Медицинская защита населения и спасателей при ЧС» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинская защита населения и спасателей при ЧС»



ТЕМА № 4, 5 / 3

«Организация защиты населения в военное время и ЧС. Медицинское обеспечения населения при проведении мероприятий ГО.

Медицинская защита населения и спасателей при ЧС»

 

ЛЕКЦИЯ

 

Для студентов лечебного и педиатрического факультетов

 

 

обсуждена на заседании кафедры

«29» мая 2008г.

протокол № 10

 

 

 

ЯРОСЛАВЛЬ 2008г.

ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

ТЕМА № 5, 6 / 3 «Организация защиты населения в военное время и ЧС. Медицинское обеспечения населения при проведении мероприятий ГО. Медицинская защита населения и спасателей при ЧС»

Учебные цели:

  1. Дать студентам понятие о защите, принципах и способах защиты.
  2. Показать порядок действия населения при различных сигналах оповещения.
  3. Раскрыть суть основных способов защиты населения в ЧС и медицинского обеспечения населения при проведении мероприятий ГО.
  4. Раскрыть роль и значение медицинской защиты населения от ЧС.

Материальное обеспечение: Схемы, таблицы, плакаты, кодосхемы, светоскоп, оборудование класса.

Время: 2 часа (100 мин.)

Расчет учебного времени:

№№ п/п Содержание занятия Время (мин.) Примечание
I. Вступительная часть 3 мин.  
  II. Основная часть: 95 мин.  
1. Понятий о ЧС и катастрофе, их классификация, медико-санитарные последствия. 30 мин.  
  1. Определение, задачи, основные принципы построения и функционирования РСЧС.
20 мин.  
  1. Организационная структура РСЧС, ее силы и средства.
25 мин.  
  1. Режимы функционирования РСЧС, их содержание. Основные мероприятия проводимые РСЧС.
25 мин.  
III. Заключительная часть 2 мин.  

Литература для самостоятельной работы по теме лекции:

  1. «Медицина катастроф» Организационные вопросы. И.И. Сахно В.И. Сахно, 2002г.
  2. «Избранные лекции по медицине катастроф» под редакцией С.В. Трифонова М.2001г.
  3. «Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях» В.И. Сахно с соавторами. Учебное пособие С.Пб. 2003г.
  4. «Медицинская помощь при катастрофах» Х.А. Мусалатов М. 1994г.
  5. «Защита населения и территорий в ЧС» Фалеев М.И. г. Калуга 2001г.
  6. «Основные понятия и определения медицины катастроф» Словарь под редакцией С.Ф. Гончарова М. 1997г.

 

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК

А. Шабров

 

«27» мая 2008г.

Введение

В условиях возможного использования противником ОМП, а также при возникновении ряда ЧС мирного времени важное значение приобретает защита населения и территорий страны от воздействия поражающих факторов оружия, аварий и катастроф, а также обеспечение устойчивой работы объектов экономики и хозяйствования.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей РСЧС, органов государственной власти, ОИВ всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Основным объектом защиты является человек с его правом на жизнь и здоровье. Вместе с тем каждый человек должен сам заботится о собственной безопасности. Граждане РФ обязаны участвовать в мероприятиях по защите от ЧС и обучатся действиям в ЧС.

Вопрос № 1 «Определение, основные принципы и способы защиты. Мероприятия по защите населения. Сигналы оповещение населения».

Защита населения - это совокуп­ность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприя­тий, проведение которых предупреждает поражение населения (спасателей) от воздействия поражающих факторов ЧС (оружия) или максимально снижает поражающий эффект этого воздействия, тем самым сохраняется жизнь, здоровье и трудоспособность населения и спасателей.

Защита населенияявляется общегосударственной задачей и проводится на основании ФЗ № 28 от 1994года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и ряда других нормативных актов.

Защита строится на следующих организационных принципах:

• Всеобщность - защите подлежит все население РФ, а также иностран­ные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;

Заблаговременность подготовки – т.е. мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов;

Дифференцированный подход – а именно,характер и объеммероприятий по защите населения и территорий, планируются и осуществляются с учетом военного, экономического, оборонного и полити­ческого значения конкретных районов, городов и объектов экономики, природно-климатических и других условий;

Принцип разумной достаточности – т.е. объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности производства, состояния спасательных служб;

Рационального расходования ресурсов - имеющиеся и создаваемые здания, сооружения, техниче­ские средства, имущество эффективно используются по двойному назначению: с одной стороны в производственных интересах, с другой стороны в интересах защиты населе­ния.

