Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава1. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте

Поиск

Песенко, Г.Г.

Основы санитарно-эпидемического режима в учреждениях здравоохранения: методические рекомендации по учебной дисциплине «Сестринское дело и манипуляционная техника» для преподавателей и учащихся специальностей 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»: В 2 ч. Ч.1/Г.Г. Песенко, Т.Ф. Атрощенко, Е.Г. Красовская.-Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский колледж», 2013.-49с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для проведения учебных занятий по дисциплине «Сестринское дело и манипуляционная техника», для самостоятельной подготовки учащихся к учебным занятиям, экзаменам

 

 

Рассмотрено цикловой комиссией сестринского дела

и манипуляционной техники

 

Протокол № от «» 2013 г.


Содержание

Введение  
Глава 1. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте  
1.1.Требования по соблюдению мер безопасности на рабочем месте  
1.2.Обработка кожи рук медицинского персонала  
1.3.Состав аптечки для экстренной медицинской помощи при аварийной ситуации, сопровождающейся нарушением целостности кожных покровов, попаданием биологического материала на слизистые  
1.4.Алгоритм действий при ранениях, контактах с кровью, другими биологическими материалами пациента  
1.5.Состав аптечки при работе с дезинфицирующими средствами  
1.6.Регистрация аварий и наблюдение за пострадавшими  
1.7.Алгоритм действий при попадании дезинфицирующего раствора  
1.8.Алгоритм действий при проведении мероприятий по снижению содержания ртути в воздухе при аварийной ситуации  
Глава 2. Дезинфекция изделий медицинского назначения, поверхностей и предметов ухода растворами дезинфектантов  
2.1.Концентрация рабочих растворов.  
2.2.Таблица приготовления рабочих растворов средств дезинфекции  
2.3.Дезинфекция предметов медицинского назначения и ухода  
Глава 3. Группы медицинских отходов,  
3.1.Классификация медицинских отходов по группам  
3.2.Маркировка емкостей для медицинских отходов  
Глава 4. Мероприятия, проводимые при педикулезе  
4.1. Препараты для обработки при педикулезе  
4.2. Состав противопедикулезной укладки  
4.3. Алгоритм выполнения манипуляции при головном педикулезе  
4.4.Алгоритм выполнения манипуляции при лобковом педикулезе  
Глава 5. Мероприятия при проведении уборок в организациях здравоохранения  
5.1.Алгоритм проведения генеральной уборки в операционных блоках, перевязочных, процедурных кабинетах, ЦСО и других функциональных кабинетах и подразделениях, связанных с парентеральными вмешательствами  
5.2.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки процедурного кабинета  
5.3.Алгоритм проведения генеральной уборки палат  
5.4.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки палат  
5.5.Алгоритм обеззараживания одеял, подушек, матрацев  
5.6.Гигиенические требования к бельевому режиму в организациях здравоохранения  
5.7.Алгоритм проведения генеральной уборки столовой, раздаточной  
5.8.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки столовой, раздаточной  
5.9.Алгоритм проведения дезинфекции и мытья посуды  
5.10.Алгоритм проведения генеральной уборки туалетной комнаты  
5.11.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки туалетной комнаты  
Литература  

Введение

Освоение дисциплины «Сестринское дело и манипуляционная техника» в медицинском колледже начинается уже в первый год обучения, когда учащиеся еще не представляют себе, даже в общих чертах, требования, предъявляемые к выполнению своих профессиональных обязанностей и проблемы пациента в реальной жизни.

Знание санитарных норм, правил проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции в организациях здравоохранения – одна из основных обязанностей медицинской сестры.

Современный медицинский работник должен обладать не только глубокими и прочными теоретическими знаниями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, но и практическими навыками и умениями по их соблюдению.

Совершенствование и внесение дополнений и изменений в санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы по профилактике внутрибольничной инфекции в организациях здравоохранения требуют дальнейшего повышения качества подготовки профессионально компетентных специалистов.

Вместе с тем, в связи с совершенствованием требований к сестринскому делу и манипуляционной технике в процессе обучения и в практическом применении навыков и умений, возникла потребность в выработке данных методических рекомендаций. Это позволит повысить ответственность будущих медицинских работников и определить качество сестринского обслуживания.

Методические рекомендации содержат фотографии, иллюстрирующие текст, что позволит учащимся глубже понять и запомнить учебный материал на уровне не только представления, но и осмысленного практического применения.

