в бочке, для этого не нужно выпивать всю бочку. Одной рюмки достаточно, чтобы произвести оценку. 12.7. На просьбу преподавателя назвать виды соучастников преступлений, указанные в УК РФ, студент ответил, что соучастником преступления признается исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. 12.8. Писал ли А. С. Пушкин прозаические произведения? Да. Его перу принадлежат романы «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка», повесть «Пиковая дама», несколько повестей, объединенных общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» и др. 12.9. На просьбу сына, назвать создателей гелиоцентрической модели Вселенной, отец ответил, что он еще мал, чтобы задавать такие вопросы.176 Глаеа 7. Упражнения для самостоятельной работы 12.10. Какие дни в Российской Федерации, согласно ТК РФ, являются нерабочими праздничными днями? Этими днями являются: 1 и 2 января - Новый год; 7 января -Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 и 2 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 7 ноября - годовщина Октябрьской революции. День согласия и примирения; 12 декабря - День Конституции Российской Федерации. Упражнением В приведенных текстах укажите истинные и ложные ответы, ответы по обществу и не по существу поставленного вопроса. Образец: «Урусов вдруг, в разгаре речи, остановился, оборвав свои соображения, замолк, и перешел к другой стороне дела. Во время перерыва заседания на мой вопрос о том, что значила эта внезапная пауза, не почувствовал ли он себя дурно, - он отвечал: «Нет! Не то, но мне вдруг чрезвычайно захотелось сказать, что я совершенно согласен с защитником в том, что подсудимый зарезал, потому что деньги были нужны до зарезу, - и я не сразу справился с собою, чтобы не допустить себя до этой неуместной игры слов...» (Кони). Ответ дан по существу поставленного вопроса, так как в нем уточняется неопределенная информация, выраженная в вопросе. 13.1. "«Здравствуй, Иа, - сказал Кристофер Робин, открыв двери и выйдя на двор. - Как ты себя чувствуешь? - Снег все идет, -мрачно сказал Ца, - и мороз. Однако землетрясений у нас в последнее время не было». (Милн А.). 13.2. «Гарпагон. Я спрашиваю: не дернула ли тебя нелегкая рассказать, что у меня есть деньги? Ла фл еж Что нам за дело -есть у вас деньги, нет ли! Нам от этого ни тепло, ни холодно» (Мольер).. 13.3. «Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? -ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днем, когда и без того светло; а месяц - ночью» (Козьма Прутков). 13.4. «Придворная молочница пошла к своей корове И говорит корове, лежащей на полу: Белели их величество известное количество Отборнейшего масла доставить к их столу! 7.2. Логика вопросов и ответов Ленивая корова ответила спросонья: Скажите их величествам, что нынче очень многие двуногие-безрогие предпочитают мармелад, а также пастилу!» (Милн) 13.5. «Во время составления протокола осмотра трупа приехал Пути-лин. «Я пошлю, - сказал он, - агентов по пригородным железным дорогам. Убийца, вероятно, кутит где-нибудь в трактире, около станции». ~ «Но как же они узнают убийцу?» - спросил я. «Он ранен в кисть правой руки, - убежденно сказал Пути-лин. - «Это почему?» - «Видите этот подсвечник? На нем очень много крови, и она натекла не брызгами, а ровной струей. Поэтому это не кровь убитого, да и натекла она после убийства» (Кони). 13.6. «Как же мне попасть в дом? - повторила Алиса-.. - Возможно я просижу здесь, - сказал Швейцар, - до завтра» (Кэрролл). 13.7. Мы отправляемся к экспедицию, - сказал Кристофер Робин, - мы должны отыскать и открыть Северный Полюс. - А что такое Северный Полюс? - спросил Винни-Пух. - Ну это такая штука, которую открывают, - небрежно сказал Кристофер Робин» (Милн). 13.8. «Премьер, прищурившись, посмотрел на Холмса - Послушайте, сэр, - сказал он, - здесь что-то кроется. Как могло письмо снова очутиться в шкатулке? Холмс, улыбаясь, отвернулся, чтобы избежать испытующего взгляда этих проницательных глаз. -У нас тоже есть свои дипломатические тайны, - сказал он» (Дойл). 13.9. «Отчего зимою день короткий, а ночь длинная, а летом наоборот? День зимою оттого короткий, что подобно всем прочим предметам видимым и невидимым от холода сжимается и оттого, что солнце рано заходит, а ночь от возжения светильников и фонарей расширяется, ибо согревается» (Чехов)., 13.10. «Я ничего не вижу, - сказал я [Уотсон], возвращая шляпу Шерлоку Холмсу, -...скажите мне, какие выводы делаете вы из осмотра этой шляпы? Холмс взял в руки шляпу и стал пристально разглядывать ее. -Совершенно очевидно, что владелец ее - человек большого ума и что три года назад у него были изрядные деньги, а теперь настали для него черные дни. Он всегда был очень предусмотрителен, всегда заботился о завтрашнем дне, а сейчас немного опустился» (Дойл).178 Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы Упражнение Укажите прямые и косвенные ответы на поставленные вопросы. Обоснуйте свое решение. Образец: Вопрос: Знаете ли Вы иностранные языки? Ответ: Я закончил курсы иностранных языков. Ответ косвенный, так как из него лишь выводным путем можно получить нужную информацию. 14.1. На вопрос следователя: видел ли свидетель, как подозреваемый входил в квартиру убитого, свидетель сказал, что, выходя из дома, он видел как подозреваемый звонил в эту квартиру. 14.2. На поставленный преподавателем вопрос: сколько модусов имеет условно-категорическое умозаключение, студент ответил, что это i умозаключение имеет два правильных и два неправильных модуса, I 14.3. «Элеонора Михайловна быстрым движением выхватывает фотографию у меня из рук... и подозрительно спрашивает: «Откуда i она у Вас?» - Я улыбаюсь самым безмятежным образом: «По- | смотрите на обороте, - говорю» (Адамов). 14.4. Во время посещения Звездного городка иностранными туристами, один из них спросил: каким по счету космонавтом был Герман Титов? Ему ответили, что Герман Титов летал в космос вслед за Юрием Гагариным. 14.5. Вспоминая, как называются частицы, не участвующие в сильном физическом взаимодействии, мы решили, что эти частицы называются лептонами. 14.6. Отвечая на вопрос: имеет ли его сын высшее образование, отец ответил, что сын закончил МГЮА. 14.7. Любой россиянин на вопрос: когда началась и закончилась Великая Отечественная война, не замедлит ответить, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась нашей победой 9 мая 1945 года. 14.8. «У о т с о н: Вы еще не объяснили мне, зачем понадобилось полковнику Морану убивать сэра Рональда Аджэра. Холмс: Ну, друг м'ой, здесь уж мы вступаем в область догадок... Кажды<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.019 с.) |