Комплексность – т.е. от поражающих факторов ЧС и ССПП для защиты населения и спасателей одновременно или последовательно может использоваться несколько способов защиты.

Основные способы защиты населения:

1. Своевременное оповещение о ЧС или применении противником ССП.

2. Укрытие людей в защитных сооружениях.

3. Рассредоточение и эвакуация населения в безопасные районы.

4. Использование населением и спасателями ИСЗ, в том числе и МСИЗ.

Защита предусматривает подготовку и проведение следующих основных мероприятий, а именно:

1. Прогнозирование возможных ЧС и их последствия.

2. Непрерывное наблюдение и лабораторный контроль за состоянием окружающей внешней среды (за рад. хим. и бак. обстановкой).

3. Своевременное оповещение населения и информирование его об экстремальной ситуации и порядке действий.

4. Обеспечение населения СИЗ и МСИЗ.

5. Накопление фонда ЗС и укрытие населения в них.

6. Обучение населения способам защиты от вероятных поражающих факторов ЧС и ССП противника.

7. Планирование и проведение РЭН в безопасные районы,

8. Подготовка ЗЗ для приема и размещения эвакуируемого населения.

9. Обеспечение защиты продовольствия, воды и с/х продукции от заражения РВ, ОВ, БС.

10. Принятие мер по недопущению употребления населением зараженного продовольствия и воды.

11. Проведение специальных профилактических, санитарно– гигиенических и противоэпидемических мероприятий в том числе и режимных.

12. Применение спецрежимов поведения людей на зараженной территории.

 

Среди защитных мероприятий ГО, особо место занимает организация оповещение.

Оповещение - это экстренное доведение до органов управления, сил РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС или угрозе применении противником ОМП. Считается, что своевременное оповещение населения и возможность его укрытия за 10 – 15 минут после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении ССП с 85 до 4 – 7%.

Система оповещения создается заблаговременно, обеспечивает как централизованное, так и децентрализованное (локальное) оповещение населения. В настоящее время в стране действует: Федеральная; 6 - региональных; 89 - территориальных и 545 локальных систем оповещения (2005г.) (% обеспеченности на современный момент – 16%).

Основной способ оповещения – это передача информации ГО по техническим средствам связи и оповещения (радио и телевидение.

Сигналы оповещения ГО:

Звучание серен, гудков транспорта и предприятий – означает сигнал ГО «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Применяется для привлечения внимания населения. По этому сигналу следует немедленно включить, телевизор, радиоприемник с целью узнать, какая будет доведена дополнительная информация.

«ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА» - подается в случае непосредственной угрозы нападения противника (установлен факт пуска ракет, вылет авиации противника). Может подаваться короткими гудками. По этому сигналу население должно: выключить все приборы, потушить…, всять с собой…, и следовать в ближайшее убежище.

«ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ» - подается в случае ликвидации опасности нападения или после нападения противника. Длинные гудки.

«РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» - подается при установлении факта заражения местности РВ или подается в ЗЗ в направлении движения радиоактивного облака, где в ближайшее время (примерно в течении часа) предполагается выпадение радиоактивных осадков. При этой команде необходимо надеть ИСЗ органов дыхания, взять документы, запас воды и продуктов, медикаментов и других предметов первой необходимости и уйти в убежище и ПРУ, находится в них до особого распоряжения.

«ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА» - подается при угрозе или возможном уже применении противником ОВ или БС. По этому сигналу надо быстро надеть противогаз и средства защиты кожи и быстро укрыться в убежище или выйти из очага химического поражения в одну из сторон перпендикулярную направлению ветра.

Вопрос № 2 «Краткая характеристика способов защиты населения. Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи СИЗ».

2.1. Защитные сооружения ГО - это инженерные сооружения, специально предназначены для защиты населения, рабочих и служащих предприятий, техники и материальных ценностей от воздействия ССП противника, а также от поражающих факторов ЧС техногенного и природного характера.

Данные сооружения приводятся в готовность для приема ук­рываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на АС и ХОО содержатся в ПГ.

ЗС ГО разделяются на убежища, ПРУ и простейшие укрытия.

Убежище - это инженерное сооружение, обеспечивающее защиту укры­ваемых в нем людей от воздействия всех поражающих факторов ССП противника и ЧС.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это защитное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых от светового излучения, воздействия ударной волны малой мощности (до 0,2 кг/см2) и значительно ослабляющее воздействие проникающей радиации.