Методические рекомендации «Основы санитарно-эпидемического режима в учреждениях здравоохранения» могут быть использованы преподавателями дисциплины «Сестринское дело и манипуляционная техника» в организации учебных занятий, а также учащимися для самостоятельной подготовки к учебным занятиям и экзаменам.

При написании данных методических рекомендаций авторы руководствовались законодательными актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь и опирались на собственный педагогический и клинический опыт, использовали материалы ранее изданных учебных пособий, а также опыт преподавателей и работников практического здравоохранения.


Состав аптечки для экстренной медицинской

Помощи при аварийной ситуации, сопровождающейся

Нарушением целостности кожных покровов,

Алгоритм действий при ранениях, контактах

Регистрация аварий и наблюдение за пострадавшими

 

1. Регистрации в журнале учета аварий подлежат аварийные ситуации, связанные с попаданием большого количества крови или другого биологического материала на обширную раневую поверхность или слизистую. В случае выявления у медицинского работника ВИЧ-инфекции, на основании этих и других данных будет решаться, является ли заражение профессиональным.

2. В журнале записываются следующие данные (см.таблицу 1).

3. О происшедшей аварии и проведенных в связи с этим мероприятиях, немедленно сообщают руководителю учреждения и председателю комиссии по внутрибольничным инфекциям. Результаты обследования медицинских работников на ВИЧ-инфекцию являются строго конфиденциальными.

4. Первое обследование проводится непосредственно после аварии. Положительный результат будет свидетельствовать о том, что работник инфицирован, и авария не является причиной профессионального заражения. Если результат отрицательный, повторное обследование проводится через 3, 6 месяцев. Проведение лабораторного обследования работника организации здравоохранения и пациента на маркеры ПВГ в случае получения первого отрицательного результата проводится через 3, 6, 12 месяцев.

5. Сотруднику на период наблюдения запрещается сдача донорской крови, женщинам рекомендуется избегать беременности.


 

Состав аптечки при работе

Алгоритм действий при попадании

Дезинфицирующего раствора

К работе со средствами дезинфекции допускаются лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний к работе с ними по результатам предварительного медицинского обследования и прошедшие вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам и методам работы с препаратами. К работе не допускаются беременные и кормящие женщины.

При любой степени отравления любым препаратом пострадавшему оказывается первая доврачебная помощь по принципу само- или взаимопомощи.

1. При попадании на кожу немедленно смыть струей проточной воды с мылом,

2. При попадании в глаза немедленно промыть проточной водой в течение 15 минут, обратиться к окулисту.

3. При попадании в дыхательные пути:

· удалить пострадавшего из помещения на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение;

· прополоскать рот и носоглотку водой;

· рекомендуется прием теплого молока с питьевой содой или боржомом;

· по показаниям - сердечные, успокаивающие, противокашлевые средства, вдыхание кислорода. В тяжелых случаях - госпитализация.

4. При попадании в желудок:

· промыть желудок 2% раствором соды (гипосульфита);

· необходимо выпить белоксодержащую жидкость (молоко), обратиться к врачу.

При аварийной ситуации

При возникновении аварийной ситуации, сопровождающейся распространением ртути в помещении, медицинский работник обязан:

1. Собрать разлившуюся ртуть резиновой грушей либо ватным тампоном в имеющуюся для этого банку (сбор ртути производится в перчатках, маске).

2. Залить собранную ртуть 3% раствором перманганата калия (КМnО4).

3. Обработать загрязненные поверхности (каждую отдельной ветошью) с 3% раствором перманганата калия (КМnО4).

4. После выполнения работы перчатки, груша обрабатываются 3% раствором перманганата калия (КМnО4).

5. Для контроля качества демеркуризационных работ на очищенную поверхность выкладывают лакмусовые бумажки сроком не менее 12 часов. При изменении цвета (указывающего на наличие ртути) обработка производится повторно.

6. Собранную ртуть отнести в помещение, выделенное для ее хранения с последующей утилизацией. О происшествии докладывается главной сестре учреждения.

Оборудование:

· емкость для приготовления 3% раствора перманганата калия (КМnО4)-150мл

· КМnО4 0,5 г (порошкообразный);

· резиновый баллончик для сбора ртути;

· емкость для сбора ртути;

· емкость с раствором КМnО4для промывания резинового баллончика после сбора ртути.

Дезинфектантов

 

Дезинфекция(обеззараживание) – совокупность способов полного, частичного или селективного (избирательного) уничтожения потенциально патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды в целях разрыва путей передачи возбудителей инфекционных заболеваний от источников инфекции к восприимчивым людям.

