Тема 10,11. Доказательство как логическая основа аргументации. 4 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10,11. Доказательство как логическая основа аргументации. 4 часа.



  1. Доказательство и аргументация.
  2. Структура доказательства.
  3. Виды доказательства.
  4. Понятие опровержения. Опровержение и критика.
  5. Виды и способы опровержения.
  6. Правила и ошибки в доказательстве.
  7. Понятие спора. Уловки в споре.
  8. Вопрос и гипотеза как формы познания.

 

Задания для подготовки к практическому занятию.

 

Структура и формы доказательства. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 6. Упр. 1, 2, 3,4.

Виды доказательства. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 6. Упр. 7, 9.

Виды опровержения. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 6. Упр. 11, 12.

Правила и ошибки в доказательстве. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 6. Упр. 14, 15, 16.

Вопрос как форма познания. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина.Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 7. Упр. 8 – 15.

Основная литература: 1) Логика. Учебник для бакалавров. Под ред. Л.А.Деминой. М., Проспект. 2013. Гл. 5, §1 – 5. 2) В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 6-ое изд. – М., 2010. Гл.11. §1, 4. 3) Ю.В. Ивлев. Логика. 4-ое изд. – М., 2009. Гл. 10. 4) А.Е. Конверский. Логика традиционная и современная. – М., 2010. Кн.1. Гл. 11.

Дополнительная литература: 1) И.А. Герасимова. Введение в теорию и практику аргументации. – М., 2007.Гл. 2. 2) Д.В. Зайцев. Теория и практика аргументации. – М., 2007. Гл.1.

 

Литература к проведению коллоквиума по теме: «Искусство судебной речи»:

1) О.В. Петров. Основы судебного красноречия. - М., 2006; 2) П. Сергеич. Искусство речи в суде. – М., 1988; 3) Судебные речи известных российских юристов. Ч.1-3. М., 2009; 4) Защитительные речи советских адвокатов. Ч.1,2. – М., 2009.

3.4. Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы:

1) изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы к теме лекции и практического занятия;

2) осмысление проблемных вопросов и проблемных ситуаций по тематике предстоящей лекции, практического занятия и выдвижение их для обсуждения;

3) подготовка докладов, рефератов, презентаций с последующим обсуждением их на практических занятиях;

4) подготовка к участию в дискуссиях, круглых столах, коллоквиумах, предусмотренных программой, самостоятельное изучение соответствующей литературы по теме;

5) выполнение упражнений и тестов для самоконтроля при подготовке к практическому занятию;

6) подготовка к контрольному тестированию.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

Рекомендации к проведению семинарских занятий по отдельным темам.

 

Задания по подготовке к практическому занятию по теме «Понятие».

  • Студентам надлежит продемонстрировать несколько ситуаций, требующих выражения одного и того же понятия различными словами. Например, каким образом понятие «подозреваемый» может выразить в слове обвинитель, адвокат, судья.
  • Придумать неправильные логические характеристики, для того, чтобы аудитория могла найти эти ошибки.
  • Продемонстрировать на конкретных примерах, в каких случаях можно прибегнуть к сравнению несравнимых понятий.
  • Показать какое значение для юриста имеет умение оперировать равнообъемными понятиями и правильно употреблять видовые и родовые понятия.

 

Задания по подготовке к практическому занятию на тему «Логические операции с понятиями».

· Придумать неправильные определения, для того, чтобы коллеги по группе смогли потренироваться в поисках допущенных ошибок.

· Найти в учебниках, кодексах и других учебных материалах операции обобщения, ограничения, определения, деления понятий, и, может быть, обнаружить ошибки в этих операциях.

 

Задания по теме «Суждение».

· Показать сложную связь между суждением и предложением на основе создания обстановки «мини судебного разбирательства», когда одно и то же суждение в языковой форме выражают разные стороны судебного состязания.

· Выполнить работу с текстами учебных пособий, кодексов, судебных речей и др., в которых они должны выделить и символически записать сложные и комбинированные сложные суждения.