Простейшие укрытия - обеспечивают защи­ту укрываемых от летящих обломков, светового излучения, а также они снижают воздействие ионизирующего излучения и ударной волны. К ним относятся щели (открытые и перекрытые), траншеи, подземные переходы улиц и т.п.

Убежища и ПРУ при отсутствии ЧС используют­ся в хозяйственных целях, принцип двойного использования (склады, бытовые помещения, уч. классы).

1. От места расположения убежища бывают: встроенные и отдельно стоящие.

2. По условиям возведения: заблаговременно построенные и быстро возвод.

3. По вместимости: малые 150 - 600чел., средние до 2000чел., большие свыше 2000 чел., на предприятиях должны вмещать всю рабочею смену, для нетраспортабельных больных иметь вместимость 80 и более человек.

4. По степени защиты во фронте ударной волны убежища делят на пять классов: к первому классу относятся убежища, способные выдержать нагрузку 5 кг/см2 и более, к пятому классу - 0,5 кг/см2.

В убежищах предусматриваются следующие помещения:

1. Основные помещения: это отсеки для укрываемых, пункты управления, медицинские пункты.

2. Вспомогательные помещения: тамбуры-шлюзы, ФВ помещения, санузлы, электростанция, электрощитовая, кладовая для продуктов и др.

Во всех защитных сооружениях должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и требования, изложенные в «Санитарных правилах устройства и эксплуата­ции защитных сооружений ГО».

В убежище оборудуются различные системы жизнеобеспечения (вен­тиляция, электроснабжение, водоснабжение и канализация)

Убежище должно иметь те­лефонную связь и репродукторы, подключенные к радиотрансляционной сети.

Для медико-санитарного обеспечения в защитных сооружениях вместимостью до 600 чел. работают 2 сан. дружинницы, в сооружениях вместимостью до 2000 чел. предусмотрен СП (4 сан. дружинницы или 1 медсестра и 3 сан. ­дружинницы), при вместимости более 2000 чел. - врачебный МП (1 врач и 4 сан. дружинницы в смену при двухсменной работе). Для сан. поста необходима площадь не менее 2м2, для врачебного медицинского пункта - 9м2.

В городах для укрытия нетранспортабельных больных при больницах, имеющих убежища, развертываются стационары для нетранспортабельных. В них на каждые 50 коек положено 2 врача, 3 дежурные медсестры, 2 медсестры для операционно-перевязочной, 1 медсестра для процедурно-перевязочной и 4 санитарки. На каждые 50 последующих больных добавляется половина указанной численности персонала. Кроме того, выделяется технический персонал: 2 де­журных слесаря, 1 дизелист, 1 электрик, 1 буфетчица.

ПРУ по сравнению с убежищами оборуду­ются проще. ПРУ может быть размещено в специально оборудованном подвале, а при высоком уровне грунтовых вод - в цоколь­ных этажах зданий. Все ПРУ в зависимости от коэффици­ента ослабления делятся на три группы: к 1-й группе относятся с коэффициентом ослабления от 200 и выше, ко 2-й группе - от 100 до 200, к 3-й группе - от 50 до 100.

В ПРУ предусматривают основные и вспомогательные помещения. Основные: по­мещения для укрываемых людей, медицинского поста (МП). Вспомогательные: санузел, вентиляционная камера, комната для хранения загрязненной верхней одежды.

В сельской местности в ка­честве ПРУ используются погреба, подвалы, овощехранилища и силосные ямы.

Вентиляция ПРУ вместимостью до 50 чел. осуществляется ес­тественным проветриванием через приточный и вытяжной короба. Они должны иметь сверху козырьки, а внизу - плотно пригнан­ные задвижки.

Укрытия простейшего типа.

Щель может быть открытой или перекрытой. Вероятность поражения людей воз­душной ударной волной в открытой щели уменьшается в 1,5-2 раза, возможность облучения людей меньше в 2-3 раза. В перекрытой щели защита людей от светового излучения будет полной, воздействие от ударной волны ослабляется в 2,5-3 раза, а от проникающей радиации при толщине грунтовой обсыпки поверх перекрытия 60-70 см - в 200-300 раз.

Щели строятся силами населения. Первоначально создаются открытые щели глубиной 180-200 см, шириной 100-120 см, по дну - 80 см. В по­следующем они должны превращаться в перекрытые щели, а затем в ПРУ.

В простейших укрытиях следует находиться в СИЗ: в открытых - в защитной оде­жде и противогазах (респ.), в перекрытых - в противогазах (респираторах).