Различают два вида дезинфекции: профилактическую и очаговую. Профилактическая дезинфекция проводится независимо от наличия инфекционных заболеваний в целях их предупреждения. Очаговая дезинфекция осуществляется в очаге инфекции и может быть текущей и заключительной. Текущая дезинфекция необходима для уничтожения возбудителей болезни, дезинфекции подвергается все, что окружает пациента. Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации пациента, выздоровления в целях освобождения очага инфекции от возбудителя в первые 6-12 часов.

 

Существует несколько способов дезинфекции:

· механическая дезинфекция – проветривание, влажная уборка помещений, стирка белья, мытье рук;

· физическая дезинфекция – воздействие ультра-фиолетовыми лучами, высушивание, сжигание, прокаливание, кипячение, воздействие водяным паром под давлением;

· химическая дезинфекция – уничтожение патогенных микроорганизмов химическими средствами.


Таблица приготовления рабочих растворов

Средств дезинфекции, мл

 

% л 0,1 0,25 0,5 1,0 1,5 2,0 3,0 4,0 5,0 10,0
    2,5                
                     
    7,5                
                     
    12,5                
                     
    17,5                
                     
    22,5                
                     
    37,5                
                     

 

Примечание.

Все виды работ, связанные с дезинфекционными средствами, проводятся обязательно в спецодежде и с использованием средств индивидуальной защиты, а также соблюдением мер предосторожности, изложенных в инструкциях по применению конкретного препарата.


При головном педикулезе

 

Показания:

профилактические и дезинсекционные мероприятия.

Противопоказания:

индивидуальная непереносимость препарата.

1. Провести беседу с пациентом, объяснить пациенту необходимость и последовательность предстоящей процедуры, получить согласие на проведение манипуляции;

2. Надеть дополнительный халат, средства индивидуальной защиты;

3. Усадить пациента (если позволяет его состояние) на кушетку, накрытую клеенкой, покройте его клеенчатой пелериной;

4. Обработать волосы пациента при помощи тампона противопедикулезным средством;

5. Покрыть волосы клеенчатой косынкой, затем тканевой, выдержите препарат согласно времени, указанного в инструкции по применению препарата;

6. Промыть волосы теплой водой с использованием мыла или шампуня, просушить волосы;

7. Провести вычесывание частым гребнем в течение 10-15 минут;

8. Белье пациента сложить в мешок для отправки в дезинфекционную камеру (как и дополнительный халат медсестры);

9. Снять перчатки, вымыть руки;

10. На титульном листе медицинской карты стационарного пациента сделать отметку о выявленном педикулезе «Р»;

11. Заполнить экстренное извещение (Ф-058/У) и сообщите в ЦГиЭ по телефону;

12. Зарегистрировать выявленный педикулез в «Журнал учета инфекционных заболеваний» (Ф-060/У).

 

 

Уборки палат

 

1. Работники должны быть одеты в специально выделенную СГО и использовать средства индивидуальной защиты;

2. Влажная уборка поверхностей проводится растворами моющих средств в последовательности: потолок, окна и подоконники, стены и двери – сверху вниз, оборудование, пол – от дальней стены к выходу;

3. Смывание нанесенных моющих средств осуществляется водопроводной водой с использованием ветоши;

4. Дезинфекция стен, подоконников, пола, оборудования, мебели проводится химическими средствами дезинфекции в соответствии с инструкциями по их применению (экспозиция при генеральной уборке);

5. Смена СГО и защитных перчаток на чистые проводится работниками перед этапом смывания нанесенных химических средств дезинфекции;

6. Смывание химических средств дезинфекции проводится водопроводной водой с использованием ветоши;

7. Проветривание палаты в течение 30 минут.

8. Зафиксируйте время проведения генеральной уборки и использованный дезинфектант.

 

Примечание

1. При проведении генеральной уборки можно использовать современные дезинфицирующие средства как моющее средство, так как в своем составе содержит моющее средство.

2. В палатах хирургического профиля после дезинфекции включают бактерицидную лампу на 1 час, предварительно обработав корпус дезинфектантом, а горелку - 70% спиртом.

 

 

Алгоритм проведения текущей

ежедневной уборки палат

1. В палатах для пациентов терапевтического профиля ежедневная текущая уборка проводится не реже 2 раз в день.

2. Работники должны быть одеты в специально выделенную СГО и использовать средства индивидуальной защиты.