 

Задания по теме «Модальность суждений».

  • Составление небольшого эссе с указанием на применение различных видов модальности.
  • Дать оценку выступления коллег по группе, используя операторы доказано, опровергнуто, вероятно, возможно, невозможно, необходимо, случайно и др.
  • Найти в Конституции РФ, кодексах, судебных речах, публичных выступлениях правообязывающие, правозапрещающие и правопредставляющие нормативные высказывания и правовые нормы.

 

Задания по теме «Дедуктивные умозаключения».

  • Смоделировать ситуации, в которых необходимы рассуждения в форме непосредственных умозаключений.
  • Придумать для коллег по группе «вопросы-ловушки».
  • Показать на примерах роль и значение каждой из трех фигур категорического силлогизма, выяснить особенности их применения в правовой теории и юридической практике.
  • Найти в литературе ошибку «учетверения термина».
  • Отметить плюсы и минусы данного умозаключения чисто условного умозаключения.
  • Продемонстрировать к каким ошибкам в рассуждениях и действиях следователя, обвинителя и др., способно привести некритическое отношение к выводам, построенным в форме чисто условного умозаключения.
  • Выяснить, почему отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения является продуктивнее утверждающе-отрицающего, продемонстрировать его применение в судебно-следственной практике.
  • Найти в литературе применение сокращенных силлогизмов и показать, что эти выводы типичны для мыслительной и речевой деятельности человека.

 

Задания по теме «Недедуктивные умозаключения».

· Найти в литературе примеры «поспешного обобщения» в популярной индукции.

· Продемонстрировать собственными примерами употребление методов научной индукции в практической юридической деятельности.

· Привести примеры аналогии в правовом процессе, правовой оценке, в процессе расследования, в судебной экспертизе.

 

Задания по теме «Логические основы аргументации».

· Проанализировать судебные речи известных русских юристов: А.Ф. Кони, П.А.Александрова, Н.П.Карабачевского, А.И.Урусова и др. и найти в них различные формы обоснования и доказательства.

· Продемонстрировать умение находить в текстах известных русских юристов различные формы опровержения и критики.

· Проанализировать судебные речи Ф.Н.Плевако и найти в них софизмы.

  1. Образовательные технологии

Формы проведения занятий.

  • «Ролевые игры» при изучении различных проблем курса логики. Например, организация «модельных» судебных процессов.
  • Моделирование различных логических ситуаций. (Например, употребление и выражение в словах и предложениях понятий и суждений, со стороны защиты и обвинения в судебном состязании).
  • Деление группы студентов на подгруппы - оппоненты, члены которых готовят друг для друга сложные, «каверзные» вопросы, имеющие практические выходы.
  • Создание интересных логических задач, тестов, логических кроссвордов и др.
  • Выделение на практическом занятии группы проблемных вопросов, имеющих неоднозначные пути решения.
  • «Кейс-стади».
  • Презентации проектов.
  • Разбор речей и выступлений известных русских юристов.
  • Технология портфолио.
  • Мастер-классы ведущих отечественных специалистов по логике.
Семестр Вид занятия Используемые образовательные технологии Количество часов
  Лекции Лекции-презентации, с использованием визуализации.  
    Лекция-диалог, с использованием визуализации.  
    Проблемная лекция, с использованием визуализации  
  Практические занятия. «Мозговой штурм», работа в малых группах, «кейс-задания».  
    «Мозговой штурм», «Эрудит», Контрольно-обучающая игра.  
    Ролевая игра, дебаты, практика публичного выступления,дискуссия.  
       