При следовании в ЗС необходимо иметь двухсут. запас продуктов, принадлежности туалета, необходимые лич­ные вещи, документы и СИЗ.

Вопрос № 3

«Медицинское обеспечения населения при проведении мероприятий ГО»

3.1. Ответственными за организацию РЭН являются начальники ГО субъектов РФ, городов, городских районов и сельских окру­гов, а за ее медицинское обеспечение в городах, отвечает НМС ГО города (городского района), в сельских районах – НМС ГО сельского района.

МСГО при проведении мероприятий ГО должна обеспечить в медицинском отношении:

1. Мероприятия при эвакуации населения из категорированных городов;

2. В пути следования при эвакуации;

3. Рабочих продолжающих свою рабочую деятельность в городах;

4. Нетраспортабельных больных.

Планируя и организуя медобеспечение населения в этот период НМС ГО города должен заранее располагать сведениями о количестве создаваемых СЭП, ПП и местах их развертывания, количестве эшелонов и пеших колонн, выделять силы и средства МС ГО для развертывания там МП за счет учреждений здравоохранения города (городского района).

НМС ГО сельского района должен знать количество и места дислокации ПВ, ППЭ и ПЭП для развертывания МП с целью медобеспечения населения, прибывающего из крупных городов в ходе эвакомероприятий. Он также осуществляет медобеспечение прибывающего населения в местах его размещения.

Задачами всех развертываемых МП являются:

- выявление заболевших, оказание им медпомощи, а при необходимости их госпитализация;

- выявление, временная изоляция и в последующем госпитализация инфекционных больных;

- выявление среди эвакуируемого населения мед.работников и привлечение их к медицинскому обеспечению населения;

- контроль за санитарным состоянием СЭП, ПП, ПВ, ППЭ, ПЭП, транспорта, а также районов временного размещения эвакуируемого населения;

- участие в проводимых п/эпидемических мероприятиях с целью предупреждения вспышек и распространения массовых инфек. заболеваний.

Больных, нуждающихся в стационарном лечении, эвакуируют из МП в ближайшие больницы ЗЗ, а нетранспортабельные доставляют в стационары для нетранспортабельных развертываемые в городе. Эвакуация заболевших в эти ЛПУ осуществляется бригадами станций скорой медпомощи, остающихся в городе до конца РЭН.

3.2. В каждой МП СЭП с пропускной способностью до 20000 чел./сутки выделяется один – два средних медработника на смену (12 ч.), с пропускной способностью свыше20000 чел./сутки выделяется врач, два средних медработника на смену (12 ч.). Медперсонал выделяется из МСЧ ОНХ или поликлинических учреждений городского района. Кроме того, каждому МП СЭП выделяется санитарная машина для эвакуации заболевших в ЛПУ. Медперсонал СЭП эвакуируется в ЗЗ в последнюю очередь.

В каждый МП ПП (вокзалы, пристани и др.) выделяется: один врач и два средних медработника на смену (12 ч.) за счет МСЧ МПС, ведомств речного, морского и воздушного флота, а при отсутствии ведомственных медучреждений за счет ближайших поликлинических учреждений города.

В пути следования медобеспечение эвакуируемых осуществляется за счет МСЧ эвакуируемых (рассредоточиваемых) ОНХ.

В каждый эшелон, пароход, выделяется один врач, одна – две медсестры с санитарными сумками. В железнодорожных эшелонах (в од­ном из вагонов) и на судах (в одной из кают) оборудуется медицинский пункт. При эвакуации на расстояния менее 300 км врач не выделяется. Оказание медпомощи заболевшим в пути следования осуществляется в медучреждениях здравоохранения. находящихся на маршрутах движения.

При эвакуации на автотранспорте медицинское обслуживание в пути следова­ния осуществляют организуемые местными органами здравоохранения ВМП (посты) в составе средних медицинских работников. Эти МП размещаются совместно с контрольно-пропускными пунктами служ­бы охраны общественного порядка на основных транспортных магистралях или (в зимнее время) при обогревательно-питательных пунктах.

При эвакуации населения пешим порядком на участках маршрута до ППЭ создаются 1 – 2 подвижных МП на автомашинах. Курсируя вдоль маршрута движения пеших колонн, подвижные МП оказывают заболевшим необходимую медпомощь и доставлять в ближайшие ЛУ или на ППЭ.

Первая помощь в пеших колоннах оказывается сандружинницами, выделяемыми в каждую колонну. Колонну из 500 – 1000 человек сопровождают 1 – 2 сандружиницы с санитарными сумками. Заболевшие или получившие травмы из числа эвакуируемых пешим порядком после оказания им сандружинницей первой медпомощи выносятся (выводятся) до места привала или заранее оговоренного места подхода транспорта.

