Проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом.



Проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом.

Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матри-цы, определяя предметную специфику исторического познания.
Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:

1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. - пер-вой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

2. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).

3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала

XVI в.).

4. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.).

5. Период социальной работы (продолжающий настоящее время).

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).

Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в од-ном доме, переходя наследующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению.

Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма по-мощи -- подача милостыни. Но бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.

Период церковно-государственной благотворительности (ХVI - XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.

Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добро-вольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.

Период социального планирования (1917--1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными. Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих.

Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем.
3. Предметно-понятийные интерпретации отечественной социальной помощи в контексте ее генезиса. (
68719)

Специальное изучение социальной помощи в России началось в начале XIX века. Интерес к истории отечественной практики помощи и защиты был связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-статистического подхода. Но параллельно развивается и другой подход – с позиции христианской благотворительности: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. Складываются определенные области истории общественной и частной помощи: история отдельных этапов социальной помощи, направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и др.), благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения. Проблемы историко-понятийных интерпретаций социальной работы в России связаны с неоднозначным толкованием исторической практики помощи и взаимопомощи. Общественное существование человека еще на стадии первобытной коммуны начинает формировать определенные принципы взаимодействия и защиты родового пространства. Эти принципы самоорганизации связаны, прежде всего, с витальными функциями, с выживанием рода в условиях столкновения с соседями, завоевателями. Формирующаяся этническая культура становится защитным механизмом, который имел бинарную направленность: вне родового пространства и в родовое пространство. И если внешняя функция защиты была связана с его расширением, то внутренняя – с защитой и поддержкой ее членов.

Историческое значение княжеского нищелюбия.

Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути развития социальной политики в отношении субъектов, не связанных родовыми отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства осуществлены не только попытки “социального реформирования” в сфере помощи и поддержки. Первоначально этот процесс протекал в рамках дружинных традиций, языческих братчин. Однако постепенно осознается невозможность со стороны княжеской власти единолично претворять в жизнь христианское социальное реформирование, поскольку общество было неоднородным и в нем существовало двоеверие. «Русская Правда» Ярослава Мудрого так отражает эти тенденции — под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за него».

Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения. Князь Ярослав Владимирович также учредил сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей. Призрение бедных у него было в особом внимании.Но больше всех, как отмечают предания, напоминал своей благотворительной деятельность Владимира его правнук Владимир Мономах, отличающийся особой заботой о бедных и убогих. Большое воспитательное значение имела для многих поколений на Руси составленная им «Духовная детям», в которой он выражал заботу свою о нравственном состоянии, о необходимости быть внимательным к нуждам народа. Княжеская благотворительность в Древней Руси не переступала рамок частного призрения, отсюда исследователи и выделяют е основные черты:Княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государственной системы благотворительности не существует.Участие в призрении оказывается не обязательностью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие - либо расследования и расспросы нищих не производились, но даже запрещались учениями святых отцов.

 

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О ТРУДОВОЙ ПОМОЩИ Основано в 1895 по инициативе императрицы Александры Федоровны как организация общероссийского характера, призванная координировать общественную и государственную деятельность в сфере трудовой помощи, насаждать и развивать филантропическую деятельность на началах трудовой помощи. Состояло под августейшим покровительством имп. Александры Федоровны. При домах трудолюбия нередко устраивались ночлежные дома, дешевые столовые, ясли для детей тружеников, убежища для подростков, конторы по приисканию занятий, пункты медицинской помощи. Особое внимание уделялось опеке безработных лиц, вышедших из больниц или освободившихся из мест заключения, а также бездомных подростков. Отдельную группу, подведомственную Попечительству, составляли попечительские общества при Ольгинских детских приютах трудолюбия.

Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению "к честной трудовой жизни" нищих и безработных, тунеядцев и проституток, криминальных элементов общества, в исследованиях и публицистике конца XIX - начала XX в. встречается различное столкновение задач, функций и форм трудовой помощи, которые можно объединить условно в несколько групп.
1. "Непосредственное предоставление занятий", т.е. развитие специальных производственных учреждений и объединений и организация общественных работ.
2. "Содействие к приложению труда", т.е. посредничество в поиске работы, обеспечение работы на дому, снабжение средствами производства, сбыт готовой продукции и др.
3. Профессиональное обучение детей и взрослых, переподготовке кадров.
4. "Воспитательно-исправительная" работа с людьми, "отвыкшими от труда и морально неподготовленными к нему"
Это направление российской благотворительности и социального призрения складывалось в давние времена как результат осознания обществом и государством пагубности нищенского промысла и тунеядства, превращавшихся в страшное социальное зло. Вплоть до революции велись дискуссии о целесообразности самой древней и стойкой форм помощи "несчастным" - милостыни, подачки. В "нищелюбивой" стране, каковой являлась Россия, где несколько веков эта форма служила методом религиозно-нравственного воспитания, не сразу пришли к пониманию трудовой помощи как самого действенного и высоконравственного направления милосердной деятельности, с этим выводом известного современного исследования Л.В. Бадя нельзя не согласиться.
В русле многовековых споров о природе нищенства, способах его преодоления и предупреждения российские специалисты социального призрения и, в частности Е.Д. Максимов, утверждали: "Бедность, нищета и беспомощность - явление сложное, которое, если не вполне, то в значительной мере устранимо надлежащим развитием трудовой деятельности и трудового начала отодвинутых в капиталистическом производстве на неподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место"1. Но многочисленные попытки включить "трудовое начало в систему государственного призрения... не увенчались успехом и потому. - писал известный исследователь Г.Г. Швиттау, - трудовая помощь России является почти исключительно как форма общественного призрения (подч. нами), почти не затрагивая собою вовсе области государственного управления"2. Теоретики и практики социальной работы в пореформенной России, среди которых ведущую роль играли В.И. Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау и др., занимавшиеся проблемами трудовой помощи, обосновывали необходимость "государственной системы" трудовспоможения", предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений
Больше всего в сфере трудовой помощи удалось сделать органам городского и земского самоуправления в эпоху "великих реформ". Несмотря на ограниченность материальных средств, местные власти стремились внедрить новые подходы к "трудовому вспоможению": предупреждение бедности, профессиональное обучение, развитие справочно-профессиональной сети для приискания работы, организация общественных работ и др.

 


25. Формирование нового геополитического пространства в России и изменение системы помощи и поддержки.

Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII — первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом. Отказ от теологических смыслов в общественном призрении как критерия истинности и справедливости происходит в период правления Петра I. Процесс помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся в поддержке соотнесен с одним из государственных институтов помощи. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу. И здесь намечаются как позитивные, так и негативные черты данной системы помощи.

Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. В подходах к идеологии помощи происходит переоценка видения проблематики клиента. Если на ранних этапах общественного призрения нуждающийся представлял определенную ценность для отдельной личности — заступника, поскольку защита его была наглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял перед государственными институтами, и именно они определяли его необходимость в данной роли. Таким образом, в государственной парадигме помощи начинают доминировать понятия и смыслы иного порядка. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. Все это выдвигает определенные принципы идентификации социально необходимого поведения, связанного с нормой общественных отношений, которые сопряжены с оценкой жизненного сценария личности.

Формирование нового геополитического пространства СССР в период 1917-1991 гг. связано с изменением политической и идеологической систем, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г. — Александровский Комитет о раненых и т. д. Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т. д. Решениями НКГП отделы социальной поддержки создаются не только в его ведомстве, но и в других государственных институтах (в связи с упразднением на местах губернских и уездных воинских присутствий учреждаются пенсионные отделы военно-увечным при местных, Советах).

Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся. В ноябре 1917 г. образован комитет «Союза увечных воинов», ему передано имущество и капитал в сумме более 100 000 000 р., а также средства от лотереи Скобелевского Комитета на сумму 5000 000 р., в январе данной организации разрешено проведение Всероссийской лотереи на сумму 14 500 000 р. Таким образом, Комитет имел самостоятельное финансирование, институты помощи, но контролировался со стороны НКГП. в январе 1918г. введен налог на публичные зрелища и увеселения, где на каждый проданный билет устанавливался благотворительный сбор, средства же шли на поддержку нуждающихся.

Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества. Новая экономическая политика, которая начинает активно проводиться в начале 20-х гг., существенно меняет стратегию социального обеспечения. Основными направлениями деятельности НКСО на данный период являлись: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев. Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство. В 1922 году в деревнях стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, на которые возлагались функции самообеспечения и патронажа нуждающихся. 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим — Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. 16 марта 1931 г. при НКСО РСФСР учрежден Совет по трудовому устройству инвалидов, где решением правительства за инвалидами должно было быть забронировано на промышленных предприятиях до 2% от общего числа рабочих мест. Новой формой трудоустройства в середине 30-х гг. явилась организация рабочих, больных туберкулезом легких. Для них создавались специальные цехи на предприятиях, в кооперации инвалидов. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г.

 


26. Административные, законодательные и воспитательные мероприятия по локализации социальных болезней.

В 1254 году французский король Людовик приказал изгнать проституток из Парижа, а в 1269 году-разрушить все злачные места. Опасность венерических заболеваний в 16 веке привела к уничтожению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов. Особые строгости по отношению к публичным женщинам были введены в городах, где располагались крупные учебные заведения. В 1625 году –закон о том, что проститутки не должны подходить к городу ближе чем на три километра. В 1612 году школьникам нельзя было выходить из дома после 8 вечера. 1649 год(Россия) –наказ о городском благочестии, затрагивалась проблема проституции.

В 16 веке государство намечает ряд шагов в области превентивных мер, позволяющих локализировать разные социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, языческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «блядни», «зерни».

В 16 веке появление первых кабаков. 1782 год- устав городского благочестия(проститутки). При Павле 1 были гонения проституток, всем выдавались желтые платья. При Николае 1 1840 г-врачебно-полицейский надзор за проституцией. 1843 г- первый кожно-венерологический диспансер. 1845 г- уложения о наказаниях. Четкая грань между внебрачными связями и проституцией.

Социального контроля и общественного призрения потребовали внимания проблемы такой социальной болезни, как проституция. В 20-х годах XVIII столетия появляются первые дома терпимости в Петербурге. Помимо этого существовали своднические квартиры, а также процветала одиночная проституция. И как следствие — появляется множество незаконнорожденных детей, детоубийство, а также массовый сифилис.

В период правления Екатерины II делаются первые шаги по контролю данного явления. Домовладельцам запрещено отдавать помещения под «промысел разврата», при нарушениях их штрафовали и сажали в смирительные дома. Правда, было принято решение всех заболевших венерическими болезнями лечить бесплатно. В период правления Павла I и Александра I проститутки подвергались жестоким гонениям, публичных женщин высылали в Иркутск на фабрики.

Рассматривая проституцию и бродяжничество как наследие прошлого, НКСО использует методы общественного призрения, когда трудовая помощь переосмысливается и направляется на данную категорию. Подобная помощь разворачивается в лечебно-воспитательных и трудовых учреждениях.

В 30 –е годы 20 века ведущая роль отводилась профилактике проституции. Отрабатывается технология социального патронажа. В этой связи при Московском институте социальной гигиены организовали группы сестер социальной помощи, которые, получив предварительную подготовку, осуществляли социальный патронаж в местах «социальной напряженности». В Москве открыли опытные пункты социальной помощи, куда доставляли проституток и где помогали женщинам в разрешении всевозможных проблем. В этот период наметились основные формы помощи: направление на работу, снабжение талонами на обед и ночлег, устройство на работу, выдача денежных пособий для возвращения домой.

 

27. Исторический опыт помощи глухонемым и слепым в России и за рубежом.