Занятия, проводимые в интерактивной форме – 16 часов (45% от общего количества аудиторных занятий)

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Формами контроля знаний студентов являются:

  • Проверка теоретической подготовленности студентов, осуществляемой путем опросов студентов. В зависимости от подготовленности группы, опрос может производиться различно: выступления студентов на добровольных началах могут сочетаться с вызовом преподавателя, вызов подготовленных студентов сочетаться с вызовом менее подготовленных.
  • Проверка практической подготовленности студентов.
  • Контроль за выполнением студентами письменных домашних заданий, путем общей или выборочной проверки.
  • Вызов студента на еженедельную консультацию для отработки задолженности, в случае невыполнения письменного домашнего задания, плохих ответов на практическом занятии (незнания теоретического материала, неумения решать логические задачи) или отсутствия студента на практическом занятии.
  • Контрольная работа по одному или нескольким разделам курса.
  • Тестирование.
  • Рубежный контроль по тем или иным разделам курса и др.

 

Тестовое задание

Тема 1. Предмет и значение логики

1. В рассуждении «Студент Филиппов стал хуже учиться после того, как стал посещать дискотеку. Значит посещение дискотеки – причина снижения успеваемости студента Филиппова» использован закон

a) тождества

b) непротиворечия

c) исключенного третьего

d) достаточного основания

 

2. Высказывание «Не может считаться преступлением общественно-опасное деяние, не предусмотренное уголовным законом» является

a) понятием

b) суждением

c) умозаключением

 

Тема 2. Понятие

1. Выберите правильный ответ (более одного).

Понятие «Студент МГЮА» является:

a) единичным или b) общим

c) конкретным или d) абстрактным

e) положительным или f) отрицательным

g) безотносительным или h) соотносительным

 

2. Выберите правильный ответ.

Понятия «Высшее учебное заведение, университет» находятся в отношении

a) равнообъемности

b) пересечения

c) подчинения

d) соподчинения

e) противоположности

f) противоречия

 

3. Отношения между понятиями юрист, депутат Государственной Думы можно изобразить графически

 

А)

.

 

 

 
 

 


В)

Б)

 

 

Г)

 

 

Тема 3. Логические операции с понятиями

1. В тексте «Логика – это наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется» использована операция

А) определение

Б) деление

В) обобщение

Г) ограничение

 

2. В определении понятия «Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации» не соблюдены правила

a) соразмерности

b) отсутствие круга

c) ясности

d) наличия отрицания

 

3. Выберите правильный ответ (более одного):

В делении понятия « Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные » не соблюдены правила

a) соразмерности

b) одного основания

c) исключения членов деления

d) непрерывности деления

 

Тема 4. Суждение

1. Высказывание «Лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора имеет воспитательный характер» является простым суждением:

a) существования

b) с отношением

c) атрибутивным

 

2. Простое суждение «Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет» можно записать формулой

a) S – P

b) х R у

c) Ǝ х Р (х)

 

3. Суждение «Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности» можно записать

a) все S есть Р

b) ни одно S не есть Р

c) некоторые S есть Р

d) некоторые S не есть Р

 

4. Атрибутивное суждение «Большая часть следственных действий имеет одной из своих задач выявление следов преступления» является

a) общеутвердительным

b) общеотрацательным

c) частноутвердительным

d) частноотрицательным

 

5. Атрибутивное суждение «Ни один человек не должен страдать за правду» имеет символическое обозначение

a) А

b) Е

c) I

d) О

 

6. В атрибутивном суждении «Некоторые осужденные к лишению свободы – рецидивисты» субъект и предикат

a) оба распределены

b) субъект распределен, предикат не распределен

c) оба не распределены

d) субъект не распределен, предикат распределен

 

7. Сложное суждение «Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта» включает простых суждений

a) два

b) три

c) четыре

d) пять

 

8. Сложное суждение «Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта» является

a) соединительным (конъюнктивным)

b) исключающе – разделительным (строгая дизъюнкция)

c) соединительно – разделительным (нестрогая дизъюнкция)

d) условным (импликативным)

e) эквивалентным (двойная импликация)

 

 

Тема 5. Логика вопросов и ответов

1. Выберите правильный ответ (более одного).

