Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений



Логика как наука о рассуждениях. Рассуждения дедуктивные и правдоподобные. Общая характеристика и структура дедуктивных рассуждений. Посылки, правила вывода, заключение. Умозаключение как элементарный шаг рассуждения.

Значение отношения логического следования для теории дедукции. Достоинства и ограниченность дедукции как метода познания. Роль дедукции в содержательных, формализованных и формальных теориях.

Типы классификаций умозаключений: 1) в зависимости от строгости правил вывода: демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные); 2) по направленности вывода: дедуктивные, индуктивные, по аналогии; 3) в зависимости от количества посылок: непосредственные и опосредованные.

Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. Непосредственные умозаключения: выводы по логическому квадрату, обращение, превращение, противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Термины силлогизма. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Специальные правила фигур. Сокращенный силлогизм (энтимема), методы анализа энтимем, их роль в познании и аргументации. Понятие о сложных (полисиллогизмы) и сложносокращенных (сориты и эпихейрема) силлогизмах.

 

Тема 8. Дедуктивные умозаключения: выводы из сложных суждений

 

Умозаключения, основанные на свойствах логических связок (без учета их внутренней структуры). Наиболее часто встречающиеся виды умозаключений (традиционные умозаключения), правильность которых определяется только по виду их логической формы:

- чисто условные (все посылки – условные суждения);

-условно-категорические (одна посылка – условное суждение, вторая – простое категорическое);

- разделительно-категорические (одна посылка разделительное суждение, вторая – простое категорическое);

- условно-разделительное (с несколькими условными и одной разделительной посылкой).

Правильные формы (модусы) данных умозаключений. Восстановление энтимем на основе условных и разделительных суждений. Роль такого рода умозаключений в аргументации.

Логика традиционная и современная; классическая и неклассическая. Модальная логика как раздел неклассической логики, в котором исследуются логические отношения между высказываниями, в оценке которых используются модальные понятия («необходимо», «возможно», «доказуемо», «обязательно», «разрешено», «запрещено», «хорошо», «плохо» и т.п.). Представление об эпистемической и деонтической логике. Убежденность, достоверность, мнение, вера, сомнение как основные деонтические модальности. Принцип деонтической полноты и деонтической непротиворечивости как критерии рационального рассуждения в сфере действия норм, дающие разумные основания для действия. Логика норм и нормативные рассуждения и реальные кодексы права.

 

 

Тема 9. Недедуктивные умозключения

 

Индуктивные умозаключения, их виды. Полная индукция, популярная индукция, статистическая индукция, научная индукции. Способы повышения достоверности неполной индукции. Понятие причинных зависимостей. Основные методы установления причинно-следственных связей (методы Бэкона-Милля): метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Роль индуктивных методов познания в эмпирическом исследовании и гуманитарном знании.

Умозаключение по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Аналогия как основа общенаучного метода моделирования. Роль аналогии в правовом процессе и в процессе расследования, в том числе при производстве криминалистических экспертиз.

 

 

Раздел 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ

Лекции – 4 часа. Практические занятия – 6 часов.

 

Тема 10. Доказательство как логическая основа аргументации. Доказательство и опровержение

 

Понятие аргументации. Психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Доказательность и убедительность в рассуждении. Основные аспекты теории аргументации.

Понятие доказательства. Доказательство как логическая основа аргументации. Структура доказательства: тезис, аргументация, демонстрация. Виды доказательств: прямое и косвенное. Разновидности косвенного доказательства.

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержение тезиса; критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации.

Правила доказательного рассуждения. Правила по отношению к тезису; правила соотношения аргументов; правила демонстрации. Ошибки, возникающие при нарушении правил доказательства, и сознательно применяемые уловки. Виды логических ошибок: паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы.

 

Тема 11. Аргументация: структура, способы, виды

 

Аргументация как особый тип рассуждения. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Основные виды аргументативных процессов. Требования обоснованности и рациональности знания в сфере аргументации. Проблема абсолютного обоснования.

Цели и участники аргументативных процессов. Пропонент и оппонент (оппоненты). Поле аргументации. Возможные соотношения полей аргументации её участников.

Понятие обоснования как центральное в теории познания и в методологии научного познания. Роль принципа (закона) достаточного основания для обоснования научного знания и аргументации. Абсолютное и относительное обоснование.

Классификация способов аргументации, основные подходы. Виды аргументации.

Характеристика универсальной аргументации, сфера ее применения, виды. Основные методы эмпирической аргументации. Теоретическая аргументация и ее методы. Взаимосвязь теоретического и эмпирического в научном познании.

Контекстуальная аргументация: аргументы к традиции, к авторитету, к образцу, к интуиции, к вере, к здравому смыслу, к вкусу, особенности их использования и сфера применимости.

Аргументация и коммуникация. Принципы построения коммуникативного диалога. Спор как диалогический аргументативный процесс. Виды спора, цели и характерные особенности. Спор простой и организованный, устный и письменный. Публичный спор, его специфика и задачи.

Характеристики дискуссии как вида спора. Дискуссия как метод решения проблем и как способ познания. Разновидности дискуссии.

Отличительные черты полемики как вида спора. Приемы, используемые в полемике.

Диспут, дебаты, прения, их основные черты и сфера применения.

 

 

Тема 12. Вопрос и гипотеза как формы познания

 

Роль вопросно-ответных техник в процессе общения. Вопросы и квази-вопросы. Структура вопроса. Виды вопросов. Характеристика ответа, виды ответов. Критерии правильности вопросов и ответов. Вопросно-ответные техники как метод управления ситуацией общения.

Эмпирическое и теоретическое познание. Основные формы теоретического научного знания: проблема, гипотеза, теория.

Проблема и проблемная ситуация. Вопрос как форма выражения проблемы. Виды решения проблем.

Гипотеза как форма развития научного знания. Виды гипотез: общие и частные. Построение гипотезы и этапы ее развития, способы подтверждения. Версия как вид гипотезы в юридической практике. Методы сравнения версий.

Лекции

 

Основными требованиями, предъявляемыми к лекциям, является их

  • авторский характер,
  • глубокая содержательность и достаточная информативность,
  • соответствие обозначенной теме,
  • доступность для студенческого восприятия.

При чтении курса логики важно раскрыть значимость логики для правовых наук, для практической работы судебного эксперта и юриста, продемонстрировать на конкретных примерах применительно к теме лекции роль различных типов выводов, логических приёмов и операций в судебной и следственной практике.

Среди методических приемов и форм, применяемых в процессе чтения лекционного курса, можно выделить следующие:

· Традиционный метод чтения лекционного курса предполагает устное изложение лектором учебного материала, который воспринимается студентами на слух и конспектируется ими классически (в тетради) или на компьютерные носители.

· Наиболее эффективным является применение традиционного метода, в сумме с методами инновационными (использованием дистанционного проектирования, электронных материалов, распространяемых по компьютерным сетям и др.).

· Весьма результативной формой чтения лекций является лекция-диалог, требующая непосредственного включения студентов в ткань чтения лекции. Лекция-диалог предполагает использование традиционных методов в сочетании с инновационными.

· Проблемные лекции, при чтении которых преподаватель обращается к подробному изложению и разбору одного или нескольких наиболее сложных или интересных вопросов темы, рассчитаны, прежде всего, на достаточно подготовленные аудитории.

Изложенные методические приемы не исключают возможности применения иных методических приемов чтения лекций, к которым можно прибегнуть с учетом подготовленности студентов и технической оснащенности лекционного помещения (зала или аудитории).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)