ТОП 10:

Структура занятий (ОБУЧАЮЩИЙ БЛОК)



ü Условия реализации программы, ожидаемые результаты (целевые ориентиры)

ü Повторная диагностика, сопоставление результатов с ожидаемыми, корректировка программы (КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК)

ü Работа с родителями в процессе реализации образовательной программы, рекомендации родителям, задания на лето «на дом»

Для успешной адаптации к школе необходимо стабилизировать эмоционально-волевую сферу, повысить мотивацию к обучению, сформировать психологическую готовность к обучению в школе

 

 

Задача 2. Раскройте психодидактические основы планирования и реализации индивидуализированного процесса обучения и воспитания различных категорий дошкольников (на конкретном примере).

Проанализируйте ситуацию. В старшую группу дошкольной образовательной организации в начале второго полугодия поступил воспитанник. Семья воспитанника переехала на новое место жительства в связи с назначением отца. Воспитатель обратил внимание на то, что ребенок на занятиях по формированию элементарных математических представлений не выполняет задания, а переходит к произвольному манипулированию стимульным материалом (возможен выбор других затруднений в других сферах познавательного развития). При этом внешне ребенок не привлекает к себе внимание воспитателя.

Словарик:

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Основной вопрос дидактики формулируется по-разному. Одни связывают его с вопросом о содержании обучения и воспитания[1], другие с тем, «как протекает мышление учащихся в процессе изучения» конкретного предмета[2]; наконец, третьи резюмируют его в двух риторических вопросах «чему учить?» и «как учить?»[3].

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы[1].

Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обучения, основанные на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных (соответственно определенному учебному предмету) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса и образовательной среды в целом. (отрасль научного знания, изучающая с точки зрения психологии вопросы дидактики – теории обучения – чему учить? и как учить? - объект: психика человека, развивающаяся в образовательной среде; предмет: изучение психологических закономерностей и механизмов воздействия на психику человека образовательной среды)


ДОО – старшая группа

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) – этоисключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника, направленная на ознакомление с базовыми математическими и пространственными понятиями. (А. М. Леушина, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, Л.А. Венгер)

Леонид Абрамович Венгер (26.05.1925 - 19.06.1992) - российский психолог, исследователь умственного развития дошкольников.

Манипулирование – ручные манипуляции – это действие над чем-либо при работе руками.

Вопросы для анализа:

1.​ Предложите алгоритм изучения особенностей поведения ребенка на занятиях.

1.​ Каких специалистов дошкольной образовательной организации следует привлечь к прояснению причин наблюдаемых особенностей поведения на занятиях?

1.​ Какие рекомендации Вы можете предложить воспитателю по планированию и реализации обучения дошкольника, испытывающего трудности в овладении элементарными математическими представлениями?

1.​ Какова структура и содержание индивидуализированной образовательной программы для данной категории воспитанников?

Алгоритм изучения поведения ребенка:

· Наблюдение – проявляется ли данное поведение на других занятиях?

· Диагностика – отклонения в сфере познавательного развития? Внимание? Волевые качества? Усталость? Не интересно? Отвлекается?

· Консультации специалистов: психолог (страх? стресс? адаптация к новому месту жительства? необходимо ли развитие логического мышления, внимания, произвольности поведения?), педагог (наблюдение за ребенком, беседа с родителями – какой он дома? ходил ли в ДОО? отзывы и сложности в предыдущем доо? вопросы родителей?), социальный педагог (семья переехала – условия жизни ребенка? утомляется? не высыпается?)

Рекомендации воспитателю:

ü Адаптационный момент: можно принести из дома игрушку, знакомим с другими детьми (чтобы первое впечатление было положительным! социализация), знакомим с правилами поведения в группе, какие правила были в другом доо? (что там было похоже на наш сад, а что – нет?)

ü Интеллектуальное развитие (математика, ФЭМП): диагностика знания материала по возрасту; дополнительные индивидуальные занятия, если есть отставание; в каких областях – физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие – лучше раскрываются способности мальчика?

ü Может, не понимает задание? Плохо воспринимает на слух? Никогда не занимался математикой? – через конструирование, игру, раскладку по цветам и количеству переходим к математике – индивидуально

структура и содержание индивидуализированной образовательной программы

содержание – познавательное развитие в области ФЭМП + формирование взаимоотношений в группе (совместные игры в цифры, знаки, фигуры)

ü Пояснительная записка,

Цель

задачи (образовательные – воспитательные – формирующие (обучить – отработать – совершенствовать – закрепить в повседневной самостоятельной деятельности)),

срок реализации программы,

возможности дошкольной организации по реализации данной программы

учебно-методическое обеспечение (литература, пособия, раздаточный материал, предметно-развивающая среда – проектор, ПК, интерактивная доска, техническое оснащение кабинета, любые другие ресурсы)

Предметно-пространственная среда: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная

Тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий и расчет необходимого для них времени.

ü Диагностика (дошкольник – наблюдение, беседа, рисуночные тесты, игровая форма) и наблюдение за ребенком – возраст ребенка, его психолого-педагогическая характеристика (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК)

Нужна ли коррекционно-развивающая программа? (не хочет, не интересно или не понимает? Не воспринимает?) + прогноз: есть и будут ли проблемы по другим образовательным областям?

ü Формы работы (фронтальные, индивидуальные, групповые – виды занятий; занятия, игры, викторины, конкурсы и прочее),

методы работы – игровые, словесные, наглядные, дидактические…







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.005 с.)