Вопрос «На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации?» является

a) корректным или b) некорректным

c) простым или d) сложным

e) уточняющим или f) восполняющим

 

2. Ответ «Государственная Дума Российской Федерации избирается сроком на четыре года» на вопрос «На какой срок избирается Государственная Дума Российской Федерации?» является (более одного)

a) по существу вопроса или b) не по существу вопроса

c) истинным или d) ложным

e) прямым или f) косвенным

g) кратким или h) развернутым

i) полным или j) неполным

 

Тема 6. Дедуктивные умозаключения

1. В непосредственном умозаключении «Все студенты юридических вузов изучают логику. Следовательно, некоторые изучающие логику студенты юридических вузов» вывод сделан путем

a) превращения

b) обращения

c) противопоставления предикату

d) по логическому квадрату

 

2. Из суждения «Некоторые сделки не являются односторонними» путем превращения можно сделать вывод

a) некоторые сделки являются односторонними

b) некоторые сделки не являются неодносторонними

c) некоторые сделки являются неодносторонними

d) ни одна сделка не является односторонней

 

3. Непосредственное умозаключение «Некоторые государства являются унитарными. Следовательно, некоторые государства не являются унитарными» можно записать схемой

a) Некоторые S не есть Р → Некоторые не Р есть S

b) Некоторые S есть Р → Некоторые Р есть S

c) Некоторые S есть Р → Некоторые S не есть Р

d) Некоторые S не есть Р → Некоторые S есть Р

 

4. Из суждения «Некоторые врачи являются хирургами» путем обращения можно сделать вывод

a) некоторые хирурги являются врачами

b) все хирурги являются врачами

c) некоторые хирурги не являются врачами

d) ни один хирург не является врачом

 

5. Простой категорический силлогизм «Обвиняемый имеет право на защиту. Н. – обвиняемый. Следовательно, он имеет право на защиту» имеет фигуру

a) первую

b) вторую

c) третью

d) четвертую

 

6. Из посылок простого категорического силлогизма «Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в судебно-следственных органах» можно сделать вывод

a) некоторые имеющие высшее образование работают в судебно-следственных органах

b) некоторые работающие в судебно-следственных органах имеют высшее образование

c) некоторые работающие в судебно-следственных органах не имеют высшего образования

d) некоторые имеющие высшее образование не работают в судебно-следственных органах

7. Разделительно-категорический силлогизм «Преступление может быть умышленным или неосторожным. Преступление, совершенное Н., является умышленным, следовательно, оно не является неосторожным» можно символически записать

 

a) р \/ q, р

________

lq

 

b) < р \/ q>, lр

a. q

 

c) < р \/ q>, lq

a. р

 

d) р \/ q, q

 

8. Из посылок разделительно-категорического силлогизма «Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом, арбитражем или третейским судом. Требование М. О защите нарушенного права было принято к рассмотрению судом» можно сделать вывод

a) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению арбитражем

b) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению арбитражем или третейским судом

c) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению судом

d) требование М. О защите нарушенного права не было принято к рассмотрению судом или третейским судом

 

Тема 7. Индуктивные умозаключения

 

1. Определите степень вероятности индуктивного умозаключения «В городе Д. Производились измерения радиационного фона. В первом, третьем, пятом и седьмом районах уровень радиации соответствовал норме. Всего в городе 12 районов. Можно предположить, что уровень радиации соответствует норме во всех районах города»

a) маловероятно

b) равновероятно

c) более вероятно, чем нет

d) весьма вероятно

 

2. Обобщение в суждении «В контрольной работе по логике нет ни одной ошибки» можно получить по индукции

a) полной

b) неполной популярной

c) неполной методом отбора (селекции)

d) неполной методом исключения (элиминации)

 

3. В рассуждении «Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения» использован метод индукции (более одного ответа)

a) сходства

b) различия

c) сопутствующих изменений

d) остатков

 

