Раздел 5. Логические основы аргументации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Логические основы аргументации



 

Тема лекции 10. Доказательство как логическая основа аргументации (2 часа)

Лекция-диалог, с применением визуализации.

  1. Доказательство и аргументация.
  2. Структура доказательства.
  3. Виды доказательства.
  4. Понятие опровержения.
  5. Виды и способы опровержения.
  6. Правила и ошибки в доказательстве.

 

Задания для подготовки к лекции

  1. Дайте определение доказательства как логической процедуры.
  2. Сравните понимание доказательства в логике и в юриспруденции.
  3. В чем различаются виды доказательств?
  4. Назовите основные формы демонстрации.
  5. Дайте характеристику видов опровержения.
  6. Значение правил доказательства для практики аргументации.

 

Тема лекции 11. Аргументация: структура, способы, виды (2часа)

Лекция-диалог, с применением визуализации.

  1. Структура аргументации,.
  2. Требования к аргументации, типичные логические ошибки.
  3. Классификация способов аргументации: аргументация универсальная и контекстуальная.
  4. Понятие спора. Виды спора, цели и характерные особенности.
  5. Дискуссия и полемика как виды спора.
  6. Уловки в споре.
  7. Вопрос и гипотеза как формы познания.

 

Задания для подготовки к лекции

1. Назовите основные структурные части аргументации.

2. Как меняются правила доказательства применительно к аргументации?

3. Каково соотношение аргументации и критики, аргументации и доказательства, критики и опровержения?

4. Прочитайте книгу С.И. Поварнина «Спор. О теории и практике спора». – СПб, 1996 или по ссылкам: www. koob.ru/…sergei/iskusstvo_spora, www. lib. aldebaran.ru / и т.п.

5. Подготовьтесь к проведению дискуссии (см. планы практических занятий).

 

3.3. Практические занятия

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции.

Целью практических занятий по логике является:

  • Проверка знаний студентов, которые они получили на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебной и методической литературы.
  • Разъяснение и обсуждение наиболее важных и сложных вопросов рассматриваемой на практическом занятии темы.
  • Формирование у студентов навыков применения логической теории на практике, умения решать логические задачи.

Формы проведения практических занятий по логике различны, содержат как традиционные вопросно-ответные методы, так и методы инновационные, нетрадиционные. Они не исключают, а дополняют друг друга, могут применяться в совокупности, что значительно повышает уровень и результативность практических занятий.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий логики как науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Целью практического занятия является формирование способности к осмыслению и пониманию.

 

Практические занятия для очной формы обучения.

Практическое занятие № 1

Вид: Семинар - тренинг

Тема 2, 3, 4. Предмет и значение логики. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями. 4 часа.

  1. Предмет логики. Место логики в системе наук.
  2. Формы мышления. Логика и язык.
  3. Понятие, как форма мышления. Способы образования понятий. Понятие и слово.
  4. Основные логические характеристики понятия. Виды понятий.
  5. Отношения между понятиями.
  6. Обобщение и ограничение понятий. Ошибки в операциях обобщения и ограничения.
  7. Определение понятий. Виды определений. Правила и ошибки в определении понятий.
  8. Деление понятий: структура, виды и правила деления. Ошибки в операции деления понятия.

Задания для подготовки к практическому занятию.

Виды понятий. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 1. Упр. 2, 6.

Отношения между понятиями. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 1. Упр. 7, 12, 15.

Логические операции с понятиями. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 1. Упр. 19, 20, 24, 28.

 

Основная литература: 1) Логика. Учебник для бакалавров. Под ред. Л.А.Деминой. М., Проспект, 2013. Гл. 1, Гл. 2. 2)В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 6-ое изд. – М., 2010. Гл.1. § 2,3, 4. Гл.2. § 1-5, гл. 3. 3) Ю.В. Ивлев. Логика. 4-ое изд. – М., 2009. Гл. 2. Гл. 7. § 1-6. 4) А.Е. Конверский. Логика традиционная и современная. – М., 2010. Гл.1 § 4,6. Гл. 2, 4, 5. Гл.8. § 1-9.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. – Челябинск, 2010. Гл. 1, гл.12.