3. Влажная уборка всех поверхностей проводится растворами моющих средств в последовательности: подоконники, стены (на высоту вытянутой руки), двери – сверху вниз, пол – от дальней стены к выходу;

4. Смывание нанесенных моющих средств осуществляется водопроводной водой с использованием ветоши;

5. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться проветривание палаты (не менее 15 минут).

Примечание.

1. В палатах хирургического профиля текущая ежедневная уборка проводится не реже трех раз в сутки с использованием химических средств дезинфекции.

2. После проведения ежедневной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды (один раз в сутки).

3. После смены белья все поверхности и пол протираются современным дезинфицирующим средством, разрешенным к применению в присутствии пациентов.

 

И мытья посуды

Мытье столовой посуды ручным способом должно производиться в следующем порядке:

1. Механическое удаление остатков пищи;

2. Мытье в первой секции ванны в воде с добавлением моющих средств (температуры воды не ниже 400С);

3. Мытье во второй секции ванны с добавлением моющих средств в два раза меньше, чем в первой ванне (температуры воды не ниже 400С);

4. Ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей проточной водой (температуры воды не ниже 650С);

5. Просушивание столовой посуды на решетчатых полках и стеллажах;

6. В конце рабочего дня проводится обработка всей посуды, приборов средствами дезинфекции, разрешенными к применению в РБ, в соответствии с инструкцией по их применению;

7. После дезинфекции посуда ополаскивается проточной водой;

8. Чистая столовая посуда хранится в закрытых шкафах или на решетках.

9. Для мытья посуды должен использоваться специализированный инвентарь, который после окончания работы очищается и замачивается в горячей воде при температуре не ниже 450С с добавлением моющих средств, обрабатывается средствами дезинфекции, промывается проточной водой, просушивается и хранится в специально выделенном месте.

 

Примечание.

Механическая мойка посуды посудомоечными машинами производится в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, после механического удаления остатков пищи.


Уборки туалетной комнаты

Генеральная уборка проводится не реже одного раза в семь дней:

При проведении генеральной уборки должны соблюдаться следующие требования:

1. Работники должны быть одеты в специально выделенную СГО и использовать средства индивидуальной защиты;

2. Должен использоваться отдельный уборочный инвентарь, имеющий четкую маркировку;

3. Должна использоваться одноразовая или продезинфицированная ветошь;

4. Умывальники, унитазы, писсуары, биде моются моющим средством или средствами бытовой химии («Блеск», «Дезус», «Санитарный» и др.).

5. Все поверхности и пол обрабатываются моющим средством;

6. Смывание нанесенных моющих средств осуществляется водопроводной водой с использованием ветоши;

7. Дезинфекция поверхностей и оборудования проводится химическими средствами дезинфекции в соответствии с инструкциями по их применению (по истечении экспозиции дезсредство смывается);

8. Помещение проветривается.

 

Примечание.

При проведении уборок помещений в организациях здравоохранения не должны использоваться порошкообразные синтетические моющие средства.

 

 

Алгоритм проведения текущей

Литература

 

1. Закон Республик Беларусь «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека» №345-З от 07.01.2012 г.

 

2. Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения»: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 9 авг. 2010 г., № 109

 

3. О внесении дополнений и изменений в Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию организаций здравоохранения и к проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 109: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 21 марта 2011 г., № 19

 

4. Об утверждении санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения вирусных гепатитов»: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь,06 февр. 2013 г., № 11

 

5. Об утверждении Санитарных правил и норм «Правила обращения с медицинскими отходами»: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 20 окт. 2005 г., № 147

 

6. Об утверждении инструкции «О порядке приобретения, хранения, реализации и использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях»: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 28 дек. 2004 г., № 51

 

7. Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемические требования для торговых объектов общественного питания» и признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 июня 2009 г. № 84 и от 1 сентября 2010 г. №118: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 15 авг. 2012 г., №128

 

8. О проведении дезинфекции и стерилизации учреждениями здравоохранения: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 25 нояб. 2002 г., № 165

 

9. О пересмотре ведомственных нормативных актов, регламентирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 16 дек. 1998 г., № 351

 

10. Обуховец, Т.П. Основы сестринского дела /Т.П.Обуховец. – Ростов н/Д., «Феникс», 2005г.

 

11. Яромич, И.В. Сестринское дело и манипуляционная техника / И.В. Яромич. – Минск: «Вышэйшая школа». - 2006г.