4. Из посылок индукции «Острые углы имеют вершину, прямые углы имеют вершину, тупые углы имеют вершину» можно сделать вывод

a) некоторые углы не имеют вершины

b) все углы имеют вершины

c) некоторые углы имеют вершины

d) ни один угол не имеет вершины

 

Тема 8. Аналогия и гипотеза

1. Умозаключение «Кинокомедии Э. Рязанова «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Гараж» и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителя можно отнести ко всем фильмам этого талантливого кинорежиссера, включая и те, которые еще не вышли на экран» является аналогией (более одного ответа)

a) свойств или b) отношений

c) строгой или d) нестрогой

 

Тема 9. Логические основы аргументации

1. Аргументация «Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. П. привлекался к уголовной ответственности, так как он совершил хулиганский поступок» является

a) прямым доказательством

b) косвенным доказательством

c) прямым опровержением

d) косвенным опровержением

 

Примерная тематика рефератов и творческих работ

 

1. Истоки логики: «греческое чудо».

2. Юридическая практика 5-6 вв. до н.э. как источник возникновения логики.

3. Рассуждали ли герои Гомера?

4. Логика и аргументация Средневековья (особенности схоластической логики).

5. Логика и аргументация Нового времени.

6. Требования к научной классификации и наиболее удачные ее примеры

7. Роль определений в юридических науках.

8. Особенности юридических определений.

9. Модальные логики.

10. Третьего не дано? (Проблема закона исключенного третьего в юриспруденции).

11. Проблема индукции и индуктивных умозаключений в юридических науках.

12. Аналогия и право.

13. Художественные тропы как средство выражения смысла в судебной речи.

14. Роль примеров и иллюстраций в судебной речи.

15. Искусство речи на суде (от античности до наших дней).

16. Публичный спор, его специфика и задачи.

17. Уловки в споре.

Рефераты и творческие работы выполняются студентами как инициативная работа и являются формой отчетности по самостоятельной работе. Результаты данной работы оцениваются преподавателем и могут быть представлены для выступления на научной конференции.

 

Контрольные вопросы по курсу логики

 

1. Логика как наука, ее значение в деятельности судебного эксперта.

2. Понятие логической формы. Основные формы мышления.

3. Язык как знаковая система. Логика и язык.

4. Понятие как форма мышления. Образование понятий. Понятие и слово.

5. Объем и содержание понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

6. Виды понятий.

7. Отношения между понятиями.

8. Операции обобщения и ограничения понятий.

9. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.

10. Правила определения. Ошибки в определениях.

11. Деление понятий и его виды.

12. Правила деления и ошибки, возможные при делении.

13. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.

14. Простые суждения и их виды.

15. Категорические суждения. Объединенная классификация суждений.

16. Выделяющие и исключающие суждения.

17. Распределенность терминов в категорических суждениях.

18. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».

19. Модальность суждений. Виды модальности.

20. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.

21. Соединительные и разделительные суждения, их виды и условия истинности.

22. Уловные и эквивалентные суждения, их строение и условия истинности.

23. Основные законы логики.

24. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.

25. Непосредственные умозаключения. Обращение.

26. Непосредственные умозаключения. Превращение.

27. Простой категорический силлогизм. Структура, термины и правила силлогизма.

28. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.

29. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.

30. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.

31. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.

32. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.

33. Дилеммы, их виды и правильные формы.

34. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.

35. Индукция как метод познания. Полная индукция.

36. Неполная индукция и ее виды. Популярная индукция.

37. Научная индукция и ее виды.

38. Научная индукция. Методы сходства и различия. Объединенный метод сходства и различия.

39. Научная индукция. Методы сопутствующих изменений и остатков.

40. Умозаключения по аналогии, их структура и виды. Аналогия и моделирование.

41. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.

42. Способы доказательства.

43. Виды опровержения.

44. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.

45. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.

46. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.

47. Гипотеза и ее виды. Роль гипотезы в познании.

48. Версия в судебном исследовании. Виды версий.

 

6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.197 с.)