В 1723 году Петр 1 издает распоряжение: помещать неимущих "слепцов" в губернские богадельные заведения. При Петре слепые были уравнены в правах со зрячими в отношении налоговых повинностей. В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.

1806г. первое училище для глухонемых в Павловске. первой школа слепых в России, открытой в Санкт-Петербурге В.Гаюи в 1807г. Попечительство о слепых было открыто в 1881 г. В честь императрицы оно было названо Мариинским Попечительством о слепых и первоначально находилось в ведении министерства внутренних дел, а с 10 марта 1883 г. перешло в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. В 1898 году в Ведомстве императрицы Марии было создано специализированное благотворительное ведомство для оказания помощи глухонемым - Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Его цель — учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир.

К.Грот возбудил ходатайство перед синодом о разрешении устраивать ежегодной кружечный сбор в православных церквах в неделю о слепых, который приносил достаточно крупные суммы.
Деятельность попечительства быстро распространилась на всю страну. Для борьбы со слепотой и профилактики глазных болезней Попечительством была создана сеть лечебных заведений и "летучих" глазных отрядов. К 1914 году врачами Попечительства было обследовано 3,5 миллиона глазных больных. В результате консервативного лечения и хирургических операций многим из них зрение было восстановлено. Для нетрудоспособных и престарелых незрячих были открыты убежища и приюты, где их постояльцы находились на содержании за счет средств Попечительства.
Особое значение для улучшения судьбы незрячих России имеет организация их обучения. По инициативе К.К.Грота в 1881 году было открытие училища для слепых детей в Санкт-Петербугре (см..выпуск 22). Впоследствии школы для слепых открываются и в других городах, России. К 1917 году в России существовало 35 училищ для слепых. Образование и профессиональная подготовка в рамках школ и мастерских для взрослых стали главными факторами социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению в обществе. 1928 г. Оформление союза кооперации инвалидов, обществ слепых и глухих. 1970-е гг. введение пенси1 глухонемым и слепым.

"В Европе первое заведение для призрения слепых было основано в 1178 году ослепшим в старости герцогом Вельфом VI в гор. Меммингене, в Германии. Второй приют, l'hopital des Quinze-Vingt в Париже, основан в 1260 году Людовиком Святым для 300 воинов, потерявших зрение в первом крестовом походе. Этот приют существует и по настоящее время." 1760- Открытие первой школы для глухонемых (Франция). 1784 Открыта первая школа для слепых (Франция).В Германии первый институт для глухонемых - 1778 г. в Лейпциге. 1806 г. немецкий тифлопедагог А. Цейне и В. Гаюи открыли первое учебное заведение для слепых в Пруссии. С момента основания Берлинский институт для слепых был государственным учреждением. В 1784г. В. Гаюи предложил свою концепцию обучения слепых, положив тем самым начало тифлопедагогике. Разработанный подход Гаюи сразу же попытался воплотить в жизнь, ему принадлежит приоритет открытия образовательных учреждений для незрячих во Франции, Германии и России. 1791 Открыта первая британская школа для слепых. 1792 Открыт первый британский приют для глухих детей.

 

