Механизмы защиты интересов матери и ребенка в различных отраслях права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы защиты интересов матери и ребенка в различных отраслях права



Защита прав ребенка в рамках общей защиты прав человека имеет определенные особенности и, соответственно, предполагает использование специфических институтов и механизмов. Многочисленные события последнего времени демонстрируют дефицит механизма защиты прав человека в России. При этом права детей оказываются под большей угрозой, чем права взрослых людей, прежде всего потому, что ребенок просто не в силах самостоятельно защитить свои права. Поэтому остро нужны иные институты защиты прав юных граждан. Государство в лице своих органов обязано создавать для каждого ребенка такие условия, при которых они будут иметь возможность выявлять, приобретать и реализовывать свои права, тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989г[13]. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п.1ст.2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека. Речь идет о широкой гамме социальных и правовых средств, условий и способов, совокупность которых и является механизмом защиты прав ребенка.

На сегодняшний день создана достаточно объемная правовая база, регулирующая вопросы охраны и защиты материнства и детства. В последнее время принят ряд важнейших законодательных актов в этом направлении. Однако проблема охраны и защиты материнства и детства продолжает оставаться актуальной, затрагивает вопросы жизнедеятельности каждого россиянина.

Общий системный анализ законодательства в области охраны и защиты материнства и детства позволит сделать вывод о степени его развития и приближения его системности к тому уровню, когда можно говорить о стройном и целостном механизме охраны и защиты материнства и детства. Однако в настоящее время следует говорить о наличии лишь отдельных разрозненных и разноотраслевых норм относительно рассматриваемой области правовых отношений.

Действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд законодательных актов, которые образуют институт социального обеспечения, нормы которого направлены, в том числе, на охрану интересов материнства и детства: социальное обеспечение беременных женщин, женщин имеющих детей и т.д.

В защиту интересов и прав детей и женщин направлены нормы административного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях в целях соблюдения и исполнения родителями их обязанностей по содержанию и воспитанию детей предусматривает:

Статья 5.35. предусматривает такие меры административного наказания, как предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда[14] за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии либо в бездействии, повлекших неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Субъектами правонарушения являются родители, а также иные законные представители несовершеннолетних (например, опекуны, попечители, должностные лица воспитательных, медицинских иных учреждений, являющиеся законными представителями несовершеннолетних).

Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Согласно статье 5.36. нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 5.37. предусматривает санкции за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Ими являются наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 6.10. содержит два состава правонарушений, объектом которых является здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание.

Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст.27.6 КоАП РФ). Все эти нормы направлены на ограничение ребенка от негативного влияния окружающей социальной среды.

К рассматриваемой категории лиц не применяются в качестве административного наказания административный арест – даже в исключительных случаях он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет.

В общем, совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а также совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка являются одними из обстоятельств, смягчающими административную ответственность (ст.4.2. КоАП РФ).

Различным категориям женщин по УК РФ[15] не назначаются наказания в виде:

- обязательных и исправительных работ (не назначаются беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет) (п.5 ст.49, п.5 ст.50);

- ограничения свободы (не назначается беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста) (п.5 ст.53);

- арест (не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет) (п.2 ст.54).

- пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет (п.2 ст.58);

Такие меры призваны защитить права матери, в целях максимально долгого не отлучения их от детей. Ст. 82 предусматривает в целях защиты материнства и детства особые условия отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Так, осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания.

Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного является во всех случаях отягчающим обстоятельством, влекущим ужесточение наказания.

Теперь, что касается непосредственно защиты трудовых прав женщины по УК РФ. Статья 145 за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывает штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

Отказ в приеме на работу может быть выражен как в письменной форме, так и устно. На квалификацию преступления это не влияет. Он может быть завуалирован надуманными предлогами, создающими видимость правомерности действий работодателя. Например, предлагается тестирование или назначается испытательный срок, по завершении которых женщине объявляют, что она не выдержала испытаний или показала неудовлетворительные результаты тестирования. В таком случае необходимо обратиться к законодательству о труде, ведомственным и локальным нормативным актам, определяющим условия приема на работу. Например, ст. 70 ТК содержит запрет обусловливать прием на работу беременной женщины испытанием работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Таким образом, отказ беременной женщине в приеме на работу под предлогом отрицательного результата испытания является незаконным и потому необоснованным.

Преступления, предусмотренные каждой из перечисленных статей могут в той или иной степени нарушать и представлять опасность материнству, детству и семье на территории государства.

В целом, дискриминационные действия в отношении трудовых прав женщин и детей можно подвести под ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина», с конкретизацией другой нормой уголовного закона.

В любом случае, для достижения поставленных целей и обеспечения действенного механизма защиты интересов материнства и детства не достаточно просто указание санкций в кодифицированных законодательных актах за нарушение данных прав и интересов. В совокупности должны действовать многие институты государства. Эффективно лишь совокупное применение норм института защиты материнства и детства. Только использование понятий и правомочий, мер и инструментов защиты возможно при совокупном анализа конституционного, семейного, трудового и иного законодательства РФ.

Россия, заявив о себе как о социальном государстве, в качестве основной цели своей социальной политики определила создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Однако, как показывает практика последних десятилетий, в условиях трансформации общества российские семьи оказались наиболее уязвимыми и социально незащищенными государством. Соответственно резкое падение уровня жизни, глубокая дифференциация доходов, инфляция и рост цен, а также коренные изменения на рынке труда потребовали принципиально новых подходов при формировании системы социальной защиты семьи, материнства и детства, адекватной новым социально-экономическим условиям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.007 с.)