Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы исследования социальной политики в области защиты материнства и детства

Поиск

Растущее в последнее время внимание к вопросам защиты прав детей, профилактики семейного неблагополучия и обеспечения безопасности несовершеннолетних сфокусировало взгляд общественности на происходящие изменения и серьезные последствия, которые отразились на институте семьи и детства. Объективными показателями, характеризующими негативную ситуацию в стране, выступают нарушение детско-родительских отношений, безнадзорность и беспризорность, криминальность, безработица[1]. Текущие процессы привели к деформации внутрисемейных отношений, разрыву меж поколенных отношений, увеличению числа разводов, бездетности, внебрачной рождаемости, социальному сиротству, что свидетельствует о серьезных сбоях в механизме реализации основных функций семьи.

В целях улучшения демографической ситуации в стране, поддержке материнства и детства, охране и укреплению здоровья детей и подростков, государством принимается комплекс приоритетных направлений в деятельности всех органов и учреждений. Необходимо отметить, что защита прав и интересов семьи закреплена в таких международных документах, как Всеобщая Декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ООН по правам ребенка, Хартия детства[2]. Правовые основы защиты и материнства и детства закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т. д.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Это целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе, предоставления ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны.

Социальная политика направлена на защиту всех элементов структуры общества, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в обществе на определенных этапах его развития.

Главной задачей социальной политики РФ являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

В границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества[3]. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержание жизнедеятельности наиболее уязвимых членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., - до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях. Целью же общественного развития является, как уже было сказано, само общество, т.е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех индивидов, независимо от их происхождения, социального статуса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.

Таким образом, основными целями социальной политики на современном этапе являются:

- максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;

- формирование прочного пласта трудовой мотивации, отвечающего требованиям легального рынка, ориентированного на позитивное расширенное воспроизводство «человеческого капитала» России, ибо без этого не начнется экономический подъем, не будет эффективной экономики, полноценного рынка;

- создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности; без этого не будет предпосылок гражданского общества, личной свободы, реальной демократии[4].

На первый план в регулировании прав детей в Российской Федерации выступают конституционные гарантии возможностей их реализации. Как следует из ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью и подлежат обязательной защите государством. Раскрытие формулировки «высшая ценность» можно проследить через содержание ст. 17 – 19, 21 Конституции РФ, гарантирующих неотчуждаемость основных прав и свобод, их признание всеми ветвями государственной власти и органами местного самоуправления, запрет любого рода дискриминации, а также любого унижающего достоинства обращения. Перечисленные гарантии в силу их универсальности для любого человека, безусловно, применимы и для ребенка.

Между тем в п. 2 ст. 7 законодатель отдельно перечисляет категории граждан, в отношении которых в первую очередь разрабатываются программы государственной социальной поддержки. В частности в качестве одной из главенствующих задач социальной политики государства является поддержка материнства и детства.

Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

- получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

- произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий – по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение или имплантацию эмбриона;

- воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской помощью;

- получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в Основном Законе РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Безусловным приоритетом в социальной политике является «наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка». Социальная политика и созданная в последние годы нормативно правовая база направлены на способствование повышению статуса семьи, охране здоровья матери, защите прав детей, некоторому улучшению брачно-семейных показателей.

Таким образом, целью социальной политики в отношении семьи, материнства и детства являются:

- улучшение показателей брачности и снижение показателей разводимости семей;

- снижение показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности;

- создание системы семейного устройства детей-сирот, что позволит увеличить показатели передачи детей в семьи;

- сокращение числа безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Основными проблемами положения детей, которые должна решать социальная политика государства, являются:

- ухудшение показателей здоровья детей (физического, психического, социального);

- отсутствие условий для полноценного развития детей в семье (бедность, кризисные отношения в семьях, безнадзорность, социальное сиротство, отсутствие социально значимых ценностей в семьях, снижение уровня общей культуры и неготовность молодежи к семейной жизни);

- отсутствие равных возможностей для выявления и развития детской индивидуальности и одаренности;

- отсутствие системы экстренной помощи детям, оказавшимся в социально-опасном положении.

Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств[5]. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ:

1. Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука).

2. Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин.

3. Ежемесячные пособия на детей.

4. Пособия по беременности и родам.

5. Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

6. Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью.

7. Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.

8. Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря.

9. Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин).

10. Пенсии детям – инвалидам.

11. Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот.

12. Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей.

13. Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.

Социально-правовая защита является сложным нормотворческим и правоприменительным процессом, включающим в себя не только издание нормативных правовых актов (кодексов, законов, указов, постановлений и др.), но и исполнение всей совокупности нормативных правовых установлений и других политических, экономических, нравственных, иных норм и мер. Среди последних к числу приоритетных относятся принципы, методы, формы и способы осуществления семейной политики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.013 с.)