Методы изучения документов и анализа продуктов деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения документов и анализа продуктов деятельности



Метод изучения документов используется либо на ранних этапах исследования, когда необходимо предварительное знакомство с исследуемым объектом, либо на его заключительном этапе — для более полной и объективной интерпретации результатов. В отдельных случаях метод изучения документов служит единственным источником получения данных. Например, анализ качества методического обеспечения образовательного процесса ДОУ, образовательных программ.

По «источнику информации» педагогические документы подразделяются на первичные и вторичные.

Первичные документы составляются на основе непосредственной регистрации явлений и процессов в результате прямого наблюдения, бесед. Речь идет о дневниках, журналах, сочинениях.

Вторичные документы — более обобщенные материалы, составленные на основе первичных документов. Это статьи, отчеты, выступления на педсоветах, конференциях, совещаниях.

Работа с документами при кажущейся простоте и доступности требует специальной подготовки исследователя, а данные, полученные при анализе документов, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности, обладать теоретической или практической значимостью.

Метод анализа результатов (продуктов) деятельности является разновидностью наблюдения. Только в этом случае изучается не сама деятельность, а ее продукт. Например, рисунки, поделки, сочинения и т. д. Продукты деятельности позволяют объективно судить о психологических особенностях их создателей. Не менее результативен в этом смысле и метод контент-анализа.

Любое педагогическое исследование так или иначе обращается к опыту практической деятельности воспитателя.

Задания для самостоятельной работы

1. Соотнесите определение теоретических методов с их названием:

                               
   
Синтез
   
Сравнение
 
Анализ
 
Обобщение
 
 
Мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
 
Метод научного познания какого-либо явления, предмета, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимосвязи его частей.
 
 
   
Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части. Цель: познание частей как элементов сложного целого.
   
Сопоставление объектов по принятым параметрам с целью выявления сходства и различия между ними. Является важной предпосылкой обобщения, играет большую роль в умозаключении по аналогии.
 

 


2. Соотнесите эмпирические методы с видами педагогического исследования.

 

                               
 
 
   
Психологическое
 
Педагогическое
     
Интервью
     
Наблюдение
 
 
 
 
   
Беседы
     
Социометрия
   
Эксперимент
 
Анкета
 
 
 

 

 


3. Распределите на группы общенаучные и конкретно-научные (теоретические и эмпирические) методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение; сравнительно-исторический анализ; моделирование; опрос; рейтинг и самооценка; причинно-следственный анализ; математические и статистические методы; педагогический консилиум; изучение и анализ документации, продуктов деятельности; педагогическое тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; прогнозирование; индукция и дедукция; анкетирование; интервьюирование; социометрия; ранжирование.

 

общенаучные конкретно-научные
теоретические эмпирические
     

 

 

4. Среди предложенных альтернатив некоторые требования к педагогическому наблюдению неверны. Какие?

1) Ранжирование объектов наблюдения.

2) Выделение объектов наблюдения.

3) Постановка задач наблюдения.

4) Предсказание ожидаемых результатов наблюдения.

5) Возможность количественного измерения результатов наблюдения.

6) Обработка полученных данных.

7) Фиксация результатов наблюдения.

8) Скорость регистрации наблюдаемых событий.

 

5. В методическом кабинете дошкольного учреждения, в котором вы трудитесь, изучите материалы, отражающие опыт работы отдельных педагогов и коллектива в целом, оцените его с точки зрения новизны, нестандартности. Проанализируйте, какими путями он распространяется, что делается для его внедрения.

 

6. Проведите сравнительный анализ интервью и анкетирования. Составьте анкету для родителей по проблеме вашего исследования.

 

7. С каким передовым педагогическим опытом по теме своего исследования вы знакомы? Чем вас заинтересовал этот опыт?

 

8. Установите правильную последовательность этапов проведения эксперимента:

 

Определение практической значимости исследования
Организация и проведение констатирующего эксперимента
Организация и проведение формирующего эксперимента
Выбор методов
Количественный анализ данных
Обобщение результатов
Формулирование задач исследования
Качественный анализ результатов
Определение теоретической значимости исследования
Формулирование цели исследования
Изучение истории вопроса
Выбор объекта исследования
Подготовка инструментария для исследования
Определение предмета исследования
Определение структуры исследования

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.029 с.)