В случае, если на маршруте эвакуации нет ЛПУ, в районе больших привалов следует развертывать временные медицинские пункты в составе 1-2 врачей, 2-3 медицинских сестер и 1-2 санитарок (сандружин­ниц).

Для медобеспечения населения, эвакуируемого в пеших колоннах, на ППЭ создается МП за счет ЛПУ сельского района. Выделяется врач, два средних медработника на смену, сантранспорт, необходимое имущество.

На ПВ за счет МС ГО сельского района создаются МП, на каждый из которых выделяются 1 – 2 средних медработника на смену (12 ч.) из ближайшего к месту высадки ЛПУ.

На каждом ПЭП организуется врачебный МП в составе: врач, два средних медработника на смену.

Медобеспечение эвакуируемого населения в местах его постоянного расселения организуется НМС ГО сельского района по участково – территориальному принципу исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 чел, в мирное время на 600 чел. - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в по­ликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работ­ника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

К работе также привлекаются силы и средства эвакуируемых в эти районы ЛПУ города, а для обеспечения медикаментами и предметами ухода учреждения медснабжения, прибывающие из крупных городов.

3.3. Медицинское обеспечение рабочих и служащих объектов промышленности продолжающих производственную деятельность организуется на объектах МСЧ предприятий. Сами МСЧ предприятий эвакуируются в ЗЗ, где осуществляются медобеспечение отдыхающих смен и членов их семей, а на предприятии в городе они развертывают МП для обеспечения работающих смен. МП развертывается в убежищах и обеспечиваются необходимым имуществом для оказания медпомощи заболевшим или получившим травму.

На каждые 2.5 тысячи работающих выделяется медперсонал в составе: врача и двух средних медработника на смену. Если в смене работающих менее 2.5 тыс. чел, для работы в МП выделяются 1 – 2 средних медработника.

Таким образом, за каждой работающей сменой закрепляется определенный медперсонал, который вместе с этой сменой прибывает в город и после окончания работы убывает для отдыха в ЗЗ. Кроме медперсонала, МП придается одна санитарная машина независимо от числа работающих. Возможно создание одного МП для медобеспечения рабочих и служащих двух или нескольких рядом расположенных объектов, если на каждом из них число работающих невелико. В этих случаях место размещения и количество выделяемого медперсонала, имущества и медтранспорта определяется НМС ГО городского района.

Основными задачами МП являются:

- оказание врачебной помощи заболевшим или получившим травмы во время работы и эвакуация их в случае необходимости в ЛУ ЗЗ или в стационары для нетранспортабельных больных;

- выявление, временная изоляция и госпитализация инфекц. больных;

- контроль за санитарным состоянием территории предприятий, цехов защитных сооружений, а также санитарно – гигиеническими условиями работы рабочих и служащих;

- организация работы СД, СП, имеющихся в каждой смене, по оказанию первой медицинской помощи пораженным при применении противником современных средств поражения.

3.4. На СЭП, ППЭ, ПЭП, ПП, ПВ, в пути сле­дования (транспортных средствах), в районах размещения организуются и проводятся санитарно-гигиенические и п/эпидемические мероприятия (более подробно в Т-10).

Вопрос № 4

Вопрос № 5

Заключение

В России решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС входит в полномочия РСЧС. Важнейшим фактором, влияющим на функционирование этой системы является уровень подготовки населения страны к действиям в условиях угрозы и развития чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и военного времени.

Наибольший эффект по защите населения в ЧС достигается при комплексном использовании средств коллективной и индивидуальной защиты, грамотном проведении профилактических мероприятий, четкой организации оповещения населения, проведения мероприятий по повышению устойчивой работы объектов и отраслей экономики, а также при своевременной организации мероприятий медицинской защиты.

 

Ст. преподаватель кафедры МПЗ и МК

А. Шабров

«27» мая 2008г.

 

ТЕМА № 4, 5 / 3

«Организация защиты населения в военное время и ЧС. Медицинское обеспечения населения при проведении мероприятий ГО.

Медицинская защита населения и спасателей при ЧС»

 

ЛЕКЦИЯ

 

Для студентов лечебного и педиатрического факультетов

 

 

обсуждена на заседании кафедры

«29» мая 2008г.

протокол № 10

 

 

 

ЯРОСЛАВЛЬ 2008г.

ПЛАН ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.101 с.)