Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление медицинской помощи в России.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Становление медицинской помощи в России. Земская медицина возникла в эпоху реформ Александра II. Фактически началом данного периода было введение земского положения в 34 губерниях в 1864г. Призрение общественное может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, например уже в эпоху, описываемую Гомером, и впоследствии возведенное в религиозную обязанность. От милостыни общественное П. отличается организацией, мотивами и целями. Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Продолжая борьбу с профессиональным нищенством и бродяжничеством, Екатерина II законодательными актами несколько уменьшила суровость репрессивных мер, применявшихся в петровское время. К нищим стали относиться более гуманно и дифференцированно, на них начинают смотреть не только как на злостных ленивцев, но и как на несчастных жертв неблагоприятных условий существования. Поэтому Екатерина II вместо телесных наказаний, практиковавшихся при Петре I, вводит систему принудительного труда и трудового призрения нищих. В 1775 году появились первые работные дома, находящиеся в ведении полиции, для праздношатающихся или занимающихся нищенским промыслом. Основные подходы к общественному призрению Ф. Салтыков брал из практики английского законодательства викторианской эпохи, когда ведущей формой призрения являлся приход. Ориентация на более раннюю практику английского призрения XVII столетия связана с тем, что государство не могло себе позволить из-за бюджетного дефицита и отсутствия целенаправленных финансовых источников для различных форм призрения более передовые цивилизационные способы поддержки (общественный налог на бедных, институты открытого и закрытого призрения). Поэтому секуляризацию монастырских хозяйств в России и их реорганизацию предполагалось проводить в русле западноевропейского опыта, но с учетом российской специфики. Ф. Салтыков предложил сирот и нищих от «самыхъ младенческих лет до двадцать лет» во всем государстве обустраивать в церковные приходы и возложить на них призрение за нуждающимися. Значит, нужно было строить дополнительно «кельи» при церквах, в которых содержались бы сироты и нищие. Предполагалось, что на приход из 200-300 человек должно приходится не более 3-4 нищих, за которыми будут закреплены «к смотрению» церковные старосты, определенная комиссия, состоящая из «лутчих и богатых люди» и двух-трех его помощников. Приходы должны были обеспечить для сирот и нищих «пищу и платье сиротское», «постели и тепло». Финансирование предполагалось за счет приходов, а церковным старостам разрешалось для содержания нищих и сирот, их «питалища и в прочих потреб» в воскресные дни после обедни «ходить с блюдом и просить милостыню». Следуя традициям «трудовой помощи», заложенной еще в Стоглаве, автор предлагает, чтобы «увечные без одной руки или ноги, или без обоих, или иные какие увечья, но только они некоторую бодрость и здравие тела имеют» смотрели бы за малолетними и больными и тем самым отрабатывали свой хлеб прихожанам. Особые мероприятия предусматривались для организации и попечения «зазорных» младенцев, сирот; если «вдова или девка обрюхает и родит», то отец ребенка должен «питать его до самого возраста», совершеннолетия. В том случае, если «отец мощь» такую не имеет, то младенца отдавали в приход, а с отца необходимо брать от 2 до 5 р. Сироты, поступая в приход, должны не только находиться на его иждивении, но и обучаться «словесному, читать и писать». В профессиональном воспитании сирот виделось не только одно из средств ликвидации нищенства, «они из нищеты своей пройдут в нарочитое состояние», но и подготовки для государственных нужд «рачительных людей», приносящих прибыль государству. В целом же проект Ф. Салтыкова по многим аспектам совпадает с проектом 1682 г., но в отличие от своего «предшественника» он не предлагает оперативных решений по локализации всех форм профессионального нищенства, а строит стратегию помощи, исходя из дальних перспектив. Несколько в ином ключе организация общественного призрения виделась Алексею Курбатову. В своем проекте он предлагает организовать специальный «кабинет-коллегиум», который наряду с другими вопросами занимался бы проблемами общественного призрения. При этом он использует как догматический, христианский опыт, так и опыт «попечения» европейских государств. «Божие милосердие» в рамках государственного попечения им предлагалось осуществлять над «колодниками», сидящими по тюрьмам. «Кабинет-коллегиум» должен разбираться с запросами нуждающихся в тюрьмах, определением среди них «невинно страждущих». В деле организации призрения нищих и предохранительных мер по предотвращению нищенства А. Курбатов предлагал ряд мероприятий административного характера, связанных с законодательными регламентациями. С этой целью необходимо было издать ряд указов о том, чтобы в «городах всего государства» построить госпитали для «больных, раненых солдат, бедных, бездомовых людей». Не оставалась без контроля и церковь, если она имела «достаток», то обязана была строить «каменные щпитали» «ради больных и нищих». Однако государство должно разрешить церкви в случае необходимости использовать дополнительные финансовые средства «из наема» торговых лавок и погребов. В проекте о Кабинет-коллегиуме А. Курбатова просматриваются первые шаги в области государственного администрирования, когда дело общественного призрения должно было контролироваться и осуществляться непосредственно государственной властью. В начале 19 века получили развитие демократические формы земского самоуправления. В этих условиях возвратились к жизни общественные формы социальной помощи нуждающимся, ростки которых начали пробиваться еще в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в.. На этом принципе действовало Благотворительное общество 1837 года, Дамское попечительство о бедных, Братолюбивое общество, Общество поощрения трудолюбия, а также возрожденные в 1860-х годах церковно-приходские попечительства.