 

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

 

Песенко Галина Григорьевна

Атрощенко Тамара Федоровна

Красовская Елена Григорьевна

 

ОСНОВЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

методические рекомендации для преподавателей и учащихся, обучающихся

по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело»

 

 

Песенко, Г.Г.

Основы санитарно-эпидемического режима в учреждениях здравоохранения: методические рекомендации по учебной дисциплине «Сестринское дело и манипуляционная техника» для преподавателей и учащихся специальностей 2-79 01 31 «Сестринское дело», 2-79 01 01 «Лечебное дело»: В 2 ч. Ч.1/Г.Г. Песенко, Т.Ф. Атрощенко, Е.Г. Красовская.-Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский колледж», 2013.-49с.

 

 

Методические рекомендации предназначены для проведения учебных занятий по дисциплине «Сестринское дело и манипуляционная техника», для самостоятельной подготовки учащихся к учебным занятиям, экзаменам

 

 

Рассмотрено цикловой комиссией сестринского дела

и манипуляционной техники

 

Протокол № от «» 2013 г.


Содержание

Введение  
Глава 1. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте  
1.1.Требования по соблюдению мер безопасности на рабочем месте  
1.2.Обработка кожи рук медицинского персонала  
1.3.Состав аптечки для экстренной медицинской помощи при аварийной ситуации, сопровождающейся нарушением целостности кожных покровов, попаданием биологического материала на слизистые  
1.4.Алгоритм действий при ранениях, контактах с кровью, другими биологическими материалами пациента  
1.5.Состав аптечки при работе с дезинфицирующими средствами  
1.6.Регистрация аварий и наблюдение за пострадавшими  
1.7.Алгоритм действий при попадании дезинфицирующего раствора  
1.8.Алгоритм действий при проведении мероприятий по снижению содержания ртути в воздухе при аварийной ситуации  
Глава 2. Дезинфекция изделий медицинского назначения, поверхностей и предметов ухода растворами дезинфектантов  
2.1.Концентрация рабочих растворов.  
2.2.Таблица приготовления рабочих растворов средств дезинфекции  
2.3.Дезинфекция предметов медицинского назначения и ухода  
Глава 3. Группы медицинских отходов,  
3.1.Классификация медицинских отходов по группам  
3.2.Маркировка емкостей для медицинских отходов  
Глава 4. Мероприятия, проводимые при педикулезе  
4.1. Препараты для обработки при педикулезе  
4.2. Состав противопедикулезной укладки  
4.3. Алгоритм выполнения манипуляции при головном педикулезе  
4.4.Алгоритм выполнения манипуляции при лобковом педикулезе  
Глава 5. Мероприятия при проведении уборок в организациях здравоохранения  
5.1.Алгоритм проведения генеральной уборки в операционных блоках, перевязочных, процедурных кабинетах, ЦСО и других функциональных кабинетах и подразделениях, связанных с парентеральными вмешательствами  
5.2.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки процедурного кабинета  
5.3.Алгоритм проведения генеральной уборки палат  
5.4.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки палат  
5.5.Алгоритм обеззараживания одеял, подушек, матрацев  
5.6.Гигиенические требования к бельевому режиму в организациях здравоохранения  
5.7.Алгоритм проведения генеральной уборки столовой, раздаточной  
5.8.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки столовой, раздаточной  
5.9.Алгоритм проведения дезинфекции и мытья посуды  
5.10.Алгоритм проведения генеральной уборки туалетной комнаты  
5.11.Алгоритм проведения текущей ежедневной уборки туалетной комнаты  
Литература  

Введение

Освоение дисциплины «Сестринское дело и манипуляционная техника» в медицинском колледже начинается уже в первый год обучения, когда учащиеся еще не представляют себе, даже в общих чертах, требования, предъявляемые к выполнению своих профессиональных обязанностей и проблемы пациента в реальной жизни.

Знание санитарных норм, правил проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции в организациях здравоохранения – одна из основных обязанностей медицинской сестры.

Современный медицинский работник должен обладать не только глубокими и прочными теоретическими знаниями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, но и практическими навыками и умениями по их соблюдению.

Совершенствование и внесение дополнений и изменений в санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы по профилактике внутрибольничной инфекции в организациях здравоохранения требуют дальнейшего повышения качества подготовки профессионально компетентных специалистов.

Вместе с тем, в связи с совершенствованием требований к сестринскому делу и манипуляционной технике в процессе обучения и в практическом применении навыков и умений, возникла потребность в выработке данных методических рекомендаций. Это позволит повысить ответственность будущих медицинских работников и определить качество сестринского обслуживания.