Российский красный крест

В 1854 году, когда шла Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Сестры милосердия общины оказывали помощь жертвам войны - раненым и больным. 15 мая 1867 года император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1876 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста). 18 мая состоялось первое заседание созданного общества, которое избрало центральный руководящий орган - Главное управление. В России к этому времени был накоплен большой опыт работы по оказанию помощи жертвам войн. Россия была одной из первых стран в мире, где было создано общество Красного Креста. С годами Российское общество Красного Креста стало одним из самых мощных в мире, не только по своему общественному влиянию, обусловленному тем, что в нём были широко представлены члены императорской фамилии, но и, в равной степени, по своим финансовым средствам (месячный бюджет РОКК достигал 18 миллионов рублей).С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. Отряды общества работали на полях сражений в период франко-прусской войны (1870-1871), войны Черногории и Сербии с Турцией(1976), сербо-болгарской (1885), греко-турецкой (1897) и других войн и конфликтов. Общество также предоставляло помощь другим национальным обществам, когда их страны оказывались в состоянии войны, как, например, Франция и Пруссия (1870-1871 гг.). Российское Общество Красного Креста ставило перед собой более широкие задачи, чем общества других стран. Устав РОКК, принятый в 1893 году, кроме помощи раненым на полях сражений во время войны, предусматривал также оказание помощи инвалидам войны и населению, пострадавшему от стихийных бедствий. В основу деятельности Общества был положен принцип полной самостоятельности в мирное время местных организаций, действующих в рамках Устава. Было достаточно пяти человек для создания такой организации - отделения Красного Креста. Сфера деятельности Общества постепенно расширилась и в его задачи вошло оказание помощи нуждающимся во время эпидемий, голода, пожаров и т.п. Центральным органом Красного Креста стало Главное управление, находившееся в Петербурге. Несмотря на некоторую аморфность Общества и его ориентацию исключительно на добровольные пожертвования и взносы, к началу 1900-х гг. насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей России. Именно начало ХХ в. стало расцветом Общества. Октябрьская революция и начавшаяся затем гражданская война принесли народам России суровые испытания. В этот период основным направлением в деятельности Советского Красного Креста стала помощь в борьбе с эпидемическими заболеваниями и голодом. Было сформировано и направлено на фронты 439 санитарных учреждений, в том числе санитарно-эпидемические отряды, пункты питания, госпитали. В период Великой Отечественной Войны Советский Красный Крест активной участвовал в организации донорского движения. В это движение было вовлечено 5,5 млн. человек, среди них было 90% женщин, на фронт было отправлено свыше двух миллионов литров донорской крови. В 1944 году Исполком СОКК и КП сформировал 30 санитарно-эпидемических отрядов, которые действовали в освобожденных районах Украины, Белоруссии, Молдавии. В послевоенное время Советский Красный Крест, верный своему долгу, приходил на помощь народам зарубежных стран в ликвидации опасных инфекционных заболеваний, организации лечебных учреждений и развитии национального здравоохранения. С 1991 года РКК развернул деятельность по оказанию помощи уязвимым и незащищённым слоям населения России. 20 июля 1996 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О государственной поддержке Российского Общества Красного Креста, а 27 декабря того же года было принято Постановление Государственной Думы РФ «О государственной поддержке Российского Общества Красного Креста». В 62 регионах России за последние четыре года успешно действовало более 50 совместных федеральных гуманитарных программ. В результате более 10 миллионов наших соотечественников (вынужденных мигрантов, одиноких престарелых людей, людей с ограниченными физическими возможностями, детей из многодетных и неполных семей, сирот, бездомных, безработных) были накормлены, одеты, обуты, получили медицинскую помощь, бесплатные правовые консультации, психологическую поддержку.Благодаря масштабам своей работы, глобальной сети региональных отделений, обширным международным связям и признанию населения, в настоящее время Российский Красный Крест является ведущей среди неправительственных организаций, занимающихся гуманитарной деятельностью на территории Российской Федерации.

 