Сравнивая приказную и земскую системы призрения, нужно отметить, что земская система являлась более мобильной и имела разветвленную сеть услуг. Земские учреждения брали на себя призрение незаконнорожденных детей, подкидышей. Здесь не существовало какой-либо единой системы. Во многих губерниях патронаж осуществляли земские врачи, учителя и священники совместно с полицией. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патронажа: кормление на дому матерью, отдача на вскармливание, воспитание, обучение мастерам, содержание в семье школьников, отдача в услужение на началах семейного призрения. Призрение и воспитание детей не ограничивается только организацией учреждений такого вида. Безнадзорность детей, имеющих родителей, которые в силу производственных или иных забот вынуждены оставлять их одних, вызывали к жизни такие формы призрения, как бесплатные колыбельни, ясли и др. Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, но при выдаче пособий создавались специальные фонды отдельно для ремесленников, дряхлых и больных, бедных женщин, учителей и учительниц и т. д. Из общей массы выделялись профессиональные нищие, с которыми проводили специальную работу. Не менее важную работу вели по профилактике обнищания. С этой целью создавали ссудно-благотворительные капиталы, эмеритальные кассы. Их деятельность направлялась на поддержку переселенцев, на ремонт и постройку домов, квартир. Благотворительные капиталы создавались для уплаты налогов недоимщиков с целью предупреждения их разорения. Эмеритальные кассы выплачивали пенсии земским служащим (что особенно важно было для сельских учителей), а также в случае смерти служащего – его семье, детям. Все это было возможно благодаря тому, что земство взяло на себя работу по организации медицинской помощи, оставив гражданскому самоуправлению, сословным обществам, частным лицам вопросы общественного призрения. Кроме того, земства осуществляли выдачу единовременных пособий к различным праздникам (Рождеству, Пасхе), вносили плату за обучение студентов в гимназиях. Бродяги и ссыльные также призревались земскими учреждениями и приказами общественного призрения. Однако финансирование общественного призрения даже земствами в губерниях было незначительным. Среди различных источников финансирования общественного призрения можно выделить такие: начеты и взыскания, капиталы особого назначения, судебные сборы, поступления. Главным являлось обложение недвижимых имуществ. Однако жесткое фиксирование земских сборов с недвижимости не давало возможности увеличения сборов на общественное призрение. Волостное и сельское призрение как самостоятельные сферы общественного призрения также имели свою специфику. Общинный быт и значительная доля крестьянского населения требовали определенных мер в области общественного призрения. Российская империя – страна крестьянская, поэтому сельское и волостное призрение играло существенную роль в деле общественного призрения. Однако законодательство закрепило за ними архаические способы помощи. Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если родственников не было, то они призревались за счет крестьянской общины, что составляло мирскую повинность. В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи: поочередное кормление на дому, денежные пособия, милостыня. Что касается детей, то здесь дело было поставлено лучше: организовывались ясли-приюты, чтобы дети не отвлекали родителей в трудовой период. Таким образом, основными формами общественного призрения в сельской местности являлись: натуральные пособия (хлеб, соль, зерно), общинное или родственное призрение, добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милостыня), помещение за счет общества в учреждения призрения, освобождение от платежей и распределение их на общество, помощь в полевых работах. Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты. Освобожденное крестьянство подается в город, чтобы получить работу, намечаются тенденции роста промышленного капитала. Растут города. Однако урбанизация несла в себе не только положительное, но и отрицательное начало. Возникали социальные проблемы: высокая плата за жилье, безработица и т. д. Происходит рост различных форм социальной патологии: профессионального нищенства, проституции, детской безнадзорности. Городские учреждения общественного призрения представляли достаточно разветвленную сеть общественной помощи и поддержки. Какой-либо единой схемы не было, так как общественное призрение было связано с городским самоуправлением и частной инициативой. Однако можно выделить общие черты в городском общественном призрении: раздача денежных пособий, плата за лечение, деятельность по локализации проблем социальной патологии, призрение детства. Несмотря на то, что единой схемы городского призрения не существовало, можно выделить и другую закономерность. Как только появлялась частная инициатива в создании какой-либо формы общественного призрения, она достаточно быстро получала распространение и в других городах. Инициатива распространялась снизу, а затем закреплялась в виде постановлений и указов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.016 с.) |