Правовые аспекты социальной защиты и обеспечения материнства и детства в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые аспекты социальной защиты и обеспечения материнства и детства в РФ



Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государствах[6].

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей.

В последние годы в России в целях укрепления семьи как основы государства и формирования условий, при которых семья могла бы чувствовать себя защищенной и уверенной в будущем, принят ряд нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства.

Правовой базой социальной защиты детства является Конституция РФ, «Закон об образовании», «Закон о семье». В нашей стране действует программа под названием «Дети России», созданная по указу президента в 1994 году, работает система пособий и компенсаций тем семьям, в которых есть дети.

Существуют правовые нормы, закреплённые в трудовом кодекс Российской Федерации, которые касаются охраны здоровья матерей, и преимущества воспитания детей. Так, Трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов. По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью или частично) не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Это включает: «повышение гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам, имеющим ребенка до 3 лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида - до 18 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть обжалован с суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации предприятия и при условии обязательного их трудоустройства»; специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; ограничение труда в ночное время и др.

Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством: «использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет), администрация обязана установить им такой режим работы по скользящему (гибкому графику), на дому»; предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста. Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних[7].

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[8] предусматривает, что материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством (ст.52), законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей. Семейный кодекс содержит основания для лишения родительских прав в случаях злостного нарушения прав ребенка. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией Российской Федерации «равным правом и обязанностью родителей» (ч. 2 ст. 38). Следовательно, родители не в праве перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев, указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального положения. Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объем родительских прав.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табака - курению подростков. Вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Утвержденная указом президента Российской Федерации Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года задала основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства. Был сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защиты прав детей в условиях новой социально-экономической реальности.

В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой будут прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.

Безусловно, реализуемая сегодня государственная политика в сфере семьи, материнства и детства, направлена на создание благоприятной основы для устойчивого развития страны.

В тексте Хартии[9] есть положения гарантирующие право на социальное обеспечение. Такое право граждан закреплено в статье 12, из содержания которой ясно, что она определила обеспечение выплат пособий семье, в связи с рождением и воспитанием детей. На мой взгляд, российское законодательство и практика в рамках имеющихся экономических возможностей соответствует положениям названной статьи Хартии. С точки зрения социального обеспечения, в России сформирована система пособий гражданам, имеющим детей, введены налоговые льготы для семей с детьми и другие меры экономической поддержки семей, в первую очередь социально уязвимых (многодетных, семей с детьми-инвалидами и пр.).

Подводя итоги вышесказанному необходимо заключить, что законодательство Российской Федерации в области социального обеспечения и защиты материнства и семьи, в значительной части, на сегодняшний день, соответствует международным стандартам, однако присоединение к таким международным документам как Европейская Социальная Хартия обязывает наше государство не только фиксировать международные стандарты в национальном праве, но и обеспечивать их практическую реализацию.

Государство должно быть заинтересовано в обеспечении прав детей, молодежи, матерей. Государственная политика должна эффективно работать по направлениям, охватывающим:

1) поддержку молодых и многодетных семей,

2) социальную, правовую и экономическую защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости;

3) оказание социальной помощи неполным семьям с низкими доходами;

4) социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей;

5) обеспечение всестороннего физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи.

Реализация вышесказанных условий в государстве позволяет динамично решать поставленные задачи в области материнства и детства и улучшению демографической ситуации в государстве.

Материнство и детство – это, прежде всего, институт общества. От его состояния и социальной защищенности в значительной мере зависит безопасность общества как в плане его физического и духовного воспроизводства, так и экономического, интеллектуально-технологического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.006 с.)