 

Практическое занятие № 2

Вид: Семинар - тренинг

Тема 5. Суждение. Виды простых суждений. 2 часа.

  1. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
  2. Виды простых суждений.
  3. Категорические суждения, их состав и классификация.
  4. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.
  5. Логический квадрат: отношения между категорическими суждениями.

6. Модальность суждений. Виды модальности.

Задания для подготовки к практическому занятию.

 

Суждение и предложение. Виды простых суждений. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011 Гл. 2. Упр. 1,2.

Категорические суждения, их состав и классификация. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 2. Упр. 3, 4, 5.

Распределенность терминов в простых категорических суждениях. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 2. Упр. 6, 7, 8.

Логический квадрат. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 3. Упр. 10,11.

Модальность суждений. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл.2. Упр.16-19.

 

Основная литература: 1) Логика. Учебник для бакалавров. Под ред. Л.А.Деминой. М., Проспект. Гл. 3, §1-2, 5. 2) В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 6-ое изд. – М., 2010. Гл.4,6. 3) Ю.В. Ивлев. Логика. 4-ое изд. – М., 2009. Гл. 3. § 1-3. 4) А.Е. Конверский. Логика традиционная и современная. – М., 2010. Гл.9. § 1-8.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. – Челябинск, 2010. Гл. 2. §1,2. Гл.3.

 

Практическое занятие № 3

Вид: Семинар - тренинг

Тема 6. Сложное суждение и его виды. 2 часа.

  1. Основы языка логики высказываний. Структура сложного суждения.
  2. Вычисление истинностного значения сложного суждения.
  3. Отношения между сложными суждениями.
  4. Законы логики и логические противоречия.

Задания для подготовки к практическому занятию.

 

Структура сложного суждения. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 2. Упр. 9, 10.

Соединительные разделительные и условные суждения. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 2. Упр. 9, 10, 11, 12.

Таблица истинности сложных суждений. Комбинированные суждения. Упражнения: В.И. Кириллов,Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 2. Упр.13,14,15.

Законы логики и логические противоречия. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 7. Упр. 4,5,6,7.

 

Основная литература: 1) Логика. Учебник для бакалавров. Под ред. Л.А.Деминой. М., Проспект. 2013. Гл. 3, § 3-4. 2) В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 6-ое изд. – М., 2010. Гл.5. 3) Ю.В. Ивлев. Логика. 4-ое изд. – М., 2009. Гл. 3. § 2-4. 4) А.Е. Конверский. Логика традиционная и современная. – М., 2010. Гл.9. § 10, 11.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. – Челябинск, 2010. Гл. 2. §3. Гл.6.

 

Практическое занятие № 4

Вид: Семинар - практикум

Тема 7. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых суждений. 4 часа.

1. Понятие умозаключения.. Структура умозаключений и их типы

2. Специфика дедуктивных умозаключений и их виды.

3. Непосредственные умозаключения.

4. Простой категорический силлогизм: термины, правила, фигуры и модусы.

Задания для подготовки к практическому занятию.

 

Непосредственные умозаключения. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 3. Упр. 1-3, 5, 6,8.

Простой категорический силлогизм. Упражнения: В.И. Кириллов, Г.А. Орлов, Н.И. Фокина. Упражнения по логике. 6-ое изд. – М., 2009, 2011. Гл. 3. Упр. 13-15, 17.

Основная литература: 1) Логика. Учебник для бакалавров. Под ред. Л.А.Деминой. М., Проспект. 2013. Гл. 4, § 1-3. 2) В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 6-ое изд. – М., 2010. Гл.7. Гл. 8. § 4,5. 3) Ю.В. Ивлев. Логика. 4-ое изд. – М., 2009. Гл. 5. § 1. 4) А.Е. Конверский. Логика традиционная и современная. – М., 2010. Гл.10. § 1, 3.

Дополнительная литература: 1) Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. – Челябинск, 2010. Гл. 4.

 

Практическое занятие № 5

Вид: Семинар - тренинг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.012 с.)