Международный красный крест

В 1859 г. Дюнан организовал отряд добровольцев для помощи жертвам кровавой битвы при Сольферино (Северная Италия), где участвовало 160 тыс. франко-итальянских солдат и столько же австрийских. Дюнану удалось спасти многих раненых, для которых он нашел пищу, воду и уход. В Женеве в 1863 году состоялась Международная конференция, которая пыталась найти решение проблемы малой эффективности работы армейских санитарных служб на поле боя. В 1864 году принята первая из Женевских конвенций и красный крест признан Дипломатической конференцией в качестве отличительного знака медицинских служб вооружённых сил. Международный комитет Красного Креста (МККК) видит свою задачу в том, чтобы предоставлять защиту и оказывать помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках. Принцип, которым руководствуется МККК, заключается в том, что даже война должна вестись в определённых рамках, накладывающих ограничения на методы и средства ведения военных действий и поведение воюющих сторон. Представительства организации, где в общей сложности работают более 12 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. В ситуациях вооружённых конфликтов МККК координирует деятельность национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и объединяющей их Международной Федерации. МККК успел проявить себя в русско-турецкой войне 1877 г., сербо-болгарской войне 1885 г. и Балканских войнах 1912...1913 гг. Многие национальные общества Красного Креста были созданы в это время. Например, американский Красный Крест основан в 1881 г. Кларой Бартон, которая была его первым председателем вплоть до 1904 г. Однако всю важность работы Красного Креста показала первая мировая война. С началом войны в августе 1914 г. МККК уведомил национальные общества Красного Креста о сборе писем и посылок для военнопленных. В Женеве было организовано Агентство информации и помощи пленным всех стран, где работало 8 добровольцев. Деятельность МККК в 1917 г. была отмечена Нобелевской премией мира – единственной в годы первой мировой войны. В 1919 г. национальные общества Красного Креста, до сих пор работавшие независимо, создали Лигу обществ Красного Креста (ныне Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца), цель которой состояла в координации усилий и распространении помощи на жертвы стихийных бедствий. С тех пор МККК, Лига обществ Красного Креста и национальные общества выступали под собирательным названием Международный Красный Крест. В 1986 г. принято новое название – Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. В период между двумя мировыми войнами МККК совершенствовал законы, запрещающие задержание военнопленных. Ему принадлежит заслуга ратификации Конвенции о военнопленных в 1929 г. всеми крупнейшими державами, кроме Японии и СССР. МККК стремился облегчить участь пострадавших во время итало-эфиопской войны 1935 г. и гражданской войны в Испании, начавшейся в 1936 г. С началом второй мировой войны в 1939 г. МККК организовал центральное агентство по делам военнопленных..

 

32. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии.

Названное ведомство возникло 12 ноября 1796г., когда супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла на себя руководство Обществом благородных девиц и его мещанским отделением. Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носило чисто образовательный характер, однако в мае 1797г. Мария Федоровна приняла на себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и коммерческим училищем.

Именно тогда императрица обратила свое внимание на ужасающее положение с младенческой смертностью в воспитательных домах (так, за весь период существования столичных домов из 65 тыс. младенцев в живых осталось лишь около 7 тыс.). Сделав вывод, что одной из причин смертности является теснота помещений, по ходатайству императрицы Петербургский воспитательный дом был переведен в более обширное здание, к которому вскоре был прикуплен еще один дом. Последовали изменения и в руководстве Домов. Были преобразованы Опекунские советы, причем каждый из опекунов нес личную ответственность за какую-либо из частей Воспитательного дома. Опекунами император назначал лиц «высокого и знатного круга». Отмечалось, что они должны были работать «без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству».

Благотворительная деятельность Марии Федоровны становилась все более обширной. В 1798-1802 гг. на ее средства в столицах были основаны женские училища Ордена св. Екатерины (для девочек из мещанских и купеческих семей). В 1801г. на ее иждивение поступила Павловская больница; в 1802г.-- открылся еще один воспи-тательный дом в Гатчине (здание было подарено уральским заводчиком Николаем Никитичем Демидовым); в 1803г. в Москве и Петербурге открылись так называемые «Вдовьи дома» (богадельни для неимущих вдов военных и гражданских чиновников). Тогда же в столицах были открыты больницы для бедных (на 200 мест каждая).

В 1806г. на средства Марии Федоровны в Павловске открылось первое в России училище для глухонемых детей (причем в 1816г. императрица внесла 156 тыс. рублей на содержание в нем пансионеров ее имени), переехавшее в 1810г. в Санкт-Петербург. В 1807г. под покровительство Марии Федоровны перешло военно-сиротское отделение (впоследствии - Павловский институт). В 1811г. в Петербурге был открыто первое в России «повивальное училище» для подготовки квалифицированных акушерок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.9 (0.034 с.)