Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями. Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в следующем:
При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями. Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях. I раздел Цель занятий 1 раздела:
Занятие 1. Радость. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла» Вопросы к детям:
Повторное прослушивание музыкального произведения Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость. Беседа Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события. Рисование на тему «Радость» Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия. 5. Ответы детей на вопрос: – Что такое радость? Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники: – Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех. – Радость – это когда праздник. – Радость – когда никто не плачет. Ни один человек. – Радость – когда нет войны. – У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся. – Радость – это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость!» (М. Потоцкая «Что такое радость») Хоровод Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать...» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского). Занятие 2. Горе. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье». Вопросы к детям:
Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем – второе. Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят». Предлагается вспомнить:
Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем – заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры. Драматизация ситуации «Пропала собака» Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему. После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:
Занятие 3. Гнев Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вопросы к детям:
Рассматривание иллюстраций художника А.М. Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил. Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились Упражнение «Зеркало» Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев. Рисование гнева Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми. Занятие 4. Страх Игра «Гуси-лебеди» Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз. Упражнение «Найди пиктограмму» Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных. Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот. Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики». Отметить прямой и скрытый смысл поговорки Вопрос к детям: – Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле? 4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова «Три поросенка» (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха) Вопрос к детям: – Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка. Занятие 5. Удивление 1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...» (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона) Вопросы:
Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили. Упражнение «Зеркало» Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос: – Что общего в том, как вы изображали удивление? Игра «Фантазии» Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
II раздел Цель занятий II раздела:
Занятие 1. Радость и горе Знакомство с гномами К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой – грустный. Одеты гномы одинаково. Гномы знакомятся с детьми. Вопросы к детям:
Литературные загадки Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую – Антоша. Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Анто-шина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок. Литературные отрывки:
Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не ошибается. Рисование гномов Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам. Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается. Хоровод Дети вместе с гномами водят хоровод. Прощание Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться. Занятие 2. Радость и гнев 1. Беседа с детьми по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» (предварительно прочитать детям эти сказки) Вопросы:
Игра «Медведи и пчелы» Дети делятся на две группы. Одна группа – пчелы, другая – медведи. Медведи воруют мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют их. Напомнить детям, что медведи, воруя мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев. 4. Кукольный спектакль «Капризка», сокращенный вариант (Карманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982 г.) Занятие 3. Гнев, удивление Рисование облаков Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом – удивленное. Выставка рисунков Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются. Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга. Найти самое гневное облако и самое удивленное. Игра «Облака» Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая – удивляется, глядя на гневные облака. Затем дети меняются ролями. Произнеси фразу» Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака. Литературные отрывки Предложить детям прослушать отрывки из произведений К.И. Чуковского. Во время чтения дети должны изображать соответствующую эмоцию на своем лице. Отрывки из произведений:
Вопросы:
Детям предлагается еще раз послушать отрывки, в эмоциональном изображении которых возникли затруднения. Игра «Гномики» Детям предъявляется плакат с изображениями радостного, испуганного и грустного гномика. Вопросы:
Рассказы детей Предлагается рассказать о веселых, грустных и страшных случаях из своей жизни. Этюд «Хорошая погода» Детям предлагается представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки. Вопрос: – Какое у вас сейчас настроение? Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму из заранее приготовленных. Этюд «Плохая погода» Детям предлагается представить себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крыши домов. Вопрос: – Какое у вас настроение? Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму. Этюд «Погода изменилась» Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились. Вопрос: – Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде? Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму. Рисование эмоций Разделить предварительно детей на группы и предложить им нарисовать цветовыми пятнами эмоции. Одна группа рисует на большом листе бумаги радость, другая – горе, третья – удивление. «Листы радости, горя и удивления» дети рассматривают и сравнивают (вместе с учителем). Обсуждение детских рисунков Детские рисунки располагают и рассматривают по темам. Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций. Рассказы детей Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались. Упражнение «Зеркало» Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний. III раздел Цель занятий III раздела:
Развлечение «Страна сказок» Герда ищет Кая Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю. Встреча с Принцессой Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку. Отрывки из музыкальных произведений:
Принцесса показывает дорогу. Игра «Снежинки» Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец. Встреча с Каем Герда встречается с Каем. Но чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию – радость. Возвращение домой Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника
Серия занятий для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями. Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в следующем:
При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями. Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях. I раздел Цель занятий 1 раздела:
Занятие 1. Радость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.017 с.) |