Методические рекомендации содержат фотографии, иллюстрирующие текст, что позволит учащимся глубже понять и запомнить учебный материал на уровне не только представления, но и осмысленного практического применения.

Методические рекомендации «Основы санитарно-эпидемического режима в учреждениях здравоохранения» могут быть использованы преподавателями дисциплины «Сестринское дело и манипуляционная техника» в организации учебных занятий, а также учащимися для самостоятельной подготовки к учебным занятиям и экзаменам.

При написании данных методических рекомендаций авторы руководствовались законодательными актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь и опирались на собственный педагогический и клинический опыт, использовали материалы ранее изданных учебных пособий, а также опыт преподавателей и работников практического здравоохранения.


Глава1. Безопасность медицинской сестры на рабочем месте

 

Ежедневно медицинские работники имеют дело с огромным количеством химических препаратов, которые способны вызвать местные и общие изменения в организме. Химические препараты могут попадать в организм через дыхательные пути в виде пыли или паров, абсорбироваться через кожу, слизистые оболочки. Их воздействие может проявляться в виде кожных реакций, головокружения, головных болей.

Наиболее частыми проявлениями побочных действий химических препаратов, особенно среди медицинских сестер, является профессиональный дерматит. Медицинские сестры подвергаются такому риску из-за необходимости частого мытья рук, воздействия фармакологических препаратов, дезинфицирующих средств и даже резиновых перчаток.

Для того, чтобы свести к минимуму риск при работе медицинской сестры, необходимо:

· работать в защитной одежде (перчатках, халате, переднике, нарукавниках, щитках для глаз или защитных очках, маске, шапочке);

· проветривать соответствующим образом рабочее место, особенно в местах хранения, приготовления и применения химических препаратов;

· получать полную информацию о химических препаратах, с которыми приходится работать: название, торговое обозначение, вредные факторы, меры предосторожности при хранении и использовании.

 

 

1.1. Требования по соблюдению мер безопасности

на рабочем месте

1. Рабочее место обеспечивается выписками из инструктивно-методических документов, аптечками для проведения экстренной профилактики при аварийных ситуациях.

2. При проведении манипуляций, связанных с нарушением целостности кожных покровов, слизистых, а также не исключающих разбрызгивание биологических жидкостей при вскрытии трупов, проведении лабораторных исследований, обработке инструментария, белья, уборке и т.д., медработники и технический персонал должны использовать индивидуальные средства защиты (хирургический халат, маска, защитные очки или экран, непромокаемый фартук, нарукавники, перчатки), позволяющие избежать контакта крови, тканей, биологических жидкостей с кожными покровами и слизистыми персонала. Подход к использованию защитной одежды должен быть дифференцированным, учитывая степень риска инфицирования ВИЧ.

3. Медработники с травмами (ранами) на руках, экссудативным поражением кожи, мокнущими дерматитами отстраняются на время заболевания от медицинского обслуживания пациентов, контакта с предметами ухода за ними.

4. Медработники должны соблюдать меры предосторожности при выполнении манипуляций с режущими и колющими инструментами (иглы, скальпели, ножницы и т. п.). Любое повреждение кожи, слизистых, загрязнение их биологическими материалами пациентов при оказании им медицинской помощи должно квалифицироваться как возможный контакт с материалом, содержащим ВИЧ или другой агент инфекционного заболевания.

5. Во избежание ранений не допускается при заборе крови и других биологических жидкостей использование стеклянных предметов с отбитыми краями.

6. Недопустимо производить забор крови из вены через иглу непосредственно в пробирку.

7. Во избежание аварийных ситуаций любые емкости с кровью, другими биологическими жидкостями, тканями, кусочками органов сразу же на месте забора должны плотно закрываться резиновыми или пластмассовыми пробками и помещаться в контейнер.

8. В лечебных стационарах кровь и другие биоматериалы должны транспортироваться в штативах, помещенных в контейнеры, биксы или пеналы, на дно которых кладется 4-хслойная сухая салфетка (на случай боя посуды или случайного опрокидывания).

9. Не допускается транспортировка проб крови и других биоматериалов в картонных коробках, деревянных ящиках, полиэтиленовых пакетах.

10. Не допускается помещение бланков направлений или другой документации внутрь контейнера, бикса.

11. Удаляемые при операциях части органов костей, зубы, коронки зубов, использованные при оказании медицинской помощи материалы (инструменты однократного применения, бинты, вата, гипс, воск и т. д.), обеззараживаются.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.011 с.)