Методическая деятельность воспитателя оформляется в Портфолио личных достижений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая деятельность воспитателя оформляется в Портфолио личных достижений.



Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Портфолио педагога ДОУ (виды и содержание разделов варьируется в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики образовательного учреждения, в котором он работает, и других факторов) может содержать следующие факторы:

1. Данные о педагоге (визитная карточка).

2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (примерный перечень документов).

3. Повышение уровня квалификации:

- затруднения и интересы в профессиональной деятельности (самодиагностика),

- работа по самообразованию (формулировка темы и этапы работы),

- посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности,

- глоссарий,

- методическая копилка.

4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта.

5. Рейтинг педагога.

Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения

1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 (в ред. от 01.07.2011).

2. Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

3. Рекомендации Минобрнауки от 21.10.2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 17. 12.2009 с изм. от 21.07.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

6. Устав дошкольного учреждения.

 

Повышение уровня квалификации

Затруднения и интересы в профессиональной деятельности педагогов (самодиагностика).

Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу. С целью проведения самодиагностики затруднения в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностические карты.

Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности.

Одним из средств повышения профессионального мастерства педагога дошкольного учреждения является проведение разнообразных открытых мероприятий: занятий с детьми, кружков, факультативов, родительских собраний, лекториев, досугов, спортивных праздников и др.

Однако посещение мероприятий будет являться средством развития профессионального мастерства только тогда, когда подвергнется всестороннему анализу. Для этого можно использовать карту анализа различных видов деятельности и форм организации детей.

Глоссарий.

Данный подраздел содержит словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно осуществление качественного педагогического процесса.

Методическая копилка.

Методическая копилка является своеобразным информационным банком, где могут храниться материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты). Наличие такого информационного банка способствует не только росту интеллектуального потенциала, но стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.

Материалы по обобщению педагогического опыта.

Данный раздел, безусловно, является гордостью каждого педагога. Его формирование происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства. Именно этот раздел свидетельствует о значимости и успешности профессиональной деятельности и степени личностной реализации педагога. Обобщение педагогического опыта может быть осуществлено в различных формах: это и создание учебно-наглядного или учебно-методического пособия, выступление с докладом на педагогических чтениях, создание фотоальбома или видеофильма, написание статьи и т. д. Наиболее распространенной среди педагогов дошкольных учреждений формой обобщения педагогического опыта является написание статьи.

Рейтинг педагога.

В этом разделе могут содержаться отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников о профессиональной деятельности педагога, результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах.

Оформление портфолио включает в себя обязательные элементы:

· титульный лист;

· сопроводительное письмо автора с кратким описанием портфолио, определением его цели и предназначения;

· оглавление (аннотированное содержание с перечислением основных элементов портфолио;

· самоанализ и прогноз на будущее.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержательную сторону ниже перечисленных в таблице компетенций воспитателя и определите формы самообразования по каждой из них.

Таблица

Компетенции воспитателя   Содержание Формы самообразования
Владение техникой исполнения на уровне, достаточном для эффективной реализации образовательного процесса      
Владение методикой обучения (музыкального инструмента, хореографии и т. п.)      
Владение методикой воспитания      
Умение использовать в профессиональной деятельности компьютер, аудио-, видеотехнику      
Владение специализированными компьютерными программами, тренажерами т. п.      
Социальные и межличностные навыки, необходимые для общения, принятия решений, работы в команде, адаптивности, принятия ответственности      
Способность к творчески деятельностной самореализации и самовыражению      
Инновационная деятельность      

2. Составьте портфолио личных достижений в профессиональной деятельности.

Рекомендации:

· выбрать три лучшие практические, теоретические или методические работы, которые Вы выполняли в период всего срока обучения в колледже;

· выбрать работу из начала, середины и конца курса обучения;

· выбрать работы, которые показывают лучше всего ваши навыки;

· из перечисленных типов работ выбрать по одному (например, обобщение текста, разработка плана проведения вида деятельности с детьми в ДОУ, разработка проекта по проблеме практики, составление рекомендации для родителей по одной из проблем образования дошкольника и т.д.);

· выбрать работы, которыми Вы гордитесь.

3. Проанализируйте оборудование и материалы методического кабинета ДОУ, где вы проходите производственную практику. Ответьте на вопрос: «Каким образом материальная, нормативная и методическая база влияет на эффективность работы воспитателей?»

4. Опишите в каких областях и какие современные образовательные технологии используются в работе с детьми в ДОУ, где вы проходите производственную практику.

Раздел 3. Методический кабинет. Содержание методической работы в дошкольном учреждении

 

 

В разделе вы получите ответы на вопросы:

· что такое методический кабинет?

· каково содержание методической работы старшего воспитателя?

· по каким критериям оценивается результативность методической работы в ДОУ?

· по каким формам организуется работа с педагогическим коллективом ДОУ?

Методический кабинет

Методический кабинет — «визитная карточка» методиста, сосредотачивает в себе все направления методической деятельности, объединяет усилия педагогов, служит тем профессиональным пространством, без которого невозможна совместная работа. Несет на себе координационную функцию и поддерживает благоприятный климат в коллективе, систематизирует накопленный педагогическим коллективом опыт.

Функции методического кабинета: мотивационная, коммуникативная, организационная. Исполнителем этих функций является старший воспитатель, прошедший системную подготовку.

Содержание методической работы в ДОУ

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (П.И.Третьяков).

Деятельность старшего воспитателя представлена в таблице и может дополняться с учетом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада.

Таблица

Функции управления Содержание методической работы старшего воспитателя
1. Информационно-аналитическая Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике.
2. Мотивационно-целевая Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.
3. Планово-прогностическая Прогнозирует развитие научно-методической работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную программу, годовой план, планирует методическую работу.
4. Организационно-исполнительская Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогических советов. Организует взаимопосещения. Открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместно с руководителем – аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой. другими учреждениями.
5. Контрольно-диагностическая Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовский контроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.
6. Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование) Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.

 

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Важно напомнить, что в настоящее время нужно говорить о системе методической работы, модернизации ее задач, содержании. И здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему мы относим выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровнядля каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 5087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.028 с.)